Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. Теоретические аспекты инвестиций5
1.1 Понятие и виды инвестиций5
1.2 Источники финансирования капитальных вложений11
2. Инвестиционная политика России16
2.1 Направления и формы государственных инвестиций16
2.2 Бюджет развития. Механизм финансирования государственных инвестиций21
2.3 Правовое регулирование инвестиций25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
ЛИТЕРАТУРА32
Выдержка из текста работы
.1 Совершенствование порядка предоставления компенсации части процентной ставки за пользование банковскими кредитами на территории Республики Татарстан
.2 Предложения по применению отдельных видов финансовых механизмов государственного регулирования в Республике Татарстан
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы исследования: В условиях глобализации мировой экономики и вступления России в ВТО возрастает роль инноваций как фактора, обеспечивающего конкурентоспособность и экономический рост в долгосрочной перспективе. На фоне ускорения технологических изменений Российской Федерации важно использовать весь имеющийся научный, технологический и кадровый потенциалы и войти в уже практически сформировавшееся сообщество инновационно активных стран. С этой целью в 2011 г. была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой принимаются и вводятся в действие соответствующие отраслевые и федеральные программы.
Большое внимание в данном документе уделяется малому инновационному бизнесу, который способен привлекать в инновационную сферу частный капитал, осуществлять трансфер научных разработок в жизнеспособные продукты и технологии, быстро реагировать на изменение потребностей рынка и в короткие сроки осваивать нововведения и продвигать их на рынок. Учитывая современное состояние малого инновационного предпринимательства и предполагаемые тенденции его развития, усиливается необходимость поддержки данного сектора экономики, которая заключается в обеспечении комплексом социально-экономических условий, включающих социальную поддержку, предоставляемую из государственных и негосударственных источников, доступности инвестиционных средств, эффективном взаимодействии с экономической и социальной инфраструктурой регионального и местного хозяйства. Важную роль в этом играют и соответствующие финансовые механизмы государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: провести анализ финансового механизма государственного регулирования ООО «Чистопольтранссигнал» и предложить рекомендации по его совершенствованию.
Задачи:
определить понятие и сущность малых инновационных предприятий;
рассмотреть роль малых инновационных предприятий в развитии экономики России;
изучить вопросы государственного регулирования развития малых инновационных предприятий в России;
дать характеристику ООО «Чистопольтранссигнал» как малому инновационному предприятию;
проанализировать механизм финансирования деятельности ООО «Чистопольтранссигнал»;
провести анализ порядка микрокредитования и компенсации части процентной ставки по кредитным ресурсам в ООО «Чистопольтранссигнал»;
разработать рекомендации по совершенствованию порядка предоставления компенсации части процентной ставки за пользование банковскими кредитами на территории Республики Татарстан;
сформулировать предложения по применению отдельных видов финансовых механизмов государственного регулирования в Республике Татарстан.
Предмет исследования: финансовые механизмы государственного регулирования малых инновационных предприятий в Российской Федерации.
Объект исследования: ООО «Чистопольтранссигнал».
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, системный, комплексный и динамический подходы) и частнонаучные (системно-структурный, статистический, традиционный анализ документов, экспертный и некоторые другие).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных ученых в области государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий, нормативно-правовые акты, а также информация, размещенная на сайтах в Интернет, результаты исследований, проведенных автором. В ходе подготовки работы были изучены труды таких авторов как С. И. Бондарев, М.В. Волынкина, Л.А. Евсеева, Т.В. Ефимцева, А. Зверев, А.Н. Круглова, И. Курнышева, О.А. Куцань, Д.М. Мошкова, Д. Сулейменов, Г.Г. Тускаев и некоторых других.
Структура квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Введение обосновывает актуальность выбранной темы, отражает цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, описывает объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования, теоретическую и методологическую основу исследования, содержит краткий анализ структуры квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы функционирования малых инновационных предприятий в рыночной экономике.
Вторая глава посвящена анализу финансового механизма государственного регулирования объекта исследования и включает в себя общую характеристику ООО «Чистопольтранссигнал», анализ механизма финансирования его деятельности, а также анализ порядка микрокредитования и компенсации части процентной ставки по кредитным ресурсам в ООО «Чистопольтранссигнал».
В третьей главе представлен комплекс рекомендаций по совершенствованию финансового механизма государственного регулирования малых инновационных предприятий на территории Республики Татарстан.
В Заключении подведены итоги дипломного исследования, а также кратко излагаются полученные автором выводы.
Научная новизна исследования: заключается в комплексном исследовании вопросов функционирования малых инновационных предприятий на территории Республики Татарстан, обеспечения их финансовыми ресурсами в процессе государственного регулирования на примере ООО «Чистопольтранссигнал», а практическая значимость — в том, что результаты исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных рекомендаций и могут быть применены на территории Республики Татарстан.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
.1 Понятие и сущность малых инновационных предприятий
Понятие «малое инновационное предприятие» в настоящее время ни в законодательстве, ни в научной литературе не определено. Однако очевидным представляется, что это, прежде всего, субъект малого бизнеса, под которыми в соответствии с российским законодательством понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), удовлетворяющие следующим критериям (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):
) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %. При этом последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования, а также на юридические лица, удовлетворяющие одному из следующих условий:
а) являются открытыми акционерными обществами, не менее 50 % акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
б) являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
) средняя численность работников за предшествующий календарный год, рассчитанная с учетом всех работников предприятия, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного предприятия, не превышает ста человек включительно. В рамках малых предприятий выделяются микропредприятия, численность работников которых не должна превышать пятнадцать человек;
) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ. С 1 января 2013 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» для предприятий малого бизнеса выручка не должна превышать — 400 млн. руб., микропредприятий — 60 млн. руб.
Категории субъектов малого предпринимательства могут изменяться только в случае, если средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов будет выше / ниже установленных законодательством предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Понятие «инновационная организация» в российском законодательстве отсутствует, что препятствует определению субъекта, обладающего правами на получение соответствующих мер государственной поддержки. Лишь в проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия» было определено, что инновационное предприятие (организация) — это предприятие, осуществляющее на постоянной основе (не разовой) разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности. В научной литературе под инновационной организацией предлагается понимать организацию, участвующую в инновационной предпринимательской деятельности на различных стадиях, осуществляющую реализацию инноваций, а также использующую инновации в производстве либо реализующую товары, выполняющую работы, оказывающую услуги с применением инноваций, с учетом того, что доля доходов организации от использования инноваций должна составлять не менее 50% от суммы всех доходов за предыдущий календарный год. Д.М. Мошкова считает, что к инновационным организациям следует относить научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования, проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты, проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров, инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.
Таким образом, ключевым понятием для раскрытия термина «инновационная организация» является «инновационная деятельность». В научной литературе под инновационной деятельностью понимается процесс создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта, М.В. Волынкина представляет инновационную деятельность как процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка в виде последовательно сменяющихся правовых отношений, опосредующих действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта и распространяется на рынке путем ее коммерциализации. Л.А. Евсеева инновационной считает хозяйственную, в том числе предпринимательскую, деятельность в сфере организации, управления, непосредственного осуществления инновационного процесса.
Легальное определение данного понятия закреплено в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ): «Инновационная деятельность — это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».
Поскольку инновационная деятельность как справедливо отмечает Т.В. Ефимцева, законодателем трактуется достаточно широко, на наш взгляд, требуется уточнение основных терминов, раскрывающих ее содержание:
) научная деятельность представляет собой творческую деятельность, осуществляемую на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, а также поиска новых областей применения этих знаний. Выделяют следующие виды научной деятельности: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Фундаментальные исследования — это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Результатом таких исследований являются научные публикации или рекомендации о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов. Прикладные исследования — это оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования предлагают возможные пути использования результатов фундаментальных исследований либо новые методы решения ранее сформулированных проблем;
) инновационный проект — это организационно-технологическая схема работ по использованию инвестиций для создания, производства и применения нововведений и последующей их реализации как товара (услуги) на рынке, система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и реализацию нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта, документально оформленный комплекс взаимосвязанных научных, технических, технологических, организационных, финансовых и иных мероприятий, обеспечивающих в течение установленного срока создание инновационной продукции, комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. Исходя из анализа вышеприведенных определений, понятие инновационный проект можно определить как документально оформленный и определенный во времени инвестиционный проект для создания, производства, внедрения и реализации инновации с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.
) инновационная инфраструктура — это совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ);
) инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ).
Инновационная деятельность, как справедливо отмечает Т.В. Ефимцева, осуществляется циклами, что означает процесс, связанный с последовательным преобразованием новшества (научной или предпринимательской идеи) в продукцию, технологию, бизнес-процесс (инновацию) и выведением ее на рынок для коммерческого применения, состоящий из следующих стадий: исследование и разработка; освоение в производстве; изготовление продукции; продвижение ее на рынок, т.е. в результате инновационной деятельности производится не любая продукция, а высокотехнологичная (наукоемкая) продукция, уровень наукоемкости которой превышает средний уровень по промышленному производству.
Подытоживая вышесказанное, под малым инновационным предприятием следует рассматривать коммерческую организацию, созданную в форме хозяйственного товарищества, общества или партнерства, средняя численность работников которой за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) составляет не более 400 млн. руб. в года, систематически осуществляющую инновационную деятельность, в результате которой производится высокотехнологичная (наукоемкая) продукция либо создается инновационная инфраструктура и обеспечивается ее деятельность.
.2 Роль малых инновационных предприятий в развитии экономики России
Малые инновационные предприятия играют важную роль в становлении и развитии рыночной экономики в России, являясь ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, представляя собой один из наиболее эффективных механизмов преобразования отечественной экономики из сырьевой в инновационную, формируя благоприятную конкурентную среду, создавая новые рабочие места, способствуя возрождению национальных промыслов, рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств и т.д.
Значимость данного сектора экономики обусловлена тем, что малые предприятия имеют ряд преимуществ по сравнению с крупными предприятиями, такие как: организационная обособленность от крупного текущего производства, отсутствие бюрократических процедур, высокий профессионализм кадрового состава. Они более быстро адаптируются к новым требованиям, выдвигаемым научно-техническим прогрессом, способны быстро начинать новое производство, изменять технологии, осваивать выпуск мелкосерийной и уникальной продукции. По некоторым оценкам, малые инновационные предприятия затрачивают на треть меньше времени на разработку и доведение до рынка нового продукта по сравнению с крупными предприятиями. Эта черта малого бизнеса приобретает особую значимость в современных условиях в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг.
Важным достоинством малых инновационных предприятий является и то, что они осуществляют инновации, которые не требуют значительных инвестиций (по некоторым оценкам они составляют около 2% от их общей суммы) и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. Следует также отметить, что характерными чертами малых фирм является узкая специализация (на 1- 2 видах продукции), наличие значительной доли высококвалифицированных специалистов в структуре занятых, характеризующихся высоким уровнем личной мотивации в достижении успеха, а также возможности в реализации своих идей, и высокая доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. При этом они ориентированы на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства.
Малые инновационные предприятия играют также существенную социально — экономическая роль посредством создания новых рабочих мест и удовлетворения нужд крупных предприятий в научно — технических разработках. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. По оценкам, американских социалистов, в США около половины патентов принадлежит независимым изобретателям и мелким предприятиям, на которых работают почти половина трудоспособного населения, обеспечивая производство около 40 % ВВП страны. В Китае сектору малого бизнеса принадлежит 65 % патентов, 75% технических новшеств, и более 80% новой продукции страны. В странах Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) доля малых предприятий в производстве инноваций составляет 55%, в экспорте — 25%. Количество малых предприятий на 1000 человек в ОЭСР составляет 50-70 предприятий. Для сравнения в РФ на 1000 жителей — 5,6 предприятий. В Японии более 90% фирм — это малые предприятия, на которых работают 77-78% занятого населения. В Российской Федерации по данным Минфина России действует 880 тысяч малых предприятий и более 4 млн. предпринимателей без образования юридического лица, на их долю приходится около 11 % ВВП и около 80 млн. человек занятых в экономике России.
Также отметим роль малого инновационного бизнеса в формировании конкурентной среды, что имеет большое значение для российской высокомонополизированной экономики, и в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.
Однако, как отмечает С.И. Бондарев, в настоящее время потенциал малых инновационных предприятий используется в России недостаточно результативно: по оценкам для эффективного функционирования экономики на рыночных началах нужно иметь 10-15 млн. малых предприятий, в России же действует порядка 1,5 млн. Кроме того, за последние годы число малых инновационных предприятий снижается, сокращается рентабельность их деятельности и предпринимательская активность. Это обусловлено тем, что малые инновационные предприятия сталкиваются с рядом проблем, нерешенность которых снижает эффективность их деятельности.
Так, к числу проблем экономического характера следует отнести недостаток собственных денежных средств, высокую стоимость нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений, нестабильность экономической ситуации на фоне вводимых мировым сообществом экономических санкций. Факторы производственного характера, сдерживающие развитие малого инновационного бизнеса, включают в себя собственный низкий инновационный потенциал, обусловленный слабым уровнем исследовательской базы и неготовностью некоторых малых инновационных предприятий к освоению новейших научно — технических достижений, отсутствие производственных площадей, неразвитость рыночной инфраструктуры, нацеленной на обслуживание предприятия малого бизнеса.. Недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта продукции и высокий уровень коррумпированность экономики также затрудняют деятельность малых инновационных предприятий.
Федеральным законом от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» был определен статус малого инновационного предприятия при вузах, однако пока нет нормативного акта, который специально регулировал бы инновационную деятельность всех малых инновационных предприятий с учетом ее специфики.
Эффективность деятельности малых инновационных предприятий во многом зависит от государственной поддержки. В зарубежных странах накоплен значительный опыт в данной области, который может быть полезным для государственной поддержки малых инновационных предприятий в России. Так, в ряде стран действуют государственные программы финансирования и технической поддержки инновационных разработок малых инновационных предприятий по тематике правительственных организаций. Существуют различные законодательные, финансовые, налоговые рычаги на государственном и региональном уровне, которые способствуют развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса, в том числе и малого. В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых предприятий:
) государственные программы финансовой и технической поддержки малых инновационных предприятий (США, Японии, Великобритании, Индии, Китае и других странах). Прямое финансирование (субсидии, займы), достигает 50% расходов на создание новой продукции и технологий в таких странах как Франция, США и других;
) целевые дотации на научно-исследовательские разработки, а также ссуды, в том числе без выплаты процентов (Швеция), безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
) фонды внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
) государственные программы по снижению рисков и возмещению убытков, связанных с наличием рисков (США, Япония)
Во всех развитых странах на законодательном уровне действует система обеспечения защиты интеллектуальной собственности и авторских прав; стимулируется сотрудничество крупного и малого бизнеса (франчайзинг), особенно в торговле и сфере услуг; создается система инкубаторов, технопарков, технополисов, которые оказывают содействие малым инновационным предприятиям в отношении финансирования, предоставления площадей в аренду, помогают в проведении выставок инновационной продукции, налаживанию связей между малыми инновационными и крупными промышленными предприятиями и т.д.
Таким образом, малые инновационные предприятия играют значимую роль в рыночной экономике России, являясь эффективным инструментом постоянного обновления всех производственных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Однако для повышения эффективности деятельности малых инновационных предприятий необходимо усилить организационную, информационную, правовую и экономическую поддержку со стороны государства, в том числе опираясь на опыт зарубежных стран. Это будет способствовать ускорению перехода российской экономики из сырьевой в инновационную, что является важнейшей стратегической задачей государственной экономической политики.
1.3Государственное регулирование развития малых инновационных предприятий в России
Развитие малого инновационного бизнеса является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики Российской Федерации, в силу этого поддержка малых предприятий рассматривается органами государственной власти в качестве одного из приоритетов государственной политики.
Целью государственной политики в области развития малых инновационных предприятий является создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития.
В настоящее время определены следующие основные направления государственного регулирования развития малых инновационных предприятий:
1)совершенствование нормативных правовых актов в сфере регулирования инновационной деятельности предприятий малого бизнеса;
2)выработка долгосрочной инновационной стратегии на основе долгосрочных и среднесрочных социально-технических, инновационных и экологических прогнозов с учетом предстоящих изменений конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка;
)выбор инновационных приоритетов с целью концентрации ограниченных ресурсов на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект. При формировании приоритетов государственной политики в области развития малого инновационного бизнеса определены следующие принципы:
а) технологические потребности экономики России (насыщение потребительского рынка конкурентоспособными товарами и услугами; развитие социокультурной сферы, здравоохранения и медицины; освоение высокотехнологичной продукции, опережающее развитие машиностроения; ресурсообеспечение и ресурсосбережение, освоение новых поколений материалов, энергосберегающих и экологически чистых технологий; развитие современной инфраструктуры, новых поколений средств транспорта и связи; укрепление обороноспособности страны);
б) конкурентоспособность продуктов (технологий), уровень новизны, патентная защищенность;
в) эффективность, которая характеризуется ожидаемым сроком окупаемости инвестиций в инновации;
г) обеспеченность научным заделом, кадровым потенциалом, производственными мощностями;
) формирование системы инновационных проектов и программ, в том числе федеральных целевых инновационных программ;
) обеспечение государственной поддержкой стратегических направлений инновационного развития, т.е. создание экономических, информационных, организационных и кадровых условий для реализации приоритетов. Это обеспечивается сочетанием различных методов и инструментов прямой и косвенной государственной поддержки реализации инновационной политики.
Инструменты прямой государственной поддержки включают в себя:
бюджетное финансирование инновационных программ и проектов в области науки, образования, здравоохранения, экологии, обороны;
финансирование освоения и первоначального распространения новых поколений техники и технологии, имеющих ключевое значение для повышения технического уровня и конкурентоспособности экономики.
Данное направление государственной поддержки реализуется посредством разработки федеральных целевых программ и адресных инвестиционных проектов инновационного характера. В качестве примеров федеральных целевых программ, действующих в настоящее время, можно назвать федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы», федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2013-2020 годы» и т.д.
Инструменты косвенной государственной поддержки включают в себя:
предоставление налоговых и таможенных льгот, налоговых и инвестиционных кредитов;
нормативно-правовую охрану интеллектуальной собственности, используемой в процессе инновационной деятельности или создаваемой в этом процессе;
оказание помощи в информационном обеспечении инновационной деятельности путем создания при бюджетной поддержке информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам;
кадровая поддержка инновационной деятельности посредством подготовки инновационных менеджеров, финансирования повышения квалификации в этой области, создания учебных и консультационных инновационных центров, организации зарубежных стажировок по этому направлению деятельности, организации издания учебной и справочной литературы по инновационной деятельности;
формирования инновационных институтов — корпораций, консорциумов, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках.
Важную роль в государственном регулировании развития малого инновационного бизнеса играет разработка и использование соответствующих финансовых механизмов: создание условий повышения инновационной активности всех потенциальных инвесторов (предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности и т.д.); проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности; направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов. Таким образом, финансовый механизм государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий включает в себя государственную финансовую поддержку, налоговое и кредитное регулирование.
Финансовая поддержка в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого бизнеса и организаций, образующих их инфраструктуру, за счет средств федерального бюджета — путем предоставления субсидий.
Субсидии малым инновационным предприятиям предоставляются из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Обязательным условием предоставления субсидий является согласие их получателей на осуществление распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ).
Особенностью бюджетных инвестиций юридическим лицам является то, что их предоставление влечет возникновение права на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов данных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ).
Государственные и муниципальные гарантии могут предоставляться для обеспечения надлежащего исполнения принципалом его обязательств перед бенефициаром (основного обязательства), так и возмещения ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия (ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ).
Налоговое регулирование деятельности малых инновационных предприятий осуществляется посредством установления льготных налоговых ставок и специальных налоговых режимов, регламентируемых налоговым законодательством. Так, в соответствии с пп. 145.1 и 246.1 Налогового кодекса РФ организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре Сколково», в течение 10 лет со дня получения данного статуса освобождаются от обязанностей уплаты налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость. Кроме того, упрощенная система налогообложения для предприятий малого бизнеса, объектом налогообложения которых являются доходы, предусматривает налоговую ставку в размере 6 %, а в случае если объектом налогообложения выступают доходы, уменьшенные на величину расходов, — 15 %, при этом за субъектами Российской Федерации сохраняется право дифференцировать данную налоговую ставку в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков. Однако применение упрощенной системы налогообложения возможно только, если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика не превысили 60 млн. руб.
Также пенсионным законодательством предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования на период 2011-2017 г. (ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»): в Пенсионный Фонд РФ — 8 % с до 2018 г., 13% в 2018 г., 20 % в 2019 г.; в Фонд социального страхования РФ — 2% до 2018 г., 2,9% в 2018-2019гг.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 4 % до 2018 г., 5,1% в 2018-2019 гг.
Кредитное регулирование заключается в определении Банком России размера учетной ставки процента по кредитам (ставки рефинансирования), которая служит основой депозитного и ссудного процента коммерческих банков, поскольку рост и снижение ставок по банковским кредитам определяются ставкой рефинансирования и состоянием рынка кредитных ресурсов. Важную роль кредитном регулировании играет также создание фондов содействия кредитования (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для малого бизнеса, и т.п. Однако сложный механизм получения финансово-кредитных ресурсов, нестабильное состояние финансового рынка, осторожность банков в предоставлении кредитов малому бизнесу существенно сдерживает развитие малого предпринимательства в России.
Таким образом, развитие малого инновационного бизнеса рассматривается органами государственной власти в качестве одного из приоритетов государственной политики. Целью государственной политики в данной области является создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Для достижения данной цели используются различные механизмы: совершенствование нормативных правовых актов в сфере регулирования инновационной деятельности предприятий малого бизнеса; информационное обеспечение инновационной деятельности путем создания информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам; формирование инновационных институтов (корпораций, консорциумов, холдингов и т.д.), которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках и т.д. Важную роль в государственном регулировании развития малого инновационного бизнеса играет разработка и использование соответствующих финансовых механизмов: создание условий повышения инновационной активности всех потенциальных инвесторов (предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности и т.д.); проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности (предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий); направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов; установление льготных налоговых ставок и специальных налоговых режимов и т.п.
Выводы
. Под малым инновационным предприятием следует понимать коммерческую организацию, созданную в форме хозяйственного товарищества, общества или партнерства, средняя численность работников которой за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) составляет не более 400 млн. руб. в года, систематически осуществляющую инновационную деятельность, в результате которой производится высокотехнологичная (наукоемкая) продукция либо создается инновационная инфраструктура и обеспечивается ее деятельность.
. Малые инновационные предприятия играют значимую роль в рыночной экономике России, являясь эффективным инструментом постоянного обновления всех производственных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Это фактор ускорения перехода российской экономики из сырьевой в инновационную, что является важнейшей стратегической задачей государственной экономической политики;
. Развитие малого инновационного бизнеса рассматривается органами государственной власти в качестве одного из приоритетов государственной политики. Целью государственной политики в данной области является создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Для достижения данной цели используются различные механизмы: совершенствование нормативных правовых актов в сфере регулирования инновационной деятельности предприятий малого бизнеса; информационное обеспечение инновационной деятельности путем создания информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам; формирование инновационных институтов (корпораций, консорциумов, холдингов и т.д.), которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках и т.д. Важную роль в государственном регулировании развития малого инновационного бизнеса играет разработка и использование соответствующих финансовых механизмов: создание условий повышения инновационной активности всех потенциальных инвесторов (предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности и т.д.); проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности (предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий); направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов; установление льготных налоговых ставок и специальных налоговых режимов и т.п.
.АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЧИСТОПОЛЬТРАНССИГНАЛ»
2.1 Общая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Чистопольтранссигнал» (далее — ООО «Чистопольтранссигнал») образовано в марте 2006 г. по решению его единственного участника в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с целью извлечения прибыли. В качестве учредителя данного юридического лица выступает физическое лицо (100 % доля владения).
ООО «Чистопольтранссигнал» относится к предприятиям малого бизнеса в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: по состоянию на 01.01.2014г. средняя численность работников предприятия составила 25 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС — 137 млн. руб.
Основным видом деятельности ООО «Чистопольтранссигнал» является эксплуатация автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, ООО «Чистопольтранссигнал» имеет право:
) предоставлять услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, электрической сигнализации, аппаратуры специального назначения;
) осуществлять производство электрической сигнализации, аппаратуры специального назначения и прочих изделий из недрагоценных металлов;
) выполнять общестроительные работы по строительству автомобильных и железных дорого, взлетно-посадочных полос аэродромов;
) проводить обучение водителей автотранспортных средств;
) обеспечивать хранение и складирование жидких или газообразных грузов.
В настоящее время данное предприятие участвует в создании инженерной и транспортной инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис» на территории Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан. «Инноплис» будет включать в себя разветвленную бизнес-инфраструктуру (технопарки, центры разработок и т.д.), первый в Российской Федерации IT-Университет (в партнерстве с Carnegie Mellon University, США), полный спектр социальной и коммерческой инфраструктуры (школы, детские сады, больницы, торговые центры, рестораны и т.д.) и жилье самого различного класса, следовательно, ООО «Чистопольтранссигнал», являясь участником реализации инновационного проекта «Иннополис», относится к категории малых инновационных предприятий.
По организационно-правовой форме рассматриваемое предприятие является обществом с ограниченной ответственностью. Учредительным документом ООО «Чистопольтранссигнал» является Устав, который содержит следующие сведения:
1)полное и сокращенное фирменное наименование общества;
2)юридический адрес: РФ, РТ, 422980, г. Чистополь, ул. К. Либкнехта, д. 5;
)цель и возможный предмет деятельности. Целью деятельности Общества является извлечение прибыли и распределение ее между участниками, расширение рынка товаров, работ и услуг. Возможный предмет деятельности достаточно широк. Это и эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, и общестроительные работы по строительству автомобильных и железных дорого, взлетно-посадочных полос аэродромов, и обучение водителей автотранспортных средств и т.д. Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на достижение уставных целей.
)имущество общества;
)правовое положение общества;
)размер уставного капитала общества. Уставный капитал общества состоит из одной доли номинальной стоимостью 10 000 (Десять) тысяч рублей — 100 % уставного капитала. Уставный капитал оплачивается учредителем не денежными средствами.
)права и обязанности участника;
)структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений. Органами управления Общества являются Участник Общества и директор. Высшим органом Общества является Участник. К исключительной компетенции Участника Общества относится определение основных направлений деятельности Общества, изменение Устава, избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждение годовых отчетов и т.д. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Участника Общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа Общества. Оперативное управление деятельностью Общества осуществляет директор. Он назначается сроком на 5 лет и освобождается от должности Решением Участника.
) иные сведения, предусмотренные Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Вопросы, касающиеся деятельности анализируемого предприятия, не регламентированные Уставом, решаются в соответствии с действующим законодательством Республики Татарстан и Российской Федерации.
Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским Кодексом РФ и другими федеральными законами. Ликвидация общества может быть добровольной и осуществляться в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ с учетом требований действующего законодательства и Устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ.
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Чистопольтранссигнал» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели ООО «Чистопольтранссигнал»
Динамика основных технико-экономических показателей свидетельствует о стабильном развитии предприятия в течение анализируемого периода. Так, выручка от реализации в среднем выросла на 15,0 % (или на 20,55 млн. руб.), прибыль от реализации — на 22,03% (или на 3,32 млн. руб.) и по состоянию на 01.01.2014 г. составила 15,07 млн. руб. На фоне увеличения прибыли и выручки от реализации рентабельность продукции выросла на 0,91 процентных пункта: с 10,09 % в 2011 г. до 11 % в 2013г. На фоне увеличения прибыли и выручки от реализации стабильно растет рентабельность продаж: с 2011 г. по 2013 г. прирост составил 8,3 %.
Величина активов ООО «Чистопольтранссигнал» за последние 3 анализируемых года увеличилась на 20% (или на 22,58 млн. руб.). В связи с превышением темпов роста активов над темпами роста выручки в 2012 г. имело место снижение рентабельности активов на 0,40 процентных пункта, в 2013 г. ситуация изменилась на противоположную и рентабельность активов увеличилась, составив 13,35%. Среднесписочная численность персонала увеличилась на 11 человек (в 1,78 раз).
Таким образом, ООО «Чистопольтранссигнал» является малым инновационным предприятием, поскольку участвует в создании инженерной и транспортной инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис» на территории Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан, способствуя тем самым, реализации инновационных проектов. Анализ основных технико-экономических показателей за 2011-2013 г. свидетельствует о стабильном развитии рассматриваемого предприятия.
2.2 Анализ механизма финансирования деятельности ООО «ЧИСТОПОЛЬТРАНССИГНАЛ»
Под механизмом финансирования в экономической литературе понимается 1) совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве; 2) порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; 3) совокупность методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных долгов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).
Являясь коммерческим предприятием, ООО «Чистопольтрансигнал» располагает, прежде всего, децентрализованными денежными фондами, к которым относятся собственные, привлеченные и заемные средства. Структура источников финансирования рассматриваемого предприятия представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура источников финансирования ООО «Чистопольтрансигнал» за 2011-2013гг.
Наименование показателяпериод201120122013тыс. руб.%%тыс. руб.%%тыс. руб.%%Собственные средства8 569.59,499928.09,5611 888.010,53Привлеченные средства40 572.044,9316 443.015,8329 215.025,88Заемные средства41 169.045,5977 489.074,6171 787.063,59ИТОГО90 310.0100,0103 860.0100,0112 890.0100,0
Из таблицы 2 следует, что анализируемое предприятие финансируется, главным образом, за счет заемных источников, причем их удельный вес сохраняет тенденцию к увеличению: за 2011-2013 г. доля заемных источников выросла на 18 процентных пункта. Данное обстоятельство обусловлено расширением деятельности предприятия в связи с привлечением ООО «Чистопольтранссигнал» к созданию инженерной и транспортной инфраструктуры особой экономического зоны технико-внедренческого типа «Иннополис». Объем привлеченных средств за рассматриваемый период уменьшился на 27,99 % и по состоянию на 01.01.2014г. составил 29,21 млн. руб. Собственные средства на 01.01.2014 г. составляют 11,888 млн. руб. или 10,53% пассивов предприятия
Структура собственных средств ООО «Чистопольтранссигнал» за 2011-2013 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура собственных средств ООО «Чистопольтранссигнал» за 2011-2013 гг.
Наименование показателяпериод201120122013тыс. руб.%%тыс. руб.%%тыс. руб.%%Уставный капитал100,0100,0100,0Резервный капитал1,50,000,000,0Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)8 5581,09 9181,011 8781,0ИТОГО8 569.51,099281,011 8881,0
Как видно из таблицы 3, в структуре собственных средств ООО «Чистопольтранссигнал» наибольшая доля приходится на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) — 100 %. Величина данной составляющей за анализируемый период увеличилась на 38,79 % и по состоянию на 01.01.2014г. составила 11878 тыс. руб. Уставный капитал был сформирован одним учредителем в размере 10 тыс. руб. и с момента основания предприятия остается неизмененным.
Структура привлеченных средств ООО «Чистопольтранссигнал» за 2011-2013 гг. представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура привлеченных средств ООО «Чистопольтранссигнал» за 2011-2013 гг.
Наименование показателяпериод201120122013тыс. руб.%%тыс. руб.%%тыс. руб.%%Задолженность перед поставщиками и подрядчиками 34120 84,10 12636 76,85 23868 81,70Задолженность перед персоналом организации 485 1,20 — — 67 0,23Задолженность перед государственным внебюджетным фондом 137 0,34 — — — -Задолженность по налогам и сборам 1982 4,89 949 5,77 2047 7,01Авансы полученные37999,36285217,34—Прочие кредиторы490,1260,04323311,07Доходы будущих периодов40,01490,30—ИТОГО40572100,0016443100,0029215100,00
Основной структурной составляющей привлеченных средств является задолженность перед поставщиками и подрядчиками: по состоянию на 01.01.2014г. их удельный вес составил 81,70% или 23,87 млн. руб., далее следуют прочие кредиторы (11,07 % или 11,07 млн. руб.) и задолженность по налогам и сборам (7,01% или 2,05 млн. руб.). Также следует отметить, что задолженность перед поставщиками и подрядчиками в 2013 г. снизилась на 30,05% по сравнению с 2011г., что обусловлено оптимизацией работы с данной группой контрагентов.
Структура заемных средств ООО «Чистопольтранссигнал» за 2011-2013 гг. представлена в таблице 5.
Таблица 5
Структура заемных средств ООО «Чистопольтранссигнал» за 2011-2013 гг.
Наименование показателяпериод201120122013тыс. руб.%%тыс. руб.%%тыс. руб.%%Кредиты ОАО «АкБарс» БАНК41169,0100,067489,087,1061787,086,07Кредиты предоставленные по программе микрокредитования СМП0,00,010000,012,9010000,013,93Итого41169.0100,077489.0100,071787.0100,0
Согласно данным таблицы 5, заемные средства в ООО «Чистопольтранссигнал» представлены кредитами ОАО «АкБарс» БАНК, а с 2012 г. еще и кредитами, предоставленными в целях финансирования проекта по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис» по программе микрокредитования субъектов малого предпринимательства (далее — СМП). По состоянию на 01.01.2014 г. объем кредитов, предоставленных по программе микрокредитования СМП составляет 10000 тыс. руб. (или 13,93%), величина кредитных ресурсов ОАО «АКБАРС БАНК» — 61787 тыс. руб. (или 86,07%). Данная сумма предоставлена сроком на 3 года под 12,5% годовых.
С целью финансовой поддержки реализуемого ООО «Чистопольтранссигнал» инновационного проекта между предприятием и ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» заключены договор о предоставлении компенсации на оплату части процентной ставки за пользование банковским кредитом. В соответствии с данным договором и Положением № 7 от 02.02.2007г. о предоставлении компенсации части процентной ставки за пользование банковскими кредитами предприятиям, реализующим проекты в приоритетных отраслях экономики Республики Татарстан, ООО «Чистопольтранссигнал» предоставляется компенсация в объеме половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом данная компенсация распространяется на кредиты, общая сумма которых не превышает 30 млн. рублей. Кредит по программе микрокредитования СМП предоставлен ООО «Чистопольтранссигнал» сроком на 2 года под гарантийный депозит ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» кредитной организацией — ОАО «Татфондбанк». При этом Фонд несет субсидиарную ответственность по кредитам, предоставленным по данной программе, в размере 1/3 суммы кредита. Процентная ставка по данному кредиту установлена в размере 10 %. Ежеквартально ООО «Чистопольтранссигнал» предоставляет отчет в ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» об использовании кредитных ресурсов.
Таким образом, финансирование деятельности ООО «Чистопольтранссигнал» осуществляется за счет собственных, привлеченных и заемных денежных средств, причем последнее является основным источником финансирования: так, по состоянию на 01.01.2014г. на него приходится 63,59 % пассивов предприятия. Заемные средства представлены кредитами ОАО «АкБарс» Банк и ОАО «Татфондбанк», механизм государственного регулирования в данном случае выражается в предоставлении компенсации на оплату части процентной ставки за пользование банковским кредитом в соответствии с договором, заключенным между ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» и ООО «Чистопольтранссигнал», и в льготной процентной ставке по кредиту ОАО «Татфондбанк», предоставленному ООО «Чистопольтранссигнал» по программе микрокредитования СМП под гарантийный депозит ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан». Следует отметить ограниченность использования ООО «Чистопольтрансигнал» государственных механизмов финансирования.
малый инновационный кредитный ставка
2.3 Анализ порядка микрокредитования и компенсации части процентной ставки по кредитным ресурсам в ООО «Чистопольтранссигнал»
Компенсация части процентной ставки за пользование банковскими кредитами предоставляется ООО «Чистопольтранссигнал» на основании Положения № 18 от 02.02.2007 г. «О предоставлении компенсации части процентной ставки за пользование банковскими кредитами предприятиям, реализующим проекты в приоритетных отраслях экономики Республики Татарстан». Технология получения данной льготы включает в себя прохождение следующих этапов:
) предоставление соответствующей заявки в ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»;
2) экспертиза заявки и включение ее в конкурс проектов для финансирования;
) подготовка бизнес-плана проекта специалистами фонда в случае получения положительного решения по заявке. В случае принятия отрицательного заключения по проекту, фонд возвращает предприятию документы с обоснованием своего отрицательного решения;
) направление бизнес-плана проекта и положительного заключения фонда в один из банков Республики Татарстан для решения вопроса по выделению кредита;
) заключение договора с предприятием на предоставление компенсации в случае получения положительного решения кредитного комитета банка о выделении кредита для реализации одобренного фондом проекта.
Предельный размер компенсации по кредитам не может превышать половины ставки рефинансирования ЦБ РФ, и данная возможность распространяется лишь на кредиты, размер которых не превышает 30 млн. руб.