Содержание
Введение
Глава 1. Законодательство России о государственной социальной помощи
1.1. Понятие, цели, правовое регулирование государственной социальной помощи
1.2. Правовое регулирование пособий по безработице
Глава 2. Виды оказания государственной социальной помощи
2.1. Денежные выплаты
2.2. Натуральная помощь
Заключение
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Российская Федерация в Конституции позиционирует себя как социальное государство. Это налагает на нее обязательство активно регулировать правоотношения, связанные с уровнем жизни граждан страны. В отношении небогатой части общества, чей уровень жизни низкий, речь идет, в числе прочего, и о социальной помощи со стороны государства.
Такая активная социальная политика в большей или меньшей степени осуществляется всеми развитыми странами, поскольку рыночная экономика не идеальна — в любом обществе всегда имеется часть населения, кто в силу разных причин не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный человеческого существования уровень жизни.
Цель курсовой работы — дать общую характеристику института государственной социальной помощи в Российской Федерации.
Задачи:
. Раскрыть нормативно-правовую базу государственной социальной помощи в Российской Федерации.
. Проанализировать основные виды государственной социальной помощи на федеральном и региональном уровнях.
. Рассмотреть новацию 2015 года — вопрос о возможности введения продуктовых карточек.
Нормативно-правовой базой исследования выступают Конституция РФ, Федеральный Закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи", другие федеральные законы и Постановления Правительства РФ; законы субъектов Российской Федерации, в т.ч. Пермского края.
По структуре курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
. Нормативное закрепление и круг субъектов государственной социальной помощи
.1 Нормативно-правовые акты в области государственной социальной политики
Федеральный Закон РФ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" является основным, но не единственным правовым актом в области социальной помощи. Его цель — базовое регулирование, закрепление общих для всей страны и всех групп субъектов социальной помощи ном, принципов, механизмов и процедур ее оказания.
Отдельные аспекты государственной правовой помощи, касающиеся отдельных категорий граждан, закреплены в следующих законах:
— Закон <consultantplus://offline/ref=89FD47763FEF2BA4DE7B3B2CF50D0EA4E645968BE5549D510553570DBEY1e4R> РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
Федеральный З <consultantplus://offline/ref=89FD47763FEF2BA4DE7B3B2CF50D0EA4E645948DE0589D510553570DBEY1e4R>акон РФ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
Федеральный З <consultantplus://offline/ref=89FD47763FEF2BA4DE7B3B2CF50D0EA4E645948DE0589D510553570DBEY1e4R>акон РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Закон <consultantplus://offline/ref=89FD47763FEF2BA4DE7B3B2CF50D0EA4E642918DE3559D510553570DBEY1e4R> РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы";
Федеральный З <consultantplus://offline/ref=89FD47763FEF2BA4DE7B3B2CF50D0EA4E645948DE0589D510553570DBEY1e4R>акон РФ от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
Федеральный Закон РФ от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Пока что речь шла о федеральном законодательстве. Однако в каждом субъекте федерации могут быть приняты собственные законы, регламентирующие государственную социальную помощь со стороны органов власти субъекта федерации. Назовем в качестве примера:
Областной закон <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9F9EED8AE3C433701519F7DEE536E597748C3E6P6nCR> Ленинградской области от 1 декабря 2004 г. N 105-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Ленинградской области";
Закон Архангельской области от 2 марта 2005 г. N 2-2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";
Закон Приморского края от 6 июня 2005 г. N 255-КЗ "О государственной социальной помощи в Приморском крае";
Закон Тульской области от 28 декабря 2004 г. N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области".
Для Пермского края это Закон Пермской области от 30.11.2004 N 1832-389 (ред. от 02.09.2014) "О государственной социальной помощи в Пермском крае".
Некоторые отдельные вопросы, касающиеся государственной социальной помощи, отражаются в подзаконных нормативных правовых актах.
Перечислим наиболее важные Постановления Правительства РФ:
Постановление <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C433700509677E2536E597748C3E6P6nCR> Правительства РФ от 11 ноября 2009 г. N 915 (ред. от 11.12.2014) "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии";
Постановление <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C43370051977AEF536E597748C3E6P6nCR> Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 864 (ред. от 26.12.2014) "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан";
Постановление <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C4337075C9E79EF536E597748C3E6P6nCR> Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 862 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг";
Постановление <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C433107589C7AE10E64512E44C1PEn1R> Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 769 (ред. от 28.12.2007) "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг".
Примеры приказов Минздравсоцразвития РФ.
Приказ <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C433F07599676E10E64512E44C1PEn1R> Минздравсоцразвития РФ от 30 сентября 2009 г. N 805н "Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты";
Приказ <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C4331065F9B7FE10E64512E44C1PEn1R> Минздравсоцразвития РФ от 9 января 2007 г. N 1 (ред. от 04.03.2008) "Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи";
Приказ <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C433701509978E3536E597748C3E6P6nCR> Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 (ред. от 01.03.2012) "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан";
Приказ <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C4333035F9D7AE10E64512E44C1PEn1R> Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг";
Приказ <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C4337035C9F7EE2536E597748C3E6P6nCR> Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 (ред. от 23.07.2010) "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение";
Приказ <consultantplus://offline/ref=0391B6A7B486B460D5A9E6FFCDAE3C43320A519B7DE10E64512E44C1PEn1R> Минздравсоцразвития РФ от 14 октября 2004 г. N 158 "О порядке отбора санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготным категориям граждан в рамках государственной социальной помощи".
Подзаконные акты имеются и в субъектах федерации. В Пермском крае это, к примеру:
Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1321-п (ред. от 30.09.2014) "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Пермского края";
Постановление Правительства Пермского края от 19.09.2014 N 1026-п "Об утверждении Социальной программы Пермского края на 2014 год по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Пермского края и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и Порядка оказания адресной социальной помощи в 2014 году неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности".
Таким образом, можно говорить о том, что нормативно-правовая база правового института государственной социальной помощи достаточно объемная и представлена на всех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.
.2 Субъекты государственной социальной помощи
В правоотношениях государственной социальной помощи действуют 2 стороны: государственные органы, предоставляющие такую помощь и различные категории граждан, являющиеся ее получателями.
Субъектом — предоставителем государственной социальной помощи, как следует из самого названия, является государство в лице специально уполномоченных на выполнение данной функции органов власти. К таким органам относятся:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и его территориальные подразделения;
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения;
Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения.
К субъектам-получателям государственной социальной помощи, закон относит следующие 3 категории:
малоимущие семьи;
малоимущие одиноко проживающие граждане;
иные категории граждан, указанные в Законе, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
Согласно ст. 7 <consultantplus://offline/ref=C09166A41D2FDC325493D2DCE1C1C29BB548C03F3EAE4C83B67DC7E9A0869FEDA9D88AEA63D35BB4r7W1G> Закона "основным критерием для получения государственной социальной помощи, помимо величины среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, является такой фактор, как "независящие причины". Что понимается под "независящими от граждан причинами"? К таким причинам, по мнению Г.Б. Челноковой, следует отнести объективные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обратившихся за государственной социальной помощью, например инвалидность, смерть кормильца, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. Оценка конкретных обстоятельств нуждаемости и обращения за помощью производится органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина".
Согласно ст. 7 <consultantplus://offline/ref=CACE114F8F81DF7C2E845065FCA2FD042C29008230FF763C56ADA7E5437F1575B34A583A043A670BOFh5R> Федерального Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" малоимущими являются граждане (семьи), доход которых не позволяет им самостоятельно обеспечивать себе достаточный материальный уровень для нормальной жизнедеятельности. Законодательно такой уровень устанавливается с использованием понятия "прожиточный минимум".
В Пермском крае для трудоспособного населения прожиточный минимум установлен в размере 8730 руб., для пенсионеров — 6701 руб., для детей — 8258 руб.
При определении права на государственную социальную помощь учитывается не только среднедушевой доход, но и уважительность причин получения дохода ниже прожиточного минимума. Перечень таких причин устанавливается субъектами Российской Федерации. Так, согласно Постановлению <consultantplus://offline/ref=CACE114F8F81DF7C2E844F74E9A2FD042C2E028832FC763C56ADA7E543O7hFR> Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 г. N 595 "О реализации главы 33-2 "Государственная социальная помощь" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", которым утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, причины, по которым заявитель (члены его семьи) имеет (имеют) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, являются уважительными для получения государственной социальной помощи в следующих случаях:
осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и (или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет;
отсутствие работы при условии, что перерыв в работе либо перерыв между ее прекращением и регистрацией в государственной службе занятости населения не превысил одного месяца;
осуществление ухода за пожилым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим возраста 80 лет, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, а также ухода за членом семьи, временно нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе;
нахождение на амбулаторном или стационарном лечении на все время болезни;
допуск к вступительным экзаменам в высшие, средние и начальные профессиональные образовательные учреждения и др.
Помимо малоимущих, субъектами — получателями государственной социальной помощи являются также иные категории граждан, право которых на получение такой помощи не связано с уровнем дохода.
К их числу могут быть отнесены следующие категории граждан:
инвалиды войны;
участники Великой Отечественной войны;
ветераны боевых действий;
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
инвалиды;
дети-инвалиды.
Целью оказания государственной социальной помощи вышеуказанным категориям является поддержание достойного жизненного уровня граждан (а также в ряде случаев и челнов их семей), имеющих особые заслуги перед государством либо не имеющих возможности полноценно трудиться вследствие инвалидности.
Основанием для назначения социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту является заявление-декларация гражданина от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявление опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина. Заявление подается в центр по месту жительства (месту пребывания) заявителя в письменной либо в электронной форме. Для назначения социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг необходимо предоставить подтверждающие документы.
В России создан Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Он представляет собой базу данных, содержащую сведения о лицах, имеющих право на получение ряда социальных услуг. Федеральный регистр содержит сведения о гражданах, которые имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг или социальной пенсии.
Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Как видим, субъектами получения государственной социальной помощи является достаточно большая группа населения нашей страны.
. Виды, условия и порядок предоставления отдельных видов государственной социальной помощи
.1 Социальные пособия
Объектами государственной социальной помощи выступают конкретные виды помощи, предоставляемые субъектам-получателям в соответствии с Федеральным Законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи". Государственную социальную помощь можно условно подразделить на два вида: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Социальное пособие — денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
В зависимости от источника их финансирования можно выделить две группы пособий:
пособия, финансируемые преимущественно за счет страховых отчислений граждан (пособие по временной нетрудоспособности лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; пособия по беременности и родам, при постановке на учет в ранние сроки беременности женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию; при рождении ребенка; по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и др.);
пособия, финансируемые за счет бюджетных средств (пособие по беременности и родам и при постановке на учет в ранние сроки беременности женщин из числа обучающихся и военнослужащих по контракту; пособия супругам военнослужащих по контракту на период их безработицы в связи с уходом за ребенком; пособия семьям граждан, принимавших участие в борьбе с терроризмом; пособия беженцам и вынужденным переселенцам; пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка и др.).
Приведем пример социальных пособий.
Законодательством РФ предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий:
пособие по беременности и родам. Оно выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 календарных дней — 70 дней до родов и 70 дней после родов.
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Это пособие выплачивают женщинам, которые встали на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности. С 1 января 2015 года сумма пособия составляет 543,67 рублей.
единовременное пособие при рождении ребенка. Размер пособия с 1 января 2015 года составляет 14 497,80 рубля;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
ежемесячное пособие на ребенка;
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. В соответствии с законом от 01 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» размер выплаты на 2015 год (с учетом индексации) составляет 22 958,78 руб.
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. В 2015 году сумма пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, составляет 9839,48 руб.
.2 Социальная доплата к пенсии
государственный социальный помощь субсидия
Данный вид государственной социальной помощи введен Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=0AD89C55FCF2337235F632F7F02F0B714CF0F9581D5B05C7F825A0B195b8sAF> от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и установлен гражданам с 1 января 2010 года. Его суть заключается в материальной поддержке пенсионеров, пенсия которых ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации для данной социально-демографической группы. Иными словами, целевым назначением социальной доплаты к пенсии является обеспечение приемлемого уровня жизни одной из самых социально незащищенных категорий населения — пенсионеров.
В нашей стране социальная доплата к пенсии может быть двух видов:
федеральная социальная доплата к пенсии, которая устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации; при этом она устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ;
региональная социальная доплата к пенсии, которая устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации; при этом она устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ.
.3 Субсидия
Под ней понимается имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. В первую очередь субсидии предоставляются на оплату жилья и коммунальных услуг, посредством которых государство помогает гражданам реализовать жизненно необходимое право — право на жилище.
Данный вид государственной социальной помощи регулируется Постановлением <consultantplus://offline/ref=0BD84A500A965F351CE776A730A5B2B5094F39B5DD4556971B207C4AECa7lAR> Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (ред. от 24.12.2014) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Право на получение субсидии имеют все граждане и семьи, доход которых не позволяет им в полном объеме оплачивать жилье и коммунальные услуги, т.е. без привязки к прожиточному минимуму.
Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им государственным учреждением. При этом органы государственной власти субъекта РФ вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий. Для получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданину необходимо обратиться с заявлением в уполномоченный орган по месту жительства. К заявлению следует приложить необходимый пакет документов.
Гражданам и (или) членам их семьи предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Предоставление субсидий осуществляется одним из следующих способов:
перечисление средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования;
выплата (доставка) средств через организации связи или выплата из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.
При этом часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется:
по общему правилу из бюджетов субъектов РФ;
для отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти:
а) сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба и сведения о которых не подлежат разглашению;
б) лицам, проходящим либо проходившим военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
.4 Социальные услуги
Государственная социальная помощь может оказываться и в натуральной форме, а именно: в виде набора социальных услуг, под которыми понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Законом <consultantplus://offline/ref=0BD84A500A965F351CE776A730A5B2B5094F3CB3DA4256971B207C4AECa7lAR>. Данный вид помощи предоставляется независимо от уровня дохода граждан. Ее суть заключается в том, что государство предоставляет определенным категориям граждан возможность бесплатно получить ряд услуг, необходимых им для обеспечения жизнедеятельности. Однако при этом важно понимать, что набор социальных услуг не является абсолютно бесплатным. Если гражданин изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат, которые установлены с 2005 г. тем же самым категориям, кому потенциально предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Термин "набор социальных услуг" был введен в связи с принятием Федерального закона <consultantplus://offline/ref=CD4D6796F80FF2A42E560AB4A35D9C0865C857FD614D139A139B56FEA2CA53F> от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этот закон более известен как закон о монетизации льгот.
Социальные услуги как вид государственной социальной помощи включает в себя следующие:
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
инвалиды войны;
участники Великой Отечественной войны;
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
инвалиды;
дети-инвалиды.
Все вышеперечисленные категории граждан подразделяются на две группы:
) "федеральные льготники", т.е. категории граждан, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
) "региональные льготники", т.е. категории граждан, включенные в соответствующий региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Первая категория лиц, имеющая право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, — это инвалиды войны, а также приравненных к инвалидам войны следующих лиц:
военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
Вторую категорию лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, составляют участники войны. В ст. 15 <consultantplus://offline/ref=ACFB6E5CE2C9D4E0FB625B655D1A09E428394624D922BB2659FEF8985C2A8CE8598F7B3BqDs2R> Федерального З <consultantplus://offline/ref=89FD47763FEF2BA4DE7B3B2CF50D0EA4E645948DE0589D510553570DBEY1e4R>акона РФ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, которые во многом сходны с мерами, предоставляемыми инвалидам войны. Например:
льготы по пенсионному обеспечению;
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны;
оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений;
внеочередная установка квартирного телефона;
преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
другие меры.
Одну из категорий льготников составляют члены семей погибших (умерших):
инвалидов войны;
участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны;
работников госпиталей и больниц.
