Выдержка из текста работы
Трудовое законодательство впоследние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс,заменившиий привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы,полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства,например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы,определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых формюридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью,которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающиечастные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицахимеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют идругие новые положения, применение на практике которых играет важную роль длязащиты, как работников, так и работодателей.
Таким образом,значительное обновление трудового законодательства повлекло за собойколичественное и качественное изменение источников трудового права. Новые формыэкономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многихинститутов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право вТрудовое право России.
Тема источников трудовогоправа на сегодняшний день весьма актуальна. Происходит изменение всейзаконодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а,следовательно, изменяются и источники.
Категория «источники права» внауке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к нимотносят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. Вкачестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества,экономические, политические и социальные потребности господствующего класса ииных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источникеправа в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связываюти с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства поформированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и другихнормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников правав формальном или юридическом смысле слова.
Цель курсовой работы:определить понятие источников трудового права; выявить место трудовогозаконодательства как источника в трудовом праве России; определить влияниемеждународных норм трудового права.
Объект исследования:трудовое право РФ.
Предмет исследования:источники трудового права РФ.
«Источник права» —условное юридическое обозначение, смысл которого может быть раскрыт исходя изисторического подхода к вопросу о происхождении права вообще. С точки зрениявозникновения права его источником являются материальные условия жизниобщества, господствующий тип производственных отношений. В сфере материальногопроизводства возникают общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании.Происходит процесс формирования права (правотворчество), который завершаетсяформулированием соответствующих правил поведения, юридических норм, выраженныхв форме государственных актов (законов) или иных актов, издаваемых по поручениюили с санкции высшего органа государственной власти (законодателя). Изучениепроцедуры и формы выражения права представляет собой самостоятельный разделюридической науки.
Конкретные формывыражения права могут быть различными в зависимости от степени важностирегулируемых Общественных отношений, отраслевой принадлежности, компетенциинормотворческого органа. Это могут быть законы, указы, постановления, приказы идругие нормативно-правовые акты.
Применительно кконкретной сфере общественных отношений нормативные акты являются источникамиправа в формальном смысле, т. е. выраженными в определенной форме. Именно вэтом смысле термин «источник права» используется в юридической науке приизучении конкретных правовых систем и правоотношений, регулируемых даннойсистемой права.[1]
В этом специфическомпонимании термин «источник права» является синонимом таких юридическихвыражений, как «законодательство», «нормативные акты», «форма права», «внешняяформа права». Все они выражают одно и то же явление: форму, в которуюоблекается результат нормотворчества, воля законодателя. В настоящей работетермин «источник трудового права» будет использоваться именно в названномсмысле, т. е. для обозначения конкретных форм выражения правовых предписаний всфере трудовых отношений, исходящих, как от государственных органов власти(законодателя), так и от органов государственного управления, издающихнормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнениедействующего законодательства.
Трудовое право каксистема юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоитиз множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства,различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретныхпроизводственных и непроизводственных структурах—предприятиях, объединениях,институтах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчиненыединым конституционным принципам общественной организации труда, находитьсямежду собой в определенной субординационной зависимости.[2]
При изучении трудовогозаконодательства следует обратить внимание на некоторые особенностисовременного состояния законности вообще и в регулировании трудовых отношений вчастности. Последние 20 лет трудовое законодательство республик, входивших вСССР, формировалось в строгом соответствии с Основами законодательства СССР исоюзных республик о труде. Поэтому единство трудового законодательства вмасштабах Союза было неизбежно и вполне объяснимо. Каждая республика придерживаласьединых принципов в подходе к регулированию трудовых отношений. Она моглавключать в свой кодекс незначительные детали, не меняющие существа правовогопредписания, более удачные формулировки. Теперь же, после распада СССР и всвязи с принятием Трудового кодекса 30 декабря 2001 r. применение на территории России основ законодательства отруде СССР и союзных республик исключено.
Трудовое законодательствоРоссии обладает большой степенью дифференциации в правовом регулировании трудав зависимости от ряда объективных и субъективных особенностей применения общихнорм права к отдельным категориям работников.
С учетом сказанного можнорекомендовать следующее определение источника трудового права: под источникамитрудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческойдеятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовыхи иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.1
Источники трудовогоправа, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовыхактов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труданаемных работников.
