Содержание
1. Понятие механизма (аппарата) государства3
2. Органы государства и их классификация7
2.1. Представительные органы государственной власти7
2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы испол-нительной власти11
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти13
3. Вооруженные силы в механизме государства14
Выдержка из текста работы
Глава 2. Структура и принципы организации государственного аппарата………………………………………………………………………………………………….9
2.1 Структура государственного аппарата…….……………………………9
2.2 Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата………………………………………………………………..…….13
Глава 3. Органы государства и их классификация………………………….17
3.1 Представительные органы государственной власти………………….18
3.2 Исполнительные органы государственной власти………….…………23
3.3 Судебные (правоохранительные) органы государственной власти….27
Заключение……………………………………………………….………………..30
Список использованной литературы…………………………………….…….32
Введение
На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и есть государство. Государство — это организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обществом.
Аппарат государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование.
В основе построения и функционирования государственного аппарата лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Аппарат любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.
Аппарат государства — это система государственных органов, должностных лиц, государственных учреждений, организаций, которые практически осуществляют функции государства и являются субъектами воплощения государственной власти. Именно они применяют методы и способы владения, распоряжения, что и является сутью государственного режима.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что аппарат государства представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Государственный аппарат является важнейшим составным элементом любого государства.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа государственного аппарата.
Цель данной курсовой работы — изучение и характеристика государственного аппарата: его понятия, структуры и роли в современном государстве.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
— раскрыть понятие и признаки государственного аппарата;
— рассмотреть структуру государственного аппарата;
— охарактеризовать основные принципы организации и деятельности государственного аппарата;
— охарактеризовать органы государства и их классификацию.
Объект исследования — научная, учебная и иная литература, которая в той или иной степени затрагивает понятие, структуру и роль государственного аппарата.
Предметом же исследования являются непосредственно само понятие государственного аппарата, а также его структура и роль.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы: историко-правовой, сравнительный, структурно-функциональный и др.
Теоретической основой исследования являются научные работы таких авторов, как Алексеев С.С., Венгеров А.Б., Сырых В.М., Лазарев В.В., Комаров С.А. и т.д.
Глава 1. Понятие и признаки государственного аппарата
1.1 Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственный аппарат как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и, отчасти, общественными делами.
По мере развития это «управление», а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуются.
В основе построения и функционирования государственного аппарата любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему.
Аппарат любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций — системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов — составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.
К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как единой системы, следует отнести также такие, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.
Понятие государственного аппарата — весьма емкое и многогранное. Его недопустимо отождествлять с другими, тесно связанными с ним, но неравнозначными по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности, с понятиями системы диктатуры класса и политической системы общества.
Соотносясь с «государственным аппаратом», данные понятия тем не менее неидентичны ему. Так, если понятием системы диктатуры класса и понятием политической системы общества охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в политической жизни страны и в осуществлении государственной власти, то понятием государственного аппарата охватывается лишь система государственных органов. Понятия системы диктатуры класса и политической системы общества являются, таким образом, более емкими и широкими, чем понятие государственного аппарата.
Аналогично в научной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.
Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов — аппаратом в узком смысле слова.
Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. В научной и справочной литературе они понимаются неодинаково.
Важно отметить другое. А именно, что государственные органы, независимо от их понимания и толкования, заполняют собой все содержание и формируют всю структуру государственного аппарата.
Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных, являются следующие:
— формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;
— выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;
— наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных: организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также — порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
— наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.
Наличие последних является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками они позволяют провести достаточно четкое различие между государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями — с другой.
Будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, органы любого государства отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.
1.2 Признаки государственного аппарата
Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
1. Аппарат государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от наруш……..
Список использованной литературы
1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995г. с изменениями и дополнениями на 2008год.
2. Алексеев С.С., Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах, Свердловск, 2004г.
3. Венгеров А.Б., Теория государства и права: Учебник для юридических вузов, М., 2004г.
4. Головистикова А.Н., Теория государства и права: вопросы и ответы, М., 2005г.
5. Дмитриев А.М., Государственный аппарат, М., 2005г.
6. Иванников И.А., Теория государства и права, Ростов-на-Дону, 2009г.
7. Кошаров С.А., Общая теория государства и права: учебник для студентов, М., 2006г.
8. Комаров С.А., Общая теория государства и права, М., 2003г.
9. Лазарев В.В., Ляпель С.В., Теория государства и права: учебник для ВУЗов, М., 2004г.
10. Малько А.В., Теория государства и права в вопросах и ответах, М., 2003г.
11. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Под ред. М.Н. Марченко, М., 2007г.
12. Протасов В.Н., Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы, М., 2002г.
13. Радько Т.Н., Теория государства и права, М., 2005г.
14. Спиридонов Л.И., Теория государства и права, М., 2005г.
15. Сырых В.М., Теория государства и права, М., 2006г.
16. Теория государства и права. / Под ред. А.И. Денисова, М., 2002г.
17. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, М., 2006г.