Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. Понятия государство и гражданское общество…………………………………4
1.1. Государство, как политический институт………………………………….4
1.2. Возникновение понятия гражданское общество…………………………..8
1.3. Существование гражданского общества……………………………………9
2. Соотношение гражданского общества и государства…………………………13
2.1. Антагонисты. Конкуренты. Союзники……………………………………13
2.2. Неравноправное партнерство………………………………………………19
2.3. Перспективы развития гражданского общества………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………29
Выдержка из текста работы
Тема взаимодействия общества и государства — очень важная проблема, решение которой имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как смешение государственных и общественных задач нередко приводит к очень большим негативным последствиям, что сказывается в конечном итоге на жизненном уровне народа. Поэтому надо провести демаркационную линию между обществом и государством.
Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки.
Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и т.п. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.
Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.
Гражданское общество в своём развитии особым образом сопряжено с такими явлениями как демократия, политика и государство. Все они способны активно влиять друг на друга. При этом демократия, политика и государство определяют собой важнейшие «линии» осмысления гражданского общества. Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью — человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.
Всем вышесказанным и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы — исследовать гражданское общество в условиях правового государства.
Цель курсовой работы определила решение следующих исследовательских задачи:
—рассмотреть развитие общества и появление государственно-правовых институтов;
—исследовать гражданское общество в условиях правового государства.
Источниковую базу представленной работы составили нормативно-правовые акты, труды теоретиков государства и права, учебная и специальная литература, периодические издания.
1. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
.1 Понятие общества. Развитие общества как первооснова функционирования государственно-правовых институтов
Чтобы выяснить природу государственно-правовых институтов необходимо разобраться в понятии общества как первоосновы, где только и могут функционировать государство и право. При первом приближении к понятию общества нельзя не сказать, что оно представляет собой определенную исторически сложившуюся форму общности людей.
Л.И. Спиридонов в учебнике «Теория государства и права» пытается уйти от такого определения и пишет: «Освобождаясь от обыденных представлений, общество следует определить не как множество людей, а как совокупность общественных отношений» [14, с 57]. Однако представление общества только как совокупности общественных отношений вряд ли является правильным. Да, действительно, общество — это не просто множество людей, оно включает, естественно, и общественные отношения. Но оно и не есть то, что можно было бы представить без множества людей.
Общество, по нашему мнению, — это все же множество людей, соединенных между собой определенными отношениями (связями), основанными на интересе. Если мы речь ведем о необходимости модернизации сложившихся на сегодня в России общественных отношений, то должны обращать больше внимания на обеспеченность и защиту прав и свобод человека. До сего времени в российском обществе приоритетностью пользуются общественные, коллективистские интересы и ценности. Положение ст. 2 Конституции Российской Федерации о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», по существу, не работает. [1] Между тем право является основой не столько общинного, а, сколько индивидуализированного общества. Поэтому задача модернизации общественной жизни россиян как раз и сводится к тому, чтобы найти технологии оптимального совмещения общественных и индивидуальных интересов, возможно, особо не выпячивая ни одно из них.
В связи с этим более приемлемое понятие общества, в котором общество рассматривается как «продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями» [12, с 147].
Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении и т. д.
Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества, по логике вещей, отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.
В историческом аспекте обществом нельзя было назвать, пожалуй, лишь орду, которая в обиходном смысле означает многочисленное и неорганизованное сборище людей. Да и то у тюркских и древнерусских народов ордой называли военно-административную организацию, которую вряд ли можно было называть обществом. Для теории государства и права понятие общества имеет значение не столько как догосударственное явление, а как явление, взаимодействующее с государством. Род, племя, фратрия, курия — это уже определенная форма догосударственной общности людей. С возникновением государства общество превращается в более организованное (в государствоорганизованное) общество. Теория государства и права как наука имеет дело главным образом с государствообразующим обществом.
В своем историческом пути общество и государство встретились и слились в органическое единство после того периода жизни человечества, который в науке получил название «первобытный общественный строй». «Первобытный период» или «первобытный общественный строй» — это особый, как обычно называют его, догосударственный период, который, строго говоря, не очень-то волнует науку «Теория государства и права». Это и понятно: теория государства и права имеет дело с государством и правом, а в догосударственный период не было реального объекта этой науки, то есть государства. [8, с 122]
С появлением государства и права, зарождающееся от первобытного состояния общество приобретает качественно новый и одновременно сложный характер. Это общество начинает, особенно во внешних отношениях, то есть в общениях с себя подобными обществами, позиционироваться как государство со своими внутренними порядками. Общество и государство в этот период как бы сращиваются.
В то же время при внимательном подходе общество отличается от государства и анализ этого отличия приводит к квалификации общества в качестве первоосновы государства. К этому выводу нельзя не прийти, если иметь в виду, что в обществе функционируют еще другие институты кроме государства. Важнейшим таким институтом, во все прежние времена человеческого общежития, является религиозная организация. При внимательном рассмотрении вряд ли можно найти государственноорганизованное общество, где бы не было влияние какой-то религии на организацию жизни людей. Более того, в отдельных странах сама религия явилась (а кое — где до сих пор является) первоосновой государства (например, во многих мусульманских странах).
Наличие религиозных и государственных институтов в одном общественном пространстве объективно ведет к необходимости определенного регулирования их взаимодействия. На основе такого взаимодействия более четко выкристаллизовывается как само государство в качестве организации политической власти, так и его право как основной регулятор тогдашних общественных отношений.
Если появление религии, морали можно отнести к не очень то заметным, резко контрастным факторам человеческого развития, то появление государства и его права стало качественно особым периодом жизни общества. Общество становится государственно-организованным и с этого периода начинается длительное историческое взаимодействие между обществом и государством. Этот процесс, и особенно качественную сторону взаимодействия государства и общества, нужно отнести к числу самых важных вопросов для науки теории государства и права до настоящего времени. Сегодня цивилизационный уровень развития того или иного общества определяется характером взаимодействия общества и государства, от того насколько общество пользуется приоритетностью в этом взаимодействии.
Во все времена человеческого развития появлялись, развивались и отмирали различные типы и виды общества. Было первобытное общество, иногда называемое примитивным обществом, до классовым и до государственным обществом. Было классовое общество (рабовладельческое, феодальное и т.д.). В истории известны и аграрное общество, затем индустриальное общество, а также и постиндустриальное общество и т. д. [7, с 99]
Но с точки зрения науки теории государства и права имеет значение лишь такое общество, которое, так или иначе, влияет на природу и судьбу самого государства. В этом плане любое государствоорганизованное общество должно быть охарактеризовано как первооснова государства. Это означает, что если общество можно еще представить без государства, то представить государство без общества нельзя.
Общество- первооснова государства, оно всегда первично по отношению к государству. При правильном подходе к вопросу о взаимодействии общества и государства, общество всегда должно наделяться свойством приоритетности по отношению к государству. Не общество для государства, а наоборот государство для общества. Но такое положение в истории человечества сложилось не сразу, да и сегодня приоритетность общества над государством во многих реальных странах переживает не лучшие времена.
В условиях Нового и особенно Новейшего времени во многих странах стало выделяться явление, которое получило название «гражданское общество». В последующем гражданское общество довольно существенно повлияло и на науку теории государства и права. Да и сама необходимость появления понятия «гражданское общество» объясняется потребностью более четкого определения путей и механизмов взаимодействия государства и общества. Действительно, ведь общество, являющееся первоосновой государства, в принципе не может полноценно взаимодействовать со своим институтом, каковым и является государство. Как раз для взаимодействия с государством в обществе выделяется другой институт, получивший название «гражданское общество».
Гражданское общество представляет собой взаимодействующее с государством институт государствоорганизованного общества, которое состоит из политических партий, объединений граждан, представляющих интересы предпринимателей, отдельных профессий, пенсионеров и т. д. Являясь институтом универсального общества, гражданское общество взаимодействует с государством, выступающим также институтом общества. [11, с 124]Таким образом, как государство, так и гражданское общество, в первую очередь, должны быть охарактеризованы как важнейшие институты общества.
