Содержание
Содержание
Введение4
Глава I. Теоретические основы государственного регулирования инновационного процесса 6
1.1. Место инноваций в категориальной системе экономической теории6
1.2. Основные принципы построения и функционирования механизма государственного регулирования инновационных процессов в РФ12
Глава II. Анализ функционирования механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации 17
2.1. Анализ современного положения государственного регулирования инновационной сферы экономики России 17
2.2.Анализ проблем государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации 23
Глава III. Пути совершенствования механизма государственного регулирования инновационной сферы экономики России 27
Заключение37
Список использованной литературы39
Выдержка из текста работы
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций можно проследить по ряду направлений.
Отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцент¬рировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более дорогостоящими. Еще больших затрат требует реализация нововведений.
Многие инновации могут оказаться экономически эффектив¬ными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный крити¬ческий минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсолютные масштабы расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают, увеличи-вается и доля условно-постоянных затрат в производственных издержках. Особенно харак¬терна такая ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала.
Изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизо-ванного общества.
Существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные научные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть коммерциализированы. Сюда же относятся инновации в оборону, охрану правопорядка, экология, здравоохранение, образование и т.д. Расходы на эти составляющие инновационных процессов неизбежно ложатся на плечи всего общества. Поэтому исследование роли государства в управлении инновациями является актуальной темой. В связи с этим хотелось бы отметить, что наша страна является одной из пяти стран мира, создающей наукоемкую и конкурентоспособную продукцию. Причем если бы не было переходного периода к рыночной экономике, то наша страна оказалась бы в числе четырех мировых держав по конкурентоспособности на рынке таких товаров. Таким образом, на данный момент жизненно важно четко определиться в отношении направлений ускоренного освоения в промышленности базовых инноваций, которые создают ядро нового технологического уклада в общественном производстве.
Цель данной курсовой работы – проанализировать государственное регулирование инновационной деятельности в России.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть инновационную политику в России на современном этапе и выявить основные направления ее регулирования государством;
— осветить приоритеты государства в научной сфере;
— показать внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России (на примере инновационных фондов);
— дать сравнение государственного регулирования инновационной деятельности в России и зарубежных странах (на примере США, Японии и европейских стран).
Объектом исследования является деятельность государства в области регулирования инноваций.
Теоретическую основу курсовой составили работы Р.А. Фатхутдинова, И.Т. Балабанова, П.И. Завлина, посвященные управлению инновационной деятельностью предприятий. Авторы подчеркивают особую роль государства в области инноваций. Так, Р.А. Фатхутдинов пишет: «Государство предотвращает вступление понятного с коммерческой точки зрения стрем¬ления хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества. Высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто дела¬ет их недоступными для массового потребителя. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспо¬собного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распро¬странение инноваций, имеющих важное значение для экономики». Тем самым он отмечает, что именно государству надлежит определять, какие разработки имеют наибольшее значение для развития всего общества, а не только производственной сферы.
Фактическую основу работы составили нормативные акты РФ, касающиеся инновационной деятельности государства: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г.), Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 53 «Об основах научно-технической политики города Москвы», Положение о Главном научно-техническом управлении при Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 июня 1999 г. N 811), Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605 «О федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы».
Курсовая работа выполнена на 41 странице, состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г.),
2. Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 53 «Об основах научно-технической политики города Москвы»,
3. Положение о Главном научно-техническом управлении при Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 июня 1999 г. N 811),
4. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605 «О федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы».
5. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Санкт-Петербург, «Питер» 2000.
6. Гунин В.Н. Управление инновациями, модуль 7, М: Инфра-М, 1999.
7. Дежина И. Финансирование российской науки: новые формы и механизмы // Вопросы экономики, 1996, №3.
8. Друкер П.Ф. Инновации и предпринимательство, М., 1992.
9. Инновационный менеджмент — справочное пособие под редакцией Завлина П.И. 2 издание переработанное дополнение, Москва, изд-во ЦИСН 1998.
10. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм). Под ред. Рудаковой И.Е., М. изд-во МГУ, 1991.
11. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Авсянников Н.М. М.: РУДН, 2002.
12. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические рекомендации и комментарии по их применению, М. Информэлектро, 1989.
13. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инновационной деятельности предприятия, Новосибирск, 1995.
14. Колосов В.Г., Черненькая Л.В. Инновационно — инвестиционное обеспечение качества производства товаров и услуг (Инновации качества). СПб, Политехника, 1997.
15. Копейкин М Российская государственная политика в области инвестиций и инноваций // Маркетинг, 1997, №4.
16. Кохно П.А. и др. Менеджмент, М. Финансы и статистика, 1993.
17. Кутейников А.А. Искусство быть новатором, М. Знание, 1990.
18. Лукашевич И. Развитие идей Н.Д. Кондратьева в теориях длинных волн нововведений, Вопросы экономики, 1992г., № 3.
19. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство -М.: Инфра-М, 1997.
20. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку, М:РИЦ Мегаполис-контакт, 1993.
21. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики), М. Политиздат, 1989.
22. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. М. Прогресс, 1990.
23. Серегин А.М. Эффективность малого бизнеса, М. Экономика, 1990.
24. Соколова Л.В. Формирование технологической политики. Концептуальные соображения // Российский экономический журнал. 1997. №11-12.
25. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции, М: ГАУ, 1995.
26. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент учебник 2-издание, Бизнес школа, 2000.