Источники — нормативные акты,относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, котораявключает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфередействия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудовогозаконодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всехнормативных актов — источников трудового права, в других — только законы отруде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком иузком смысле слова.
В источниках трудовогоправа России отражены материальные условия жизни нашего общества и с ихизменением меняются и источники трудового права. Источники трудового права неследует путать с актами тех же органов, изданными и процессеправоприменительной деятельности.1
Нормы трудового правамогут быть закреплены в актах, являющихся по своему основному содержаниюисточниками других отраслей права, например государственного. Так, вКонституции РФ, которая является юридической базой текущего законодательства,закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда.2
Источники трудового правамногочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. Похарактеру принятияисточники трудового права можно разделить напринимаемые государственными органами (законы, указы и др.), принимаемые посоглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения,коллективные договоры и др.), а также принимаемые органамимеждународно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенциии рекомендации Международной организации труда).
По сфере действияисточники трудового права можно разделить на действующие в пределах всейРоссийской Федерации, отдельных субъектов Федерации, регионов, отдельныхорганизаций.[3]
Можно классифицироватьисточники трудового права по их правовой иерархии, иначе говоря, поюридической силе. Эта классификация наиболее удобна для изучения, онапозволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иногоисточника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем. По юридической силесреди источников трудового права можно выделить (по иерархии сверху вниз)Конституцию Российской Федерации, акты международного правового регулированиятруда, законы, подзаконные акты, акты судебных органов, соглашения о труде, локальныеакты.1
Учитывая, что правотворческая деятельность в сферетруда осуществляется не одним, а рядом государственных органов, которые нередкопривлекают к этой деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, преждевсего, выделить классификацию источников трудового права по органам,принимающим нормативные акты различной юридической силы.
§ 2.1. Конституция РФ
Особое место средиисточников российского права, в том числе и трудового права, занимает нынедействующая Конституция Российской Федерации, принятая всенароднымголосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ КонституцияРоссийской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемыев Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.[4]
Конституция РФ 1993 г.закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеютнепосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского прававообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права исвободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Ониопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательнойи исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием(ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.[5]Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора(ст. 15). Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запретпринудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиямбезопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминациии не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников наиндивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленныхфедеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируютсяустановленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходныеи праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).[6]
§ 2.2. Законы РФ
Следующим по юридическойиерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации.
В соответствии сКонституцией РФ федеральные законы принимаются Государственной Думойбольшинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передаютсяна рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобреннымСоветом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числачленов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотренСоветом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерациипалаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникшихразногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрениюГосударственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением СоветаФедерации федеральный закон считается принятым, если при повторномголосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числадепутатов Государственной Думы.[7]
Принятый федеральныйзакон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации дляподписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней со дняпоступления либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его. Приотклонении закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленномКонституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторномрассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакциибольшинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СоветаФедерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию ПрезидентомРФ в течение семи дней и обнародованию.
Статья 108 Конституции РФпредусмотрела особую процедуру принятия федерального конституционного закона.Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трехчетвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятыйфедеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежитподписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом,здесь не предусматривается возможность отклонения федеральногоконституционного закона Президентом РФ и повторного в связи с этимрассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания. Федеральные законы немогут противоречить федеральным конституционным законам, ибо последние имеют большуююридическую силу.
Поскольку Конституция РФ1993 г. относит трудовое законодательство к совместному ведению РоссийскойФедерации и ее субъектов (ст. 72, п. 1к), следует различать среди источниковтрудового права наряду с федеральными законами законы субъектов Российской Федерации.Более того, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместноговедения Российской Федерации и ее субъектов последние (то есть республики,края, области, города федерального значения, автономная область и автономныеокруга) осуществляют собственное правовое регулирование общественных отношенийпо труду, включая принятие законом. При этом законы субъектов РФ не могутпротиворечить федеральным законам. В случае противоречия между федеральнымзаконом и законом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.[8]
Среди законов субъектовРФ в сфере труда также следует различать конституционные и обычные (текущие)законы. Все они принимаются соответствующими органами государственной власти —законодательными собраниями (думами) республик, областными, краевыми,городскими думами и другими местными органами государственной власти,распространяя свое действие на соответствующие регионы.
Таким образом, законы какисточники трудового права России по органам их принятия и юридической силеможно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральныеконституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов РоссийскойФедерации (конституционные и текущие).
