Содержание
Содержание
Введение3
1 Понятие государственного комитета, его виды и функции5
1.1 Сущность государственных комитетов как государственных органов
исполнительной власти5
1.2 Изменение структуры органов исполнительной власти в Российской
Федерации с 1994-2008 гг. с точки зрения изменения государственных
комитетов9
2 Отдельные виды государственных комитетов и их особенности
2.1 Состав, функции и полномочия Государственного комитета РФ по делам молодежи
2.2 Особенности Государственного комитета РФ по рыболовству как государственного органа исполнительной власти
Заключение37
Список литературы39
Выдержка из текста работы
Актуальность данной темы не оставляет сомнений, т.к. государственное управление это вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов, касаемых государственного управления в России.
Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:
1. Определение понятия «государственное управление»;
2. Выведение признаков государственного управления;
3. Определение видов государственного управления;
4. Определение функций государственного управления.
Предметом исследования являются государственное управление, как вид государственной деятельности.
Теоретико-методологическая и нормативная база данной контрольной работы основана на изучении норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания, наряду с которым были использованы частно-научные методы теоретического анализа — формально-логический, систематический, исторический.
Общетеоретической основой исследования послужили работы: Алехина А.П., Демина А.А., Д.Н. Бахрана, и др. ученых.
Структура контрольной работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие, содержание, признаки и функции государственного управления
Управление безотносительно к конкретно рассматриваемой сфере (в самом широком смысле) представляет собой деятельность по руководству чем-либо. Оно выступает как естественный и обязательный элемент и одновременно функция организованных систем различной природы. Управленческий процесс предназначен обеспечивать сохранение и функционирование определенной структуры, а также поддержание режима ее деятельности, реализацию их программ и целей.
Социальное управление представляет собой объективно необходимый вид деятельности, которое направлено на обеспечение логически последовательных, согласованных и системных действий людей, для достижения общественно значимых целей и решения возникающих при этом задач. Социальное управление является родовым понятием и оно включает в себя следующие элементы: государственное управление, муниципальное управление, управление в организациях, управление общественными явлениями и процессами.
В словарном понимании «государственное управление» означает управление делами государства. Термин «государственное управление» широко используется в законодательстве многих стран. В период существования СССР (1917-1991 гг.) он официально применялся на конституционном и законодательном уровнях.
Широко используемая в практике государственного строительства демократических стран теория «разделения властей» исходит из принципиальной позиции о том, что государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу. Это создает угрозу возникновения антидемократического режима. В каждой ветви власти создаются обладающие официальными полномочиями субъекты (органы государственной власти), основным предназначением которых является практическая реализация задач, стоящих перед этими ветвями власти.
Известный русский ученый Л.А. Тихомиров в своей работе «Монархическая государственность» при рассмотрении критериев эффективности государственного управления подчеркивал, что «…совершенство учреждений (управительных!) должно измеряться тем, насколько они обеспечивают: 1) силу власти, не допуская ее становиться бессильною, 2) практическую разумность власти, не допуская ее отрешаться от реальных интересов и мысли нации и 3) законность действия власти, не допуская ее до сколько-нибудь заметных отклонений от обдуманно установленных и объявленных во всеобщее сведение путей действия, одинаковых для правительства и подданных».
Государственное управление в Российской Федерации (в широком смысле) осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство и иные органы исполнительной власти, законодательные, судебные и органы местного самоуправления. Субъектами управления является вся совокупность государственных и муниципальных органов (опосредованно через получение полномочий от государства при помощи права).
Государственное управление в узком смысле представляет собой внутриорганизационную деятельность, осуществляемую в органах государственной власти с целью успешного решения стоящих задач (решение кадровых, финансовых, материально-технических и иных вопросов).
Государственное управление в собственном смысле слова представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть специальными субъектами — органами исполнительной власти.
С точки зрения общетеоретических позиций профессор Попов Л.Л. при характеристике государственного управления выделил следующие их характерные качества:
«1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.
2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
3. Управление — внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управления.
7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру».
Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, имеет следующие характерные черты, позволяющие отличать ее от деятельности представительных и судебных органов:
1. Выполнение общезначимых функций:
прогнозирование — обеспечивает научность и рациональность деятельности;
планирование — определяет цели, задачи на предстоящий период деятельности, средства их достижения и выполнения;
организация — направлена на упорядочение состояния тех или иных социальных образований;
координирование — в процессе ее производится п……..
Список использованных источников
1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2010, 697 с.
2. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., профессора Н.Ю. Хаманевой. — М.: Юристъ, 2009, 553 с.
3. Административное право России. Курс лекций / Под. общей ред. профессора Килясханова И.Ш. — М.: БФ МосУМВД России, 2009, 500 с.
4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник.-М.: Зерцало, 2009, 712 с.
5. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Юристъ 2008, 400 с.
6. Бахрах Д.Н. Административное право России. — М.: Норма, 2008, 602 с.
7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов.- М.: Норма, 2009, 768 с.
8. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник. М.:Юнити, 2008, 554 с.
9. Демин А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Зерцало-М, 2008, 384 с.
10. Ноздрачев А. Ф. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 2009
11. Плехин А. П. Административное право Российской Федерации. М. 2007, 511 с.
12. Сорокин В.Д. Административный процесс и административное право. — СПб.: Юр. институт, 2010, 366 с.
13. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. — М.: Изд-во Тихомирова, 2010, 652 с.
14. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление: учеб.пособие. М.: Экмос, 2009, 602 с.