Интересно отметить, что появление гражданского общества (отличного от универсального понятия общества, являющегося первоосновой, как государства, так и гражданского общества) непосредственно связано с наличием государства и необходимостью с ним взаимодействия. В этой связи можно сказать, что в демократических странах государство взаимодействует не с обществом вообще, а именно с гражданским обществом. До появления гражданского общества взаимодействие государства с обществом не было вообще определено. Поэтому в то время государство зачастую отождествлялось со всем обществом, а в некоторых странах государство вообще располагалось над обществом. Имея в виду именно это последнее положение, К. Маркс писал: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный» [18, с 274]. Условия подлинного демократического гражданского общества как раз и ведет к такому состоянию.
.2 Смысл и назначение понятий «государствоорганизованное общество», «государствообразующее общество»
Реализация положения о подчиненности государства обществу на практике приводит и к изменению названия и характера того общества, с которым имеет дело наука «Теория государства и права».
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что понятие «общество», употребляемое в науке «Теория государства и права» — это далеко не то, что подразумевается под этим понятием в обычной жизни. Ведь в обычной жизни обществом называются и те явления, которые к государству и праву не имеют прямого отношения. Например, общество филателистов или рыболовов. Не очень-то волнуют науку теории государства и права и такие понятия как «индустриальное общество», «технократическое общество» и некоторые другие.
Наука «Теория государства и права» имеет дело со специализированным понятием «общество». Такая специализация этого понятия привела к тому, что появилось понятие «государствоорганизованное общество». Под государствоорганизованным обществом в правовой науке понимается такое общество, которое имеет собственное государство. Если, например, мы говорим о «французском обществе», то здесь же подразумеваем, что французы не только образуют совместную общность, но и имеют собственное государство. Таким образом, понятие «государствоорганизованное общество» является специфической категорией теории государства и права, употребляется для обозначения определенной общности людей, имеющих свое собственное государство. [14, с 114]
В то же время и понятие «государствоорганизованное общество» не раскрывает все нюансы, связанные с взаимоотношением общества и государства. Ведь есть разные государствоорганизованные общества, с разным характером взаимодействия общества и государства. Как уже отмечалось, есть общества, где государство верховодит во всем. Такое государство получило даже специальное название: «тоталитарное государство». Но есть такие общества, где государство рассматривается в качестве института общества, где государство учреждается обществом и полностью подконтрольно обществу. Для обозначения такого состояния взаимодействия общества и государства как раз и «изобретено» понятие «государствообразующее общество».
Государствообразующее общество — это такой исторически сложившийся институт общества, который, будучи вызванным к жизни цивилизационным развитием, для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством. [16, с 89] Это происходит в эпохе, соответствующей условиям новой истории.
Основу современного государствообразующего общества составляет народ (нация) — социально-экономическая общность людей, объединенных в государство. Народ представляет собой в первую очередь политическую общность. Народ объединяет в себе всех, какой бы национальности ни был человек, проживающий на территории государства. Понятие народ (чаще всего понятия народ и нация употребляются как синонимы) охватывает людей разных национальностей, особенно в многонациональных государствах: оно позволяет не выделять на первый план в государстве ни одной нации как этнической общности. Таким образом, понятие народ в смысле политической общности в современном государствообразующем обществе используется для преодоления понятия нация, понимаемого как совокупность людей, принадлежащих к одной национальности и образующих этническую общность. Государство формируется на основе политической общности людей. Народ, организованный в политическую общность, как раз и образует государствообразующее общество.
Что же организует общество в целостный организм? Здесь, по нашему мнению, необходимо выделить внутреннюю и внешнюю (обособляющуюся от общества) силы. Внутренняя сила, сплачивающая общество, — самая главная, сущностная, изначальная сила, которая и формирует множество людей в единую целостность. Внешняя сила является производной от внутренней, ею обусловленной силой.
Внутренней силой объединения людей в общество служит определенная духовно-нравственная идея (идеал), соответствующая исторически сложившемуся менталитету народа и часто возводимая в идеологию. При внимательном изучении в любом государствообразующем обществе можно усмотреть господствующее влияние на население, по крайней мере, одной из следующих идеологий: социальной, национальной, либеральной. Под их влиянием происходит социальное движение в целом. Чтобы разобраться в механизме социального движения, необходимо вникнуть в суть таких понятий, как социальное взаимодействие, социальные интересы, социальные институты, социальная интеграция, социальные конфликты, общественное настроение, социальные приоритеты, социальная свобода и др.
Подробное рассмотрение и обоснование процесса формирования и влияния, отмеченных нами идеологий и механизмов социального движения не входит в задачу настоящего учебника. Этими вопросами должны предметно заниматься философия, социология, политология. Нас же больше интересуют вопросы, связанные с государством и правом, соотношением общества и государства.
Государство, по нашему мнению, как раз и выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере в обществе) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая гражданским обществом власть, которая функционирует в обществе. Государство до некоторой степени отделяется от общества и образует политическую силу, призванную организовать жизнь людей, управлять делами общества в соответствии с волей и интересами гсударствообразующего народа.
В истории были времена (да и сегодня кое-где имеет место), когда государство и общество сливались вместе. Это при сословно-кастовом обществе, когда государственная власть не избиралась, не формировалась с участием электората, а состояла из представителей привилегированного сословия. Определенное слияние общества и государства в одно целое можно наблюдать и в тоталитарных режимах.
Сословная или кастовая власти сложились более или менее естественным развитием общества, и на их формирование как-то влияло разделение труда. Поэтому такую форму власти можно, видимо, назвать исторически необходимой формой организации производства, распределения его результатов, а отсюда и формирования власти. Что же касается тоталитаризма, то он является искусственно созданной системой управления общественными делами, порожденным в периоды кризиса гражданского общества, потери им способности формирования государственной власти.
Таким образом, в историческом плане с появлением государства общество как бы «раскалывается» на две части — на государство и на остальную как бы негосударственную часть. Если государство как институт общества специализируется на управление общественными делами, то другая (негосударственная) часть общества занимается делами воспроизводства общества, вопросами материально-технического обеспечения развития всего общества. Вот эту часть общества, по нашему мнению, как раз и следует называть гражданским обществом. [17, с 57]
Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной стороны, государство, а с другой — гражданское общество, то вопрос о соотношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общества.
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
.1 Гражданское общество: понятие и сущность
Выяснение понятия «гражданское общество» необходимо не только в чисто познавательных целях. Сегодня в Российской Федерации довольно активно формируются институты гражданского общества. В этих условиях и возникает потребность в осмыслении соотношения между государством и гражданским обществом, в выяснении самого понятия «гражданское общество». Осмысливая это понятие, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующие моменты:. Гражданское общество и общество вообще — это не одно и то же. Общество, как уже отмечалось, составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами. Гражданское же общество — это, прежде всего, часть общества за исключением государства как организации его политической власти.
Гражданское общество — это реальное государствоформирующее общество. Как та часть общества, которая занималась его воспроизводством, созданием материальной основы жизни, оно существовало всегда и выделялось по отношению к государству, которое в отличие от него специализировалось на управленческой сфере. Довольно заметные черты гражданского общества можно было наблюдать еще в Древней Греции — в государствах-полисах. В Древнем Риме сильное развитие получили торговля, ремесло, а отсюда и гражданское право — как юридическая основа функционирования гражданского общества. Достаточно вспомнить выражение: «Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил», чтобы убедиться в силе гражданского общества в древнеримском государстве. [11, с 146]По существу, на идее гражданского общества построена теория общественного договора происхождения государства. Конечно, в прошлом в их соотношении были периоды, когда государство полностью преобладало в организации общественной жизни, и дееспособность гражданского общества сводилась к нулю. Но это уже другой вопрос.
. Гражданское общество, на наш взгляд, появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. В этой связи можно даже сказать, что нет государства — нет и гражданского общества. Это утверждение с точностью, наоборот: без гражданского общества нет и современного государства. Гражданское общество, в современном мире, во многих странах выступает учредителем государства как организации политической власти общества. Только в связке «учредитель» и учреждаемая «политическая власть» приобретает значение проблема соотношения гражданского общества и государства.
. Несмотря на то, что понятие гражданское общество соотносится с понятием государства, гражданское общество остается естественным продолжением общества, условием его жизнедеятельности, включая и государство. Это понятие необходимо для того, чтобы различать и показывать ту часть всего общества, которая формирует государство для обслуживания интересов этого же общества.
. Гражданское общество и государство объективно «обречены» на постоянное взаимодействие. В их взаимоотношениях при правильном общественном и государственном устройстве (то есть при светском, цивилизованном, демократическом правовом обществе и государстве) примат принадлежит гражданскому обществу. Оно формирует государство для реализации своих интересов, определяет направления его деятельности, контролирует деятельность его органов.
. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане. Если государство отрывается от интересов гражданского общества, то оно деградирует, теряет свое естественноисторическое социальное назначение. Такое государство исторически обречено и рано или поздно гражданское общество должно формировать контролируемое им государство.
Таким образом, гражданское общество — это форма жизни и деятельности свободных, равноправных, творчески активных людей, создающих для управления общими делами организацию политической власти (государство). Гражданское общество идет на смену не только кровно-племенной организации людей, но и соборности, общинности и т.д. Гражданское общество — это общество «незнакомых» людей, имеющих свои интересы и желающих их удовлетворить, в том числе и возможностями деятельности государства. [3, с 22]
В соотношении гражданского общества и государства примат, безусловно, принадлежит первому. Однако всегда необходимо иметь в виду активную роль государства по отношению к обществу (гражданскому обществу). Хотя государство им формируется и контролируется, но формируется по большому счету для управления общественным развитием. Оно управляет обществом, но эта функция передается ему самим обществом и им же контролируется. Здесь можно провести аналогию с акционерным обществом, которое само учреждает органы своего управления.
Гражданское общество формирует государство с целью: защитить себя от внешних и внутренних противников; беречь моральные устои, нравственные ценности, на которые оно опирается; защищать жизнь, свободу, здоровье граждан; обеспечивать оптимальные условия функционирования экономических отношений в обществе; проводить в жизнь его идеологию, социальные программы, способные смягчать противоречия между различными социальными группами и людьми.
В условиях, когда гражданское общество не способно само сформировать государство, наблюдается хаос или появляется узурпированная (самовольно захваченная) нелегитимная власть, которая, как правило, устанавливает свое господство над ним. Появляются внеправовые государства: тоталитарное (подчиняет и контролирует все гражданское общество), корпоративное, этнократическое, фашистское и др.
В отличие от внеправовых государств, в демократических государствах главным действующим лицом государствообразующего общества выступает человек, который и составляет его основу (основной субъект). Именно человек (не подданный) является членом гражданского общества, и он с его интересами стоит в корреспондирующей связи с государством. Человек как носитель неотъемлемых прав и свобод, а не безликий народ или нация, является главным и безусловным действующим лицом гражданского общества. Нет личности — нет и гражданского общества. Состоятельность, дееспособность гражданского общества в полной мере зависят от степени свободы личности. Только состоятельные, дееспособные личности могут образовать, действенное по отношению к государству, гражданское общество. Отсюда оно включает в себя систему установившихся моральных, экономических, политических, правовых отношений: свободу труда и предпринимательства, право собственности и гарантии ее защиты, деятельность общественных и политических организаций, сферу воспитания и образования, культуру, науку и средства массовой информации, а также все, что служит интересам удовлетворения потребностей людей. Основным институтом гражданского общества является объединение людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. Именно предпринимательская деятельность направлена на материальное обеспечение жизнедеятельности всего общества. Если гражданское общество не сумеет оптимально обеспечивать проблемы воспроизводства жизнедеятельности самого общества, то и не сумеет содержать нормальное государство.
В целом, на наш взгляд, можно дать следующее определение гражданского общества: гражданское общество — это дееспособная система политических, экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в процессе самоорганизации жизнедеятельности общества, включая отношения по формированию государства. Именно для оптимального управления делами гражданского общества, организации защиты прав и свобод членов этого общества учреждается государство — политическая власть этого общества.
.2 Правовое государство: понятие и признаки
В настоящее время в России с уст политиков, дипломатов и даже обыденных граждан ни сходит термин «правовое государство». Вместе с тем не все до конца осознают значение данной философско-правовой категории. Поэтому, мы и постараемся более детально разобрать данное явление.
Правовое государство — это такая форма организации государства, при которой граждане, а также государственные органы и должностные лица действуют только строго в рамках установленных правовых норм основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через посредством удовлетворения общегосударственных интересов.
Правовое государство, как и любое правовое явление, обладает рядом специфических черт, признаков отличающих ее от других смежных категорий. Кроме того, уровень воплощения данных признаков свидетельствует о реализации самой идеи правового государства в государственно-правовой действительности того или иного государства.
. Приоритет прав и свобод человека. Правовое государство создается и действует для реализации гражданами своих прав и свобод. Они получают приоритетное значение при принятии, каких либо, политических решений и планировании государственной деятельности. Цель правового государства удовлетворять потребности общества в целом, а соответственно и индивида в отдельности как части этого общества. Вся деятельность государственного аппарата, в таком государстве, направлена не на реализацию потребностей экономически господствующего класса или политической элиты, а человека и гражданина его прав и свобод.
. Реальность осуществления прав и свобод человека и гражданина. Мало продекларировать приоритет прав и свобод человека и гражданина. Государство если хочет называться правовым должна обеспечить реальные гарантии, т. е. условия и средства обеспечения таких прав. Если же государство, как это обычно бывает, (Например, в ст. 2 Конституции Российской Федерации сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».) только на бумаге, формально, а не реально закрепляет, но не предпринимает ни каких действий, или делает не достаточно для воплощение данного принципа, то оно не может считаться правовым. Правовое государство — это только то государство где деятельность любого органа, любого должностного лица положена на алтарь улучшения жизни людей, общества, а соответственно и государства в целом. Необходимо, чтобы граждане не только могли ознакомиться со своими правами, но в любой момент воспользоваться ими, а государство сделать все от него зависящее, что бы эта возможность стала реальностью.
. Верховенство права. Изначально главным критерием правового государства являлось действие всех и в первую очередь государственных органов только в рамках закона. Так, древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чьей либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Однако со временем стало ясно, что не всегда государство может быть названо правовым, даже в том случае если в нем власть действует на основе закона, например, Фашистская Германия, осуществляла свои геноцидные идеи на основе закона. Прежде всего, необходимо, чтобы законы были правовыми, то есть соответствовали требованиям естественного права и были направлены на реализацию прав и свобод человека и гражданина, а не властных амбиций и интересов клики. Поэтому правовое государство это царство законности и правопорядка, основанных на неотъемлемых правах личности, принципах справедливости, равенства, свободы, ответственности, гуманизма и т. д. [6, с 37]
. Взаимная ответственность государства и гражданина. Основатель немецкой классической философии права Иммануил Кант отмечал, что «в правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину». Естественно, что государство единственная организация которая обладает правом легального применения силы и в публичных правоотношениях естественно находится в состоянии субординации в отношении граждан. Однако в правовом государстве эта разница как бы стирается, а точнее минимизируется, так как, во-первых, граждане становятся экономически, политически, социально независимыми с высокой гражданской позицией, а соответственно применение силы является не правилом, а исключением. Во-вторых, обеспечивается реальная возможность гражданина предъявлять претензии государству за неисполнение и неправомерное осуществление действий его органами.
. Действительный доступ граждан к управлению делами государства. В правовом государстве имеется возможность гражданам самостоятельно принимать участие в управлении делами государства. Это обеспечивается по средствам высоких избирательных гарантий позволяющих отражать мнение народа, а не фальсифицировать выборы правящими кругами и референдум или всеобщи выборы отражают именно волю народа, а не служат прикрытием произвола власти и средством подавления классовых противоречий. Во-вторых, представительные органы действительно являются представительными и всецело подчиняются своим избирателям, в случае же когда они перестают отстаивать интересы народа в правовом государстве разработаны механизмы роспуска и замены не оправдавших доверия выборных органов. В-третьих, все наиболее важные и значимые для общества вопросы в обязательном порядке выносятся на референдум. Ну и на конец в правовом государстве действуют институты гражданского общества постоянно влияющие на власть и контролирующие ее со всех сторон.
