Содержание
Введение3
Раздел 1. Сущность и особенности функционирования государственного сектора экономики5
1.1. Понятие государственного сектора экономики и его структура5
1.2. Механизм функционирования государственного сектора экономики13
Раздел 2. Особенности развития государственного сектора в России18
2.1. Структура государственной собственности в России18
2.2. Анализ государственного сектора в российской экономике21
Раздел 3. Перспективы развития государственного сектора в России26
3.1. Критерии эффективности государственной собственности26
3.2. Основные проблемы развития государственного сектора и пути их решения29
Заключение35
Список литературы38
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 5
1.1. Понятие государственного сектора экономики. 5
1.2. Сущность и функции государственного сектора экономики. 8
1.3. Методы государственного регулирования государственного
сектора экономики. 17
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 20
2.1. Современное состояние государственного сектора экономики в
России. 20
2.2. Сравнительный анализ государственного сектора
экономики в России с государственным сектором экономики в
разных странах. 26
Заключение 37
Глоссарий 39
Список используемой литературы 43
Приложение 45
Введение.
Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
Актуальность работы. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. Государственный сектор экономики задает положительный вектор развития всего процесса общественного воспроизводства и потому является определяющим.
Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.
Цель работы — изучение государственного сектора экономики в России и в мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и определения по теме «Государственный сектор экономики в России»;
определить функции государственного сектора;
определить специфику государственного сектора в РФ;
составить обзор экономической ситуации в сфере государственного сектора экономики в России и в других странах.
Объект работы — государственный сектор экономики.
Предмет работы — изменение структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
Поставленные цели и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения государственного сектора экономики, определяются функции госсектора экономики, а также рассматриваются методы госрегулирования экономики. Во второй главе рассматривается современное состояние госсектора экономики в России, а также проводится сравнительный анализ госсектора экономики России с госсектором экономики разных стран.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКИ РОССИИ
1.1. Понятие государственного сектора экономики.
Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят не только образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации, но и доходы, и расходы бюджета. Важнейшая роль государственного сектора — аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Соответственно государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо государственного сектора.
Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще и хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.
Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.
1.2. Сущность и функции государственного сектора экономики.
Существование государственного сектора экономики в странах с развитой рыночной экономикой — исторический экономический факт. На предприятиях государственного сектора экономики осуществляется и производство, и распределение, и обмен, и потребление товаров/работ/услуг. Без него невозможно представить себе рыночную экономику.
В большинстве стран в государственный сектор экономики в разные периоды в той или иной мере входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт, связь и т.п. Государственными предприятиями осуществляется от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже до 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. Госсектор в электроэнергетике Японии, Канады, Франции составляет 100%, на железнодорожном транспорте Франции, Италии, Швеции, Испании — 100%. В США около 1/3 земли находится в собственности федерального правительства. Это свидетельствует о возрастающей роли государства в осуществлении функций социально-экономического регулирования, обеспечении социальной и политической стабильности в обществе, выявлении социальных приоритетов стратегического характера, проведении сбалансированной внешнеэкономической политики.
Тем не менее отношение к нему и в политике, и в экономической науке — неоднозначное. Либералы, например Р. Нозик, А. Чубайс, А. Илларионов и др., полагая, что только рынок способен наиболее эффективно распределять ресурсы и качественно удовлетворять потребности общества, приписывают государственному сектору все недостатки плановой экономики. По их мнению, влияние государства необходимо свести к минимуму, то есть к выполнению только функций «ночного сторожа», а укрепление государственного сектора экономики лишь увеличивает задержку темпов роста экономики в целом и делает ее неконкурентоспособной. Другим аргументом противников активного участия государства, в том числе и в управлении государственным имуществом, является то, что государственное управление представляет собой функцию публичной власти, принципиально отличную от функции управления национальным имуществом, что порождает коррупцию и лоббизм.
Однако не все экономисты разделяют такую максималистскую точку зрения на «минимальное» государство. Так, Дж.Э. Стиглиц назвал «хаосом» гипотетическую ситуацию, при которой рынок мог бы функционировать без вмешательства государства в рыночную экономику, тем самым подчеркивая существенную роль государства «в функционировании современной рыночной экономики». По его мнению, основными мотивами государственной деятельности выступают такие провалы рынка, при которых последний неэффективен по Парето: несостоятельность конкуренции, существование товаров, которые либо не будут поставлены рынком, либо будут поставлены, но в недостаточном количестве; невозможность уловить частными товаропроизводителями внешние эффекты, снижающие эффективность распределения ограниченных ресурсов; неполные рынки; несовершенство информации, поставляемой рынком; безработица; инфляция.
В противовес либералам, государственники, напротив, настаивают на огосударствлении экономики, несмотря на то, что крах плановой экономики с ее директивными методами управления доказал ее низкую эффективность и бесперспективность.
К сожалению, в экономической науке до сих пор нет исчерпывающей трактовки государственного сектора экономики в аспекте его генезиса и распределения по сферам, отраслям, масштабам деятельности, его динамики, функциональной роли, эффективности и механизме управления. Так, рассматривая государство как поставщика экономических благ, Л.И. Якобсон связывает меру его участия в данном процессе с необходимостью удовлетворения потребностей общества в чистых общественных благах, смешанных общественных благах, поставляемых на основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательством либо частным некоммерческим сектором, в частных благах в ситуациях изъянов рынка. По мнению В.Е. Савченко, например, государственный сектор экономики должен функционировать в основном в четырех отраслях экономики: финансы, промышленность, транспорт и связь.
По мнению В.Н. Черковца, государство, во- первых, становится субъектом собственности предприятий — полным или долевым, реализуя это право экономически путем организации и участия в пре……..
Список используемой литературы.
1. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. — 2002.- №10
2. Александр Виссарионов. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования» . //Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 1 2008г. г. МОСКВА.
3.Клейнер Г., Петросян Д., Беченев А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. № 4. 2004.
4. Интернет ресурс: 5. И. Осадочная. Зачем рыночной экономике нужен государственный сектор? // Наука и жизнь.- 2006. — №6
6. А. Нещадин, О. Кузнецов, В. Кашин Российская экономика: тенденции огосударствления// Общество и экономика. — 2007 — №8
7. А. Селезнев. Об эффективности управления государственной собственностью// Экономист. — 2007 — №6
8. Александр Виссарионов. доктор экономических наук. Статья «Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования» . // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 1 2009г г. МОСКВА.
9. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. Морозовой Т.Г. — М.: ЮНИТИ, 2004.
10. Бирюков В. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2005 — № 12
11. Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика // Экономика. 2008 — №1
12. Чеберко Е.Ф., Бобров А.В. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития // Экономика. 2008 — №2
13. Российский статистический ежегодник 2011.
14. Э. В. Алехин «Государственный и муниципальный сектор экономики в
Российской Федерации» г. ПЕНЗА 2011г.
15. Интернет ресурс: www.gks.ru 16. Деньги и кредит // Особенности развития государственно-корпоративного сектора российской экономики. — 2012. — №5
17. Экономическая политика // Уроки госкорпорирования российской экономики. — 2011. — №4
18. Менеджмент в России и за рубежом // Государство в условиях современной смешанной экономики: от мифов к реальности. — 2012. — 3.
19. Шишков Ю. Государство в эпоху глобализации // Мировая экономика и международные отношения. — 2010.- № 1
20. Загашвили B.C. Государство на новом этапе экономической глобализации // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 5