Какими льготами и привилегиями в сфере предоставления социальных услуг они обладают?
льготы по пенсионному обеспечению;
преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года;
сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими;
оплата в размере 50% коммунальных услуг;
при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;
первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы перечисленные нами льготы предоставляются:
родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Ряд субъектов федерации принимают свои нормативные акты по оказанию социальной помощи отдельным категориям граждан. Так, Законом Московской области от 21 января 2005 г. N 31/2005-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Московской области" утвержден Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания. Перечислим некоторые из них: покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; помощь в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);
сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
оказание помощи в написании писем; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий; обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
содействие в оказании медицинской помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;
содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи; содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение; содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;
содействие в трудоустройстве; помощь в оформлении документов; содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки; оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг;
наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной доврачебной помощи; выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача; оказание санитарно-гигиенических услуг; кормление ослабленных больных; проведение санитарно-просветительной работы и другие услуги.
.5 Натуральная помощь
Таковую оказывает субъект федерации, соответственно, она значительно различается в зависимости от регионов. Она может предоставляться в виде:
топлива;
продуктов питания;
одежды;
обуви;
медикаментов;
школьных принадлежностей;
предоставления в безвозмездное пользование автотранспорта;
предоставления бытовых приборов и техники;
бесплатного горячего питания в учебных учреждениях;
бесплатного посещения культурных мероприятий;
бесплатного проезда на общественном транспорте;
иных видов натуральной помощи.
Приведем пример по нашему краю. Постановление Правительства Пермского края от 24.12.2013 N 1804-п (ред. от 18.07.2014) "О предоставлении государственной социальной помощи в форме социального пособия и натуральной помощи". В первую очередь она реализуется в предоставлении дров и угля для отопления жилья отдельным категориям малоимущих граждан, бесплатного питания для школьников.
. Вопрос о введении продуктовых карточек в России
В связи с повышением цен <#»justify»>Ключевой закон в данной сфере — Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи". Он предусматривает оказание социальной помощи в следующих формах: социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги, жизненно необходимые товары (натуральная помощь).
Поскольку Россия — федеративное государство, социальная помощь оказывается на федеральном и региональном уровнях. Это реализуется через финансирование по соответствующим бюджетам. Для реализации этого имеется целый комплекс федеральных и региональных законов и подзаконных актов, подробно регламентирующих объекты, субъекты, механизмы и процедуры такой социальной помощи.
В настоящее время, в связи с кризисными явлениями в экономике и ростом цен возникла необходимость не только индексировать пособия и выплаты социального характера, но и подумать о введении социальных карточек, позволяющих целевым образом расходовать государственную субсидию на приобретение продуктов питания.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=0AD89C55FCF2337235F632F7F02F0B714CF0F9581D5B05C7F825A0B195b8sAF> от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.
Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=CD4D6796F80FF2A42E560AB4A35D9C0865C857FD614D139A139B56FEA2CA53F> РФ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Закон Пермской области от 30.11.2004 N 1832-389 (ред. от 02.09.2014) "О государственной социальной помощи в Пермском крае" // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. N 1. II часть. 27.01.2005.
Постановление Правительства Пермского края от 24.12.2013 N 1804-п (ред. от 18.07.2014) "О предоставлении государственной социальной помощи в форме социального пособия и натуральной помощи" // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. N 51. часть 1. 30.12.2013.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком военнослужащего срочной службы // <#»justify»>Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 312 с.
Замараева З.П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2012. N 2. С. 184 — 190.
Кухаренко Т.А., Гурина О.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) / под ред. Э.Р. Курманова // СПС КонсультантПлюс. 2013.
Правительство РФ попросили ввести продуктовые карточки из-за кризиса // <http://www.newsru.com/russia/09feb2015/prodcards.html>
Прожиточный минимум в 2015 году по регионам России // <http://bs-life.ru/makroekonomika/prozitochniy-minimum2015.html>
Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту <consultantplus://offline/ref=C09166A41D2FDC325493DDD0F4C1C29BB54AC73A3AA01189BE24CBEBrAW7G> от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009.