Содержание
Содержание
Введение.3
1. Анализ основных концепций понимания государственного долга..5
2. Принципы формирования государственного долга…8
3. Правовая природа государственного долга..10
Заключение..14
Литература…15
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена недооценкой и игнорированием многими российскими учеными в течение длительного времени опыта мирового развития публичных (государственных и муниципальных) долговых отношений и результатов практического применения публичными образованиями долговых обязательств для поддержания экономической стабильности и поступательного развития национальной экономики своих стран. Большинство теоретиков- правоведов и экономистов критически относились к использованию государством публичного кредита (долга), отдавая предпочтение таким финансовым инструментам управления экономическими процессами, как денежная эмиссия и налоги. Такая позиция опровергается анализом развития мирового сообщества, который свидетельствует о том, что использование государством кредитных и долговых отношений является объективным проявлением экономических законов. Многие цивилизованные страны, в том числе США, Япония, Германия, использовали и используют в настоящее время кредиты и долги публичных образований (как внутренние, так и внешние) для решения и традиционных, и экстраординарных экономических проблем.
В современных экономически развитых странах государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с другими) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета, а также регулирования денежно-кредитного обращения.
Все это позволяет сделать вывод о том, что механизм использования государством публичного кредита и долговых обязательств, наряду с такими финансовыми рычагами, как цены, налоги, денежная эмиссия, не только не является свидетельством деструктивного развития экономики страны, а наоборот, выступает как неотъемлемый атрибут развитой, эффективно хозяйствующей экономики и высокого уровня жизни граждан. Однако теория отечественного финансового права до настоящего времени страдает отсутствием глубоко обоснованной доктрины публичного долга, что негативно отражается на эффективности использовании последнего.
1. Анализ основных концепций понимания государственного долга
Истоки современных финансово-правовых теорий публичного кредита и долга должны базироваться на соответствующих финансово-экономических теориях, что обусловливает особое внимание к исследованию становления и развития указанных финансовых теорий публичного долга и кредита в разные исторические периоды, а также к непосредственному освещению и анализу их содержания. Особого внимания при этом также требует выявление тенденций их развития как ориентирующего вектора при разработке соответствующих правовых концепций публичного долга .
Анализ исторического пути развития экономической мысли и финансово-правовой науки свидетельствует о наличии не просто разнообразных, а диаметрально противоположных взглядов на целесообразность использования государством долговых инструментов займов, государственных и муниципальных ценных бумаг и прочих государственных и муниципальных внутренних и внешних долговых обязательств, объединенных общим понятием «формы (виды) публичного долга». При этом само понятие «публичный долг» хотя и не разрабатывалось наукой финансового права, но использовалось российскими дореволюционными (до 1917г.) учеными как аналог термина «государственный долг», а в государствах, не являющихся унитарными, еще и применительно к долгу его структурных подразделений . Несмотря на отсутствие в настоящее время легального (законодательно закрепленного) определения публичного долга, указанный термин достаточно точно отражает основную суть названных долговых отношений, в которых одним из обязательных участников выступает публично-правовое образование государство и муниципальные образования.
Терминологическая особенность публичного долга применительно к современной российской экономике и системе российского финансового права проявляется в том, что публичный долг является «синтетической», комплексной категорией, объединяющей такие понятия, как государственный (федеральный, субфедеральный) и муниципальный долг. И именно в этом аспекте он нуждается в анализе. Исследование исторического пути становления и развития правового регулирования публичного кредита и долга особенно важно на современно этапе, когда в условиях глобализации экономики существует необходимость и реальная возможность применять все то положительное, что накоплено мировой практикой и отечественным опытом для решения социально-экономических задач, стоящих перед российским государством .
Сложный и многоаспектный характер отношений, возникающих в сфере публичного долга, затрудняет сформулировать в научной среде непротиворечивый взгляд не только на проблемы в указанной сфере, но и на саму постановку вопроса о целесообразности и финансовой эффективности использования государством долговых обязательств, в частности, для решения проблем бюджетного дефицита и пополнения государственной казны.
Разработка теории публичного долга необходима и для выработки новых направлений правотворчества в области выбора и применения различных финансово-экономических и финансово-правовых государственных регуляторов экономики страны. Кроме важной роли публичного долга и кредита в механизме государственного управления экономикой, совокупность правовых норм, регулирующих их, занимает видное место в системе финансового права. Обязательным условием устойчивого развития и нормального функционирования системы публичного долга является скоординированная, отражающая реальные процессы в экономике и социуме правовая база.
В условиях рыночной экономики роль государства, устанавливающего правовые нормы экономической деятельности, включая финнсовую, возрастает; становятся разнообразными его регулирующие, надзорные и контрольные функции.
2. Принципы формирования государственного долга
Одним из основных начал (принципов) формирования и функционирования публичного долга Российской Федерации является принцип адекватного правового обеспечения. Существенная роль в реализации данного принципа принадлежит нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям, в связи с чем возникает проблема четкого законодательного закрепления разграничения полномочий и предметов ведения в сфере публичных кредитно-долговых отношений. Все это вызывает необходимость определения не только самого понятия публичного долга, но и его структурных составляющих — государственного (федерального и субъектов Федерации) и муниципального долга. Эффективная правотворческая деятельность органов представительной власти регионального и местного уровней в сфере выпуска и размещения публичных долговых обязательств стали актуальной задачей в аспекте управляющего воздействия на рыночные экономические процессы, а также реализации административной и бюджетной реформ, проводимых в Российской Федерации . Вместе с тем, требования стабильности бюджетных доходов всего государства предопределяют необходимость установления границ указанных прав субъектов РФ и муниципальных образований в сфере привлечения кредитных ресурсов посредством установления законом определенных нормативов (соотношения с уровнем ВВП, максимального размера объема долговых обязательств соответствующего уровня, особых правил (направлений) и мероприятий по осуществлению финансового и иного государственного контроля в сфере выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.).
Такой подход позволит реально защитить как материальные права публичного образования — заемщика, так и его кредиторов (граждан, юридических лиц, иностранных организаций и государств).
Финансово-правовое регулирование в области региональных и муниципальных долговых отношений осуществляется на основе норм
Выдержка из текста работы
Майкл — это реферат Горина. Я его сдал не редактируя, так что переработай. Копия есть у Полюхова.Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации Кафедра Финансов Реферат на тему Государственный долг РФ студента группы М-3-4 Иванникова С.А. Проверяющий доцент Стоянов Е.А. Москва 1997 год Оглавление 1. Введение 1. Внешний долг России 1.1 Из истории вопроса 1.2 Российские долги выходят на мировой финансовый рынок 1.3 Оптимизм правительства иллюзия или прозорливость 2. Внутренний долг России по материалам программы внутренних заимствований Минфина РФ, предусмотренных в1998 году для финансирования дефицита федерального бюджета Библиография Приложение Проект структуры государственного внутреннего долга РФ 1. Введение Одной из детских болезней российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний долг, как внешний, так и внутренний.
Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому, на мой взгляд не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности как это делают некоторые особо ретивые российские политики, обвиняя реформаторов в том, что они продали Родину за кредиты МВФ, выданных на проведение преступных реформ антинародного режима справедливости ради полагаю необходимым отметить, что большая часть внешнего долга России — это наследство СССР, а именно, бездарной экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 годах.
Ведь именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т.д. возвращаясь же непосредственно к проблеме государственного долга хотелось бы подчеркнуть, что, на мой взгляд, данную проблему невозможно подробно разобрать в рамках нескольких докторских диссертаций, не говоря уже об одном студенческом реферате.
В связи с вышеизложенным в моем скромном труде я попробую осветить только два аспекта данной проблемы в рамках анализа внешней задолженности — вступление России в Лондонский клуб и механизм уплаты по долговым обязательствам нашей страны после их реструктуризации, а, говоря о внутреннем долге, я полагаю небезынтересным сделать краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства Финансов на 1998 год, сделанное мной на основе анализа соответствующих документов вышеупомянутого министерства.
А теперь, с вашего позволения я перейду непосредственно к сути дела. 1.
Внешний долг России
Как нам известно, внешний долг СССР зарубежным банкам на сумму более 30 миллиардов долларов реструктурирован Эксперт 20 1997 год Костин А. Перед всем миром в ответе. Это произошло после того, как Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов 6 октября подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам.
Долговое бремя 30 с лишним миллиардов долларов после пяти лет переговоров и тщательной работы наконец ослаблено.
Тем не менее ситуация с внешним долгом страны остается весьма тревожной. 1.1
Из истории вопроса
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов Внешняя торговля, 2-3, 1994 Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов так называемый нулевой вариант.
Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом.
Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк Подробнее см. Деньги и кредит. 2 за 1997 стр.19-23 Борисов С.М. Внешние долги России На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей так называемые ролл-оверы. Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом Эксперт 39 1997 год Маковская Е. Искусство вылезать из петли. все цифры двух абзацев После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба.
По состоянию на 3 октября 1997 года объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда долларов, или более 91 требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную прямую. 1.2
Российские долги выходят на мировой финансовый рынок
предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 года. Сумма основного долга составляет 24 миллиарда долларов, процентные платежи — 8,3 миллиардов долларов.
Cумма долга будет разбита на две части. Основной долг Principal Loan планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему — в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes IAN. Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк, они будут зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже.
Предусмотрено обращение этих облигаций как в России, так и за ее пределами в Европейской клиринговой системе Euroclear.
Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэкономбанк, они согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года будут приравнены по статусу к долговым обязательствам государства Известия от 03.10.97 Докучаев Д. Москва примеряет клубный пиджак.
На сей раз лондонский. все цифры абзаца Вставка1 Эксперт 39 1997 год Маковская Е. Искусство вылезать из петли Новые финансовые инструменты могут оказаться весьма интересными как для российских, так и иностранных банков. По словам начальника управления ресурсов Внешэкономбанка Алексея Акиньшина, если в начале мая нынешнего года котировки Principal Loans в тот период они уже торговались на предварительной основе — when and if issued basis составляли около 58-60 номинала, то сегодня они стоят уже 76. Таким образом на стандартном лоте в 10 миллионов долларов промежуточный участник сделки мог заработать 1,6 миллионов живых денег.
Что касается неспекулятивного уровня доходности новых бумаг, то они пока что проигрывают по привлекательности ГКО и евробондам. Однако по словам господина Акинькина, если в будущем году мы достигнем обещанного уровня доходности в 10-12 годовых по рублевым госбумагам и 6-7 по валютным, новые бумаги окажутся вполне привлекательными.
Котировки реструктурированного долга России Лондонскому клубу Principal Loans Внешэкономбанку предоставляется отсрочка в погашении долгов на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты, причем по достаточно льготной ставке LIBOR 1316. Только часть каждого платежа будет осуществлена деньгами, правда с течением времени эта часть будет увеличиваться. Другая часть выплачивается процентными облигациями IANs. Агентом по обслуживанию основного долга стал Bank of America, агентом по обслуживанию процентных облигаций — Chase Manhattan Bank, агентом по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по Лондонскому клубу — Deutshe Bank. И здесь было бы к месту привести цитату председателя ВЭБ СССР Андрея Костина Объем работы оказался колоссальным.
Выверка велась по двадцати семи тысячам различных позиций документация по каждой составляет увесистый фолиант. Одновременно наши расчеты перепроверялись сотрудниками аудиторской фирмы Ernst and Young таково было требование кредиторов, которые порой трудились вместе с нами день и ночь без праздников и выходных.
Мы столкнулись, в частности, с проблемой негативных балансов. К примеру, по кредиту объемом в сто миллионов долларов мы получали заявок от кредиторов на возврат ста двадцати миллионов, то есть на один и тот же долг приходится несколько претендентов. Бывали случаи, когда, допустим, один из иностранных банков в свое время проводил взаимозачет, используя депозит ВЭБа, размещенный в нем, для погашения процентной задолженности по долгу.
Затем основной долг этим банком продавался. А новый владелец долга предъявлял ВЭБу требования на всю его сумму, включая уже уплаченные проценты. В итоге ВЭБу удалось примерно на миллиард долларов скостить размер долга за счет исключения повторных или не подпадающих под Лондонский клуб требований, чем мы и гордимся Эксперт 20 1997 год Костин А. Перед всем миром в ответе 1.3
Оптимизм правительства иллюзия или прозорливость
Все мы прекрасно помним, что подписание соглашения с Лондонским клубом с большой помпой преподали публике.
Выступление первого вице-премьера Анатолия Чубайса на пресс-конференции после события было преисполнено пафоса. Он отметил, что зарубежные банкиры подтвердили, что считают экономические и политические преобразования в России необратимыми, а также выразили готовность работать с ней в долгосрочном плане. Само же соглашение поднимет авторитет и репутацию страны.
По сути дела заявил Чубайс распахнуты ворота в мирр международных финансов, ресурсы которого могут быть направлены на осуществление проектов российских предприятий. Это открытие дверей для неолигархического капитализма в России. И все-таки, не умаляя значимости случившегося, хотелось бы подчеркнуть, что даже после льготной реструктуризации долга Лондонскому клубу кредиторов положение России с точки зрения обслуживания внешнего долга остается непростым.
По расчетам ведущего эксперта исследований и прогнозирования ГУ ЦБ по Москве Ольги Кононовой, если в течение ближайших лет внешние заимствования будут составлять хотя бы немногим более 10 миллиардов долларов ежегодно как это ожидается согласно официальным документам, то к 2002 году сумма внешней задолженности России возрастет с нынешних 120 на начало 1996 года до 220 миллиардов долларов. Расходы по погашению внешнего долга будут постепенно расти, и, по оценкам г-жи Кононовой, начиная с 1999 года финансирование дефицита федерального бюджета за счет внешних источников станет отрицательным, то есть вновь привлеченных внешних займов уже не будет хватать для обслуживания старых долгов Эксперт 39 1997 год Маковская Е. Искусство вылезать из петли.
И снова итог подводит Андрей Костин В начале следующего столетия Россия должна выйти на максимальные платежи по внешнему долгу десять-двенадцать миллиардов долларов в год. При условии нормального исполнения доходной части бюджета эта задача посильна для государства. В любом случае Россия не находится у той черты, за которой можно говорить о невозможности обслуживания внешнего долга.
Вместе с тем государству достаточно важно понять, как в дальнейшем эффективнее заимствовать новые средства на внешнем рынке.
Заключение сделки по Лондонскому клубу, даже в большей степени, нежели подписание соглашения с Парижским клубом, работает на повышение рейтинга России и, соответственно, на понижение ставок на понижение ставок новых заимствований.
Поэтому мы ожидаем улучшения условий выпуска российских еврооблигаций. За счет этого источника можно будет сократить заимствования по связанным кредитам, которые в основном осуществлялись в последнее время Эксперт 20 1997 год Костин А. Перед всем миром в ответе Однако кризис на мировом финансовом рынке, да и последние пертурбации в российском руководстве отодвигают воплощение в жизнь этих оптимистичных прогнозов на неопределенный срок. Вставка 2 Ресурсы глобальной сети интернет сервер Лондонского клуба Лондонский клуб — международное объединение частных коммерческих банков — сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран в первую очередь развивающихся регулярно обслуживать внешнюю задолженность.
В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.
Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 году в связи с проблемами Заира. Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов. В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран например Бразилии и Габона.
В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира. В составе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом БКК список банков-членов БКК приводится ниже, который является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности ВЭБ перед коммерческим банками — кредиторами СССР. Банки-члены БКК Лондонского клуба Германия Deutshe Bank AG председатель БКК, Dresdner Bank, Kommerzbank AG. Италия Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale.