Важнейшее место срединормативных актов в области трудового права занимает Трудовой кодекс (ТК)Российской Федерации. Будучи основным кодифицированным источникомтрудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественныхотношений, который входит в предмет данной отрасли права. Нынедействующий ТК РФ принят 30 декабря 2001 г.
§ 2.3. Указы и распоряжения Президента РФ
Среди подзаконныхисточников трудового права ведущую роль играют указы Президента РоссийскойФедерации. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральным законам.
Президент РоссийскойФедерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяетосновные направления внутренней и внешней политики государства, включаяполитику в области правового регулирования рынка труда, трудовых и социальныхотношений. Реализуя эти свои полномочия, Президент РФ издал, например. Указ от31 марта 1995 г. «О должностных окладах в органах государственной власти», Указот 16 августа 1995 г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающихгосударственные должности федеральных государственных служащих».[9]
В соответствии со ст. 80Конституции РФ Президент является главой государства. С согласияГосударственной Думы он назначает Председателя Правительства РоссийскойФедерации, ему предоставлено право председательствовать на заседаниях ПравительстваРФ, принимать решение об отставке Правительства Российской Федерации. Исходяиз такого высокого правового положения Президента РФ следует сделать вывод,что характерной особенностью указов Президента как источников трудового праваявляется то, что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актоворганов государственного управления и в юридической иерархии стоят сразу послезаконов РФ. Своими указами и распоряжениями Президент РФ вправеприостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ ифедеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации илинарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующимсудом.[10]
Президент РФ можетотменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации вслучае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам ПрезидентаРФ.
Необходимо иметь в виду,что не все акты Президента следует рассматривать в качестве источников права(в том числе источников трудового права). Такое значение имеют только указынормативного характера, то есть те из них, которые содержат правовые нормы —общеобязательные правила поведения. Указы, не содержащие нормативных положений,обычно носят персонифицированный характер и источниками права не являются. Ких числу можно отнести, например, указы о награждении работников орденами, оприсвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.п.[11]
§ 2.4. Постановления Правительства РФ
ПостановленияПравительства Российской Федерации как источники трудового права издаются воисполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов ПрезидентаРФ. Они представляют собой акты исполнительной власти Российской Федерации,носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников правапостановления Правительства стоят вслед за законами РФ и указами Президентанормативного значения.
В отличие от указовПрезидента РФ как источников права, принимаемых единолично, ПостановленияПравительства — акты коллегиального органа, поскольку Правительство состоит изПредседателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.Процедура коллективного принятия постановлений Правительства, как и порядокего деятельности вообще, определяется федеральным конституционным законом.
ПостановленияПравительства Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территорииРоссии всеми ее гражданами. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральнымзаконам и указам Президента РФ они, как указывалось выше, могут быть отмененыПрезидентом Российской Федерации.
В системе источниковтрудового права постановления Правительства РФ занимают весьма заметное место.Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющихпредмет трудового права. Обычно постановления Правительства принимаются воисполнение законов РФ и указов Президента в целях их конкретизации, уточнения иреального проведения в жизнь. Однако, будучи нормативными актами, принятыми вразвитие действующего законодательства, а нередко и по прямому указанию законаи указа Президента, постановления Правительства РФ не теряют своего значениякак источника трудового права, ибо содержат новые нормы, которые, непротивореча законам и указам, развивают их.
Особо следует выделитьзначение постановлений Правительства РФ как источников трудового права,регулирующих условия труда отдельных категорий работников и устанавливающих посредствомутверждения специальных «Положений» юридический статус отдельных органов икатегорий работников. К их числу можно отнести, например. Положение о целевойконтрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональнымобразованием, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995г.
Постановления ПравительстваРФ принимаются большинством голосов от общего состава его членов иподписываются Председателем Правительства РФ. Как законы РФ и указы РоссийскойФедерации, постановления Правительства РФ публикуются в едином официальномиздании — Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ).[12]
§ 2.5. Постановления, инструкции и разъяснения Министертватруда
Эти акты Минтруда РФотносятся к специфической разновидности источников трудового права, посколькуисходят от компетентного органа государственного управления, наделенногополномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде исоответствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ.Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда РФ издаются в целяхобеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о трудеи актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующихобщественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования иоплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства,утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядкапредоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режиматруда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах.
