Содержание
Стр.
Введение3
1Государственный долг: понятие, виды, последствия, методы управления..5
1.1Понятие государственного долга, его причины и виды..5
1.2Последствия государственного долга8
1.3Методы управления государственным долгом…10
2Государственный долг России.14
2.1Правовые аспекты государственного долга России.14
2.2Этапы формирования государственного долга Российской Федерации в новейшей истории…17
2.3Общее состояние государственного долга России..19
2.4Внутренний государственный долг России…21
2.4.1Государственные ценные бумаги: порядок выпуска, виды.22
2.4.2Размер, динамика и структура внутреннего долга России.25
2.5Внешний государственный долг России.28
2.6Последствия государственного долга для России..31
Заключение…34
Список литературы..37
Приложения..38
Выдержка из текста работы
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг — это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.
Цель данной курсовой работы — исследование сущности внутреннего и внешнего государственного долга и анализ методов по его управлению.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи исследования:
раскрыть экономическую сущность государственного долга, его роль в рыночной экономике, причины возникновения и составляющие;
проанализировать современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ;
исследовать пути совершенствования управления госдолгом.
Предметом исследования является система управления государственным долгом в РФ. Объектом выступил государственный долг РФ.
Цель, задачи, предмет и объект исследования определили структурное построение курсовой работы: она состоит из введения, трех глава, заключения, списка литературы и приложений.
Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.
Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего и внешнего
государственного долга
1.1. Сущность и понятие государственного долга
В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
В Бюджетном кодексе даны следующие определения: внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ.
При определении всего (внутреннего и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по основной сумме госдолга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченных процентов.
Государственный долг России может быть в форме:
— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
— госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
— договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
— договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств
1.2. Роль государственного долга в рыночной экономике
Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность госдолга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга — в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).
Размер сальдо бюджета и объем реального валового внутреннего продукта — два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. В зависимости от соотношения названных двух факторов условно выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике.
1. Классический подход к определению роли госдолга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута (заменителя) налоговых поступлений. Данный подход связан с отношением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.
В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.
Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать снижение доходной части заемными денежными ресурсами.
Понятие «снижение деловой активности» означает кратковременное сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что имеет место экономический спад (Он сопровождается банкротством крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы, снижением потребления).
В период экономического спада целесообразно снижать размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние как на госфинансы, так и на экономику в целом.
Классический подход к определению роли госдолга в экономике состоит в использовании его в качестве субститута налогов и заключается в том, что объем госзаймов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
Классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество классического подхода.
2. Альтернативный подход основан на прямо противоположной концепции — в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
В данном подходе есть свое рациональное зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом преимуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Максимальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере госзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности — увеличили займы, наступил спад деловой активности — сократили займы, наступил экономический спад — минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже.
В рамках рассматриваемого подхода государственный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие.. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг — это финансовый механизм ускорения экономического развития. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.
Два подхода (классический и альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие «сбалансированности» бюджета. В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным, если выполняются два ограничения — на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост экономики невозможен без увеличения энергопотребления, а это означает, что нужно строить новые электростанции, тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономического роста являются непростыми сами по себе, их приходится решать в условиях международной конкуренции за ресурсы, за условия международной торговли.
1.3. Причины возникновения государственного долга
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга — это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга — упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.
В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств……..
.Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.09.2010) // СПС КонсультантПлюс —
2. Федеральный закон Российской Федерации от 13.11.1992 г. №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» // Российская газета. — №279. от 29.12.1992.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.1997г. №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — №10. — ст. 1184
4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // СПС КонсультантПлюс —
5. Федеральный закон от 03.11.2010 N 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // СПС КонсультантПлюс —
6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 №931 (ред. от 07.08.2004) «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами» // СПС КонсультантПлюс —
7. Алферов, В. Рынок внешнего долга России // Рынок ценных бумаг. — 2010. — №1. — С. 16.
8. Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга РФ // Бюллетень Счетной палаты РФ. — 2008. — №1 (121).
9. Астапов А. Управление внешним и внутренним государственным долгом России // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 2. — С.26
10. Бескова И.А. Управление государственным долгом // Финансы. — 2009. — №7. — С. 61 — 62.
11. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ. — 2009. — №59. — с.3.
12. Ворожцов П.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. — 2008. — №18. — С.20-24.
13. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. — 7 — е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и Ко, 2008. — с. 627.
14. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, с. 140
15. Елкович П.Н. Внешний долг России // Экономика и жизнь. — 2007. — №3.
16. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. — 2004. — №5. — с.43 — 49.
17. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. — 2003. — №2. — С. 18-26
18. Колпакова Г.М. Государственный долг РФ. — М.: Финансы и статистика. 2010. — 496 с.
19. Красавина Л.Н. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. — 2008. — № 9. — с.70 — 77.
20. Красс М.С., Цвирко С.Э. Модель управления динамикой государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — №4. — с.48 — 55.
21. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом РФ // Финансы. — 2009. — №5. — с.20 — 22.
22. Моисеев А.К. Внешний долг России — состояние и проблемы платежеспособности // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 4. — С. 99 — 107.
23. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2 — е, перераб. и дон. — М: ИНФРА — М, 2009. — 272 с.
24. Подъяблонская Л.М. Финансы. Учебник для вузов. -М: Юнити-Дана, 2010 . — 407с.
25. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист, 2007. — № 3. — С. 31 — 40.
26. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации // Деньги и кредит. — 2006. — № 6. — с. 23.
27. Стахович Л.В., Рыжаковская Л.Ю. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом // Финансы и кредит. — 2009. — №15. — с.56 — 63.
28. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Поляка Г.Б. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 512 с.
29. Хейфец Б.А. Управление государственным долгом в царской России //Финансы. — 2003. — №11. — с.67 — 70.
30. Хоминич И.П. Из истории государственного долга России // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. — 2005. — №4. — с.107 — 115.
31. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг. -2005. -№16. -С.63-66
32. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. — 2009. — №2. — С. 35.
33. Ярмоков П.В. Государственный долг России // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — №5. — С. 25 — 32.
34. 35. 36.