Содержание
Введение ……………………………………………………………………4
1.Развитие законодательной базы внешнеторговой деятельности России …………………………………………………………………
6
2.Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России …………………………………………………………………
11
3.Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности ………………………………………
18
4.Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России ………………………………………………
24
5.Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России ………………………
31
Заключение …………………………………………………………………35
Список использованных информационных источников ………………..37
Выдержка из текста работы
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями.
Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы.
Актуальностью написания данной курсовой работы является, то, что даже в настоящее время в России все еще нет наиболее оптимального государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цель данной работы — проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их развития во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2) рассмотреть нетарифные методы ВЭД в РФ;
3) рассмотреть таможенно-тарифные методы ВЭД в РФ;
4) изучить нетарифные методы ВЭД в Таможенном кодексе Таможенного союза;
5) изучить таможенно- тарифные методы ВЭД в Таможенном кодексе Таможенного союза;
6) проанализировать нетарифные и таможенно — тарифные методы ВЭД в Таможенном кодексе Таможенного союза.
Для написания данной работы использовались различные источники, в том числе учебные пособия, законы и интернет — источники. Вся информация из данных источников проверялась на соответствие последним изменениям в законодательстве.
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и приложения.
Глава I. Государственное регулирование ВЭД
1.1 Нетарифное регулирование ВЭД
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности , имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования .
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан
3. Выполнение международных обязательств
4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
5. Введение специальных защитных и компенсационных мер
6. Защита общественной морали и правопорядка
7. Защита культурных ценностей
8. Обеспечение национальной безопасности
К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование .
Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР ) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию ).
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства ;
3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например вооружения );
4. Выполнение РФ международных обязательств.
Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование .
Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).
В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые “добровольные” ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений”.
В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:
· Импортные квоты
· Специальные пошлины
· Антидемпинговые пошлины
· Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера
· Компенсационные пошлины
Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.
1.2 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД
Под тарифным регулированием понимается комплекс мер, основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот.
Таможенно-тарифные меры — это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования — это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, основа……..
Список использованных источников:
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
2. Таможенный кодекс таможенного союза от 27 ноября 2009 года
3. Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества РЕШЕНИЕ №18 « О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009г
4. Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества РЕШЕНИЕ № 19 « О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009г.
Учебники и учебные пособия
5. Учебник «Внешнеэкономическая деятельность: Сущность и основы организации ВЭД в России» автор книги Андреева Р.С. Арустамов Э.А. год издания 2010 издательство Интерэксперт .ISBN — 378 c.
6. Конспект лекций « Основы внешнеэкономической деятельности» Автор: Потиенко Л.И.
Сетевые источники информации
7. 8.
9. 10. >