Акты Минтруда РФ какисточники трудового права по юридической силе относятся к подзаконным актаморганов государственного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ.Они, следовательно, не должны противоречить законам РФ и постановлениямПравительства РФ. Если такие противоречия все же имеются. Правительство РФвправе отменить или изменить их.
Учитывая, что актыМинтруда РФ касаются регулирования труда различных категорий наемныхработников, занятых в организациях различных министерств и ведомств, ихследует рассматривать как межведомственные источники трудового права. Такоймежведомственный характер могут носить и акты некоторых других министерств,например Министерства социальной защиты РФ, Министерства экономики,Министерства торговли. Министерства финансов, если они получили на топоручение Правительства РФ или принятие таких актов предусмотрено в Положенияхо соответствующих министерствах.
Нормативные акты МинтрудаРФ, а также других министерств и ведомств подписываются министром ипубликуются соответственно в Бюллетене Министерства труда Российской Федерациии Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.
Нормативные правовые актыфедеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющиегосударственную тайну, или сведения конфиденциального характера и неподлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшиегосударственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации,вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, еслисамими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
§ 2.6. Нормативные акты органов власти и управления субъектовРФ
Наряду с рассмотреннымивыше федеральными нормативными актами органов государственной власти игосударственного управления к числу источников трудового права относятся и актыорганов власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанныеакты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона субъекта РФ) и недолжны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действиебазируется на конституциях республик и уставах других субъектов РоссийскойФедерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.
§ 2.7. Соглашения
В последние годы в связис переходом на рыночные формы ведения народного хозяйства появились качественноновые источники трудового права — генеральные, региональные, межотраслевые,отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иныесоглашения. Это — договорные акты, заключаемые на двусторонней илитрехсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства междупредставителями работников и работодателей. Третьей стороной в таких соглашенияхможет выступать соответствующий компетентный орган государственного управления.
Соглашения какспецифические договорные источники трудового права характеризуются тем, чтоони исходят не от органов государственной власти и управления, а от субъектовобщественных трудовых отношений и их представителей. Государственные органыздесь могут лишь участвовать в качестве третьей стороны, обеспечивая социальноепартнерство между работниками и работодателями. При этом государствоуполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сферетруда.[13]
Указанные выше соглашениямогут предусматриваться положения: об оплате, условиях, охране труда, режиметруда и отдыха; о механизме оплаты труда, исходя из роста цен, уровняинфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационногохарактера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; осодействии занятости, переобучения работников; об обеспечении экологическойбезопасности и охране здоровья работников на производстве; о специальныхмероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюденииинтересов работников при приватизации государственных и муниципальныхпредприятий; о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места сиспользованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков); о развитиисоциального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключениюколлективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок,укреплении трудовой дисциплины. В соглашениях могут содержаться положения подругим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству.При этом важно подчеркнуть, что в тех случаях, когда на работников одновременнораспространяется действие различных соглашений, действуют наиболееблагоприятные для работников условия соглашений.
Для обеспечениярегулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров иподготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующаяРоссийская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовыхотношений, в которую входят представители федеральных органов государственнойвласти, общероссийских объединений профсоюзов и представителей общероссийскихобъединений работодателей. Положение об этой комиссии и координатор комиссииутверждаются Президентом РФ.[14]
Применительно кюридической иерархии источников трудового права соглашения стоят междузаконодательными (централизованными) и локальными нормативными актами, то естьзанимают промежуточное положение.1
§ 2.8. Локальные нормативные акты
Эта разновидность источниковтрудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческойдеятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях междуработодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемнымиработниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективныйдоговор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчествапостепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном(содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся такжеприказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.
Локальныенормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права,стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферудействия (пределами данной организации) и не должны противоречить законам идругим подзаконным актам.
Действующее трудовоезаконодательство детально регламентирует порядок разработки и принятиялокальных нормативных актов. Особенно это относится к коллективным договорам,которые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций.Коллективный договор — одна из форм локального правотворчества, осуществляемаяв целях установления автономной системы условий труда в организациях иповышения ее эффективности.
§ 2.9. Классификация нормативных актов по сфере действия
Действие нормативныхактов во времени.Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическоезначение имеет установление времени начала и окончания их действия, то есть ихвременных границ. Такое установление осуществляется, как правило, актами высшихорганов государственной власти и государственного управления.
Нормы и положенияКонституции РФ, регламентирующие социально-трудовые отношения, вступают в силу,как и другие статьи этого основного источника российского права, со дняофициального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Деньвсенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия КонституцииРоссийской Федерации. Законы и другие правовые акты, действовавшие натерритории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются вчасти, не противоречащей Конституции РФ. Отдельные нормативные положенияКонституции РФ, как и она сама в целом, действуют до принятия в установленномпорядке новой Конституции либо до принятия конституционного федеральногозакона, вносящего изменения и дополнения в эти положения.
Федеральные законы отруде вступают в силу, как правило, с той даты, которая определена органом,принявшим закон. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «Опорядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов палат Федерального собрания»’, если в федеральномзаконе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всейтерритории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования.Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собраниезаконодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законыпубликуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банкправовой информации научно-технического центра правовой информации «Система».Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Федеральные законымогут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидениюи радио. Акты Президента Российской Федерации в соответствии с Указом от 23мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов ПрезидентаРоссийской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовыхактов, федеральных органов исполнительной власти», если они имеют нормативныйхарактер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные срокивступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда припринятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным УказомПрезидента РФ установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступаютв силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Особый порядок вступленияв силу установлен для нормативных актов центральных органов государственногоуправления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения такихусловий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальноеопубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванныеакты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящиемежведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в МинюстеРФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актовосуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
Акты, не прошедшиегосударственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные вустановленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившиев силу и не могут служить законным основанием для регулированиясоответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций кгражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нихпредписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Акты социальногопартнерства — Генеральные соглашения, отраслевые (тарифные) соглашения и другие— вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленногов соглашениях. Срок действия соглашений не может превышать трех лет.
Локальные нормативныеакты не имеют строго установленных временных границ своего действия. Однако длянекоторых актов трудовое законодательство все же такие границы регламентирует.Так, в соответствии с ТК установлено, что коллективный договор вступает в силус момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективномдоговоре. По истечении установленного срока коллективный договор действует дотех пор, пока стороны не заключают новый или не изменят и дополнят действующий.[15]
По иным нормативнымсоглашениям действует общее правило: они вступают в силу с момента подписаниясторонами, срок их действия определяется также сторонами либо они действуют допринятия нового нормативного соглашения. Локальные нормативные актыиндивидуального характера (приказы руководителя организации) вступают в силу смомента их подписания либо со дня, указанного в этом акте, и действуют до ихотмены либо до изменения или дополнения руководителем (собственником) организации.
Регламентация временивступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение,ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению. Новые законы отруде и иные нормативные акты, являющиеся источниками трудового права,распространяются только на те действия и отношения, которые возникают послевступления данных актов в силу. Они не имеют обратной силы. Исключение из этогоправила допускается лишь в случае, если в законе или другом нормативном актеесть прямое указание об обратной силе его действия. Важным правилом действиянормативных актов по времени является положение о том, что в случае коллизииодновидовых нормативных актов подлежит применению акт, более поздний повремени вступления в силу.
Действие нормативныхактов в пространстве.Правовое пространство для действия источников трудового права России тесносвязано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства — РоссийскойФедерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации.В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативныеакты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.
Федеральные законы идругие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всехсубъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектовРоссийской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, областии т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным закономдействует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопросв случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.
Отдельные федеральныенормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются наопределенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающейс территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные актыо труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дляработников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.
Характерной особенностьюлокальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются впределах конкретной организации.[16]
Говоря о пространственномдействии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что онираспространяются также на территории посольств, представительств, торговыхсудов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибопонятие «территория Российской Федерации» не исчерпывается толькоземельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяетсятакже и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторыенормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих вдругих странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями вобласти внешней трудовой миграции.
Действие нормативныхактов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принципединства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сферетруда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всехработников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельныекатегории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отрасляхнародного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых ивредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).
Дифференциация трудовогозаконодательства по категориям работников объективно выражается либо в видевыделения особых глав в ТК, либо в виде общей главы, либо, наконец, путемпринятия особого нормативного акта (например, Указ Президента РФ «Одолжностных окладах в органах государственной власти» от 7 июля 1994 г.Постановление Правительства РФ «О повышении должностных окладов работниковотдельных организаций бюджетной сферы» от 24 августа 1995 г.).
Конкретное содержаниедифференциации по категориям работников сводится к тому, что специальныминормами для них устанавливаются: особый, по сравнению с общим, порядок приемана работу и увольнения; особенности регулирования рабочего времени и времениотдыха; льготы и преимущества в оплате труда; повышенная дисциплинарная иматериальная ответственность и ряд других особенностей.
Дифференциация нормтрудового права по категориям работников предполагает, однако, не тольконаделение их дополнительными правами, льготами и преимуществами. В рядеслучаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования квыполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) иустановить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда.1
В настоящее время со всейочевидностью растет влияние международного права не только на правомеждународного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих вданное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты правчеловека, к числу которых относятся и трудовые права.
§ 3.1. Место норм международногоправа
в системе источников российскоготрудового права
Для того чтобы осветитьположение, которое занимают нормы международного права в системе источниковроссийского трудового права, тачала необходимо определить их место в системеправа России в целом. В ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12 декабря1993 г. впервые была введена норма, в соответствии с которой общепризнанныепринципы и нормы международного права, а также международные договорыРоссийской, Федерации являются составной частью ее правовой системы.
И все же Конституция РФпрямо не ответила на вопрос о том, какое отведено место нормам международногоправа в системе российского права. Лишь в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано:«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,чем предусмотренные законом, то применяются правила международногодоговора». Это, по-видимому, означает, что в случае обнаружившегосяпротиворечия между законом и международным договором правоприменительнысорганы должны следовать правилам международного договора.
Учитывая иерархиювнутригосударственных нормативных актов, можно сделать вывод о том, что норма опреимущественной силе международных договоров распространяется на федеральныезаконы, указы Президента РФ и другие нормативные акты федеральных органоввласти, а также на соответствующие правовые акты субъектов РФ. Данная нормакасается всех законов независимо от времени и места их принятия (до или послезаключения международного договора). Так, по Решению Высшего совета сообществаБелоруссии и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан натрудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовыхгарантий», действующий на основе национального законодательства порядок привлеченияи использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Белоруссии натерритории Российской Федерации и граждан РФ на территории Белоруссии неприменяется.
Кроме того, нужно уделитьвнимание вопросу о том, распространяется ли приведенная норма Конституции РФна все виды международных договоров или только на некоторые из них.Федеральный закон от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ «О международных договорахРоссийской Федерации»2 (далее — Закон о международныхдоговорах) в этой связи указывает на необходимость ратификации международныхдоговоров, устанавливающих иные, чем предусмотренные законом, правила (ч. 1 ст.15).[17]
В подтверждение данногоположения п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 № 8«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерациипри осуществлении правосудия»3 разъясняет, что иные правиламеждународного договора подлежат применению лишь в том случае, если решение осогласии на их обязательность было принято в форме федерального закона.
Отсюда вытекает, чтомеждународными договорами РФ по смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ следуетпризнать такие договоры, в отношении которых Россия выразила согласие на ихобязательность и которые вступили для нее в силу. В число названных договоровнужно включить и те международные договоры СССР, правопреемницей которых сталаРоссия.
Важным условием включенияв правовую систему России, а, следовательно, и непосредственного применениясудами договорных норм является их официальное опубликование. Согласно п. 3 ст.5 Закона о международных договорах, в РФ непосредственно действуют положенияофициально опубликованных международных договоров. Например, в случаератификации конвенций МОТ Российской Федерацией их нормы становятсяобязательными и в качестве самостоятельного нормативного акта подлежатприменению судами и другими правоприменительными органами РФ, а также обладаютпреимуществом перед внутренним законодательством РФ, если в них предусмотреныиные правила.
Рекомендации МОТ вотличие от конвенций МОТ не имеют обязательной силы для правоприменителей,однако их положения могут быть реализованы в законах РФ или других нормативныхактах.
§ 3.2. Применение международных нормо труде.
Вопрос о примененииконвенций и рекомендаций МОТ о труде находится в прямой зависимости от вопросао введении в действие международных норм о труде на территории данногогосударства, а также от их влияния на нормы внутригосударственного права.
Как уже отмечалось,государство, ратифицируя конвенцию, тем самым берет на себя обязательствопредпринять все меры, которые будут требоваться для ее реализации, в том числеи ввести нормы конвенции во внутреннее право.
Воспроизведениемеждународных норм о труде во внутригосударственном праве может происходитьпутем введения во внутреннее право международных норм в том виде, в каком онисуществуют в международном соглашении, посредством отсылки к последнему илиотражения во внутреннем праве существа международной нормы.[18]
В ряде стран ратификацияконвенции сама по себе не вносит каких-либо изменений в национальныйправопорядок, поскольку акты ратификации и придания ей силы закона разделены(Франция, Италия, Бельгия и др.). В других странах факт ратификации конвенцийавтоматически делает конвенции частью внутреннего права (Аргентина, Мексика идр.). К числу последних относится и Россия.
Однако в обоих случаяхможет возникнуть необходимость в принятии специального законодательного акта.Это происходит тогда, когда во внутреннее право вводятся международные нормы отруде, которые не являются самоисполнимыми, т.е. нормы, которые недостаточнысами по себе для того, чтобы при введении их в законодательство они моглиэффективно применяться, и требуют специальных шагов для их реализации.[19]
Иногда складываетсяситуация, когда законодатель, ратифицируя международные нормы о труде,превращает их в национальные и в то же время не изменяет самих национальныхзаконов, которые продолжают действовать, вследствие чего параллельносуществуют ранее принятый закон и международная конвенция, ставшая законом. Междууказанными законодательными актами неизбежно возникают расхождения ипротиворечия. А это в свою очередь требует от ратифицировавшего конвенциюгосударства принять дополнительные меры для того, чтобы права граждансоблюдались.
Таким образом, реализациянорм международного права невозможна без осуществления тех или иных нормвнутригосударственного права.[20]
В законодательственередко говорится о «непосредственном» применении, о«непосредственном» действии норм международного права. Подобныевыражения нельзя понимать буквально, т.е. они не означают прямого примененияили действия международных норм помимо национальной системы, поскольку нормымеждународного права включаются в правовую систему страны и действуют как частьданной системы. Иными словами, упомянутые нормы должны применяться всоответствии с целями и принципами правовой системы страны, а также вустановленном ею процессуальном порядке. А поэтому следует согласиться с точкойзрения, в соответствие с которой нормы международного права не могутнепосредственно применяться во внутригосударственной сфере, процесс ихприменения неизбежно переходит в процесс осуществления нормвнутригосударственного права. К тому же суды непосредственно могут применятьтолько так называемые самоисполнимыс нормы, (законодательство различных государствих определяет по-разному: «непосредственно применимые»,«непосредственно действующие», «обязательные для всехлиц»). В этой связи национальное право должно установить общий порядоквнутригосударственного применения международных норм. В решении вопроса оприменимости конкретной нормы все зависит от содержания такой нормы, котороедолжно быть достаточно определенным, обладающим свойством порождать права иобязанности субъектов национального права и, следовательно, способным служитьоснованием для индивидуальных правоприменительных актов судебных органов. Нужноучитывать и то, что можно обеспечить лишь те права, для которых созданынеобходимые социальные и экономические условия.[21]
Исходя из этого, п. 3 ст.5 Закона о международных договорах содержит положение, согласно которому в РФнепосредственно действуют международные договоры РФ, которые не требуют длясобственного применения издания внутригосударственных актов. Для осуществленияиных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовыеакты.
Таким образом, названнаянорма закрепляет деление норм международного права на два вида: насамоисполнимые и несамоисполнимые. К первому виду Закон отнес положениядоговоров, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, ив данном смысле они действуют непосредственно. Второй вид норм составляютположения, для осуществления которых нужно принять соответствующие нормативныеакты, и потому они не действуют непосредственно.
Например, п. 2 ст. 7 ПСРФ гласит: «Международные договоры Российской Федерации применяются котношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса (гдеговорится об отношениях, регулируемых гражданским законодательством) непосредственно,кроме случаев, когда из международного договора следует, что для егоприменения требуется издание внутригосударственного акта». Приведеннаянорма имеет в виду договоры, постановления которых пригодны для непосредственногоприменения в рамках национального права и не нуждаются в уточнении при помощииздания специального имплементационного акта. Представляется, что аналогичнаянорма должна быть включена и в трудовое законодательство.
В этой связи возникаетвопрос о соотношении договора и изданного нормативного акта. В п. 5Постановления пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 говорится отом, что наряду с международными договорами РФ надо применять исоответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществленияположений указанного международного договора.
