Содержание
Введение…2
Глава 1. Теоретические аспекты государственного бюджета3
1.1.Сущность бюджета и необходимость его существования…….3
1.2.Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов….7
1.3.Нормативно-правовое регулирование государственного бюджета….13
Глава 2. Аналитический раздел….20
2.1.Структура бюджета.20
2.2.Государственный бюджет Российской Федерации за 2006-2008 года..24
2.3.О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011годов.32
Глава 3. Направления совершенствования Государственного бюджета…..38
Заключение.41
Список используемых источников..43
Выдержка из текста работы
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. С помощью бюджета государство сосредоточивает финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что бюджет — это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– показать роль госбюджета как инструмента макроэкономического регулирования и рассмотреть его с точки зрения структуры доходной и расходной части;
– необходимо рассмотреть причины порождающие дефицит и профицит;
– объяснить механизм действия мультипликатора сбалансированного бюджета;
– рассмотреть теоретические концепции балансирования бюджета.
Глава 1. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
1.1 Определение и структура государственного бюджета
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества. Центральное место в системе финансов принадлежит государственному бюджету.
Существуют следующие определения бюджета:
1) Под государственным бюджетом как экономической категорией понимаются экономические отношения государства с физическими и юридическими лицами, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием главного централизованного фонда страны, предназначенного для финансирования выполнения государственных задач [9].
2) По социально-экономической сущности государственный бюджет является орудием перераспределения национального дохода и части национального богатства, то есть особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода и национального богатства в руках государства и её использованием для финансирования выполнения государственных задач.
3) По своему материальному содержанию государственный бюджет является главным централизованным фондом денежных средств страны [14].
4) С законодательной точки зрения государственный бюджет является основным финансовым планом страны, имеющим силу закона.
5) В Бюджетном кодексе РФ бюджет определён как «форма образования и распределения фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной [12].
Доходная часть бюджета (или — государственные доходы) показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства.
К доходам бюджетов относятся:
1. налоговые доходы:
· доходы от предусмотренных законодательством федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов,
· пени и штрафы по налогам.
2. неналоговые доходы:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
· доходы от продажи государственного имущества;
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
· средства самообложения граждан;
· иные неналоговые доходы
3. безвозмездные поступления:
· дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
· субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
· иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований на:
1. оказание государственных услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд (расходы на функционирование бюджетных учреждений; закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд; расходы на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам; инвестиции в объекты гос. собственности; закупки товаров в государственный материальный резерв и др.);
2. социальное обеспечение населения (социальные выплаты гражданам в виде пособий, компенсаций или покупка для их нужд товаров, работ, услуг;
3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;
4. предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
5. предоставление межбюджетных трансфертов (Суммы, которые передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации, называются трансфертами);
6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7. обслуживание государственного долга;
8. исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, МО о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Едиными для бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:
1. общегосударственные вопросы;
2. национальная оборона;
3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4. национальная безопасность;
5. жилищно-коммунальное хозяйство;
6. охрана окружающей среды;
7………
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 — ФЗ (ред. от 12.11.2012)
2. Дорнбуш Р. Фишер С. Макроэкономика: учебное пособие / Под ред. Р. Дорнбуш. — М.: Инфра, 1997. — 784 с.
3. Липсиц. И. В. Экономика: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Книга 1. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд.«Омега-Л», 2000. — 302 с.
4. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие / Под ред. Т.Ю. Матвеева — 3-е изд., — Государственный университет — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 511 с.
5. Поляк Г. Б. Финансы /. 3-е изд перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2008.- 703 с.
6. Утибаев Б. С. Государственный бюджет// КазУЭФиМТ, 2006. — 412 с.
7. Экономическая теория: учебник для вузов. / Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. Статьи из журналов и газет.
8. Бюджетная система РФ. Ответы к экзаменационным вопросам. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: otvety-k-ekzamenatsionnym-voprosam-byudzhetnaya-sistema/219-byudzhetnyj-deficit-prichiny-ego-vozniknoveniya.html
9. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
10. Сайт распорядись с умом. Экономика и бюджет. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
11. Экономическая теория. Понятие профицита и дефицита бюджета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
12. Шевчук В. А. Макроэкономика Государственный бюджет. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
13. Финансовые статьи и аналитика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
14. Экономический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
15. Экономика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: taxs-736-1.html