Содержание
Содержание:
Введение 3
1.Понятие и значение государственного аппарата 5
2.Принципы организации и деятельности государственного аппарата 9
3.Структура и функции государственного аппарата 14
Заключение 31
Список использованных источников
Выдержка из текста работы
Любое государство представляет собой целостный организм, существование которого невозможно без четко налаженной структуры, своеобразного функционирующего механизма. Таким механизмом (или аппаратом) государства являются органы государственной власти, каждый из которых обладает своими специфическими направлениями деятельности.
Основу государственного механизма составляет особая система органов, непосредственно связанных с осуществлением тех или иных государственных функций. «Орган» происходит от греческого «organon», что значит «орудие, инструмент». Государственные органы — это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. Все органы государства взаимосвязаны и в той или иной степени взаимодействуют между собой.
Механизм государства — это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.
Слово «механизм» выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм — взаимосвязанное целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует.
Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.
Актуальность данной работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
Также актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный механизм в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Предметом написания курсовой работы выступает государственный механизм, организация и деятельность государственных институтов, составляющих механизм современного Российского государства.
Объектом написания курсовой работы является изучение характеристики и особенности функционирования государственного механизма, проблемы его функционирования в России.
Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
ь дать основную характеристику понятию государственного механизма;
ь определить основные подходы по вопросу соотношения механизма государства и государственного аппарата;
ь рассмотреть структуру государственного аппарата современного государства.
Методологическую основу работы составили общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и др.) и частнонаучные (формально-юридический метод, сравнительное правоведение и др.) методы.
При изучении данной темы основное значение имели источники, включенные в структуры российского законодательства, регулирующие вопросы определения понятия государственного механизма, а именно: Конституция РФ См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 55., ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» См.: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215., ФЗ «Об обороне» См.: Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750., ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» См.: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712., ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» См.: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1. и другие.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
1.Основная характеристика понятия государственного механизма
1.1 Понятие государственного механизма и его признаки
Механизм государства — это пронизанная едиными законодательно закрепленными принципами основанное на разделение власти, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов по средством которой осуществляется задачи и функции государства См.: Барабашев А.Г. Проблемы соотношения понятий механизм государства и государственный аппарат // Проблемы теории и истории государства и права. 2011. № 7. С. 55..
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.
Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов См.: Бобылев А. И. Теория государства и права. М.: Право и государство, 2012. С. 330.. Данные признаки заключаются в следующем.
Во-первых, механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других федеральных законах.
Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях.
В Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. С.Пб.: НЕВА, 2012. С. 189..
В ст.11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации См.: Дмитриев Ю. А., Измайлова Ф. Ш. Проблема правопонимания государственного механизма в РФ. // Государство и право. 2011. № 4. С. 88..
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов См.: Зазанве О.И. Суд в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека. // Полис. 2011. №1. С. 10.. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма — они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство См.: Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2012. №1. С. 15.. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов См.: Окуньков Л.А. Основные подходы по вопросу соотношения механизма государства и государственного аппарата // Журнал российского права. 2011. № 7. С. 51.. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ — это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т.п См.: Прудников А. С., Авсеенко В. И. Теория государства и права. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 209..
Механизм осуществления публичной власти включает в себя:
1) основные формы осуществления народом (совокупность граждан) публичной власти
2) общие требования к системе органов публичной власти, специально созданных для реализации возложенных на государство функции, закрепляемых в конституции и законах конкретного государства.
3) Строго определенный порядок создания, функционирования и ликвидации системы этих органов См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Норма, 2012. С. 378..
4) Набор специфических полномочий — права и обязанности, компетенция — круг вопросов которые они призваны решать, и форм юр. ответственности каждого органа публичной власти.
5) Перечень специальных требований предъявляемых гражданам занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти.
6) Наличие вспомогательного аппарата органа публичной власти
Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного Российского государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства См.: Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 166..
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь См.: Яценко И. С. Теория государства и права Российской Федерации. М.: Знание, 2012. С. 109..
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.) См.: Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 2014. № 1. С. 31.;
2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, и т.п.);
3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.) См.: Тиунова Л. Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Правоведение. 2013. № 1. С. 40.;
4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о принадлежащих государству заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.) См.: Пронин В.С. Государственные учреждения как звено структуры государственного аппарата современного государства // Журнал российского права. 2010. № 3. С. 39.; в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета) См.: Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 42.;
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата См.: Котлевская И.В. Механизм государства в РФ // Государство и право. 2012. № 12. 64..
Таким образом, механизм государства — это система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
1.2 Основные подходы по вопросу соотношения механизма государства и государственного аппарата
1.2.1 Узкий (аппаратный) подход
Вопрос об определении понятия государственного механизма РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектности, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи См.: Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Теория государства и права. М.: Феникс, 2013. С. 109..
Государственная деятельность не должна носить стихийный характер. Только функционирование специальной системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции государства, его предназначение в обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и «физическим воплощением государственной власти» Грановский С.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. С. 98..
В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена См.: Бутаков А. В. Российская система разделения властей: Традиции и новации // Правоведение. 2013. № 3. С. 21..
Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. Как отмечает М.К.Искакова, к началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах.
В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком — политической системы общества. По мнению Л.Л.Григоряна такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни См.: Бельский К.С. Правовое положение государственных служащих в структуре государственного аппарата современного государства. // Государство и право. 2012. № 1. С. 12.. В настоящее время подобная широкая трактовка государственного механизма как политической системы общества в современной юридической науке полностью утрачена, и большинство ученых, правоведов, политологов оправдано отказались от нее.
В частности, С.А.Комаров считает, что государство не может выступать даже в качестве основы или главного структурного элемента политической системы, так как это привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы общества. Во второй половине 50-х годов ХХ века, после смерти И.В.Сталина были пересмотрены некоторые положения советской теории государства и права, в том числе и понятие механизма государства См.: Барабашев А.Г. Указ. соч. С. 55.. Сложилась точка зрения, согласно которой его стали рассматривать исключительно как совокупность государственных органов, то есть данные категории были признаны тождественными и подчеркивался их классовый характер См.: Яценко И. С. Указ. соч. С. 110.. До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат» См.: Бельский К.С. Указ. соч. С. 12.. Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХв. о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования.
В частности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства — это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции». Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк [7] и ряд других См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 179.. В частности, М.И.Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма . Узкая трактовка государственного механизма основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество».
Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.
1.2.2 Широкий подход
Сторонники второго подхода — широкого — включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие См.: Бобылев А. И. Указ. соч. С. 199.. Например, М.Н.Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 31..
Так, в частности, М.И.Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. В.В.Лазарев и В.С.Афанасьев утверждают, что государственный механизм — это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.) См.: Бутаков А. В. Указ. соч. С. 21..
Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. С. 298.. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.
Таким образом, концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества.
1.2.3 Системно-функциональный подход
Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой — дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей См.: Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 387..
От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства.
Таким образом, структурно мы выделяем в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов(государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода предлагаем рассматривать их в динамике См.: Прудников А. С., Авсеенко В. И. Указ. соч. С. 188..
Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, считаем важным подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, мы полагаем, что более точным было бы определять механизм государства не как «действие органов государства», а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии См.: Грановский С.А. Указ. соч. С. 98..
Как справедливо отмечают М.И.Абдулаев и С.А.Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано.
В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства — это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой См.: Пронин В.С. Указ. соч. С. 39..
Структура механизма государства — это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его элементов, их соотношение между собой. Она указывает, из чего складывается государственный механизм, какова субординация его составных частей и т.п. Мы исходим из того, что по своей структуре механизм государства — это целостная общая система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся в динамике. Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе «целое, составленное из частей; соединение» и определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство См.: Дмитриев Ю. А. Указ. соч. С. 88..