США Bank of America. Великобритания Midland Bank. Япония Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan сопредседатель БКК. Франция Credit Lyonnais SA сопредседатель БКК, Banque Nationale de Paris SA. Австрия Creditanstalt-Bankverein на этом, понимая незаконченность разговора о внешней задолженности, все же мне хотелось бы перейти к внутреннему долгу России. 2. Внутренний долг России по материалам программы внутренних заимствований Минфина РФ, предусмотренных в1998 году для финансирования дефицита федерального бюджета Программные материалы министерства финансов за 1997 год. все цифры Программа внутренних заимствований Министерства финансов Российской Федерации на 1998 год разработана исходя из необходимости снижения темпов роста государственного внутреннего долга, оптимизации процентных и дисконтных расходов по обслуживанию внутреннего долга, а также сохранения на уровне 1997 года внутренних источников финансирования дефицита бюджета.
Министерство Финансов Российской Федерации в проекте программы внутренних заимствований исходит из приоритета поддержания рейтинга первоклассного заемщика, то есть основывается на безусловном, своевременном и полном выполнении всех обязательств по государственным ценным бумагам.
Учитывая, что рынок ценных бумаг в Российской Федерации, в том числе и рынок ценных бумаг в 1998 году еще будет относиться к развивающимся рынкам, Министерство финансов Российской Федерации следует теории ограничения эмиссии большого разнообразия финансовых инструментов, предлагаемых инвесторам.
По расчетам Министерства финансов Российской Федерации это позволит избежать увеличения доходности по вновь предлагаемым инструментам, которое составляет не менее 20 средневзвешенной доходности рынка и соответственно уменьшить процентные доходы не менее, чем на 1,2 миллиарда рублей.
Расчеты по объемам и методам заимствований Министерства финансов Российской Федерации на внутреннем рынке в 1998 году базируются на выпуске четырех основных базовых инструментов государственного долга Государственные краткосрочные бескупонные облигации ГКО со сроками обращения от 3-х месяцев, до 1-го года и дисконтным доходом Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом ОФЗ-ПК со сроками обращения от 1-го года до 5-ти лет и с выплатой купонного дохода раз в полгода или раз в год Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом ОФЗ-ПД со сроками обращения от 1-го года до 10-ти лет и выплатой купонного дохода один раз в год Облигации государственных сберегательных займов ОГСЗ со сроками обращения от 1-го года до 3-х лет и купонным доходом.
Купонный доход по ОГСЗ будет определяться и в виде переменной, и в виде постоянной величины, а купонный период варьироваться от 6-ти месяцев до 1-го года. Кроме указанных четырех бумаг определенное значение в программе заимствований придается выпуску облигаций государственных нерыночных займов ОГНЗ, хорошо зарекомендовавших себя при эмиссии инструментов для обслуживания специальных финансовых схем, так и для инвестирования в них средств страховых и пенсионных фондов.
Расчеты по объемам и инструментам заимствований в 1998 году основаны также на состоянии финансового рынка в 1997 году и ожидаемой структуры долга на 1 января 1998 года. В отличие от 1996 года конъюнктура финансового рынка в 1997 году в общем и в целом способствовала резкому снижению ставки на рынке государственного внутреннего долга, а также удлинению сроков заимствования.
Достигнутая в 1997 году финансовая стабилизация позволила Правительству Российской Федерации снизить проценты по рынку ГКО со 120-160 годовых в июне-августе 1996 года до 18-19 годовых в конце августа 1997 года. Указанная средневзвешенная процентная ставка по бумагам, эмитируемым в 1997 году, но погашаемым в 1998 году, формирует около половины процентных расходов по рынку ГКО-ОФЗ. Процентные расходы по бумагам, эмитируемым в августе-декабре текущего года, составляет около 30 расходов по обслуживанию государственного долга и рассчитаны исходя из 13-15 годовых.
Процентные платежи 1998 года рассчитаны исходя из снижения доходности до 11-13 годовых. В проекте федерального бюджета на 1998 год объем финансирования дефицита федерального бюджета за счет внутренних источников составляет 102,0 миллиардов рублей против 49,5 миллиардов рублей, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на 1997 год. Однако, в сопоставимых методиках счета т.е. при включении дисконтных расходов по ГКО и купонных расходов по ОФЗ и расчет источников финансирования дефицита бюджета объем источников внутреннего финансирования дефицита бюджета снижается почти на 20 против уровня 1997 года. В свете изложенных концептуальных подходов Министерство финансов Российской Федерации планирует осуществить необходимые источники финансирования дефицита бюджета следующим образом.
Наиболее значительную сумму доходов от размещения государственных ценных бумаг предполагается получить от эмиссии Государственных краткосрочных обязательств.
Общий объем привлечения за счет эмиссии ГКО в 1998 году составит 335,2 миллиарда рублей против 347,5 миллиардов рублей по ожидаемому исполнению за 1997 год, погашение основной суммы долга составит 294,5 миллиарда рублей. Доходность по ГКО, эмитируемым в 1998 году, рассчитана исходя из роста рынка от 14 годовых с начала года до 11 годовых к концу года. Объем погашения определен из уже имеющейся на 1 августа 1997 года задолженности по срокам на 1998 год в сумме 125 миллиардов рублей и предполагаемого объема эмиссии за август-декабрь 1997 года. Одновременно предполагается выпуск шестимесячных и годовых ГКО по объему не менее 80 общей эмиссии указанных бумаг и только 20 составят бумаги со сроками погашения до 3-х месяцев.
Динамика, набранная в 1997 году, по увеличению доли среднесрочных бумаг в общем объеме заимствований Министерства финансов Российской Федерации будет продолжена в 1998 году. В целом за год с рынка среднесрочных облигаций Министерство финансов Российской Федерации предполагает получить 55,8 миллиардов рублей.
Учитывая, что стратегия заимствований на 1998 год базируется на снижении доходности как в течение 1998 года, так и в дальнейшем, наибольший объем заимствований предполагается по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом то есть объявленным за неделю до начала купонного периода — 47,8 миллиардов рублей.
Объем погашения облигаций предполагается в сумме 15,0 миллиардов рублей, доход в сумме 32,8 миллиардов рублей. Практически вся эмиссия будет осуществляться бумагами со сроками погашения два года и более. Облигации с постоянным купонным доходом будут выпускаться по срокам до 10-ти лет, общий объем эмиссии составит 23 миллиарда рублей. Министерство финансов Российской Федерации планирует продолжить выпуск облигаций сберегательных займов, ориентированных на размещение среди населения.
Предусматривается осуществить размещение облигаций на общую сумму 12 миллиардов рублей. С учетом погашения основной суммы долга по облигациям сберегательного займа, выпущенных в 1997 году, общий объем средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета за счет эмиссии данных государственных обязательств, составит 8,0 миллиарда рублей. Необходимо отметить, что Министерство финансов Российской Федерации планирует выпуск облигаций сберегательных займов с различными условиями обращения, с тем, чтобы удовлетворить все разнообразие спроса мелкого инвестора.
Доходность по указанным бумагам будет снижаться от 17 , объявленных в текущем году на выпуски, обслуживаемые в 1998 году до 12-14 годовых в 1998 году. Купонный доход будет выплачиваться как один раз в год, так и один раз в полугодие. Облигации государственных нерыночных займов рассчитаны на инвестора, располагающего длительными деньгами, и от их размещения на сроки от 1-го года до 10-ти лет Министерство финансов Российской Федерации предполагает получить 3,2 миллиарда рублей доходов.
