Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1.Понятие, структура и виды политических систем общества5
2.Государство основной структурный элемент политической
системы общества
2.1. Понятие и сущность государства 17
2.2.Основные признаки и функции государства21
2.2.Место и роль государства в политической системе общест23
3.Государство и общественные организации25
Заключение31
Список использованных источников34
Введение
Вопрос о месте и роли государства в политической системе общества является очень важным и логически обоснованным в совре¬менной теории государства. И раскрытие этой темы надо начинать с понятия политической системы общества, а для этого надо прежде всего поразмышлять над тем, какова вообще структура общества.
Эта структура может быть представлена в виде различных взаимодействующих систем: политической, социальной, экономической, идеологичес¬кой, правовой и некоторых других. Эти системы складываются и существуют объективно. Они представляют органичное объединение различных социаль¬ных элементов, которые взаимосвязаны, имеют определенный характер этих взаимосвязей, их деятельность определяется целями, задачами и иными кри¬териями жизни общества. К этим элементам, образующим разные обществен¬ные системы, относятся социальные институты (государство, партии, церковь и т. п.), культурные пласты (идеологические, религиозные течения, традиции, язык и т. д.), экономические организации (предприятия, учреждения, органы экономического управления и т. п.), правовые установления (нормы, право¬вые институты, законодательство и т. д.). Именно в разных, но объективно обусловленных сочетаниях эти элементы и структурируют общество на сис¬темы, а теоретическая мысль выделяет и изучает эти системы: политические, социальные, правовые, экономические и т.д.
Разумеется, системная организация общества не является единственной. Общество — бесконечно сложное образование. Можно, например, выделить и структуры общества, формирующиеся не по системным критериям, а по иным, например, по критерию соотношения индивида (личности) и коллек¬тива. Можно выделить экономический базис и надстройку; социальное пространтво (поле) и информационное пространство и т.п. Но системная организация оказывается одной из самых важных структур общества и позволяет с наибольшей полнотой разобраться во многих сторонах жизни общества, в том числе в соотношениях государст¬ва с другими политическими элементами общества.
Теория государства для этой цели и выделяет прежде всего политическую систему общества, рассматривает элементы, которые входят в нее, характер их связей.
Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих опреде¬ленные политические функции. Эти социальные институты — государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют по¬литические функции различных социальных институтов, являются системо¬образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
1.Понятие, структура и виды политических систем общества
Итак, под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих опреде¬ленные политические функции. Эти социальные институты — государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо¬образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
В этой сфере общественной жизни — завоевание, удерживание, использование власти — проявляются отношения классов, других социальных групп, наций. Общественные отношения тут как раз и возникают по поводу власти и органично связанных с властью других социальных ценностей суверенитета, свободы личности, самоуправления. Эти общественные отношения проявля¬ются не сами по себе, а через организацию и деятельность различных общест¬венных образований — от государства до молодежных движений, от партий до организаций самоуправления, которые и образуют в совокупности политиче¬скую систему.
Сфера жизни общества — власть, суверенитет, свобода личности — затра¬гивает интересы множества людей и становится политической сферой. Именно здесь взятые в комплексе отношения больших групп людей по по¬воду завоевания, удержания и использования власти, суверенитета (государственного, экономического, национального), обеспечения свободы личнос¬ти (прав и свобод человека и гражданина), организации самоуправления и т. п. порождают то качество жизни общества, которое именуется политическим, именно здесь размещается та общественная кухня, где варится блю¬до, которое называется политикой.
Политика начинается там, где те или иные общественные образования, их действия и решения, т. е. та или иная деятельность государства, партий, иных организаций, затрагивают жизненные интересы множества людей.
Политика, политические организации, политическая система, политические функции — все это в современной теории государства понятия, которые в том или ином ракурсе характеризуют отношения государства, классов, пар¬тий, наций, других социальных институтов по поводу завоевания, удержания и использования власти в обществе, по поводу иных, органично связанных с властью социальных ценностей.
Понятие и другие аспекты политической системы широко разрабатывались в марксистско-ленинской теории общества и тесно увязывались с классовой структурой общества и сущностью государства, с завоеванием, организацией и функционированием государственной власти.
На марксистско-ленинском этапе отечественного обществоведения государству в политической системе отводилась роль главного орудия построения социализма и коммунизма, а коммунистической партии — руководителя, идеолога образования и развития политической системы социализма. Все остальные элементы политической системы объявлялись «приводными ремнями» государственного механизма.