. Высокая правовая культура. Само название — правовое государство, этимологически наталкивает на мысль о безупречном и неуклонном исполнении в нем, всеми и повсеместно, правовых норм. Однако неуклонное исполнение законов возможно только при добровольном принятии их обществом, при развитом чувстве уважения к праву, закону и правовой политике государства. Все это может быть достигнуто только при развитой правовой культуре общества.
. Разделение властей. В правовом государстве обязательно действует принцип разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. При чем так же важно, что бы данный принцип был не декларированным и формальным, а воплощенным в объективной действительности. Необходимо, что бы в государстве действовала эффективная система сдержек и противовесов не дающая одной власти преобладать над другой. Данный принцип обеспечивает гармоничное существование различных органов, не позволяет какому то одному из них узурпировать властные полномочия, что в и тоге приводит к результативному выполнению задач и функций государства.
. Правовое государство — социальное государство. Основа всех отношений — экономика. Корень практически всех бед и несчастий, а также и наоборот, успех во всех начинаниях государства зависит от социального состояния общества. Поэтому политика правового государства должна быть направлена, прежде всего, на решение социальных задач народа. Невозможно достичь правового государства без реализации идеи социального государства, которое действительно, реально обеспечивает возможность достойного развития каждого члена общества. Подводя итог анализу понятия правового государства можно сделать вывод о том, что это идейная категория, то есть идеальная модель государственности, каким мы бы хотели видеть свое государства, а соответственно не один идеал, как известно, не достижим в полном объеме. Однако это не означает, что к нему не надо стремиться, надо постоянно совершенствоваться и совершенствоваться, что бы как можно ближе приблизиться к этой мечте.
.3 Гражданское общество и правовое государство
Анализ таких категорий как гражданское общество и правовое государство совершенно ясно дает представление о том, что они не могут существовать в отдельности. Если хотя бы зачатки или какие либо другие проявления гражданского общества могут существовать в любом государстве, то образования правового государства без гражданского общества не возможно по следующим причинам:
Во-первых, именно гражданское общество и представляет совокупность индивидов желающих и могущих руководствоваться идеями добра и справедливости, т. е. естественным правом. Именно они обладают высокой правовой культурой и строго следуют предписаниям правовых норм (если они совпадают с естественным правом). В этом случае вообще наблюдается идентичность идей о правовом государстве и гражданском обществе.
Во-вторых, вообще невозможно ограничить государство правом, так как трудно себе представить власть, которая не контролировалась из вне, сама себя ограничивала своими же предписаниями. Этой силой из вне и выступает гражданское общество, которая ставит власть в свое русло и заставляет ее действовать не в угоду своих интересов, а интересах общества в целом.
В-третьих, правовое государство создано удовлетворять потребности всего общества, быть социальным государством, стремиться привлекать граждан к управлению делами государства. Этого же и добивается гражданское общество, оно стремиться контролировать принимаемые политические решения и сделать общество социально независимым.
В заключении можно резюмировать, что правовое государство и гражданское общество — это высоко идейные и архиважные категории теории государства и права, которые имеют большую теоретическую ценность, от степени реализации которых зависит процветание нашего государства и общества. Однако, к сожалению, не смотря на то, что Конституция Российской Федерации обозначила Россию в качестве правового государства, оно таковым не являемся и даже отдаленно не можем называться таковым. С воплощением нашего общества в гражданское, дела обстоят еще хуже. Наши граждане далеки от саморегуляции и саморазвития. Активность в политической сфере — главный элемент гражданского общества — тоже оставляет желать лучшего. Кроме отрицательных моментов в развитии концепции правового государства и гражданского общества в российской действительности надо отметить и некоторые положительные сдвиги в данной области в последнее время. Остается надеяться и ждать когда мы максимально приблизимся к идеи правового государства и гражданского общества в нашей стране, достичь которые, как известно, из за их идеальности на сто процентов невозможно.
Однако выполнение высоких требований к правовому государству не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться.
Процесс формирования правового государства, особенно достижения приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно. Традиции попрания закона в первую очередь самой властью очень давние («Прав тот, у кого больше прав», «Закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло»). Истоки правового нигилизма, неуважения к закону, коренятся в суверенитете и силе самой власти, а также объясняются тем, что право (законы) создаются этой самой властью. Проблема самоограничения власти долго выглядела противоестественной. Потребовались столетия, постепенное формирование устойчивого правосознания и убежденности граждан в необходимости верховенства закона как важной меры стабильности и процветания, общества. Разработка конституционных документов (в первую очередь конституций), введение конституционного правления, признание верховного статуса принятых законов постепенно проложили путь к созданию и укреплению правового государства.
Какие же существуют пути достижения правового государства?
Совершенствование существующего законодательства путем модификации, кодификации, систематизации. Эта проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например для России. Прежнее советское законодательство во многом было построено на юридическом закреплении командно-административных методов руководства обществом. Кроме того, имелось множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Значительное количество правительственных и ведомственных ак-тов по своему духу и букве не соответствуют действующим законам, противоречат им, а иногда и просто корректируют их в своих ведомственных интересах.
Работа по совершенствованию законодательства не может осуществляться одномоментно. Меняющаяся действительность делает необходимым постоянное совершенствование действующего законодательства путем создания широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы рыночного гражданского общества.
Немаловажное значение для формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, признание со стороны всего общества. Неприятие обществом отдельных законов и правовых норм, при всей их внешней необходимости и полезности, приводит к отторжению их гражданами, невыполнению и в конечном счете сводит на нет попытки создания правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
правовое государство гражданское общество
Общество — это же множество людей, соединенных между собой определенными отношениями (связями), основанными на интересе. Общество — продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. С появлением государства и права, зарождающееся от первобытного состояния общество приобрело качественно новый и одновременно сложный характер.
Общество, являющееся первоосновой государства, в принципе не может полноценно взаимодействовать со своим институтом, каковым и является государство. Как раз для взаимодействия с государством в обществе выделяется другой институт, получивший название «гражданское общество».
Гражданское общество — это форма жизни и деятельности свободных, равноправных, творчески активных людей, создающих для управления общими делами организацию политической власти (государство). Гражданское общество — это дееспособная система политических, экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в процессе самоорганизации жизнедеятельности общества, включая отношения по формированию государства. Именно для оптимального управления делами гражданского общества, организации защиты прав и свобод членов этого общества учреждается государство — политическая власть этого общества.
Правовое государство — это такая форма организации государства, при которой граждане, а также государственные органы и должностные лица действуют только строго в рамках установленных правовых норм основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через посредством удовлетворения общегосударственных интересов.
Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.
Гражданское общество и правовое государство не могут существовать в отдельности. В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.
И все же перспективы развития гражданского общества в России есть, об этом говорит и рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся в России, и создание властью условия для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека, которое обеспечивает возрастание самопроявлений личности и повышение гражданской активности россиян.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации. — М.: Инфра, 2012. — 48с.
2.Гаджиев К.С. Введение в политическую философию. М.: Логос, 2010.
.Гленкова З.Т. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // СОЦИС. № 6. С. 22.
.Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 13-19.
.Исследования ВЦИОМа, проведенные в 2012 году. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2012.
.Карташов В.Н. Гражданское общество как система (социально-правовой аспект) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 1. С.37-43.
.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник. — М., 2005.
.Манов Г. Н. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования, М.: Наука, 1991.
.Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Зерцало-М, 2009.
.Основы государства и права/ под ред. академика, заслуженного деятеля науки РФ О.Е. Кутафина. — М.: Юристъ, 2004.
.Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб., 2003.
.Рассказов Л.П. Теория государства и права. — М., 2008.
.Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
14.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М, 1996. С. 25.
.Сунгуров А.Ю. Структуры гражданского общества и их взаимодействие с властью в России // В поисках гражданского общества; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2008. С. 173-209.
16.Струсь К.А. Государство и гражданское общество: Генезис идеи и современная Россия. // Научно-аналитический журнал ¨Новая правовая мысль¨. — 2003. — № 2 (3). — С. 6 — 9.
.Струсь К.А. Государство и гражданское общество. Проблемы правового взаимодействия в России: Дисс…. канд. юрид. наук. — Саратов: Саратовская государственная академия права, 2003.
.Теория государства и права: учебник // под ред. В.В. Лазарева. — М., 1997.
.Теория государства и права: учебник // под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2007.