Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….….3
1.Основные понятия и инструменты государственного
стимулирования экономики………………………………………………………………………..5
1.1Сущность государственного финансового стимулирования
модернизации экономики России………………………………………………………………….5
1.2 Основные проблемы государственного стимулирования экономики……………………..10
2. Анализ основных аспектов развития экономики в России…………………………………..15
2.1 Анализ государственного финансового стимулирования
модернизации экономики в 2010 году……………………………………………………………15
3. Перспективы государственного финансового стимулирования
модернизации экономики России…………………………………………………………………18
3.1 Основные меры, принимаемые государством в целях финансового
стимулирования модернизации экономики………………………………………………………18
3.2 Стимулирование инновационной активности в экономике…………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………………………………………25
Приложения
Выдержка из текста работы
Поддержание экономического роста — одна из главных целей макроэкономической политики. Подавляющее большинство экономистов независимо от того, какой научной школе они относятся, считают экономический рост благом для общества, поскольку он обеспечивает повышение благосостояния, занятости населения, разрешает бюджетные проблемы, проблемы необеспеченности, укрепляет национальную безопасность и т.п.
Обеспечение устойчивости роста, изменение его качественных характеристик зависит от эффективных способов и мер государственного регулирования, что предполагает превращение науки в основную движущую силу развития национальной экономики, возрастание роли наукоемких производств, повышение качества человеческого капитала.
Значительные достижения в исследовании рассматриваемой проблемы не снижают ее актуальности. В отечественной литературе до сих пор не выработано единого подхода относительно обоснования механизмов и стратегических направлений государственного регулирования экономического роста, особенностей их реализации в экономике России.
Актуальность рассматриваемой проблемы предопределили выбор темы, цели и задач данной работы.
Цель и задачи. Целью курсовой работы является обоснование теоретико-методологических основ, стратегических направлений и комплекса эффективных инструментов государственного стимулирования устойчивого роста экономики в современных условиях.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
— исследовать экономический рост как экономическую категорию, раскрыть сущность основных элементов научной теории экономического роста: цели, показатели, типы;
— выявить роль государственного регулирования в системе факторов экономического роста; определить цели, объекты, подходы, методы и инструменты государственного регулирования экономического роста;
— проанализировать особенности современного экономического роста в России.
Объектом исследования являются макроэкономические процессы регулирования экономического роста в целом, а также особенности регулирования экономического роста в национальной экономики России.
Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе организации государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение устойчивости экономического роста.
Методологической и теоретической основой исследования являются разработки ведущих ученых в области экономического роста, государственного регулирования экономики. Методологическую основу составляет диалектический метод познания, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе использованы общенаучные методы сравнительного анализа, а также методы индукции и дедукции.
Результаты работы. В работе отражены основные элементы научной теории экономического роста, обоснована ключевая роль государства в регулировании устойчивого экономического роста, определяемая степенью влияния его на рыночные процессы и обусловленная природой и противоречивым характером роста. На основе анализа характера экономического роста в России за последнее десятилетие представлена система его внешних и внутренних предпосылок и ограничений.
Сущность экономического роста, его типы и показатели
Сущность экономического роста. Цикличность рыночной экономики приводит национальное хозяйство периодически в состояния экономического роста и спада. Поэтому спад не рассматривается только как стагнация, в которой экономическому развитию нет места. Во время спада уходят с рынка неэффективные производители, уступая место более эффективным, способным выдержать требования рынка. Совокупный спрос и предложение стремятся к равновесию, на фундаменте которого начинается период оживления экономики. Таким образом, спад представляет собой специфическую форму развития, создающую основу для будущего экономического роста.
Экономический рост — наиболее употребляемый критерий экономического развития наряду с отраслевой структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения и др.
Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на основном уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя основными способами: во-первых, за счёт увеличения производственных возможностей, во-вторых, за счёт наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производственных возможностей не все общественные потребности удовлетворяются. Общественные потребности всегда первичны по отношению к производственным ресурсам, хотя возникаю они только тогда, когда производство продуктов, удовлетворяющих эти потребности, уже освоено либо производителями данной страны, либо поставщиками импортируемой продукции. Это объясняется тем, что возникшая потребность постепенно превращается в массовую, что предполагает непрерывное развитие производства.
Под экономическим ростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения иногда выделяют и рост дохода в расчете на одного занятого. Этот показатель может отличаться от показателей роста дохода, а расчет на душу населения, поскольку отражает уровень и динамику экономической активности населения. Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объёма выпуска в целом или на душу населения.
Например:
Y=(Yt-Yt-1):Y t-1
где, Y- темп прироста национального дохода, а Y t и Y t-1 — национальный доход текущего и предшествующего года соответственно.
В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.
Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.
Цели эффективного экономического роста:
— увеличения продолжительности жизни;
— снижения заболеваемости и травматизма;
— повышения уровня образования и культуры;
— более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления;
— социальной стабильности и уверенности в своем будущем;
— преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни,
— достижения максимальной занятости;
— защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности;
— снижения преступности.
Типы. Теоретически могут быть выделены два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
Насыщенность рынка товарами обусловила смену типа экономического роста, необходимость перехода от экстенсивного его типа (увеличение масштабов производства при сохранении существующего уровня технологии) к более сложному типу — интенсивному. Типы экономического роста характеризуются следующим.
Основной особенностью экстенсивного типа экономического роста является то, что расширение объёма материальных благ и услуг достигается за счёт увеличения количества применяемых прямых факторов предложения: численности работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объёма производства и реальных совокупных издержек на его создание.
Специфика интенсивного типа экономического роста состоит в том, что расширение производства обеспечивается за счёт качественного совершенствования прямых факторов роста. К ним относят: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей более высокую квалификацию и производительность труда, и т.д. в этом случае темпы роста реальных объёмов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.
В соответствии с выделением типов экономического роста прямые факторы роста разделяются на две основные группы: экстенсивные и интенсивные. Данное деление представлено на рис.1,прилож.1
В реальной действительности экстенсивный или интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Количественное совершенствование факторов роста, осуществляемое на основе внедрения достижений НТП, всегда требует вложений инвестиций в средства производства или рабочую силу. В свою очередь рост рабочей силы и средств производства сопровождается изменением их качественных характеристик. Поэтому при анализе реального экономического роста, а не его теоретических моделей выделяют преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы роста.
В настоящее время принято относить экономический рост к тому или иному типу в зависимости от удельного веса прироста реального ВНП, обусловленного интенсивными факторами роста. Если доля реального ВНП, полученного за счет интенсивных факторов роста, превышает 50%, то для экономики характерен преимущественно интенсивный тип роста. И наоборот, если удельный вес прироста реального ВНП за счет интенсивных факторов менее 50% от общего прироста ВНП, экономическая динамика характеризуется преимущественно экстенсивным типом роста.
При интенсивном типе темп экономического роста меняется, отражая динамизм хозяйственных процессов. При этом темп роста может даже несколько снизиться, не означая, однако, начала спада производства. При экстенсивном росте в основном сохранились хозяйственные пропорции, структурные характеристики, экономика развивалась вширь. В условиях интенсивного роста экономика приобретает динамизм не только за счет темпов роста, но и за счет прогрессивных структурных перестроек. Решение такой двойственной задачи приводит к тому, что наращивать темпы становится гораздо труднее. При этом наращивание темпов и не всегда целесообразно, поскольку ограничения ёмкости рынка предполагают смену стратегии хозяйственного развития за счет структурной перестройки производства. Она становится неизбежной из-за морального устаревания производства за более короткий срок. Для обеспечения конкурентоспособности в этих условиях сокращают срок эксплуатации действующего оборудования, активизируют процесс его обновления. Новые ресурсы обладают уже новым уровнем эффективности и качества при новых параметрах сочетания между собой.
