Содержание
Курсовя работа написана для Московского Госудрственного Университета. Оценка по работе была 4
Выдержка из текста работы
Парламентская система функционирующая сегодня в Российской Федерации имеет длительную историю. На протяжении долгого периода времени формировались разные политические органы исполняющие функции парламента.
Идея парламентаризма имеет глубокие корни в истории становления российской государственности, однако это еще не свидетельствует об исторической преемственности российского парламентаризма. Конституция 1993 г. открыла новую страницу в истории российского парламентаризма. Высшую законодательную власть в стране стал представлять двухпалатный парламент.
Объектом исследования данной курсовой работы является изучение особенностей функционирования Государственной думы Российской Федерации как законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются политико-правовые особенности функционирования Государственной думы Российской Федерации в целом.
Цель данной курсовой работы — исследовать особенности организации и деятельности Государственной думы РФ, так же изучить законотворческий процесс и определить место и роль Государственной думы РФ, как законодательного и представительного органа в системе государственной власти.
На основании поставленной цели можно выделить следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятию «Парламент»;
2. Определить конституционный статус Государственной думы РФ;
3. Определить исторические особенности формирования представительных органов в России;
4. Дать характеристику компетенции Государственной думы;
5. Выделить особенности статуса депутата Государственной думы РФ;
6. Определить организацию деятельности Государственной думы Российской Федерации;
7. Дать общая характеристику законодательного процесса Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика изучения статуса Государственной думы в последнее время стала занимать важное место в системе политического знания.
Данная тема является одной из актуальнейших тем в современном конституционном праве, т.к. изучение данной темы коренным образом влияет на политическую ситуацию в целом.
Глава 1. Государственная дума Российской Федерации как нижняя палата Российского парламента
1.1. Исторические особенности формирования представительных органов в России
Традиции представительства имеют в России древнюю историю. Они пришли на смену непосредственному участию населения в делах отечества — Псковскому, Новгородскому вече, иных древнерусских княжеств. С включением их в состав Московского царства вече остаются в прошлом, они более не собираются.
В российских землях в качестве совещательного органа при князе имелись княжеские думы. С конца XV в. они становятся постоянными и получают наименование Боярская дума. Боярская дума была упразднена в 1711 г. в связи с созданием Петром I Сената………
Заключение
Таким образом, в заключении данной курсовой работы можно сделать вывод о том, что законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента — Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы.
В данной курсовой работе в большей степени рассматривался вопрос компетенции и полномочий нижней палаты парламента российской Федерации — Государственной думы Российской Федерации.
Государственная дума состоит из 450 депутатов, избираемых на общенациональных выборах по пропорциональной избирательной системе.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Работая на профессиональной постоянной основе, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 95-97).
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, хотя Президент может созвать ее и ранее этого срока. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего состава прекращаются. Регламент устанавливает, что Государственная Дума РФ ежегодно проводит две сессии — весеннюю (более шести месяцев — с 12 января по 20 июля) и осеннюю (почти три месяца — с 1 октября по 25 декабря). Государственная Дума избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком. Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов создается Совет Государственной Думы, в состав которого с правом решающего голоса входят Председатель Думы и руководители депутатских объединений, а с правом совещательного голоса в его работе принимают участие заместители Председателя Думы и председатели ее комитетов. На заседаниях Совета могут присутствовать депутаты палаты.
Таким образом, в данной курсовой работе отражены все ключевые аспекты характеризующие государственную думу как законодательный и представительный орган государственной власти.
Список литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). — М. : Проспект, 2009. — 32 с.
2. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»
5. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 05.12.95 № 192-фз «о порядке формирования совета федерации федерального собрания»
Учебная литература:
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2007. 776 с.
2. Габричидзе Б.И. Конституционное право России: учебник для вузов / Б.И. Габричидзе, А.Г. Чернявский. — М.: Дашков и К, 2007. — С.564-625.
3. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие — М., 2008.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник — М.: Юристъ, 2008. 654 с.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. — М.: Издательство БЕК, 2009. 368 с.
6. Конституционное право России: учебник/ под ред. Г,И, КОМКОВОЙ. — Изд. С изм. — М.: Юристъ, 2006. — С. 301-311.
Периодические издания:
1. Любимов А.П. Основные вехи развития российского парламентаризма // Государство и право. — 2001. — № 2 С.12-15; -№ 3 С. 28-30.
2. Мошкин СВ. Российский парламентаризм в конституционном контексте // Вопросы Истории.- 2009, -№6.- С.16-19.
3. Охотский Е.В. Парламентаризм в России: конституционные и «неконституционные» рамки // Человек, наука, управление: Материалы «круглого стола» (23 июня 2005г.). — 2005.- С. 25-28.
4. Гостев В.И. Особенности компетенции Государственной Думы.// Государство и право.-2008. №8 — С. 26-29.