На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой См.: Окуньков Л.А. Указ. соч. С. 51.. С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния См.: Котлевская И.В. Указ. соч. С. 64.. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними.
Системно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:
1. определение места и роли в нем образующих его элементов — государственных органов — системный аспект;
2. изучение их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой — функциональный аспект См.: Левакин И.В. Указ. соч. С. 15..
Таким образом, при таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующая система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих подсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства.
1.2.4 Концепция расширительного подхода
Государственный механизм представляет собой взятые в единстве все государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом — обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства, действуя при этом от имени государства См.: Барабашев А.Г. Указ. соч. С. 55.. Механизм государства РФ внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти РФ, имеющей единый источник — народ См.: Бобылев А. И. Указ. соч. С. 199..
Любой государственный орган представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения его в структуре механизма государства в целом. С учетом важнейшего структурообразующего принципа организации государственного механизма РФ — принципа разделения властей — и федеративного устройства России, закрепленных в Конституции РФ, а также с использованием системно-функционального подхода в структуре механизма современного Российского государства можно выделить следующие основные частные элементы, в том числе и подсистемы государственных органов: Президент РФ; органы законодательной власти РФ (Федеральное Собрание РФ) и субъектов РФ; органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ (общей и специальной компетенции); органы судебной власти и прокуратуры См.: Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 387..
Таким образом, четвертая концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Механизм государства — это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и других.
2. Анализ некоторых элементов структуры государственного аппарата современного государства
2.1 Государственные органы
2.1.1 Президент Российской Федерации
С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти См.: Дмитриев Ю. А. Указ. соч. С. 88..
Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти См.: Зазанве О.И. Указ. соч. С. 10..
Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации обладает огромной властью и полномочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложилась нетипичная форма правления — суперпрезидентская республика, характерная лишь для некоторых стран Латинской Америки, Азии и Африки.
Этот вывод обусловливают два обстоятельства;
1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупрезидентским республикам, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республики См.: Прудников А. С., Авсеенко В. И. Указ. соч. С. 188.. В России есть отдельные признаки президентской республики, но нет ни одного признака парламентской.
2. В России существуют все признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство; утверждение парламентом президентских назначений не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в своих действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно зависит от президента, который лично назначает судей, и др См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 179..
Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Конституции. Согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями отрешения Президента от должности являются совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления.
2.1.2 Органы законодательной власти
Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти См.: Яценко И. С. Указ. соч. С. 110..
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция — принятие законов.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. С. 298..
Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:
ь рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;
ь изменение границ между субъектами Федерации;
ь утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
ь принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;
ь назначение выборов Президента Российской Федерации;
ь назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы См.: Пронин В.С. Указ. соч. С. 39..
В компетенцию Государственной Думы входят:
ь дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
ь решение вопроса о доверии Правительству;
ь назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
ь назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ь объявление амнистии и другие вопросы См.: Левакин И.В. Указ. соч. С. 15..
Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации См.: Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Указ. соч. С. 109..
По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, в настоящий момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и первичного утверждения законодательных актов федерального уровня См.: Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 387.. Утверждаются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписываются и обнародуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Процедура формирования Совета Федерации, который наполовину состоит из представителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Президенту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юридической литературе часто отмечается, что парламент является важнейшим институтом в триаде разделения властей, значение Государственной Думы постоянно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной власти
2.1.3 Органы исполнительной власти
Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Деятельность его регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство РФ:
ь разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
ь представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
ь обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
ь обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
ь осуществляет управление федеральной собственностью;
ь проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
ь проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ь реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента См.: Барабашев А.Г. Указ. соч. С. 55..
Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:
1) федеральные министерства (по атомной энергии, внешних экономических связей, внутренних дел, иностранных дел, культуры. общего и профессионального образования, природных ресурсов-путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.);
2) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, управлению государственным имуществом Высший аттестационный комитет, по делам молодежи, по физической культуре и туризму, земельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, по печати и др.) См.: Яценко И. С. Указ. соч. С. 110.;
3) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Федеральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.).
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 179.. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
2.1.4 Судебная власть
Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей См.: Бобылев А. И. Указ. соч. С. 199..
Судебная власть имеет следующие особенности: она осуществляется исключительно судом; объектом ее воздействия является система общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора; равноправие сторон в судебном процессе.
Организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально этическим параметрам, психофизиологическим критериям и тщательной их проверки на предмет наличия компрометирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необходимо выработать критерии, которым должен соответствовать судья См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 31..
Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды обшей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля См.: Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 387.. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики См.: Прудников А. С., Авсеенко В. И. Указ. соч. С. 188..
Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.
2.1.5 Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации См.: Бутаков А. В. Указ. соч. С. 21..
Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Федерации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.
Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» См.: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.02.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995. N 47. Ст. 4472. подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ См.: Пронин В.С. Указ. соч. С. 39.. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов См.: Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Указ. соч. С. 109..
Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая новая функция, как координация деятельности органов внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Таким образом, государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны, осуществляют различные функции, отличаются друг от друга по ряду признаков См.: Левакин И.В. Указ. соч. С. 15.. Поэтому они могут быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.
Наибольшее значение имеет выделение видов государственных органов в соответствии с рассмотренным уже принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти См.: Бельский К.С. Указ. соч. С. 12.. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Законодательная ветвь власти — это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах — государственные советы, государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.
Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, губернаторы, главы администрации, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д См.: Грановский С.А. Указ. соч. С. 98..
Судебную власть осуществляют только суды, например Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды (подробнее судебная система рассматривается ниже).
Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.
Характеризуя систему государственных органов, следует отметить органы прокуратуры, которые занимают в ней особое место. Прокуратура относится к числу правоохранительных органов, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами и т.д. Деятельность прокуратуры соприкасается с работой судебных органов, однако она, и это существенно, полномочиями суда не обладает.
2.2 Государственные учреждения
Государственное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично См.: Бельский К.С. Указ. соч. С. 12..
Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием См.: Прудников А. С., Авсеенко В. И. Указ. соч. С. 188..
Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:
1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.
2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам См.: Бутаков А. В. Указ. соч. С. 21..
В зависимости от собственника выделяют:
· Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы
· Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные муниципальные образования
· Частные учреждения — учредителями выступают физические или юридические лица.
Государственные или муниципальные учреждения бывают:
· бюджетными
· автономными
· казёнными
Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования См.: Дмитриев Ю. А. Указ. соч. С. 88..
Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.
Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений См.: Тиунова Л. Б. Указ. соч. С. 40.. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).
Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель См.: Надеев Р.К. Указ. соч. С. 42.. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.
8 ноября 2006 года был опубликован в Российской Газете ФЗ Российской Федерации № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» См.: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.. В п. 2 ст. 2 данного закона было дано определение автономному учреждению:
«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 387..
Таким образом, учреждение — по российскому законодательству это государственное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
2.3 Государственные служащие
Государственный служащий— работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. С. 298..
Согласно российскому законодательству выделяется два вида государственных служащих:
· федеральные государственные служащие;
Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета См.: Левакин И.В. Указ. соч. С. 15..
· государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации;
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации См.: Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Указ. соч. С. 109..
В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета См.: Пронин В.С. Указ. соч. С. 39..
Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).
Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трёх аспектах.
1. с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 179.. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции См.: Бельский К.С. Указ. соч. С. 12..
2. с административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции См.: Окуньков Л.А. Указ. соч. С. 51..
3. с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы) См.: Яценко И. С. Указ. соч. С. 110..
Таким образом, государственные служащие, составляющие государственную службу и ее осуществляющие, служат государству, выполняют государственные задачи и задания.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что механизма государства — это система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями — государственные учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата — вооруженные силы, полиция, опираясь на которые государственный аппарат действует.
