Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по экономической теории: Государственный долг России и его последствия

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Стр.

Введение3

1Государственный долг: понятие, виды, последствия, методы управления..5

1.1Понятие государственного долга, его причины и виды..5

1.2Последствия государственного долга8

1.3Методы управления государственным долгом…10

2Государственный долг России.14

2.1Правовые аспекты государственного долга России.14

2.2Этапы формирования государственного долга Российской Федерации в новейшей истории…17

2.3Общее состояние государственного долга России..19

2.4Внутренний государственный долг России…21

2.4.1Государственные ценные бумаги: порядок выпуска, виды.22

2.4.2Размер, динамика и структура внутреннего долга России.25

2.5Внешний государственный долг России.28

2.6Последствия государственного долга для России..31

Заключение…34

Список литературы..37

Приложения..38

Выдержка из текста работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг — это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сло­жилось. Политика в области государственных заимствований, управле­ния суверенны­ми долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффек­тивности зависят международный имидж государства, отношение по­литиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финан­совых организаций, а также международный суверенный рейтинг. Чрезмер­ный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

Цель данной курсовой работы — исследование сущности внутреннего и внешнего государственного долга и анализ методов по его управлению.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи исследования:

раскрыть экономическую сущность государственного долга, его роль в рыночной экономике, причины возникновения и составляющие;

проанализировать современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ;

исследовать пути совершенствования управления госдолгом.

Предметом исследования является система управления государственным долгом в РФ. Объектом выступил государственный долг РФ.

Цель, задачи, предмет и объект исследования определили структурное построение курсовой работы: она состоит из введения, трех глава, заключения, списка литературы и приложений.

Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.

Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего и внешнего

государственного долга

1.1. Сущность и понятие государственного долга

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюд­жета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юри­дическими лицами, иностранными государства­ми, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обя­зательства по государственным гарантиям, пре­доставленным РФ.

В Бюджетном кодексе даны следующие опре­деления: внешний долг — обязательства, возника­ющие в иностранной валюте; внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: Государственными внешними заимствования­ми Российской Федерации являются привлекае­мые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международ­ных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обяза­тельства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения та­ких кредитов (займов) другими заемщиками. Го­сударственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ.

При определении всего (внутреннего и внеш­него) госдолга используется следу­ющая терминология. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных государст­вом долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начислен­ные проценты по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

В соответствии с Бюджетным кодексом в объ­ем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бума­гам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, получен­ным от бюджетов других уровней, по государст­венным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обяза­тельства по госгарантиям, предо­ставленным РФ, и сумма основного долга по кре­дитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по ос­новной сумме госдолга, то долг го­сударства не увеличивается на сумму невыпла­ченных процентов.

Государственный долг России может быть в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заклю­ченных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

— госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— договоров и соглашений о получении РФ бю­джетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

— договоров о предоставлении РФ государст­венных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе между­народных, заключенных от имени РФ, о пролон­гации и реструктуризации долговых обязательств

1.2. Роль государственного долга в рыночной экономике

Главной выгодой для государства, обосно­вывающей полезность госдолга, явля­ется возможность привлекать в бюджет заемные де­нежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга — в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).

Размер сальдо бюджета и объем реального вало­вого внутреннего продукта — два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволя­ет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увели­чения инфляции, а за счет роста денежной массы соз­даются условия рефинансирования долга. В зависи­мости от соотношения названных двух факторов условно выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике.

1. Классический подход к определению роли го­сдолга в экономике заключается в ис­пользовании государственных займов в качестве суб­ститута (заменителя) налоговых поступлений. Данный подход связан с отно­шением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.

В фазе понижения деловой активности снижают­ся поступления в бюджет. Правительство заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъ­ектов увеличение налоговых ставок усиливает нега­тивные тенденции в экономике, поэтому целесооб­разно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.

Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического ста­билизатора только при условии устойчивого эконо­мического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень нало­гов и компенсировать снижение доходной части за­емными денежными ресурсами.

Понятие «снижение деловой активности» означа­ет кратковременное сокращение темпов экономиче­ского развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что име­ет место экономический спад (Он сопровождается банкротством крупных компаний, ухуд­шением состояния банковской системы, ростом без­работицы, снижением потребления).

В период экономического спада целесообразно снижать размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказыва­ет весомое отрицательное влияние как на госфинансы, так и на экономику в целом.

