Содержание
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ2
РАСХОДНАЯ И ДОХОДНАЯ СТАТЬИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.3
СТРУКТУРА ДОХОДНОЙ СТАТЬИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 1999 ГОД.4
СТРУКТУРА РАСХОДНОЙ СТАТЬИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 1999 ГОД.7
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ.8
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ.10
ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ.11
РАСЧЕТ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА13
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРУПНЫХ ДЕФИЦИТОВ.15
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КРУПНЫМИ ДЕФИЦИТАМИ И РОСТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.16
БОРЬБА С БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:21
Выдержка из текста работы
Актуальность и практическая значимость темы контрольной работы «Дефицит государственного бюджета и способы его покрытия» объясняется тем, что в последние годы значительное внимание не только государства, но и общества уделяется изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство направляет значительную часть сил на уменьшение дефицита бюджета и его полную ликвидацию.
Хотелось бы отметить тот факт, что механизм рыночной экономики наиболее четко работает тогда, когда государству удается сводить концы с концами, уравнивать доходы бюджета с расходами Тем не менее государства все чаще сталкиваются с дефицитом бюджета, и тогда возникает вопрос, как и за счет чего покрывать бюджетный дефицит. Следует иметь в виду, что любой способ покрытия дефицита сопровождается усилением инфляции, ведет к торможению развития экономики. Но если этого все же не делать своевременно, задержки с преодолением бюджетного дефицита еще более усиливают дестабилизирующие факторы экономического развития.
Объект исследования — современная бюджетная система Российской Федерации.
Предмет исследования — бюджетный дефицит и способы его покрытия.
Следует обратить особое внимание на то, что объект и предмет в любом научном исследовании соотносятся как общее (объект) и частное (предмет).
Объект исследования — это процесс или явление, избранное для изучения в дипломной работе. Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики.
Предмет исследования — это только те существенные связи, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, это какой-либо аспект (сторона) объекта и он определяется темой дипломного исследования.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, а также выявление особенностей дефицита государственного бюджета и способов его покрытия.
Поставленная цель определила логику и структурное построение теоретической части контрольной работы, которое сводится к решению следующих задач:
1 Изучить сущность государственного бюджета, его существенные признаки и определить место в финансовой системе государства.
2 Описать сущность дефицита государственного бюджета, а также раскрыть механизм его финансирования в современных условиях.
3 Рассмотреть разнообразные способы покрытия дефицита государственного бюджета.
Структура и объем контрольной работы определены целью и задачами исследования и состоят из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, включающего 8 наименований.
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие государственного бюджета, существенные признаки и место в финансовой системе государства
Государственный бюджет — это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.
В определении отражены три существенных признака бюджета:
1 Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет — это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он — смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
2 Бюджет представляет собой финансовый план государства.
3 Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место. [2, 225 с.]
Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения. В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.
Экономическое значение принципа ежегодности состоит в том, что представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете. Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.
Финансирование государственных расходов — это плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, обеспечивающий процесс расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля. [7]
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь”. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной.
Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. [6]
1.2 Основные функции государственного бюджета
Государственный бюджет включает в себя три основные функции:
· Перераспределительная.
· Стимулирующая.
· Социальная.
Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.
Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Мацкуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник / И.Д. Мацкуляк — изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Изл-во РАГС, 2010. — 640 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)
2 Парыгина, В.А. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учеб. пособие / В. А. Парыгина, А. А. Тедеев, С. И.Мельников. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 469 с.
3 Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учеб. пособие / М. В. Романовский, О. В. Врублевская — М.: Юрайт, 2011. — 539 с.
4 Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства [Текст]: Учеб. пособие / Е. Е. Хадонов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 110 с.
5 Базилевич.В.Д. Экономическая теория: политэкономия [Электронный ресурс] / В. Д. Базилевич. — Режим доступа: glavy/57446-funktsii-gosudarstvennogo-byudjeta.html
6 Кажуро Н.Я. Основы экономической теории [Электронный ресурс] / Н. Я. Кажуро — Режим доступа:
7 Пронькина Н.В. Способы покрытия бюджетного дефицита [Электронный ресурс] / Н. В. Пронькина, О. Н. Головинов. — Режим доступа: 10_NPE_2010/Economics/62411.doc.htm
8 Экономическая политика. Сокращение государственных расходов [Электронный ресурс] / Режим доступа: partie/book6283.shtml