Признаки механизма государства:
1. Представляет собой систему то есть упорядоченную совокупность государственных органов взаимосвязанных между собой;
2. Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами которые объединяют разные государственные подразделения в единый организм, ориентирует их на решение общих проблем;
3. Его основным элементом являются государственные органы обладающие властными полномочиями;
4. Он является организационным и материальным рычагом, с помощью которого государство осуществляет свою власть и достигает конкретных результатов;
Под структурой механизма государства понимают его внутренне строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства состоит из:
1. Государственные органы — обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства с принятием обще управленческих мер;
2. Государственные организации — такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства — вооруженные силы, служба безопасности, милиция;
3. Государственные учреждения — такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функции государства в социальной, культурной, воспитательной, образовательной и научных сферах, к ним относятся библиотеки, поликлиники, больницы, почта, вузы, школы;
4. Государственные предприятия — также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно экономическую деятельность производят продукцию либо обеспечивают производство выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребности общества и извлечения прибыли;
5. Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата;
Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.
Аппарат государства — это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.
Состоит государственный аппарат из:
1. Органов законодательной власти;
2. Органов исполнительной власти;
3. Органов судебной власти;
4. Надзорных органов;
5. Дипломатических органов;
Механизм государства — совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею.
Таким образом, в механизм государства можно включить:
1. Органы, входящие в аппарат государства;
2. Силовые структуры такие как вооруженные силы, внутренние войска, специальные подразделения, тюрьмы, колонии;
3. Администрации государственных предприятий и организаций;
Принципы представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и действию органов государства.
В настоящее время к принципам организации и деятельности государственного аппарата относятся:
1. Принцип гуманизма;
2. Принцип демократизма;
3. Принцип гласности;
4. Принцип законности;
5. Принцип разделения властей;
6. Принцип федерализма;
7. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;
8. Принцип профессионализма;
Называют также принципы иерархичности, сочетания выборности и назначаемости, национального равноправия — подробнее о принципах организации и деятельности органов государства.
Список использованной литературы
Нормативно — правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 55.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.02.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995. N 47. Ст. 4472.
6. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
7. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
Научная и специальная литература
8. Барабашев А.Г. Проблемы соотношения понятий механизм государства и государственный аппарат // Проблемы теории и истории государства и права. 2011. № 7. С. 55-71.
9. Бельский К.С. Правовое положение государственных служащих в структуре государственного аппарата современного государства. // Государство и право. 2012. № 1. С. 12-18.
10. Бобылев А. И. Теория государства и права. М.: Право и государство, 2012. 512 с.
11. Бутаков А. В. Российская система разделения властей: Традиции и новации // Правоведение. 2013. № 3. С. 21-31.
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. С.Пб.: НЕВА, 2012. 601 с.
13. Грановский С.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. 264 с.
14. Дмитриев Ю. А., Измайлова Ф. Ш. Проблема правопонимания государственного механизма в РФ. // Государство и право. 2011. № 4. С. 88-96.
15. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Теория государства и права. М.: Феникс, 2013. 309 с.
16. Зазанве О.И. Суд в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека. // Полис. 2011. №1. С. 10-19.
17. Котлевская И.В. Механизм государства в РФ // Государство и право. 2012. № 12. 64-73.
18. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2012. №1. С. 15-24.
19. Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 42-49.
20. Окуньков Л.А. Основные подходы по вопросу соотношения механизма государства и государственного аппарата // Журнал российского права. 2011. № 7. С. 51-63.
21. Пронин В.С. Государственные учреждения как звено структуры государственного аппарата современного государства // Журнал российского права. 2010. № 3. С. 39-51.
22. Прудников А. С., Авсеенко В. И. Теория государства и права. М.: ЮНИТИ, 2012. 687 с.
23. Тиунова Л. Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Правоведение. 2013. № 1. С. 40-47.
24. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Норма, 2012. 618 с.
25. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 2014. № 1. С. 31-39.
26. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: ЮНИТИ, 2012. 287 с.
27. Яценко И. С. Теория государства и права Российской Федерации. М.: Знание, 2012. 396 с.
Размещено на