В условиях научно — технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом развития в западных индустриальных странах становится интенсивный экономический рост.
Показатели экономического роста. В качестве показателей экономического роста, относительно которых разногласия между приверженцами различных экономических школ минимальны, используют темп роста объёма произведённого ВНП (или ВВП), темп роста и темп прироста этих показателей на душу населения. Именно постоянно возрастающие объёмы производимого в стране ВНП обеспечивают повышение уровня жизни населения, позволит осуществлять необходимые инвестиции, решать экологические оборонные проблемы и т.д.
В экономической статистике для изучения динамики используются коэффициенты роста, темпы роста и темпы прироста. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:
X=Y1 / Y0
где Y1,Y0 — показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах.
Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100.
Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом роста часто понимают темп прироста.
ВВП- сумма рыночной стоимости товаров и услуг, произведённых на территории данной страны за определённое время всеми производителями.
ВНП — рыночная стоимость товаров и услуг произведённых национальными производителями на любой территории за определённое время.
На основании показателя ВВП выделяют классификацию стран:
— развитые страны;
— развивающиеся страны.
Реальный ВНП в любое время определяется как: трудозатраты (в человеко-часах) х производительность труда (реальная часовая выработка занятого).
Таким образом, экономический рост можно определить как рост реального ВВП (ВНП) или рост реального ВВП (ВНП) на душу населения.
Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
В СССР с 1987г. экономический рост измерялся показателем ВНП. А в 90-х гг. в России основным показателем динамики народного хозяйства стал ВВП.
Государственное регулирование экономического роста
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ — одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются правовые, административные, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования.
К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.
Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции, субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.
К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.
Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.
Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это — сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например, в сфере экологии).
При воздействие государства на рыночный механизм двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, т.к. они не разрушают систему рыночных отношений и не противоречат им.
Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.
Существует несколько мер стимулирования государственного регулирования. Современные модели экономического роста сформировались на основах классического и кейнсианского подхода. Рассмотрим их.
Кейнсианская модель экономического роста делает упор на исследование национального хозяйства в целом. Центральная проблема макроэкономики для кейнсианской теории — факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода, его распределение. Эти факторы кейнсианство рассматривает с позиции формирования эффективного спроса. Дж.М. Кейнс предложил обратиться прежде всего к проблеме реализации и в связи с этим сосредоточил усилие на изучение основных частей спроса (т. е. потребления и накопления), а также факторов, от которых зависит движение этих составных частей и спроса в целом. Именно с движением потребления и накопления Кейнс связал объем и динамику национального дохода.
Неокейнсианство исследовало проблемы динамики эффективного спроса, использования инвестиций, понятие мультипликатора. Другие же аспекты теории Кейнса относятся к денежной сфере (динамика денежной массы, норма процента, цены), были признаны несущественными в модели экономического роста. Если в теории Кейнса признавалась нежность денег и их особые пути воздействия на экономические процессы, то в неокеинсианских теориях экономического роста деньги остались за пределами анализа.
Теоретической основой неокеинсианских концепций экономического роста являются взгляды Дж. М. Кейнса, в частности положение о том, что стихийный механизм рыночной экономики не в состоянии обеспечить равновесия между спросом и предложением, в результате чего возникает неполная занятость людей и материальных ресурсов; что решающее значение для достижения устойчивости рыночной экономики имеет проблема эффективного спроса; что государственное регулирование экономики, воздействуя на факторы, составляющие эффективный спрос, и состоянии обеспечить стабильность рыночной экономики.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, — капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Выше сказанное позволило выделить факторы, находящиеся на стороне государственного регулирования (определяются проводимой экономической политикой — государственные расходы, уровень инфляции, уровень налогообложения и т.д.), а также рыночные (эндогенные и экзогенные, обусловлены рыночным механизмом: труд, капитал, качество рыночной среды и т.д.) факторы устойчивого роста (рис.2,прилож.2).
В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста.
экономический рост государственный регулирование
Особенности современного экономического роста в России
На современном этапе развития экономики России в государственной политике сохраняются элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста: либерального и дирижистского.
Представители либерального направления — основную опасность видят в инфляции, обусловленной тем, что стерилизация денежной массы, возрастающей из-за покупки за рубли валютной выручки от экспорта, стандартными средствами невозможна. Ее истоки — сырьевая структура экспорта, следствием которой являются симптомы так называемой «голландской болезни»: дорогое сырье — высокий курс национальной валюты — упадок производства во всех отраслях, кроме экспортных, в силу удешевления импортных товаров. Угроза идентифицируется достаточно верно.
Среди предлагаемых ими рекомендаций можно назвать прежде всего либерализацию внешнеэкономических связей, которая отечественному капиталу открыла бы легальные возможности для вложений за границей, если нет эффективных объектов для инвестиций с приемлемыми рисками внутри страны. По мере улучшения делового климата капитал может и вернуться, а пока вывоз капитала — не такой уж плохой фактор, по крайней мере, темпы инфляции будут снижаться. Точно так же внешний долг лучше отдавать сейчас в соответствии с графиком, а еще лучше — с его опережением. Курс рубля предпочтительно понижать, чтобы расширять и укреплять благоприятные условия для отечественной промышленности, что избавляет от необходимости структурной политики. Заниженный курс или заниженные «относительные» цены (по сравнению с конкурентами) следует удерживать как можно дольше.
Второе направление — дирижистское. Его сторонники главную угрозу экономическому росту видят в нехватке инвестиций, запаздывании модернизации и обновления основных фондов отечественной промышленности. И это тоже верная констатация. Их рекомендации сводятся к следующему: недопущение вывоза капитала с использованием для этого и административных мер; 100-процентная обязательная продажа валютной выручки; снижение цен и тарифов естественных монополий; обложение экспортных отраслей вывозными пошлинами; переток ресурсов в пользу обрабатывающей промышленности; повышение налогов, чтобы увеличить государственные инвестиции и приоритетные отрасли, если частный капитал туда не идет; установление налогового бремени и государственных расходов на европейском уровне. Но в одном пункте рассмотренные крайности двух направлений сходятся — курс рубля должен быть заниженным.
Данные подходы легли в основу разработки программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Обзор основных механизмов либерального и дирижисткого подходов консолидации экономического роста представлен на рис. 3, прилож. 3.
К ключевым предпосылкам роста российской экономики следует отнести богатые запасы природных ресурсов, достаточно высокий общий образовательный уровень населения, доступ промышленности страны к относительно дешевым энергетическим ресурсам, наличие базовых институтов рынка (частная собственность, денежная, налогово-бюджетная системы и т.д.).
Среди внутренних ограничений экономического роста России особую актуальность приобретают: низкий уровень технологического развития экономики, значительный объем устаревших производственных фондов, недостаточное финансирование инновационного сектора, неэффективная по ряду направлений работа российской банковской системы, низкий уровень развития фондового рынка, значительная межрегиональная асимметрия экономических и социальных показателей и другие.
Среди внешних — обострение международной конкуренции, успехи ряда развитых стран в продвижении к постиндустриальному обществу, сопровождающиеся объективным усилением зависимости от них развивающихся стран, а также углублением разрыва в уровнях социально-экономического развития между ними.
В настоящее время обеспечивается преимущественно количественная сторона экономического роста. Оценка качественных характеристик роста свидетельствует об отсутствии проработанной политики в данном направлении, которая в свою очередь опиралась бы на долгосрочную стратегию развития. Современный рост не является перспективным и устойчивым в долгосрочном аспекте. В отечественных условиях недооценивается значение инновационных и инвестиционных факторов. Схематично взаимосвязь факторов экономического роста, сложившихся на данном этапе развития отечественной экономики выглядит следующим образом. Показано на рис. 4, прилож. 4.
В отличие от тенденций развития экономической динамики в России, преимущественный тип экономического роста развитых стран — интенсивный, обусловленный экономией и повышением эффективности использования всех видов ресурсов (природных, трудовых, инвестиционных). Концентрация ресурсов в образовательной сфере, рост роли наукоемких производств — ключевые факторы ускорения экономического роста на инновационной основе. Имеющийся природный, научный и «человеческий» потенциал, а также задачи догоняющего развития и устойчивого роста предопределяют построение в России социально-ориентированной системы инновационного типа. Представляется, что с позиций реализации этой цели и должна разрабатываться государственная политика, содержащая конкретные направления и меры государственного стимулирования роста отечественной экономики.
На жизненном уровне населения, естественно, отражается экономическая ситуация. Она делится на две неравные части. Уровень жизни меньшей его части — примерно от 8 млн. до 12 млн. человек, занятых в успешных компаниях, в банковском секторе, торговле, приближается к западным стандартам. Они получают доходы, позволяющие платить за все. Условия же жизни большей части населения почти такие, как в советское время: многочисленные льготы и субсидии (жилье, энергия, газ, вода, образование, здравоохранение и т.д.), низкие денежные доходы, соответственно низкий платежеспособный спрос. Отсюда недостаток стимулов к модернизации и росту производства на внутренний рынок.
Денежный спрос увеличивается в зависимости от темпов экономического роста. Если темп роста будет поддерживаться на достаточно высоком уровне, то при неизменной скорости обращения денег весь прирост денежного предложения от эмиссии при покупке Центральным банком валютной выручки станет поглощаться растущим денежным спросом, не вызывая инфляции и чрезмерных колебаний рыночного валютного курса. Цель одновременно оказывается средством. Вопрос в том, как обеспечить здоровый и устойчивый экономический рост.
Важно максимальное улучшение делового и инвестиционного климата, для чего необходимы: закрепление прав собственности; повышение уровня корпоративного управления, культуры контрактов; обеспечение законности и правопорядка; ограничение влияния бюрократии; создание активной конкурентной среды, снижение налогов. Все это предусмотрено в программе Правительства РФ «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Внушает оптимизм то, что ее главные положения достаточно энергично реализуются.
Выравнивание условий конкуренции, сокращение субсидий, ликвидация структурных деформаций и сужение нерыночного сектора будут сопровождаться повышением уровня монетизации экономики. Поскольку меры этой группы сопряжены с ростом цен на электро- и теплоэнергию, платы за жилье, с угрозой увеличения инфляции и трудно согласуются с повышением доходов населения, то к их реализации практически еще не приступали. Эти меры, обеспечивая формирование структур и институтов свободной рыночной экономики, будут способствовать экономическому росту, но не сразу. Однако они необходимы для того, чтобы в дальнейшем в экономике заработали эффективные механизмы и стимулы роста.
Требуется опережающее развитие банковской системы и фондовых рынков. Если сохранится отставание этой сферы, то формирование механизмов трансформации сбережений в инвестиции будет осуществляться другими путями, менее эффективными и рискованными в социально-экономическом плане. Да и стимулы сбережений при этом окажутся ослабленными. Вместе с тем, если обеспечить доминирование финансовых рынков, включая кредитный, как механизмов мобилизации и эффективного распределения финансовых ресурсов, то будут созданы условия для решения задачи экономического роста. Другие способы инвестирования также смогут сыграть позитивную роль, в частности, государственные инвестиции могут быть использованы для улучшения структуры экономики. Следует отметить, что в России постепенно происходит смена приоритетов национального развития. Количественные ориентиры экономического роста (удвоение ВВП) сменяются качественными изменениями роста, его механизмов и структурных приоритетов. В этих условиях инструменты обеспечения высоких темпов роста предусматривают совершенствование институциональных условий экономического развития, активизацию роли государства в экономической системе, формирование частного государственного партнерства, обеспечение макроэкономической стабильности в целом.
Практикум
Год |
Количество труда(часы) |
Производительность труда (долл. в час) |
Реальный объём ВВП (долл.) |
|
1 |
800 |
50 |
||
2 |
1000 |
50 |
||
3 |
1000 |
60 |
1. Рассчитайте реальные объёмы ВВП.
2. Рассчитайте темпы экономического роста во втором и третьем году.
3. Какие факторы экономического роста были определяющими в эти годы? Рассчитайте их влияние на экономический рост.
4. Как можно охарактеризовать экономическую динамику во втором и третьем году, как экстенсивный или интенсивный рост и почему?
Решение.
1. Реальный объём ВВП = количество труда х производительность труда.
1год. Реальный объём ВВП = 800 х 50 = 40000;
2год. Реальный объём ВВП =1000 х 50 = 50000;
3год. Реальный объём ВВП =1000 х 60 = 60000.
2. Темп роста определяется как отношение ВВП изучаемого периода к аналогичному показателю базового периода, умноженному на 100%.
Темп роста = Y1/Y0 х 100%, где
Y1 — показатель реального объема ВВП изучаемого периода;
Y0- показатель реального объема ВВП базового периода.
Темп роста во втором году по отношению к первому году составил:
50000/40000 х 100% = 125%
Темп роста в третьем году по отношению к первому году составил:
60000/40000 х 100% = 150%
Темп роста в третьем году по отношению ко второму году составил:
60000/50000 х 100% = 120%
3. Во втором году определяющим фактором роста реального объема ВВП было увеличение количества труда (согласно данным таблицы). При этом производительность труда не изменилась по отношению к первому году. Это могло быть следствием влияния следующих факторов роста: увеличение числа занятых работников; рост объемов применяемого сырья, материалов, топлива и других элементов основного и оборотного капитала (или производственных фондов).
В третьем году по отношению ко второму определяющим фактором роста реального объема ВВП было увеличение производительности труда (согласно данным таблицы). Это могло быть следствием влияния следующих факторов роста: ускорение НТП (внедрение новой техники, технологий, обновление основных фондов и т.д.); повышение квалификации работников; улучшение использования основных и оборотных фондов; повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет ее лучшей организации. Необходимо отметить, что по отношению к первому году в данный период произошел рост не только производительности труда, но и количества труда, что может быть связано с увеличение числа занятых работников; ростом объемов применяемого сырья, материалов и т.п.
4. Во втором году экономическую динамику можно охарактеризовать как экстенсивный рост, т.к. увеличение ВВП произошло главным образом за счет повышения количества труда (часов)
В третьем году экономическую динамику по отношению ко второму году можно охарактеризовать как интенсивный рост, т.к. осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов (количества труда в данном случае), а за счет роста отдачи, что, возможно, связано с качественным изменением факторов производства, совершенствованием технологий. Производительность труда выступает как интенсивный фактор увеличения объема продукции.
Однако по отношению к первому году в третьем году охарактеризовать рост как однозначно экстенсивный или интенсивный рост трудно. В данном случае возрастание ВВП произошло как за счет увеличения количества труда, что относится к экстенсивному росту, так и за счет увеличения производительности труда, что относится к интенсивному росту.
Необходимо отметить, что на практике довольно часто бывает сложно точно выделить вклад каждого фактора в экономический рост, поэтому говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе роста в зависимости от преобладания тех или иных факторов. В чистом виде экстенсивный или интенсивный рост в современных условиях встретить трудно.
Заключение
Вопросы экономического роста являются приоритетными для большинства стран. Достижение максимального благосостояния общества, решение ряда социальных проблем, завоевание экономического и политического лидерства в мировом сообществе возможно лишь на основе устойчивой экономической динамики хозяйственной системы.
Одно из ключевых условий обеспечения экономического роста в ряде стран выступает государственное вмешательство. В условиях глобализации большинство общепризнанных моделей государственного регулирования экономического роста ограничены. Поскольку они представляют, как правило, комбинацию моделей классического и кейнсианского типа, рассматривающих экономику закрытых от внешних воздействий систем. Основной акцент в них переносится на проведение сбалансированной фискальной и денежно-кредитной политики. Расширение же экспортно-импортных потоков товаров, услуг, технологий и капитала между странами, переход ряда стран к постиндустриальному типу развития приводят к усилению роли научно-технической и внешнеэкономической политики государства, предполагающих исследование и оценку внутренних и внешних приоритетов развития страны.
При этом по мере развития экономической системы происходит переход от прямого государственного управления к индикативному. Государственная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных и инвестиционных процессов и является связующим звеном между наукой и производством. Как в развитых, так и развивающихся стран инвестиционно-инновационные процессы характеризуются двумя противоречивыми тенденциями государственного регулирования: с одной стороны — усиление централизованного регулирования, с другой — активизация частнопредпринимательского сектора, уменьшение объемов прямого государственного финансирования. Данные тенденции применяется в практике инновационного развития стран в оптимальной пропорции посредством специальных органов государственного регулирования.
Практика рыночного реформирования в России привела к необоснованному снижению роли государства в сфере экономического регулирования. Вместе с тем, мировой опыт доказывает, что модернизации экономики без активной государственной инвестиционной и научно-технической политики не происходит.
Как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, адекватная политика экономического роста разрабатывается исходя из ряда положений. Во-первых, устойчивые и высокие темпы экономического роста должны, прежде всего, ориентироваться на долгосрочную перспективу и отражать стратегические решения властей в данной области. Во-вторых, устойчивый рост сопровождается структурными сдвигами, отражающие современные тенденции развития. Для России это в частности может подразумевать: диверсификацию экономики, ослабление зависимости от топливно-энергетического комплекса, развитие секторов постиндустриальной экономики. Кроме того, экономические проблемы России касаются также реформ, выходящих за рамки экономической сферы, прежде всего, судебной и правоохранительной систем. В-третьих, требуемые темпы и качество роста обусловлены необходимостью сокращения разрыва в уровне социально-экономического развития между Россией и развитыми странами. В-четвертых, следует учитывать качество не только роста, но и непосредственно инструментария и мер разрабатываемой стратегии и политики в данном направлении. Осуществление любых мероприятий экономической политики не должно подрывать достигнутый уровень макроэкономической стабильности. Наконец, ключевым фактором экономического роста «нового качества» становятся инвестиции в развитие человеческого капитала, создающие предпосылки для постоянной адаптации экономической системы к непрогнозируемым изменениям НТП, перспективных направлений инновационного развития.
Список использованной литературы
1. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М: КНОРУС.- 2004.- 608 с.
2. Макроэкономическая теория и политика экономического роста: Монография — учеб. пособие/ В.С. Лисин. М.:ЗАО. 2004.-320 с.
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. T.I.- М.: республика, 1993.- 399 с.
4. «Ресурсный потенциал экономического роста» энциклопедия рыночного хозяйства. Комаров М.А.(руководитель авторского коллектива), Романов А.Н. (руководитель авторского коллектива), Максимцов М.М., Одегов Ю.Г., Фигурнова Н.П., Эскиндаров М.А.
5. Экономическая теория: учеб./ В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликовка (и др.); под ред. И.П. Николаевой.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008. — 576 с.
6. Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп./ под ред. акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА — М, 2007.-672 с.- (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
7. Экономика: учебник/ под. ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова.- 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006.- 831 с.
8. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева.-12-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -591 с.
9. Экономическая теория: учеб./ В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликовка (и др.); под ред. И.П. Николаевой.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 576 с.
10. Жеребин В.М. Вопросы статистики. — 2003.- №7 — с. 24-35.
11. Ясин Е. вопросы экономики.- 2001 — №9 — с. 4-14.
Приложение 1
Рисунок 1- Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста
Размещено на