Содержание
1.Введение……………………………………………………………………………………………..3
2.Сущность и функции государственного кредита…………………………………..5
3.История государственного внешнего долга России……………………………….9
4.Государственный внешний долг в настоящее время……………………………16
5.Управление государственным внешним долгом………………………………….19
6.Стратегия управления внешним долгом……………………………………………..23
7.Практическая часть…………………………………………………………………………….27
8.Заключение………………………………………………………………………………………..35
9.Список использованной литературы…………………………………………………..37
Выдержка из текста работы
Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных отношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и гарантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные финансовые организации, участники национального и международных рынков ценных бумаг.
Государственный кредит является также одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг — это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита и его главных форм: государственного займа и государственного долга.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1. Понятие государственного кредита, его формы
Государственный кредит в современных условиях – это система отношений по привлечению денежных средств, в которых одной из сторон выступает государство, а другой – физические и юридические лица. В большинстве случаев государство выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды, а также другие государства – кредиторов. Кроме того, государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).
Государственный кредит — в узком смысле — кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа.
В области государственного кредита государственные национальные финансовые интересы переплетаются с интересами частных компаний, банков, физических лиц, вложивших свои деньги, например, в долговые обязательства государства. При этом в отношениях государственного кредита задействованы и внутренние, и внешние международные финансовые кредитные рынки, что соответствует образованию внутреннего и внешнего государственного долга…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает важное участие и государственный кредит.
Основная особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы.
В литературе не определяется число и конкретный перечень форм госкредита, существует множество разных подходов к их выделению. Государственный займ является одной из самых распространенных форм кредита, ее выделяют практически все авторы. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга — внутреннего и внешнего. В свою очередь, рост долга влечет за собой определенные негативные последствия. Главным из них является «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса».
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершённых госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита: получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой. Что касается политики в области государственного долга, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению внешнего долга за счет увеличения внутреннего. При такой политике необходимо повысить привлекательность государственных ценных бумаг для более широкого круга участников рынка путем создания условий выхода из отрицательной реальной доходности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 256 с.
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.» от 12 ноября 2008 г.;
3. Алехин Б.И. Государственный долг: учеб. пособие / Б.И. Алехин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335 с.;
4. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления / А. Вавилов. – М.: Городец-издат., 2001. – 304 с.;
5. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учеб. пособие / Ю.Я. Вавилов. – М.: Перспектива, 2007. – 255 с.;
6. Вавилов Ю.Я. О формах кредита в глобальной экономике / Ю.Я. Вавилов // Финансы и кредит. – 2004. — № 23. – С. 27-33;
7. Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. – 252 с.;
8. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике / А.Ю. Жигаев // Деньги и кредит. – 2004.- № 5 — С. 43 — 49;
9. Иванова М.А. Государственные заимствования на современном этапе / М.А. Иванова // Финансы и кредит. – 2006. — № 14. – С. 28 — 30.;
10. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций / А. Кудрин // Рынок ценных бумаг. – 2006. — № 3. – С. 22 — 30;
11. Лушин С.И., Слепова В.А. Финансы: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2003. – 682 с.;
12. Столярова А. О некоторых тенденциях российского долга / А. Столярова // Аналитический банковский журнал. – 2007. — № 8. – С. 22 – 26;
13. Ульянецкий М. Внутренний долг России и его инструменты / М. Ульянецкий // Вестник НАУФОР, – 2005. – № 9. — С. 52 – 53;
14. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга / А. Шабалин // Экономист. – 2006. — № 4. – С. 50 – 57;
15. Щербаков А. Рынок государственных ценных бумаг РФ и перспективы его развития на 2006-2008 гг. / А. Щербаков // Финансы. — № 8. – С. 3 — 8.;
16. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ.