Выдержка из текста работы
Более 70 лет финансовая политика в Беларуси осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов. С приобретением суверенитета Беларусь, как и все государства с переходной экономикой, столкнулась с проблемой недостаточности доходов для поддержания прежних социальных стандартов жизни населения.
В процессе финансового регулирования появились новые для республики экономические категории: дефицит бюджета, источники его финансирования, государственный внутренний и внешний долг. Ограниченные сырьевые возможности, особое отношение международных финансовых институтов к проводимой страной экономической политике и практическое отсутствие с их стороны финансовой поддержки требуют взвешенного подхода к вопросам определения размеров дефицита бюджета и источников его финансирования. Тем не менее, дефицит республиканского консолидированного бюджета за последние годы не превышает 3% от ВВП, что соответствует требованиям Маастрихтского соглашения.
В соответствующие периоды развития суверенной Беларуси использовались разные источники финансирования дефицита бюджета. С образованием и развитием фондового рынка все большую роль приобретают государственные ценные бумаги — долговые обязательства, выпускаемые правительством или уполномоченными на это государственными органами для привлечения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Ценные бумаги правительства являются одним из основных безынфляционных источников финансирования дефицита бюджета, инструментом регулирования финансового рынка страны, объектом инвестирования свободных денежных средств физических и юридических лиц.
Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджета, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.
Все вышесказанное обусловило актуальность данной курсовой работы.
Целью работы является изучение теоретических и практических основ внешней задолженности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;
— рассмотреть проблемы государственного долга в Республики Беларусь;
— описать ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государственного долга Республики Беларусь.
Предмет исследования — государственный долг в системе экономики страны, его влияние на развитие государства.
Объектом исследования в данной работе является государственный долг как финансовая категория.
В ходе работы изучалась учебная литература отечественных авторов, статьи экономических журналов, законы и нормативные акты, а также Интернет-публикации.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.
1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1 Понятие и сущность государственного долга
В научной литературе государственный долг определяется по-разному. Н.Е.Заяц определяет его как сумму задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [1, c 286]; выдающиеся экономисты Кэмпбелл С. Макконнелл и Стэнли Л. Брю — общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственный ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные доходы (профициты)[2,с254]. Иными словами можно сказать, что государственный долг — это сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов.
Рассматривая категорию государственного долга нельзя обойти стороной понятие государственного кредита. Государственный кредит совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Можно выделить следующие принципы государственного кредита:
— принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств;
— принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться;
— принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.
Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов. Рост государственного долга может повлечь за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
И последнее и, пожалуй, самое важное — большой внешний государственный долг может быть причиной угрозы экономической безопасности страны.
1.2 Виды государственного долга, причины возникновений и последствия
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Но в данной работе нас будет интересовать государственный долг с точки зрения рынка размещения займов, а именно, внутренний и внешний.
Внутренний долг — это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета[3, с 330]. В соответствии со второй статьёй Бюджетного кодекса Республики Беларусь внутренний государственный долг Республики Беларусь — общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени.
В качестве основных компонентов внутреннего долга можно выделить:
— кредит, полученный правительством в центральном банке страны;
— кредит, полученный в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов;
— казначейские векселя и обязательства используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т. п.);
— облигации внутренних займов, распространяемых среди физических лиц;
— простроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, берёт на себя;
— вклады населения в государственные сберегательные банки(за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.
Обобщив выше сказанное внутренний государственный долг можно определить как сумму долговых обязательств перед резидентами данной страны.
Западные экономисты склоняются к той точке зрения, что умеренный внутренний долг — явление обычное, не имеющее тяжёлых социально-экономических последствий, что даже большой внутренний государственный долг не приведёт к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, потому что при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких проблем.
Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Теория финансов: Учеб. Пособие/ Н.Е. Заяц [и др].;Под ред. Проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко.-Мн.: БГЭУ, 2005. — 351с.
2. . Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. 17-го англ. изд — М.: ИНФРА-М, 2009. XXVIII, 916 с.
3. Лемешевский И.М.:Макроэкономика.(Экономическая теория.Часть 3) учебное пособие для студентов экономических специальностей высшых учебных заведений. — МН.: ООО «ФУ Аинфром», 2010. 00 576 с.
4. В.А. Дмитриев Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и кредит — 2009 — 10 — с 10-22
5. Мэнкью, Г. Макроэкономика: учебн. пособие / Г. Мэнкью; Издательство МГУ — Москва, 1994. — 734с.
6. Экономика.Учеб.пособие/под ред. А.Г.Грязновой.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,Издательство политической литературы ”Единство”,2011.812с.
7. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. -Минск: БГЭУ, 2010. -289 с.
8. Раков А., Илюкевич С. Инструментарии управлении государственным долгом// Вестник ассоциации белорусских банков, 2009 № 1. С 16-21.
9. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика.-М.:УеРо,2009г.176с.
10. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. — Минск: Мисанта, 2009. — 512 с.
11. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие.-М.:ГУ ВШЭ,2009г.512с.
12. Грицюк Т.В. Управление государственным долгом //Дайджест-финансы,2010г.№10.С.25-35.
13. Раков А. Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг// Белорусский банковский бюллетень, 2010 № 9.С.34-41.
14. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008г. №412-З (в ред. Кодекса от 13.12.2011г. №325-З). -Минск: Амалфея, 2012. -160 с.
15. Цедрик, С. Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Республики Беларусь // Вестник ассоциации белорусских банков. -2011. -№44. -С.44-46.
16. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа : — Дата доступа : 20.10.2013.
17 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / сайт Минфина Республики Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа : public_debt/outside/aa47de3e3f26c36a.html — Дата доступа : 20.10.2013.
18. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа : — Дата доступа : 20.10.2013.
19. Лужнев В. Минфин Беларуси: самый крупный кредитор нашей страны — Россия [Электронный ресурс] / Интернет-статья. — Минск, 2013. — Режим доступа : — Дата доступа : 20.10.2013.
20. Консультации 2013 года [Электронный ресурс] / Международный Валютный Фонд — Минск, 2013. — Режим доступа : — Дата доступа : 20.10.2013.