Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по экономике: Государственный сектор экономики и тенденции его развития в РФ

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Введение3

Раздел 1. Сущность и особенности функционирования государственного сектора экономики5

1.1. Понятие государственного сектора экономики и его структура5

1.2. Механизм функционирования государственного сектора экономики13

Раздел 2. Особенности развития государственного сектора в России18

2.1. Структура государственной собственности в России18

2.2. Анализ государственного сектора в российской экономике21

Раздел 3. Перспективы развития государственного сектора в России26

3.1. Критерии эффективности государственной собственности26

3.2. Основные проблемы развития государственного сектора и пути их решения29

Заключение35

Список литературы38

Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 5

1.1. Понятие государственного сектора экономики. 5

1.2. Сущность и функции государственного сектора экономики. 8

1.3. Методы государственного регулирования государственного

сектора экономики. 17

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 20

2.1. Современное состояние государственного сектора экономики в

России. 20

2.2. Сравнительный анализ государственного сектора

экономики в России с государственным сектором экономики в

разных странах. 26

Заключение 37

Глоссарий 39

Список используемой литературы 43

Приложение 45

Введение.

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Актуальность работы. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. Государственный сектор экономики задает положительный вектор развития всего процесса общественного воспроизводства и потому является определяющим.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.

Цель работы — изучение государственного сектора экономики в России и в мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные понятия и определения по теме «Государственный сектор экономики в России»;

определить функции государственного сектора;

определить специфику государственного сектора в РФ;

составить обзор экономической ситуации в сфере государственного сектора экономики в России и в других странах.

Объект работы — государственный сектор экономики.

Предмет работы — изменение структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.

Поставленные цели и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения государственного сектора экономики, определяются функции госсектора экономики, а также рассматриваются методы госрегулирования экономики. Во второй главе рассматривается современное состояние госсектора экономики в России, а также проводится сравнительный анализ госсектора экономики России с госсектором экономики разных стран.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКИ РОССИИ

1.1. Понятие государственного сектора экономики.

Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят не только образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации, но и доходы, и расходы бюджета. Важнейшая роль государственного сектора — аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Соответственно государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо государственного сектора.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще и хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.

Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.

1.2. Сущность и функции государственного сектора экономики.

Существование государственного сектора экономики в странах с развитой рыночной эко­номикой — исторический экономический факт. На предприятиях государственного сектора экономики осуществляется и производство, и распределение, и обмен, и потребление това­ров/работ/услуг. Без него невозможно предста­вить себе рыночную экономику.

В большинстве стран в государственный сектор экономики в разные периоды в той или иной мере входили земельные угодья, промыш­ленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт, связь и т.п. Государственными предприятиями осуществля­ется от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже до 1/2 (Австрия) валовых ка­питаловложений в экономику. Госсектор в электроэнергетике Японии, Канады, Франции составляет 100%, на железнодорожном транс­порте Франции, Италии, Швеции, Испании — 100%. В США около 1/3 земли нахо­дится в собственности федерального правитель­ства. Это свидетельствует о возрастающей роли государства в осуществлении функций соци­ально-экономического регулирования, обеспе­чении социальной и политической стабильно­сти в обществе, выявлении социальных приори­тетов стратегического характера, проведении сбалансированной внешнеэкономической поли­тики.

Тем не менее отношение к нему и в полити­ке, и в экономической науке — неоднозначное. Либералы, например Р. Нозик, А. Чубайс, А. Ил­ларионов и др., полагая, что только рынок спо­собен наиболее эффективно распределять ре­сурсы и качественно удовлетворять потребно­сти общества, приписывают государственному сектору все недостатки плановой экономики. По их мнению, влияние государства необходимо свести к минимуму, то есть к выполнению только функций «ночного сторожа», а укрепле­ние государственного сектора экономики лишь увеличивает задержку темпов роста экономики в целом и делает ее неконкурентоспособной. Другим аргументом противников активного участия государства, в том числе и в управле­нии государственным имуществом, является то, что государственное управление представляет собой функцию публичной власти, принципи­ально отличную от функции управления нацио­нальным имуществом, что порождает корруп­цию и лоббизм.

Однако не все экономисты разделяют такую максималистскую точку зрения на «минималь­ное» государство. Так, Дж.Э. Стиглиц назвал «хаосом» гипотетическую ситуацию, при кото­рой рынок мог бы функционировать без вмеша­тельства государства в рыночную экономику, тем самым подчеркивая существенную роль государства «в функционировании современной рыночной экономики». По его мнению, ос­новными мотивами государственной деятельно­сти выступают такие провалы рынка, при кото­рых последний неэффективен по Парето: несо­стоятельность конкуренции, существование то­варов, которые либо не будут поставлены рын­ком, либо будут поставлены, но в недостаточ­ном количестве; невозможность уловить част­ными товаропроизводителями внешние эффек­ты, снижающие эффективность распределения ограниченных ресурсов; неполные рынки; несо­вершенство информации, поставляемой рын­ком; безработица; инфляция.

В противовес либералам, государственники, напротив, настаивают на огосударствлении эко­номики, несмотря на то, что крах плановой эко­номики с ее директивными методами управле­ния доказал ее низкую эффективность и беспер­спективность.

­ К сожалению, в экономической науке до сих пор нет исчерпывающей трактовки государст­венного сектора экономики в аспекте его гене­зиса и распределения по сферам, отраслям, масштабам деятельности, его динамики, функ­циональной роли, эффективности и механизме управления. Так, рассматривая государство как поставщика экономических благ, Л.И. Якобсон связывает меру его участия в данном процессе с необходимостью удовлетворения потребностей общества в чистых общественных благах, сме­шанных общественных благах, поставляемых на основе сотрудничества и разделения функ­ций между государством и предпринимательст­вом либо частным некоммерческим сектором, в частных благах в ситуациях изъянов рынка. По мнению В.Е. Савченко, например, государственный сектор экономики должен функционировать в основном в четырех отрас­лях экономики: финансы, промышленность, транспорт и связь.

По мнению В.Н. Черковца, государство, во- первых, становится субъектом собственности предприятий — полным или долевым, реализуя это право экономически путем организации и участия в пре……..

Список используемой литературы.

1. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. — 2002.- №10

2. Александр Виссарионов. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования» . //Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 1 2008г. г. МОСКВА.

3.Клейнер Г., Петросян Д., Беченев А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. № 4. 2004.

4. Интернет ресурс: 5. И. Осадочная. Зачем рыночной экономике нужен государственный сектор? // Наука и жизнь.- 2006. — №6

6. А. Нещадин, О. Кузнецов, В. Кашин Российская экономика: тенденции огосударствления// Общество и экономика. — 2007 — №8

7. А. Селезнев. Об эффективности управления государственной собственностью// Экономист. — 2007 — №6

8. Александр Виссарионов. доктор экономических наук. Статья «Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования» . // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 1 2009г г. МОСКВА.

9. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. Морозовой Т.Г. — М.: ЮНИТИ, 2004.

10. Бирюков В. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2005 — № 12

11. Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика // Экономика. 2008 — №1

12. Чеберко Е.Ф., Бобров А.В. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития // Экономика. 2008 — №2

13. Российский статистический ежегодник 2011.

14. Э. В. Алехин «Государственный и муниципальный сектор экономики в

Российской Федерации» г. ПЕНЗА 2011г.

15. Интернет ресурс: www.gks.ru 16. Деньги и кредит // Особенности развития государственно-корпоративного сектора российской экономики. — 2012. — №5

17. Экономическая политика // Уроки госкорпорирования российской экономики. — 2011. — №4

18. Менеджмент в России и за рубежом // Государство в условиях современной смешанной экономики: от мифов к реальности. — 2012. — 3.

19. Шишков Ю. Государство в эпоху глобализации // Мировая экономика и между­народные отношения. — 2010.- № 1

20. Загашвили B.C. Государство на новом этапе экономической глобализа­ции // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 5

Похожие работы

  • контрольная  Лизинг и проблемы его развития в России
  • курсовая  Инвестиции и перспективы их развития в РФ.
  • курсовая  Экономический рост и проблемы его развития в России
  • дипломная  Фондовый рынок в России и перспективы его развития
  • контрольная  Контрольная по экономике, вариант 5, КГМУ. Финансовая система, её структура и функции. Финансовый рынок и проблемы его развития в России. Сущность и функци
  • курсовая  Инновационный процесс и особенности его развития в рыночной экономике

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка