Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА5
1.1. Теоретические подходы к вопросам государственного регулирования частного предпринимательства5
1.2. Цели, принципы и методы государственного регулирования частного предпринимательства10
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ14
2.1. Основные этапы развития взаимодействия государства и частного предпринимательства в России14
2.2. Проблемы государственного регулирования частного предпринимательства в России и пути их решения20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ28
Выдержка из текста работы
Стратегия рыночных реформ в России предполагала создание условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства. С этой задачей и связаны, прежде всего, на переходном этапе регулирующие функции государства в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться только на уровне политики государства как целого. Создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, выступает главной целью экономических реформ.
Важным фактором устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России, во всех сферах и отраслях производства. Экономические достижения, в том числе высокие темпы экономического роста, инвестиции, нововведения во многих странах с рыночной экономикой напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала.
Частное предпринимательство — мощный двигатель хозяйственного развития, символ динамичности, инициативы, творчества, выравнивания шансов всех социальных слоев населения в достижении благосостояния, реализации своих личностных возможностей. Развитие частной предпринимательской инициативы граждан представляет собой суть государственной экономической политики индустриальных и постиндустриальных стран. Поддержка малого бизнеса является одной из основных составляющих этой политики, на нее ориентированы практически все меры государственного регулирования — макроэкономическая и финансовая политика, налогообложение, научно-техническое развитие, региональное планирование, внешнеэкономическое регулирование. Страны, придающие большое значение развитию малого предпринимательства достигли значительных успехов в социально-экономическом развитии за короткий период, так как этот сектор смягчает последствия макроэкономических колебаний и кризисов.
Частные предприятия способны очень быстро приспосабливаться к меняющимся экономическим условиям, перепрофилироваться на производство конкурентной продукции. По мере того как малое предпринимательство становится массовым явлением, оно формирует платежеспособный спрос и способствует выравниванию доходов населения.
Актуальность выбранной темы объясняется важностью частного предпринимательства, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом.
Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Частные предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.
Объект работы — частное предпринимательство.
Предмет работы — государственное регулирование.
Цель работы — исследование проблем развития частного предпринимательства в России.
Задачи исследования:
) изучить сущность, организационно-правовые формы частного предпринимательства;
) рассмотреть формы и виды государственной поддержки частного предпринимательства;
) выявить перспективы развития предпринимательства в Российской Федерации.
1. Частное предпринимательство: сущность, организационно-правовые формы
частный предпринимательство государственный
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» — «предпринявший» что-либо.
Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" — в переводе с французского "посредник").
В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица". К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.
Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества — продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако и это определение не отличается полнотой.
Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:
· деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
· инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
· прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
· процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
· действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
· специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.
Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.
Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса.
В настоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т.д.
Анализируя различные точки зрения по этому вопросу, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность — это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена.
Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее "угадывает", на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие — своеобразную компенсацию за этот риск.
Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.
Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности (рис. 1.1).
Предпринимательская деятельность — это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:
· новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию;
· действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.
Результатом каждого типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:
· получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;
· удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.
В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:
· накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
· улучшение социальных условий сотрудникам организации;
· оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;
· оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.
Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.
Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления. Первое направление — это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление — это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.
Достижение роста прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; снижение численности работников; разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидности организации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.
Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.
Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:
· с потребителем как основным его контрагентом;
· с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;
· с наемными работниками;
· с партнерами по бизнесу.
Взаимодействие предпринимателя или его представителей соответствующих служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требует соблюдения установленных форм, норм и правил сотрудничества.
Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства является сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка — это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена — удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.
Сделка считается заключенной сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят от направления и формы сотрудничества партнеров.
В сфере производственных отношений используются такие формы сотрудничества, как организация совместных предприятий; организация смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.
Основными формами сотрудничества в сфере товарообмена (встречная торговля) являются: бартер, бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерные операции, в которых участвуют три стороны и более).
В сфере торговли применяются следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форвардная сделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственных связей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара.
Взаимодействие предпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится к факторингу и коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которой осуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная или международная).
Осуществлять предпринимательскую деятельность (заниматься предпринимательством) могут:
а) граждане России, не ограниченные по закону в своей деятельности;
б) граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законами РФ;
в) объединения граждан — коллективные предприниматели (партнеры).
Российское законодательство запрещает занятие предпринимательской деятельностью военнослужащим, должностным лицам органов прокуратуры, суда и других правоохранительных органов, лицам, призванным в системе органов государственной власти осуществлять контроль над деятельностью организаций, а также лицам, которым запрещено заниматься этой деятельностью по приговору суда.
Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.
Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг.
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
В конкурентной экономике учитываются не только внешние затраты (оплата счетов поставщиков и зарплата по тарифным соглашениям), но и внутренние (потенциальный доход от альтернативного использования капитала — сдачи в аренду, ссуды и т.д.). Затраты при этом рассматриваются как плата, достаточная, чтобы сохранить за предпринимателем финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Они включают и нормальный предпринимательский доход. Поэтому даже минимальная прибыль сверх этих совокупных затрат обеспечивает стабильное положение организации на рынке. Не останавливает производство и временная нерентабельность, если размеры убытка меньше постоянных затрат, на которые приходится идти независимо от объема работ (% по прежним ссудам, содержание зданий, управленческого аппарата и т.д.).
Доход вместе с субвенциями (целевым финансированием определенного мероприятия) из бюджета и благотворительных фондов обеспечивают самоокупаемость, включение в затраты среднего предпринимательского дохода — высокую оплату менеджеров, а достижение социального эффекта — престиж в обществе и снижение коммерческого риска. Общественные и религиозные организации создают предприятия, которые не распределяют свой доход среди учредителей в виде дивидендов и т.д., а используют его для социальных и благотворительных целей. В результате они освобождаются от многих налогов. Имеет место и бесприбыльное предпринимательство, особенно в сфере экологии, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, образования.
Таким образом, современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.
Правовой фундамент предпринимательства составляют:
· Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
· Гражданский кодекс РФ — это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
· Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
· Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г., «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.
Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды. Это, прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.
Предпринимательская среда — общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.
Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешней средой:
· государственной политикой в данной области;
· деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;
· внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.
Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.
Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство).
Итак, частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
. Формы и виды государственной поддержки частного предпринимательства
Масштабы развития частного предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации частного предпринимательства, различные фонды развития и поддержки частного предпринимательства. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки частного предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи частным предприятиям не оказывают.
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики.
В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности частных предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий — с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Частные предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.
Главным принципом государственной поддержки частного предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие частного предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Как показало время, предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Малый бизнес является наиболее динамичной формой предпринимательства, способной гибко маневрировать всеми имеющимися ресурсами в условиях постоянного изменения рыночной конъюнктуры.
Эти свойства предпринимательства позволяют ему:
выявлять наиболее эффективные направления бизнеса, способствуя структурной перестройке экономики, развитию и внедрению новых технологий, повышая мобильность и уровень использования природных, материальных и технологических ресурсов;
вовлекать в производство незанятую рабочую силу, уменьшая безработицу, давая возможность раскрыть и использовать в интересах экономического роста интеллектуальный и трудовой потенциал дееспособной части населения;
содействовать деятельности крупных предприятий, принимая на себя выполнение работ, которые они не могут эффективно осуществлять из-за инерционности своего технологического и управленческого механизма;
увеличивать долю финансовых ресурсов населения, используемых в производственных целях;
способствовать формированию рыночной структуры экономики, созданию конкурентной среды и расширению налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней.
В то же время частные предприятия в меньшей степени, чем крупные, защищены от банкротства в силу отсутствия возможности иметь существенные материальные и финансовые резервы и снижать затраты за счет организации массового производства.
Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов из-за нежелания коммерческих банков финансировать малый бизнес. В условиях снижающейся доходности хозяйственных операций и кризиса неплатежей многие малые предприятия не в состоянии осуществлять широкие маркетинговые исследования, внедрять новые технологии и, тем самым, обеспечивать повышение качества продукции и услуг.
Кроме того, следует учитывать, что малые предприятия действуют в собственных интересах на рынке труда и капитала, товаров и услуг, поэтому чрезвычайно важно, чтобы они работали на государственную политику по макроэкономической структурной перестройке и подготовке базы экономического роста.
Таким образом, государственная поддержка частного предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях создаст необходимые условия для его дальнейшего развития. Так как осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки частного предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать, опираясь на опыт развитых стран.
Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.
По возможности нужно максимально искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, извращает конкуренцию.
Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.
Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки частного предпринимательства (федеральный бюджет, региональные бюджеты Федеральный Фонд поддержки малого бизнеса, всевозможные внебюджетные источники), на важнейших приобретенных направлениях, создать для него систему гарантий (поручительств) кредитования.
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое предприятие должно иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Многие предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Приоритетное развитие частного предпринимательства — не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения не только в области, но и в России.
. Перспективы развития предпринимательства в Российской Федерации
В настоящее время вопрос развития сети частного предпринимательства включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Развитие любой формы предпринимательства зависти от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конечный результат экономических решений.
Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса.
Проблемы дальнейшего развития в России остаются в основном те же, что и были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Не случайно вторая Всероссийская конференция малых предприятий (март 2013г. г. Москва) получила название; «Цивилизованному предпринимательству — разумное регулирование». Конференция ставила перед собой главную цель — выявление источников чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.
Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малого бизнеса уходить в теневую экономику.
В регионах действуют свои контрольные органы. Только в Москве их 29, при этом государственным служащим в этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные — привлеченные специалисты, которых заботят не, сколько проверки, сколько банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка.
Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям частного предпринимательства, ограничивая, сковывая, а нередко прекращая деятельность этого вида бизнеса.
Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% от валового национального продукта.
Доля теневой заработной платы в России снизилась с 35,2% в 2006 г. до 27-28% а 2013 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес. При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем бизнесе России. Имеются три главных причины такого положения:
сохраняющиеся высокие ставки налогов и, прежде всего, единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;
недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;
боязнь «левых» поборов, другими словами, боязнь криминальных структур.
Некоторые авторы располагают по степени важности основные проблемы частного предпринимательства в России в следующем порядке.
.Высокий уровень налогообложения ресурсов.
.Недоступность кредитных ресурсов.
.Административные барьеры.
Здесь, как мы видим, на второе место в ряду проблем развития частного предпринимательства в России выступает недоступность финансовых ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13-15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.
Предприятия частного предпринимательства в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально- техническая, так и финансовая. Практическая речь идет о создании нового сектора экономики. В течении десятилетий такой сектор у нас, в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной части массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного частного предпринимательства. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований считывать.
Требуется тщательно выверенная, последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. Не сегодня это означает предпочтение сферы производства пред сферой обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.
Должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл, в том чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующий малый бизнес (Гражданский Кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет свободной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий частного предпринимательства, а во-вторых, имеющихся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его старые рамки планово- административной системы с ее ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий частного предпринимательства, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Суть этой проблемы заключается в том, что существующая система налогообложения является обременительной и сложной в применении для всех субъектов хозяйствования, но особенно для малых предприятий, Это связано с тем, что многие предприятия в силу своей специфики, как правило, не имеют в своем штате высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, поэтому они часто и непреднамеренно допускают ошибки и вследствие этого вынуждены платить значительные штрафные санкции за нарушение налогового законодательства. Для того, чтобы не платить эти штрафные санкции они вынуждены на платной основе (а эти суммы довольно значительные) приглашать специалистов из аудиторских фирм для оказания всевозможных услуг и консультаций в области налогообложения.
Таким образом, из-за сложности в понимании и применении существующей налоговой системы, эта система для предприятий становится все более обременительной, так как они несут дополнительные издержки.
Материально-техническое обеспечение предприятий частного предпринимательства осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных финансовых затрат.
Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя считаться, чем реально нужно обществу; во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Непростая проблема связана с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
Тем не менее, отечественный малый бизнес имеет перспективы развития. Выше мы показали, что в сравнении с промышленно развитыми странами масштабы развития частного предпринимательства в нашей стране существенно ниже. Это не могло быть иначе, так как по существу на путь рыночных преобразований Россия вступила лишь 16-18 лет назад. Сейчас стране необходимо главное — создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.
Заключение
Итак, частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды. Это, прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.
Предпринимательская среда — общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.
Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.
Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство).
Государственная поддержка частного предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях создаст необходимые условия для его дальнейшего развития. Так как осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки частного предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать, опираясь на опыт развитых стран.
Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. По возможности нужно максимально искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, извращает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.
Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки частного предпринимательства (федеральный бюджет, региональные бюджеты Федеральный Фонд поддержки малого бизнеса, всевозможные внебюджетные источники), на важнейших приобретенных направлениях, создать для него систему гарантий (поручительств) кредитования. Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое предприятие должно иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Приоритетное развитие частного предпринимательства — не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения не только в области, но и в России.
Тем не менее, отечественный малый бизнес имеет перспективы развития. Выше мы показали, что в сравнении с промышленно развитыми странами масштабы развития частного предпринимательства в нашей стране существенно ниже. Это не могло быть иначе, так как по существу на путь рыночных преобразований Россия вступила лишь 16-18 лет назад. Сейчас стране необходимо главное — создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.
Список использованной литературы
1.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2013. — 216с.
2.Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М.: ЮНИТИ, 2014. — 184с.
.Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: НВЦ «Маркетинг», 2014. — 316с.
.Баранова И., Медведева Л. Некоторые аспекты финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. // Общество и экономика. — 2014. — №1-2. — С.34-42.
.Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М.: «Дашков и Ко», 2014. — 274с.
6.гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т.1. СПб.: экономическая школа, 2014. — 548с.
7.Дороженко С.В. Малое предпринимательство. Екатеринбург: Урал, 2013. — 154с.
8.Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М.: МГУ, 2014. — 320с.
9.Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности. М.: НОРМА, 2014. — 672с.
10.Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2014. — 234с.
.Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. — 2013. — № 9-10. — С.31-37.
.Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. М.:ИНФРА-М, 2012. — 342с.
.Малый бизнес. Организация, экономика, управление. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 264с.
.Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Бизнес- пресса, 2014. — 360с.