В таком контексте на этом этапе отечественного обществоведения наряду с политической системой выделялись социальная система классовая структура общества (рабочие, крестьяне, интеллигенция), экономическая система (социалистическая собственность, плановое народное хозяйство), что получило даже конституционное закрепление.
Современная теория государства также уделяет большое внимание политической системе общества, но не привязывает ее жёстко к той или иной общественно-экономической формации, к классовой сущности общества, а рассматривает ее социологически как объективно складывающееся единство различных социальных институтов, взаимных связей определенного характера.
Факторы, задающие тот или иной характер политической системе общества, формирующие те или иные ее виды, также оказываются не столько классовыми, сколько социологически многоплановыми. Среди них не только организация государственной власти, не только собственно политические образования — партии, политические движения и другие общественные организации, их борьба за власть, за использование в своих целях институтов государства, но и другие, более глубокие пласты этих факторов.
К ним относятся потребность в наиболее эффективной организации экономической жизни общества, его стабильности, выгодном сотрудничестве и партнерстве с другими государствами, обеспечении интеллектуального потенциала общества, разумном соотношении интересов индивида и коллектива и т.п.
А для политических систем многих обществ, как показывает исгорический опыт, актуальным системообразующим фактором становится стратегия выживания в условиях глобальных экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов. Рассмотрение этих факторов позволяет по-новому сформулировать и характеристики политических систем, а не только привязывать их к общеественно-экономической формации, к использованию вла¬сти для сохраненения общественного строя, к классовой сущности общества.
Социологическое рассмотрение политических систем действительно позволяет обоснованно отказаться от догматического и ограниченно формационного их описания и объяснения.
Современные социологические теории в этой связи формулируют иные концепции, рассматривают иные условия, определяющие характер тех или иных политических систем, и прежде всего выделяют наличие системообразующей социальной среды, в которой проявляются индивидуальные (лично¬стные) и коллективистские начала жизни общества, образуются политичес¬кие системы. Сторонники этих концепций исходят из того, что человечество за сю свою историю создало всего несколько типов социальных сред, лежащих в основе соственно политических систем, определяющих их базовые характеристики.
Так, можно выделить то состояние общества, ту социальную среду, при которых результаты груда сознательно распределяются особым слоем государственно организованных людей — распределителями (в широком смысле слова). Это чиновники, которые организуют производство, работы, услуги, устанавливают цены, размеры оплаты труда. Они распределители — ведут учет и распределение результатов труда, осуществляют контроль за этим распределением. Распределители сами берут или общество устанавливает им оп¬ределенное возмещение их труда. Распределитель становится распорядителем, выступает от имени государства. Собственность в такой среде, как правило, существует в государственной, общественной форме. Допускается личная собственность, а частная собственность ограничивается или искореняется. Благосостояние распределителя-распорядителя в подобном обществе зависит от его места в системе распределения, от его положения в разных ор¬ганизационных властных структурах: правящей элите, номенклатуре, бюро¬кратии. Важно отметить, что, как правило, конкретное место конкретного человека в системе управления, распределения зависит прежде всего от династических, клановых, национальных, родственных или политических связей.
Такое состояние социальной среды приводит к нестабильности, вызыва¬ет недовольство, а подчас и протесты тех, кто обделен распределением и по¬ложением в этой системе. Эта система таит в себе гроздья социальных потря¬сений и конфликтов, которые деформируют в конце концов общества распределительного типа. Ибо в них заложен еще один социальный порок — уравнительность. Она становится в них господствующей идеологией и убиват ет всякую мотивацию к труду. Никакие формы подхлестывания к труду — драконовские законы, социалистические соревнования, рабовладение в разных формах, вплоть до ГУЛАГа, сакральные ритуалы — не могут длительное время обеспечить существование социальной среды распределительного ти¬па. Она несправедлива, а в своей финальной стадии характеризуется чудо¬вищными формами бюрократической власти (господства распределителей), произволом, коррупцией, нравственным вырождением.
Выдержка из текста работы
Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).
Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.
Причины, или условия формирования государственности, заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре возникновения социальная организация основывалась на присваивающей экономике (охота, рыболовство и собирательство, то есть на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил у природы.
Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой «неолитической революции» начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей.
Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни»1.
Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.