Практика показывает, чтов РФ суды, как правило, придерживаются порядка, при котором в первую очередьруководствуются внутригосударственным актом, представляющим собой понимание государствомсвоих обязательств, и применяют правила международного договора лишь в случаеего явного расхождения с отечественным законодательством.
Пример из судебнойпрактики.
«Т., работавший помощником машиниста в депо «Ленинград»Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, обратился в суд в связи стем, что приказом начальника депо был подвергнут дисциплинарному взысканию ввиде перевода на другую нижеоплачиваемую работу на основании пп. 15«б» и 17 Положения о дисциплине работников железнодорожноготранспорта РФ, считая примененный к нему вид взыскания незаконным.
Решением Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 октября1993 г. Т. в иске отказано. Судебная коллегия по гражданским деламСанкт-Петербургского городского суда 14 апреля 1994г. это решение отменила иприняла новое решение об удовлетворении иска.
При вынесении решения судебная коллегия руководствовалась ст. 37Конституции РФ и ст. 1 Конвенции МОТ № 105 «Об упразднениипринудительного труда» и пришла к выводу о том, что такую мерудисциплинарного взыскания, как перевод на другую работу без согласияработника, следует считать принудительным трудом, который запрещен. Поэтомунормы Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта,предусматривающие упомянутое взыскание, применению не подлежат какпротиворечащие Конституции РФ и международным соглашениям».
Российские физические и юридические лица, защищая своитрудовые права, вправе ссылаться на нормы международного права, суды же,руководствуясь положениями Конституции РФ, должны применять при рассмотрениидел о трудовых спорах нормы международного права в соответствии сустановленными правилами.1
Большое значение дляисточников нрава имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека,принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Не меньшее значение дляроссийского законодательства имеют и конвенции МОТ, акты, принятые этоймеждународной организацией и ратифицированные правительствами отдельных стран,и в том числе России.
Определяя задачи МОТ, еегенеральный директор М. Ансенн неоднократно подчеркивал, что эта организацияготова поделиться опытом и оказать помощь странам в успешном переходе к тоймодели рынка, которая обеспечивает не только экономическое развитие, но исоциальную справедливость. «В нашем распоряжении нет механизма применениясанкции. Но мы хотим, чтобы правительство помнило о своих обязательствах».
Все нормы МОТ сформулированы оченькорректно. Например, и таком акте, как Конвенция об инспекции труда (1950 г.),в которой речь идет о необходимости осуществления контроля за соблюдениемзаконодательства, «относящегося к условиям труда и к охране трудящихся ипроцессе их работы», казалось бы, больше, чем в каком-либо другом, должен былпроявиться характер императивности. И, тем не менее, МОТ очень осторожноформулирует последствия нарушений (ст. 18), указывая на то, что «национальнымзаконодательством предусматриваются и применяются соответствующие санкции занарушения законодательных положений, применение которых подлежит контролю состороны инспекторов труда, и за противодействие, оказанное инспекторам трудапри осуществлении ими своих обязанностей».
Редакция этой нормы очень симптоматична. Это не рекомендация, ибособлюдение правила обязательно, и не правовая норма с ее обязательным атрибутом— санкцией. Имеете с тем нельзя считать ее и договором, в котором сторонырешили урегулировать ту или иную ситуацию определенным образом и установилисанкции на случай невыполнения обязательств.1/>
Заключение
Подводя итог работе можно сказать о значительномизменении всей законодательно-нормативной базе страны. Задача нормотворческихорганов состоит в том, чтобы обновить общие положения трудовогозаконодательства, привести их в соответствие с существующими экономическимиреалиями, а так же достаточно подробно решить вопросы, возникающие в сферетруда между работниками и работодателями, на базе социального партнерства иучета обеих сторон трудового договора.
Таким образом изменение социально-экономическойобстановки в стране повлекло за собой значительное изменение законодательства,а следовательно и источников трудового права.
Трудовое право каксистема юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоитиз множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства,различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретныхпроизводственных и непроизводственных структурах—предприятиях, объединениях,институтах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчиненыединым конституционным принципам общественной организации труда, находитьсямежду собой в определенной субординационной зависимости.
В курсовой работеприведено несколько классификаций источников трудового права с указанием ихусловий, сферы и времени действия.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и спискалитературы.
Список литературы
Нормативные акты
1. Конституция РФ от12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российскаягазета.-2001.- 31 декабря.