Удельные веса доходов от размещения государственных ценных бумаг в проекте Федерального бюджета на 1998 год. Государственные ценные бумаги — всегоГКООФЗ-ПК ОФЗ-ПДОГСЗОГНЗ100 37,830,45 21,4 7,4 2,9 и, в-последних, хотелось бы отметить, что учитывая, что в 1997 году наметилась четкая тенденция к сближению уровня доходности внутренних и внешних заимствований Министерство финансов Российской Федерации Создало систему управления государственного долга, позволяющую достаточно оперативно выбирать способы заимствований. На этой ноте разрешите мне закончить данный реферат, а в качестве приложения, подытоживая все вышеизложенное мне бы хотелось привести таблицу проекта структуры государственного долга РФ. Библиография Некоторые источники, упомянутые здесь были изучены, но использованы были только косвенным образом прим. Автора. 1. Декларация Правительства РФ О поддержке Внешэкономбанка в части выполнения им своих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов 2. Закон РФ О государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранными государствами 3. Постановление Правительства РФ Об урегулировании задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов. 4. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. N 1166 О мерах по развитию экономического и технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами 5. Постановление СМ РФ от 16 октября 1993 г. N 1060 Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов с изменениями от 27 декабря 1994 г. 6. Указ Президента РФ О порядке принятия решений о предоставлении и получении государственных займов и кредитов 7. Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям 8. Программные материалы министерства финансов за 1997 год 9. Внешняя торговля, 2-3, 1994 Тоцкий.
А. Возможности конверсии долгов. 10. Деловой мир 20-23.06.97 Калашникова Н Проблема госдолга — чисто финансовая. 11. Деньги и кредит. 2 за 1997 стр.19-23 Борисов С.М. Внешние долги России 12. Известия 104 за 1997 А. Костин Банкротство России уже не грозит, но в должниках нам ходить еще четверть века. 13. Известия от 03.10.97 Докучаев Д. Москва примеряет клубный пиджак. На сей раз лондонский. 14. Независимая газета 26.08.97 ИНТЕРФАКС Брать взаймы будем по закону. 15. Сегодня 125 за 1997 Паниев Ю. Вступление в клуб стоит мессы 16. Эксперт 20 1997 год Костин А. Перед всем миром в ответе. 17. Эксперт 39 1997 год Маковская Е. Искусство вылезать из петли. 18. Politekonom 2 за 1996 Россия реструктуризация долга — вексель на будущее У.Байройтер. 19. Ресурсы глобальной сети интернет сервер Лондонского клуба.
Приложение Проект структуры государственного внутреннего долга Рф тыс. рублей кодана 01.01.1998 г.на 01.01.1999 г.001Целевой заем 1990 г.4 950 0004 500 02Целевые вклады и чеки на автомобили003Государственный внутренний заем РСФСР 1991 г.79 70079 700004Государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР335 000335 05Государственный заем 1992 г.92 880110 06Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991-1994 г.г включая задолженность по процентам.007Казначейские обязательства008Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом 009Задолженность по АПК переоформленная в вексель МФ РФ3 920 000 3 360 000010Государственные краткосрочные облигации ГКО317 600 000320 000 000011Государственные казначейские векселя012Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель МФ РФ013Государственные гарантии1 800 0001 202 000014Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель МФ РФ560 000490 000015Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель МФ РФ1 993 5001 754 960016Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом ОФЗ-ПК60 600 00093 600 000017Государственный сберегательный заем14 000 00022 000 000018Государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств25 000 000019Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом ОФЗ-ПД60 600 00093 600 000021Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ странам СНГ2 407 5002 407 600022Задолженность Пенсионному фонду по возмещению расходов по выплате госпенсий и пособий023Облигации государственных нерыночных займов167 8003 200 000024Задолженность по внутреннему валютному долгу70 729 650025Задолженность предприятиям ТЭК и др. отраслей промышленности по кредитам5 000 0005 000 000026Авалированные векселя Агропромбанку 540 000494 420Итого529 976 380697 806 408020Кроме того Целевые долговые обязательства Российской Федерации для перевода в них гарантированных сбережений граждан 30 млн. долговых рублей30 млн. долговых рублей.