Классический подход к определению роли госдолга в экономике состоит в ис­пользовании его в качестве суб­ститута налогов и заключается в том, что объем госзаймов увеличивают в фазе сниже­ния деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе эконо­мического спада и в период, предшествующий эконо­мическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

Классический подход предоставляет правитель­ству возможность не менять уровень налогообложе­ния или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преиму­щество классического подхода.

2. Альтернативный подход основан на пря­мо противоположной концепции — в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в пери­од, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают госу­дарственный долг.

В данном подходе есть свое рациональное зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом пре­имуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем де­нежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Мак­симальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере го­сзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности — увеличили займы, наступил спад дело­вой активности — сократили займы, наступил эконо­мический спад — минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюд­жета в данном случае существенно ниже.

В рамках рассматриваемого подхода государст­венный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие.. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономи­ческого спада дефицит бюджета существенно ухуд­шает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг — это финансо­вый механизм ускорения экономического развития. Для России госдолг остается экономи­ческой проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.

Два подхода (классический и альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие «сбалансированно­сти» бюджета. В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным, если выполняются два ограничения — на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост экономики невозможен без увеличения энергопотреб­ления, а это означает, что нужно строить новые элек­тростанции, тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономическо­го роста являются непростыми сами по себе, их приходится решать в усло­виях международной конкуренции за ресурсы, за ус­ловия международной торговли.

1.3. Причины возникновения государственного долга

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга — это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга — упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств……..

.Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.09.2010) // СПС КонсультантПлюс —

2. Федеральный закон Российской Федерации от 13.11.1992 г. №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» // Российская газета. — №279. от 29.12.1992.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.1997г. №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — №10. — ст. 1184

4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // СПС КонсультантПлюс —

5. Федеральный закон от 03.11.2010 N 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // СПС КонсультантПлюс —

6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 №931 (ред. от 07.08.2004) «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами» // СПС КонсультантПлюс —

7. Алферов, В. Рынок внешнего долга России // Рынок ценных бумаг. — 2010. — №1. — С. 16.

8. Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга РФ // Бюллетень Счетной палаты РФ. — 2008. — №1 (121).

9. Астапов А. Управление внешним и внутренним государственным долгом России // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 2. — С.26

10. Бескова И.А. Управление государственным долгом // Финансы. — 2009. — №7. — С. 61 — 62.

11. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ. — 2009. — №59. — с.3.

12. Ворожцов П.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. — 2008. — №18. — С.20-24.

13. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. — 7 — е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и Ко, 2008. — с. 627.

14. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, с. 140

15. Елкович П.Н. Внешний долг России // Экономика и жизнь. — 2007. — №3.

16. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. — 2004. — №5. — с.43 — 49.

17. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. — 2003. — №2. — С. 18-26

18. Колпакова Г.М. Государственный долг РФ. — М.: Финансы и статистика. 2010. — 496 с.

19. Красавина Л.Н. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. — 2008. — № 9. — с.70 — 77.

20. Красс М.С., Цвирко С.Э. Модель управления динамикой государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — №4. — с.48 — 55.

21. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом РФ // Финансы. — 2009. — №5. — с.20 — 22.

22. Моисеев А.К. Внешний долг России — состояние и проблемы платежеспособности // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 4. — С. 99 — 107.

23. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2 — е, перераб. и дон. — М: ИНФРА — М, 2009. — 272 с.

24. Подъяблонская Л.М. Финансы. Учебник для вузов. -М: Юнити-Дана, 2010 . — 407с.

25. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист, 2007. — № 3. — С. 31 — 40.

26. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации // Деньги и кредит. — 2006. — № 6. — с. 23.

27. Стахович Л.В., Рыжаковская Л.Ю. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом // Финансы и кредит. — 2009. — №15. — с.56 — 63.

28. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Поляка Г.Б. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 512 с.

29. Хейфец Б.А. Управление государственным долгом в царской России //Финансы. — 2003. — №11. — с.67 — 70.

30. Хоминич И.П. Из истории государственного долга России // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. — 2005. — №4. — с.107 — 115.

31. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг. -2005. -№16. -С.63-66

32. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. — 2009. — №2. — С. 35.

33. Ярмоков П.В. Государственный долг России // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — №5. — С. 25 — 32.

34. 35. 36.


Похожие работы

  • реферат  Государственный долг и его последствия
  • контрольная  История развития кредита и государственного долга России
  • курсовая  Слияние дочери и матери и его последствия для брака и семейных отношений дочери
  • реферат  Государственный долг: внешний и внутренний
  • курсовая  Государственный кредит и государственный долг:взаимосвязь и взаимозависимость
  • контрольная  Валютный рынок в России и его перспективы

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка