Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ……………………………………………………..
7
1.1. Основы реализации государственной инновационной политики…….7
1.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере….17
1.3. Органы государственного регулирования инновационного процесса…20
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ПРОГНОЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………….
23
2.1. Государственная поддержка инновационной деятельности РФ………23
2.2. Механизм осуществления государственная поддержка инновационной деятельности в Белгородской области…………………….
26
2.3. Инновационный потенциал Белгородской области…………………….32
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………….
38
3.1. Прогноз инновационного развития РФ на 2010-2012гг………………..38
3.2. Прогноз развития инновационной системы Белгородской области…..42
3.3. Проблемы развития инновационной деятельности в РФ и Белгородской области…………………………………………………………
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………63
Выдержка из текста работы
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование экономики — это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы.
Государство на протяжении всего времени своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в экономической сфере.
Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике является несомненным. Национальные правительства несут ответственность за экономическое положение страны вне зависимости от господствующих экономических доктрин. Таким образом, государственное регулирование экономики играет важную роль для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика и т.д.
Данная тема является актуальной, т.к. государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и тем самым, заслуживает самого пристального внимания.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении воздействия государства на экономику.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) изучить существующие экономические доктрины;
б) проанализировать цели и задачи, объекты и методы государственного регулирования экономики;
Объектом изучения являются государственное регулирование экономики и предложение мер по её совершенствованию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и задачи государственного регулирования
Государственное регулирование экономики (ГРЭ)- это целенаправленное воздействие государства на экономику в целях обеспечения высокоэффективного, социально ориентированного экономического развития. Б.В. Салихов «Экономическая теория», М., 2012.-С.724.
В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором) Служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:
а) предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться;
б) определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения;
в) поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические программы;
г) организовать систему среднего и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;
д) устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические пели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие;
е) создать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.
Обязательное условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики — это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятии, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.
Предпринимательская деятельность и экономика страны зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить
или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и
каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Преимуществом государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт -Издат, 2010 — С — 399. Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого. На государство возлагаются следующие основные задачи:
а) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной
безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого
гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.
б) Стабилизация экономики. Стабилизация это устойчивое развитие
экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано
использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
в) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.
Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией.
г) Защита конкуренции. Конкуренция один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.
д) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.
1.2 Классификация методов государственного регулирования
Инструменты государственного регулирования экономики подразделяются : на административные, экономические, правовые.
Административные средства ГРЭ инструменты регулирования экономики, основанные на силе государственной власти и структурно состоящие из мер правительственного убеждения, разрешения, запрета принуждения. В частности, правительство может призвать население покупать товары отечественного производства. Кроме того, оно может законодательно разрешить сдачу в аренду объектов государственной собственности, принудить предпринимателей обеспечить работникам благоприятные условия труда. В странах с развитой рыночной экономикой административные регуляторы используются в незначительных масштабах. Однако в условиях макроэкономической нестабильности роль данных регуляторов возрастает.
Экономические средства ГРЭ — это денежно — кредитные, налогово- бюджетные и аналогичные косвенные экономические регуляторы экономики. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства ранее уже были рассмотрены. Следует отметить, что необходимость выполнения требований основного монетарного правила несколько сужает маневренность Центрального банка в регулировании денежного рынка. Однако решении задач макроэкономической и финансовой стабилизации цели и инструменты денежно- кредитного регулирования едва ли правоверно относить к разряду второстепенных. Б.В. Салихов, Указ. соч.- С.607-608.
Правовые методы опираются на систему нормативных актов, требованиям которых в обычных условиях должны следовать все субъекты хозяйственной деятельности. Речь идет, например, о правовых нормах, определяющих условия заключения контрактов, функционирования предприятий; взаимных обязательствах в области трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т.п.
Правовые нормы и механизм их применения являются основой государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. В современном цивилизованном обществе в правовой форме осуществляются практически все хозяйственные процессы. Это придает им особый конституирующий статус, проявляющийся в том, что они могут сдерживать ее развитие, создавать для него необходимый простор и задавать нужное направление или вообще «отпускать на самотек», как это произошло, на пример в эпоху горбачевской и ельцинских реформ. Грамотно построенная система законодательства и его правильное применение могут существенно ускорить экономическое развитие страны, повысить эффективность хозяйственных процессов. Исходя из сказанного, необходимо, чтобы система правовых норм соответствовала реальному состоянию общества, в частности экономики (что требует их тщательного изучения и осмысления), создавала необходимый простор для развития позитивных тенденций и пресекала негативные.
Активные методы предполагают оперативные регулирующие действия государственных органов в ответ на меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за ее пределами. К ним можно отнести, например манипулирование Центральным банком ставкой рефинансирования.
Пассивные методы заключаются в создании системы долговременных норм и правил (обязательных и рекомендательных), которым должны следовать субъекты, чтобы в максимальной степени реализовать собственные интересы при одновременном соблюдении интересов общества. В этом случае государство только пресекает нарушения обязательных требований. Пассивным методом государственного регулирования экономики служит издание соответствующих законодательных актов и контроль их исполнения. Прямые методы регулирования характеризуются адресностью, направленностью на конкретных субъектов или процессов. Карташова О.И. Методы прямого и косвенного регулирования экономики: критерии идентификации и результаты применения 2013. — N 10. — С.20-29
В качестве примера можно привести:
а) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг конкретными производителями;
б) безвозвратное целевое финансирование тех или иных территорий, отраслей, предприятий (субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней — общенациональных, региональных, местных);
1)адресные льготные кредиты производителям;
2)финансирование строительства объектов государственной собственности;
3)ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
4)лицензирование отдельных видов деятельности, внешнеторговых операций и пр.
Игнорирование хозяйствующими субъектами такого рода действий со стороны государства влечет либо экономические потери, либо административные санкции.
Косвенные методы не имеют непосредственного адресата и направлены на экономическое пространство в целом, определяя «правила игры» в нем. Они опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от прямых методов регулирования косвенные действуют автоматически. Неподчинение им обычно влечет экономические потери. Косвенными методами государственного регулирования экономики можно считать:
а) экономическое прогнозирование, в результате которого частные фирмы получают достаточно надежные ориентиры для своего развития, осуществления инвестиционных проектов;
б) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.п.;
в) манипулирование налогами и системой налоговых льгот;
г) регулирование цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.
Таким образом, государство, используя прямые или косвенные рычаги воздействия на экономические интересы, влияет на поведение субъектов хозяйствования. Рассмотрим теперь методы государственного регулирования экономики с точки зрения их содержания.
Правовые методы опираются на систему нормативных актов, требованиям которых в обычных условиях должны следовать все субъекты хозяйственной деятельности. Речь идет, например, о правовых нормах, определяющих условия заключения контрактов, функционирования предприятий; взаимных обязательствах в области трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т.п.
Правовые нормы и механизм их применения являются основой государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. В современном цивилизованном обществе в правовой форме осуществляются практически все хозяйственные процессы. Это придает им особый конституирующий статус, проявляющийся в том, что они могут сдерживать ее развитие, создавать для него необходимый простор и задавать нужное направление или вообще «отпускать на самотек», как это произошло, на пример в эпоху горбачевской и ельцинских реформ. Грамотно построенная система законодательства и его правильное применение могут существенно ускорить экономическое развитие страны, повысить эффективность хозяйственных процессов.
Исходя из сказанного, необходимо, чтобы система правовых норм соответствовала реальному состоянию общества, в частности экономики (что требует их тщательного изучения и осмысления), создавала необходимый простор для развития позитивных тенденций и пресекала негативные. http://mobile.studme.org/106112078710/ekonomika/metody_gosudarstvennogo_regulirovaniya_ekonomiki
1.3 Объекты государственного регулирования
Фактически, объекты государственного регулирования экономики — это все те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики это:
экономический цикл; секторальная, отраслевая и локальная структуры хозяйства; условия накопления капитала; занятость и безработица; денежное обращение; платежный баланс; цены и их колебания; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и регулирование экологии; внешнеэкономические и политические связи.
Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.
Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения — это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики. Борисов Е. Ф. «Экономическая теория», М., 2010г.-С.329
Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношение с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Динамика развития экономики в России
Колоссальное давление на российскую экономику оказал 2014 год. События в Украине спровоцировали ряд проблем, которые навредили и без того слабой экономической активности. Финансовая изоляция крупнейших российских заемщиков, девальвация рубля и существенно выросшая инфляция стали во многом следствием геополитических процессов. И если еще год назад можно было надеяться на появление каких-либо позитивных сигналов от конечного потребления и капитальных инвестиций, то сейчас очевидно, что в следующем году экономика войдет в рецессию.
Насколько затяжной она будет, зависит от множества факторов, главными из которых является продолжительность действия западных санкций и поведение сырьевых котировок. Ожидать скорой реакции от внутренних процессов повышения эффективности пока не приходится. Даже в случае выбора верных направлений, реализация поддержки таких процессов как импортозамещение или директивное наращивание капвложений потребует значительного количества времени.
Схема 1 — Ключевые показатели экономики
Состояние промышленности в 2014 г. мало чем отличалось от предыдущего года, когда темпы роста были близкими к нулю. В условиях снижающейся активности в потреблении и инвестициях большинство отраслей промышленности не нашли дополнительных стимулов к росту. Между тем, введенные Россией ответные санкции в отношении европейских стран придали во втором полугодии небольшой импульс отраслям, нацеленным на конечного потребителя. Прежде всего, это пищевая и легкая промышленность. Неплохо себя чувствовали такие сегменты как металлообработка, производителей удобрений и труб. Товары инвестиционной группы оказались явными аутсайдерами. Добывающие отрасли окончательно спустились к темпам роста на 1-1.5% г/г. В условиях сжавшегося внешнего спроса, сырьевые отрасли поддерживали объемы производства на минимально необходимых уровнях. Аутсайдером здесь была газовая промышленность, тогда как нефтяной и угольных отраслях ситуация была более стабильной.
Схема 2- Промышленное производство
Инвестиционная активность в 2014 г. была одной из главных проблем для российской экономики. В первом полугодии темпы ее снижения были умеренными на фоне сокращающегося внутреннего спроса. Усиление девальвации рубля и западные санкции усилии давление на динамику капитальных инвестиций во втором полугодии. Слабость основных внешнеторговых партнеров РФ и низкая стоимость рубля обусловили резкое замедление инвестиций в основной капитал.
Сектор жилищного строительства, на который приходится половина всех капвложений, чувствовал себя в еще более подавленном состоянии. Повышение рублевых ставок сделало ипотечные кредиты менее привлекательными, при этом и сами условия кредитования строительных отраслей ужесточились к концу года.
Схема 3 — Капитальные инвестиции
Потребительские расходы замедлили прирост в двое по сравнению с 2013 г. Причиной стала более скромная бюджетная политика в части социальных расходов, а также отсутствие роста доходов населения в частных секторах экономики. На протяжении всего 2014 г. мы наблюдали ужесточение условий по розничному кредитованию, что вначале было связано с ужесточение регулятивной нагрузки со стороны Центробанка, затем — с ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ и существенным ростом просроченной задолженности.
Конечное потребление потеряло статус одного из основных драйверов экономического роста. Среди прочих причин, давление на потребительскую активность было оказано со стороны дешевеющего рубля. Тем не менее, девальвационные ожидания спровоцировали волну повышенного спроса на товары длительного пользования дважды в 2014 г. — весной и осенью.
Схема 4 — Доходы и расходы населения
Состояние внешнего сектора в 2014 г. было неплохим. Относительно высокая среднегодовая цена на нефть обеспечила относительно высокое положительное сальдо внешней торговли. При этом, объем импорта на фоне замедления инвестиций и продуктовых санкций в отношении ЕС начал заметно сокращаться к концу года.
Положительное сальдо текущего счета также росло благодаря валютной переоценке и поддержке рубля за счет интервенций Центробанка.
Схема 5- Сальдо внешней торговли, млрд долл.
Инфляция в 2014 г. была значительно выше указанных Центробанком значений. Основных причин две — ослабление рубля и введение продуктовых санкций в отношении ЕС. На этом фоне произошло не только удорожание импортных товаров, но и товаров, произведенных в России ввиду роста спроса на них.
Схема 6- Потребительские цены
Рубль стал основным проблемным местом в экономике. Влияние на него оказывал широкий набор всесторонних факторов. Внешнее давление проявлялось по каналам геополитики, оттока частного иностранного капитала, и сокращения цен на основные сырьевые товары. Между тем, решения Центробанка по постепенному переходу к плавающему курсу рубля были также болезненными для российской валюты.
Поставив во главу угла инфляционные перспективы, регулятор не смог учесть, что в условиях западной изоляции на обретающий больше свобод рубль будет оказываться колоссальное давление, которое в итоге вылилось в еще больший разгон инфляционных процессов.
Схема 7- Динамика частного иностранного капитала
Политика Центробанка в 2014 г. определялась сугубо антиинфляционной риторикой. Регулятор постепенно повышал ключевую процентную ставку, ожидая разгона инфляционных процессов в экономику в результате ослабления рубля и обмена санкциями с Западом. Оставаясь одним из ключевых поставщиков кратко- и среднесрочной ликвидности на денежно-кредитном рынке, регулятор не в полной мере использовал этот ограничительный механизм, даже в условиях высоких темпов ослабления рубля.
Повышение ключевой ставки за год составило 11.5 до 17.0% годовых, что является превентивной мерой, направленной на подавление инфляционных процессов в условиях слабеющих позиций рубля.
С учетом сложной ситуации на валютном и финансовом рынках, регулятор в конце года ослабил регулятивное давление на банки, расширив предельные допуски по ряду нормативов. Вместе с тем, давление на денежно-кредитном рынке было колоссальным из-за роста ключевой ставки, а также снижения залоговой базы по операциям примерно на 800 млрд руб. (-12%) ввиду снижения цена на государственные и корпоративные облигации, входящие в список обеспечения.
Схема 8 — Инфляция и ставки
С учетом значительного ослабления рубля в конце 2014 г., российская экономика неизбежно войдет в рецессию в 2015 г. Однако, в отличие от ситуации прежних нескольких лет, текущая обстановка лишает экономику основных факторов поддержки.
Промышленность, вероятно, продемонстрирует «минус» по итогам года. Слабым местом будут обрабатывающие отрасли. Снижение конечного спроса и неготовность российский компаний в значительной мере обеспечить процесс импортозамещения будут оказывать давление на всё промышленное производство. Добывающие отрасли по-прежнему будут сталкиваться со снижением внешнего спроса и мировых цен на энергоносители, что, в конечном итоге, приведет к стагнации объемов производства. Слабость капитальных инвестиций, вероятно, будет только нарастать. Отсутствие у компаний объективных стимулов к наращиванию инвестиций в основной капитал приведут к их дальнейшему сокращению. В строительстве главной проблемой может стать высокая стоимость кредитования и сокращение привлекательности ипотечных кредитов из-за снижения доходов населения и высоких рублевых процентных ставок.
Потребительская активность продолжит снижать темпы роста, что в конечном итоге выльется в их минимальный прирост. Давление на потребительские расходы будет ощущаться со стороны отсутствия возможности роста зарплат в частном секторе, а реальные располагаемые денежные доходы почувствуют сопротивление от снижения объемов розничного кредитования. Основная надежда здесь базируется на индексации зарплат работникам бюджетной сферы, а также пенсий и пособий.
Внешний сектор будет одним из основных поддерживающих компонентов ВВП. По итогам 2015 г. мы ожидаем замедления импорта примерно до 200 млрд долл. (-30% г/г), тогда как экспорт, вероятно, составит около 420 млрд долл.(-15% г/г).
Политика Центробанка будет всецело зависеть от поведения инфляции. К концу декабря проекция девальвации рубля на цены еще не проявилась в полной мере. Мы ожидаем ускорения инфляции до 14% г/г в начале 2015 г. Таким образом, регулятор задумается о понижении ключевой ставки не ранее начала II квартала 2015 г. и при успешном стечении обстоятельств будет постепенно снижать ее в перспективе оставшейся части года Источник: ЦБ РФ, Минфин, Bloomberg, прогнозы Банка «ЗЕНИТ».
Прогноз основных социально-экономических индикаторов РФ на 2015-2017 гг.
Таблица1
Социально-экономические индикаторы
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Цена на нефть долл. США |
100 |
100 |
100 |
|
Валовой внутренний продукт, темп роста % |
1,2 |
2,3 |
3,0 |
|
% Промышленность, |
1,6 |
1,7 |
2,1 |
|
Инвестиции в основной капитал, |
2,0 |
1,6 |
2,9 |
|
Реальная заработная плата, % |
0,5 |
2,8 |
4,6 |
|
Оборот розничной торговли, % |
0,6 |
2,9 |
3,4 |
|
Экспорт — всего, млрд. долл. США |
495 |
499 |
508 |
|
Импорт — всего, млрд. долл. США |
325 |
331 |
342 |
С учетом изменения условий основных факторов роста в 2015 — 2017 гг. динамика ВВП понижена на 2015 год с 2 до 1,2%, на 2016 год — с 2,5 до 2,3% и на 2017 год — с 3,3 до 3,0 процента. В 2015 году инфляция составит примерно 5,5%, что на 0,5 п. п. выше, чем в предыдущей версии прогноза. Помимо усиления роста цен на продукты также повышается оценка роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства вследствие привязки их индексации к фактической инфляции за предшествующий год. В первом полугодии 2015 г. рост цен может также превышать прогнозируемые ранее значения, а во втором, напротив, будет ниже в случае завершения режима санкций в отношении продовольственного импорта при росте предложения товаров. В 2016 — 2017 гг. продолжится замедление инфляции до 4,5 и 4 процентов.
Снижению инфляции в среднесрочный период будут способствовать относительная стабилизация номинального курса рубля, контроль Банка России за инфляцией мерами кредитно-денежной политики при сохранении прогнозируемых ограничений коммунальных тарифов. Оценка стоимостных объемов экспорта товаров снижена в 2014 году на 6 млрд. долларов США по сравнению со сценарными условиями. Это снижение полностью объясняется ухудшением условий торговли. Основным фактором является существенное снижение оценок цены на экспортируемый Россией газ в результате пересмотра контрактов с учетом цен на спотовом рынке. Так, оценка средней цены газа за тысячу кубических метров, поставляемого в дальнее зарубежье, в 2014 году снижена с 386 до 349 долларов США. В 2015 — 2017 гг. также предполагается более низкая стоимость российского природного газа на экспортных рынках.
В результате понижения динамики экспорта товаров, а также понижения оценки экспортных цен стоимостные объемы экспорта к 2017 году будут на 8 млрд. долларов США ниже оценки, принятой в сценарных условиях.
В результате введения запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, а также с учетом снижения импортных поставок из Украины оценка импорта товаров в 2015 году понижена на 15 млрд. долларов США, в том числе импорта продовольственных товаров — на 2,3 млрд. Предполагается, что во втором полугодии 2015 г. не более 30% от прогнозируемого импорта, попавшего под санкции, будет заменено импортом из других стран, при этом ожидается дополнительный рост цен на импортируемую продовольственную продукцию. Оценка динамики импорта понижена в среднем на 0,2 п. п. на фоне более низких оценок внутреннего спроса.
2.2 Динамика развития экономики в Калужской области
Современная экономическая ситуации в Калужской области свидетельствует о том, что создание и развитие пространственно организованных кластеров, пожалуй, является эффективным направлением развития экономики данного региона. Это способствует поддержанию его конкурентоспособности как по макроэкономическим показателям, так и по качеству жизни и человеческого капитала. В настоящий момент на территории Калужской области отсутствуют организованные кластеры. Тем не менее, в регионе существуют предпосылки формирования сетевых экономических сообществ, которые при соответствующей организационной и правовой поддержке могли бы в ближайшее время превратиться в точку кристаллизации хозяйственной активности, существенной для достижения общих целей территориального развития. Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития области.
Таблица 2
Основные показатели социально-экономического развития Калужской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ |
||||||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,3 |
104,9 |
103,8 |
103,0 |
|
НАСЕЛЕНИЕ И ТРУД |
||||||
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
1004,5 |
1004,8 |
1005,3 |
1005,9 |
|
в % к предыдущему году |
99,9 |
100,0 |
100,1 |
100,1 |
||
Численность экономически активного населения |
тыс. человек |
551,8 |
552,0 |
552,3 |
552,5 |
|
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
|
ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ |
||||||
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц |
рублей |
25344,9 |
27695,1 |
30199,9 |
32740,2 |
|
в % к предыдущему году |
109,4 |
109,3 |
109,0 |
108,4 |
||
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% |
101,3 |
103,0 |
103,4 |
103,2 |
|
Реальная заработная плата |
% |
100,2 |
102,0 |
103,0 |
102,4 |
|
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства |
млн. руб. |
525709,1 |
582603,0 |
621690,3 |
661840,2 |
|
добывающие производства |
млн. руб. |
4141,6 |
4528,9 |
4878,4 |
5336,9 |
|
обрабатывающие производства |
млн. руб. |
503792,7 |
558714,6 |
595910,0 |
634170,3 |
|
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО |
||||||
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,6 |
103,4 |
104,5 |
105,7 |
|
ИНВЕСТИЦИИ |
||||||
в ценах соответствующих лет |
млн. руб. |
107825,8 |
110500,0 |
117800,0 |
120700,0 |
|
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,8 |
100,0 |
103,0 |
100,5 |
|
Индекс производства по виду деятельности «Строительство» |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,3 |
105,5 |
100,7 |
102,5 |
|
Остаточная стоимость основных фондов крупных и средних коммерческих организаций (на конец года) |
млн. руб. |
280843,4 |
296848,8 |
346324,2 |
374672,1 |
государственное регулирование экономика
Динамика макроэкономических показателей подтверждает оптимальность выстраиваемой региональной политики, при которой кластерный вектор развития определен как основная идея повышения конкурентоспособности и экономического развития.
В формате региональных кластеров успешно развиваются крупнейшие мировые производители, предприятия, представляющие средний и малый бизнес. Все активнее интегрируются в международные цепочки традиционные Калужские производства. Но для благоприятного развития области, среди существующих кластеров наиболее перспективные направления:
Кластер жизнеобеспечения и развития среды
Наиболее значимым элементом данного кластера становится дорожная инфраструктура. На реализацию программы развития дорожного комплекса региона в 2014 году предусмотрены денежные средства в размере 5,25 млрд. рублей, из них за счет средств Дорожного фонда Калужской области — 5,17 млрд. рублей, средств областного бюджета Калужской области — 84,1 млн. рублей. Всего за период 2014 — 2016 годов планируется ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 8,526 км автомобильных дорог и 237,7 погонных метров мостов и искусственных сооружений. В 2017 году протяженность автодорог регионального значения увеличится на 0,8 км за 68 счет ввода в эксплуатацию транспортной развязки на 274 км трассы М-3 «Украина» в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству Калужского цементного завода в Думиничском районе. Среди других важных элементов можно выделить строительство. В 2014г. на территории Калужской области построены 10675 новых благоустроенных квартир общей площадью 792,4 тыс. кв. метров, что составило 120,6% к 2013г.(2013г. к 2012г. — 107,2%).
Автостроительный кластер
Предприятия автокластера в 2015 году прогнозируют замедление темпов роста в связи с уменьшением выпуска легковых автомобилей ООО «Фольксваген Груп Рус», грузовых автомобилей фирмы «Вольво-Восток», что вызвано снижением спроса на российском автомобильном рынке. Автопроизводители подстраивают свои производственные программы под рыночный спрос. Автоконцерн «Пежо» также не планирует значительного роста производства в связи с достижением проектной мощности своих предприятий и ситуацией низкого спроса на рынке.
В 2015 — 2017 годах муниципальные районы и городские округа ожидают некоторое снижение объемов инвестиций, обусловленное, прежде всего, окончанием активной стадии реализации ряда крупных инвестиционных проектов, таких как завод ООО «Фольксваген Груп Рус» в индустриальном парке «Грабцево», завод ЗАО «Вольво Восток» в индустриальном парке «Калуга-Юг» (городской округ «Город Калуга»).
Транспортно-логистический кластер
Создание транспортно-логистического центра (ТЛЦ) позволит обеспечить резидентов индустриальных парков Калужского региона необходимой транспортно-логистической инфраструктурой. Функционирующий на данный момент ТЛЦ «Росва» создан с целью оптимизации логистических операций резидентов индустриальных парков Калужской области («Грабцево», «Росва», «Калуга-Юг»), а также обслуживания других участников ВЭД, а также в качестве одного из опорных объектов сети распределения на территории Центрального федерального округа.
В настоящее время ведется строительство крупномасштабного ТЛЦ на территории индустриального парка «Ворсино». В 2020 году планируется организация пассажирского и грузового транспортного узла на базе аэродрома Ермолино, расположенного на границе Калужской и Московской областей.
Сельскохозяйственный (агропромышленный) кластер
В структуре сельского хозяйства области на долю растениеводства приходится 51% объемов сельхозпроизводства, на долю животноводства — 49%. Доля молочной продукции в валовом объеме животноводческой продукции области составляет более 32%. За счет внедрения современных технологий в сельское хозяйство, увеличения поголовья коров молочного стада, ввода новых производственных мощностей и улучшения кормовой базы в прогнозируемый период ожидается увеличение производства молока на 25%, поголовья мясного скота — не менее чем в 3 — 4 раза.
Особое внимание в развитии сельского хозяйства области уделяется малому бизнесу через реализацию ведомственных целевых программ: «Поддержка начинающих фермеров в Калужской области» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Калужской области». За три предстоящих года в рамках этих 70 программ высокотехнологичные проекты будут реализованы на базе 88 фермерских хозяйств.В 2015 — 2017 годы в сфере сельскохозяйственного производства прогнозируется достижение объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств с приростом в фактических ценах на 41,7%, в сопоставимых ценах — на 16% со среднегодовым темпом прироста продукции сельского хозяйства 3,8% (в том числе продукции растениеводства — не менее 2,9%, животноводства — не менее 4,5%).
Кластер фармацевтики и биотехнологий
Калужская область не является регионом исключительно автомобильной направленности. В числе основных программ роста региональной экономики руководство региона видит кластер фармацевтики и биотехнологий. Его создание было определено в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года как одно из приоритетных направлений развития экономики.
Фармацевтический кластер в Калужской области развивается очень активно. Рост химического производства главным образом связан с увеличением выпуска фармацевтической продукции. Основные производители ЗАО «Обнинская химико-фармацевтическая компания», в 2014 году освоил свои производственные мощности новый фармацевтический завод фирмы ЗАО «Берлин-Фарма», а также открылся завод ООО «Астра Зенека Индастриз». Высокие показатели прогнозируют в 2015 году предприятия фармацевтической отрасли: ООО «Мир-Фарм», ООО ОХФК», ООО «Хемофарм»
В 2016 году сохранится высокая динамика роста в химическом производстве. В прогнозируемый период в области будут осваивать производство сразу нескольких крупных фармацевтических производств: ООО «Астра Зенека Индастриз», ЗАО «Берлин-Фарма», ООО «Ниармедик Фарма», ООО «Сфера Фарм»
Туристско-рекреационный кластер
Объем туристского потока в период с 2015 по 2025 год в среднем за год будет увеличиваться на 12 % и к 2025 году достигнет 4 млн. человек. За период с 2020 по 2025 годы планируется активизация внутрирегиональных туристских потоков, в том числе на основе: — развития туризма «одного дня», в том числе паломнического, исторического, событийного, экологического, делового (конгрессионного), школьного и спортивного; — появления нового туристского региона, объединяющего несколько областей, и возможности создания более разнообразных маршрутов с привлечением на свою территорию значимой части туристского потока из г.Москвы; — развития крупных туристско-рекреационных кластеров в рамках инвестиционных проектов на примере туристско-рекреационного кластера «Никола-Ленивец» (Дзержинский район), культурно-образовательного 71 туристического центра «Этно-мир» (Боровский район) и центр охоты и рыболовства «Сафари-парк» (Износковский район), парка птиц «Воробьи» (Жуковский район).
Таким образом, вышеперечисленные кластеры с оптимальным сценарием событий позволят Калужскому региону поддерживать привлекательные условия труда, капитальных вложений и уровня жизни в целом. Для этого необходимо правильно выбрать необходимые меры региональной политики: стимулирующие или компенсирующие, которые, в свою очередь, зависят от потенциала определенного муниципального образования.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРИЗИСА 2015 ГОДА
3.1 Особенности экономического кризиса
Самая очевидная особенность кризиса 2015 года — фон, на котором он начался. В прежних случаях кризис настигал экономику России на этапе резкого подъема. В 1997 году ВВП страны впервые вырос на 1,4% после затяжной рецессии (среднегодовые темпы падения ВВП в 1992-1996 годах достигали 9,4%). В предшествующие 2008 году пять лет средний темп роста ВВП составлял 7,5%. В обоих случаях показатели инвестиционной активности были весьма впечатляющими: в октябре 1997 года индекс РТС достиг 571,6 пункта (к которым он не возвращался до сентября 2003 года), в мае 2008-го он установил рекорд на уровне 2498 пунктов, побить который, видимо, удастся очень не скоро. Напротив, в 2012-2014 годах экономика показывала устойчивое падение темпов, добиваемая ростом госрасходов, налогов и аппетитов «силовиков». 3,4% роста в 2012 году, 1,3% — в 2013-м и 0,6% — в 2014-м: таков был путь «вползания» в нынешний кризис, и это значит, что (в отличие от прежних) он обречен быть намного более длительным.
Оба предшествовавших кризиса имели также сильное внешнее «наполнение». Буря на фондовых и валютных рынках в Азии осенью 1997 года была очевидным провозвестником российских проблем. В 2008 году «связка» нашего кризиса с глобальной финансовой катастрофой была тем более очевидной. Сейчас экономика развитых стран набирает темп, фондовые рынки штурмуют рекорды, центральные банки задумываются о повышении ставок.
Это означает, что очередные сложности в глобальной экономике могут проявиться ближе к 2017-2019 годам, а значит, остальной мир никак не сможет поспособствовать российскому подъему, если таковой начнется через три-четыре года. Кризис 2015 года будет сугубо российским по своим причинам и масштабам. Каким бы ни был экономический кризис, ведущей силой, способной его преодолеть, является предпринимательский класс. Его усилия могут эффективно поддерживаться государством, однако заменить бизнес в качестве «спасителя» государство не может. Кризисы отсекают неконкурентоспособную часть компаний, стимулируют реструктуризацию корпоративного сектора, провоцируют изменения в отраслевой структуре. Ничего подобного в России сейчас не происходит.
Накануне кризиса 1998 года доля государственных компаний в ВВП составляла менее 25%, а доля госбанков в активах банковской системы — 21%. Получив через девальвацию явные конкурентные преимущества перед импортом, российский бизнес обеспечил экономике взрывной рост: его лидерами в 1999-2003 годах были частные нефтяные компании,банки, операторы мобильной связи, сектор услуг и общественного питания. И тем не менее, к 2008 году доля госсектора в экономике превысила, по некоторым оценкам, 40%, а в 2013 году достигла 50% ВВП. Сегодня эти показатели, вероятно, еще выше.
Экономическая политика власти во многом привела к уничтожению частной инициативы на среднем уровне, который особенно важен в кризис. Прокуроры и генералы не выведут страну из кризиса, а реальных предпринимателей в стране сегодня, вероятно, меньше, чем в 1998 и 2008 годах. И мы это скоро почувствуем.
Еще одна особенность нынешнего кризиса — состояние элит. В 1998 году Россия повела себя как «нормальная» страна: правительство, при котором сложился кризис, было выдворено из кабинетов и заменено новым, при котором и были заложены основы будущего подъема. В 1998 году большинство министров были публичными политиками, в том числе и избравшимися в Думу на конкурентной основе: сейчас это сплошь «технократы», регулярно меняющие собственные убеждения и решения. Кризис 1998 года преодолевался в диалоге центра и регионов — сейчас «на местах» рассажены бессловесные исполнители.
«Бюрократическая команда» 2015 года не предполагает обсуждения вариантов антикризисных мер, не стремится привлекать внешние силы к разработке альтернативных программ и даже порой видит врагов в тех, кто имеет отличную точку зрения. http://rusjizn.-ru Деловая жизнь России
В 1998 и 2009 годах крупные мегаполисы оставались очагами роста, а провинция оказывалась главной жертвой экономических потрясений. Период дефолта конца 1990-х ударил по остаткам советской промышленности и привел к резкому сжатию региональной экономики. События 2008-2009 годов подобного эффекта не имели, но сокращение деловой активности в регионах было большим, чем в столицах.
Кроме того, краткий характер кризисов 1998 и 2009 годов, а также динамичный характер рынка труда в больших городах приводил к тому, что даже увольняемые работники (которых предупреждали о сокращениях за 1-2 месяца) могли 2-3 месяца пожить спокойно, а затем, начав искать новую работу, легко найти ее опять-таки за несколько месяцев, так как через 6-10 месяцев после начала кризиса в экономике снова начинался подъем. В 2015 году эта модель не сработает. И хотя власти, возможно, удастся через поддержку «национальной» промышленности, увеличение оборонного заказа и подталкиваемое девальвацией импорто-замещение создать относительно благополучную ситуацию в провинции, Москва, Санкт-Петербург и другие мегаполисы столкнутся с большими проблемами.
Рынок труда в столицах гипертрофирован. Зарплаты в 2013-2014 годах не соответствовали производительности труда, и потенциал «оптимизации» кадров огромен. Поэтому трудности с поиском работы для «офисного планктона» могут продлиться не несколько месяцев, а пару лет. К тому же отток мигрантов, на которых держались столичные экономики, вызовет рост цен в сфере услуг, что сделает неудовлетворенность куда более глубокой. Смещение этого регионального «разреза» станет одной из самых недооцененных особенностей нынешнего кризиса. Еженедельная газета RBK
Власть традиционно стремится входить в кризисные виражи, продвигая «национальную гордость». Разворот над Атлантикой в марте 1999 года, войсковая операция в Грузии в 2008-м, крымские «приключения» — все это звенья одной цепи. Между тем прежние демарши были такими же эпизодическими, как и сами кризисы. Они помогали отвлечь внимание от более насущных проблем на несколько месяцев, не были особенно затратными и не порождали необратимых последствий. Более того, практически сразу же после них начиналось реальное сближение с Западом — достаточно вспомнить 2001-2002 годы или знаменитую «перезагрузку».
Сейчас война на Украине обернулась санкциями, которые даже правительственные чиновники оценивают более чем в $120 млрд. Отрезанность от рынков капитала замедляет инвестиционную активность в 2015-2016 годах. Если вдобавок к расходам на Крым на Россию ляжет еще и содержание Донбасса, мы получим $10-20 млрд в год дополнительных трат. И все это заблокирует обсуждение либеральных мер, столь необходимых для вывода страны из кризиса. Кроме того, Россия — очень глобализированная экономика. Ее внешний долг, включая корпоративный, может достигнуть в 2015 году (при курсе в 65 рублей за доллар) 50% ВВП. Совокупный оборот внешней торговли в 2013 году превысил 40% ВВП. Доля импорта в ряде отраслей приближается к 100%, и импортозамещения в производстве медицинского оборудования, средств связи, офисной техники, многих расходных материалов нет и не предвидится. В этих условиях рвать связи с внешним миром — значит обрекать себя на намного более глубокий обвал.