1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.
Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.
2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства.
3. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Эффект власти в значительной степени действует в согласии с управляемыми людьми. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств.
4. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.
5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.
Верховенство государственной власти внутри страны означает:
• распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
• только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
• возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.
Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.
6. Система права. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.
Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.
Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений.
В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.
В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.
Изначально любое государство выполняло триединую задачу:
-управлять хозяйством и обществом;
-защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;
-оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетомгосударственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.
Функции государства классифицируются:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
по значению: на основные и неосновные,
по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
Правоваяфункция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическаяфункция – обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция – упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическаяфункция – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговойи кредитнойполитики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Экологическаяфункция – гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
Культурнаяфункция – создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
Образовательнаяфункция – деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
Функция обеспечения национальной безопасности– поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитетагосударства.
Функция поддержания мирового порядка – участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
деятельностью по выработке политических решений и
деятельностью по выполнению этих решений – государственному управлению.
2. Социальный прогресс
Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна.
Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил.
Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда. И в наши дни интересы обеспечения будущего рода человеческого вынуждают людей все больше считаться с законами функционирования и развития биосферы. Однако диалектика взаимодействия общества и природы проявляется и в том, что не только окружающая среда оказывает влияние на общество, но и человек в процессе жизнедеятельности накладывает неизгладимый отпечаток на природу.
В XX в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом «благодаря» тому, что именно в этот период человек стал активной стороной природа» и своими непродуманными действиями-взаимодействия в системе «Человек резко нарушил баланс экологического равновесия. В целом до XX в. активной стороной взаимодействия была, как правило, природа. Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу.
Процесс развития человеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы «общество — природа», развитие которой отражается в прогрессе научно-технической вооруженности человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненных благ, в повышении уровня жизни образующих общество индивидов, а также в постоянном повышении из поколения к поколению уровня образования — увеличении объема знаний о природе — этих индивидов, как следствие, которое периодически становится причиной, научно-технического прогресса общества.
Прогрессивное развитие системы «общество — природа» — процесс фатальный, хотя этот фатум рожден вполне естественной, внутри общества формирующейся, силой — стремлением каждого человека к более полному удовлетворению всех своих потребностей, включая потребности труда, творчества, познания, включая потребность в заботе о будущих поколениях. Хотя сила эта формируется не как арифметическая сумма стремлений всех членов общества, и не всегда этот процесс обходится без регрессивных моментов, все же для человеческого общества в целом его следует считать неизбежно прогрессивным, что, прежде всего, доказывается примерно сорокатысячелетней практикой прогрессивного развития человеческого общества. Прогресс системы «общество — природа» определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества.
Все эти знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства, т.е. в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые непосредственно или опосредованно отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе.
Движущей силой социального прогресса является потребность людей в социальной справедливости, и эта потребность, точно также как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и способов ее удовлетворения по воле имеющих эту потребность людей.
Разумное, нравственно полноценное, рациональное общество – вот так мы представляем себе будущее XXI века. Каким образом человечество может добиться этого, спасти себя и продвинуться по пути прогресса?
В качестве «категорического императива» социального процесса могут быть рассмотрены бесконечное многообразие социальных изменений как основа прогресса общества и принцип ограничения этих изменений критериями природосообразности и самосохранения. Если же говорить более подробно, то можно выделить такие тенденции, как:
глобализация социальных изменений наряду с их индивидуализацией и демассофикацией, что ведет к возрастанию роли личности;
развитие открытости общества, обеспечиваемой восстановлением форм полноценного диалога общества и природы;
углубление системности, комплексности, взаимосвязанности развития экономической, социальнополитической, духовной сфер жизни общества;
распространение толерантности, взаимной терпимости в отношениях между социальными субъектами, сознательный отказ от единообразия как цели
социальные изменения;
преодоление антагонизма между общечеловеческими, групповыми и индивидуальноличностными целями общественного развития;
развитие как универсальных в социальной практике принципов взаимного ограничения и взаимного стимулирования неравенства и равенства, свободы и ответственности.
Не утратить, а развить, проявить, отразить бесконечное многообразие мира и сохранить при этом его целостность – вот смысл существования социального и границы новой специфической меры свободы и ответственности для каждого человека, народа, общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. М., Наука и техника, 2003.
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Юнити, 2002.
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 289.
Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекция. Воронеж, 2004.