3.2 Предлагаемый план антикризисных мер в России
В сложившейся сейчас напряженной политической ситуации правительство РФ разработало антикризисный план который рассчитан на два года, за которые руководство страны планирует реализовать меры, которые будет направлены на активизацию структурных изменений в экономике России. Планируется стабилизировать работу системобразующих организаций в ключевых отраслях. Среди приоритетов — достижение сбалансированности рынка труда, правительство будет предпринимать меры по снижению инфляции и улучшению уровня жизни малоимущих семей.
Антикризисный план России на 2015 год включает следующие пункты:
а) Будет организована поддержка импорто-замещения и экспорта в различных отраслях не сырьевых продуктов, в том числе и технологий;
б) Государство будет поддерживать малого и среднего предпринимателя, снижая налоги и другие финансовые издержки.
в) Привлечение инвестиций, в том числе и в оборонзаказы;
г) Компенсации инфляционных издержек незащищенным слоям населения (пенсионеры, многодетные семьи);
д) Уменьшение бюджетных расходов на неэффективные затраты;
е) Улучшение и повышение устойчивости банковской системы;
Правительство поставило перед собой приоритетную задачу — сократить расходы бюджета на 10%. Для этого будут приниматься меры по сокращению неэффективных затрат, таких как сокращение расходов на органы государственной власти, уменьшат оплату услуг повышенной комфортности. http://tbis.ru/novosti/antikrizisnyj-plan-pravitelstva-rf-na-2015-god
Социальные выплаты и обеспечение оборонной отрасли задеты не будут. Уже начатые проекты государство завершит, а вот некоторые новые проекты придется отложить до лучших времен.
Из-за сохранения неблагоприятной внешней конъюнктуры правительство разработало новый макроэкономический прогноз для страны. Все расчеты и решения принимались на основе этого прогноза. В основу прогноза легли наиболее неблагоприятные варианты с развитием цен на мировом рынке на основные экспортные товары России. Правительство поставило цель ежегодно сокращать бюджетные расходы на 5%.
Ситуация на валютном рынке может стабилизироваться после того, как цены на нефть снова придут в норму. Также, необходимые меры будет принимать и Банк России. После снижения цен на иностранную валюту российские товары снова смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке, а это повлечет за собой снижение инфляции и улучшение жизни российских семей.
Кроме принимаемых мер, антикризисный план РФ содержит в себе и структурные реформы, которые направлены на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, что найдет отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
Перечень структурных реформ в РФ:
а) Продолжится реализация государственных программ, которые повышают качество в системе здравоохранения и выводят российскую медицину на уровень 21 века;
б) Будут создаваться необходимые условия для частных инвестиций в структуре ВВП.
в) Эффективное применение инструментов промышленной политики, эта мера необходима для импортозамещения и поддержки экспорта;
г)Создание и реализация Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использования создаваемой инновационной инфраструктуры (инновационный центр «Сколково», наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития);
д) Улучшение налоговой системы;
е) Модернизация и сбалансированность пенсионной системы и льготных выплат;
ж) Улучшение качества государственной системы и крупных компаний
План предполагает сокращение большинства категорий расходов на 10%. Без изменений останутся запланированные расходы на оборону, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств России. http://24smi.org-Медийный новостной сайт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследуемой темы можно сделать ряд выводов. Государственное регулирование главное из составляющих развития экономики. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика регулируется государством в лице государственных органов.
В любой стране главная цель госрегулирования экономики сводится к достижению максимального благосостояния всего общества. Объекты государственного регулирования экономики различны, они охватывают практически все сферы экономической деятельности. Государство воздействует на экономику посредством прямых и косвенных методов и, соответственно, административных и экономических средств. Административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, экономические методы не ограничивают ее, иногда даже расширяют.
Государственное регулирование проводится с помощью законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Вмешательство государства в экономику необходимо в тех случаях, когда рынок
сам не справляется с проблемами, когда есть определенные условия, причины государственного регулирования.
Цели и задачи данной курсовой работы выполнены, мы рассмотрели воздействие государства на экономику и мероприятия по совершенствованию экономического регулирования; изучили существующие экономические доктрины; проанализировать цели и задачи, объекты и методы государственного регулирования экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. — М., 1993
Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Основная литература
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт -Издат, 2010. 399 с.
Карташова О.И. Методы прямого и косвенного регулирования экономики: критерии идентификации и результаты применения / О.И.Карташова С.Р.Муравьев, М.С.Бодня // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 10. — С.20-29
Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник / Л.М. Куликов. — М.: ТК Велби.
Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. — 2011. — N 11. — С.3-12
Попова Л. Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России // Вопросы экономики. — 2010. — N 7. — С.79-86
Салихов Б.В. Экономическая теория :Учебник.-2-е изд. перераб. и доп.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2012-724с
Размещено на