Содержание
Введение3
Раздел 1 Методы создания планово-высотного обоснования при крупно масштабной съёмки5
1.1. Полигонометрия 4 класс 1-2 разряда5
1.2. Создание планово-высотного обоснования с применением глобальных навигационных спутниковых систем22
Раздел 2. Методы создания крупномасштабных цифровых топопланов27
2.1. Тахеометрическая съёмка27
2.2. Стерео-топографическая съёмка31
2.3. Создание топопланов с применением наземного лазерного сканирования32
Выводы36
Список литературы38
Выдержка из текста работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра металлорежущих станков и инструментов
СЕРТИФИКАЦИЯ
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Методические указания к лабораторной работе по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация»
для студентов специальности 120200 «Металлорежущие станки и инструменты» специализации 120219 «Менеджмент качества, сертификации и лицензирование оборудова-
ния»
Составитель Н.Г. Розенко
Утверждены на заседаниикафедры Протокол № 6 от 25.06.01 Рекомендованы к печати учебно-методическойкомиссией специальности 120200 Протокол № 6 от 27.06.01 Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Изучить многоуровневую иерархическую систему соподчиненных законодательных, нормативных и технических документов по обеспечению качества работ и услуг. Получить практические навыки по использованию их для разработки, внедрения и сертификации систем управления качества на предприятиях и организациях.
2.СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
Вп.3 статьи 15 Закона Российской Федерации «О стандартизации» говорится о том, что при разработке федеральных или иных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета РФ, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделы нормативного обеспечения качества продукции работ, услуг.
Управление качеством связано также со стандартизацией, так как его основной нормативной базой являются, как правило, стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентированы способы достижения требуемого уровня качества, а также порядок проверки и оценки качества.
Качество, как философская категория, выражает существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно таким,
ане другим. В зависимости от цели использования и рассмотрения качество может содержать также технический, экономический, правовой и другие аспекты. В стандартах ИСО серии 9000 качество определяется как совокупность свойств или характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Развитые страны мира воспринимают высокое качество продукции как стратегический коммерческий императив и значимый источник национального богатства, определяющий престиж государства. Качество продукции служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составной частью конкурентоспособности.
Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем, осуществляется путем сертификации. Сертификация может быть обязательной и добровольной. Для подтверждения соответствия сертификационной продукции установленным требованиям выда-
2
ется сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации.
Для маркировки продукции, соответствующей установленным требованиям, применяется зарегистрированный в установленном порядке знак соответствия. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, установленными Госстандартом РФ. В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (далее – Госстандарт РФ) наделяется необходимыми полномочиями в проведении следующих работ:
1)формирование и реализация государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликование официальной информации о них;
2)проведение государственной регистрации систем сертификации
изнаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
3)опубликование официальной информации о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия
ипредставления ее в установленном порядке в международные и региональные организации по сертификации;
4)подготовка в установленном порядке предложений о присоединении к международным и региональным системам сертификации, а также заключение в установленном порядке соглашений с международными и региональными организациями о взаимном признании результатов сертификации;
5)представление в установленном порядке Российской Федерации в международных и региональных организациях по вопросом сертификации в качестве национального органа Российской Федерации по сертификации.
Для осуществления деятельности по сертификации государственными органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями создаются системы сертификации, которые представляют собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этих системах в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». В отдельно взятую систему сертификации может входить несколько систем сертификации однородной продукции. В системы сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственно-
3
сти, а также общественные объединения. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Госстандартом РФ порядке.
Обязательная сертификация осуществляется на соответствии продукции и услуг обязательным требованиям государственных стандартов в соответствии со статьей 7 Закона РФ «О стандартизации». К обязательным требованиям для соблюдения их органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности, согласно закону РФ «О стандартизации», относятся требования для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ.
Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя их поставщика продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствия продукции или услуг этим требованиям государственных стандартов может осуществляться путем добровольной сертификации.
Соответствие продукции и услуг требованиям государственным стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагается на Госстандарт РФ, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие государственные органы управления РФ.
Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Госстандартом РФ либо другими государственными органами управления РФ, уполномоченными на то в соответствии со статьей 7 Закона «О сертификации продукции и услуг» и с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.
Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт РФ, иные государственные органы управления РФ, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные центры и лаборатории, изготовители и продавцы продукции, а также центральные органы систем сертификации, опре-
4
деляемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений, союзов и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органам управления.
Госстандарт России и другие государственные органы управления РФ, на которые законодательными актами РФ возлагаются организация
ипроведение работ по обязательной сертификации в пределах своей компетенции, реализуют следующие правомочия:
1)создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила, процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
2)осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов, т.е. формы сертификации;
3)определяют центральные органы систем сертификации ;
4)аккредитуют органы по сертификации, испытательные центры
илаборатории и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии);
5)ведут государственный реестр участников и объектов сертифи-
кации;
6)устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
7)устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
8)осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицируемой продукцией;
9)рассматривают апелляции по вопросам сертификации;
10)выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.
Участники обязательной сертификации имеют вполне определенные обязанности.
Центральный орган по сертификации:
1)организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
2)рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных центров и лабораторий.
5
Орган по сертификации:
1)сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
2)обеспечивает инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
3)приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
4)предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Испытательный центр или лаборатория, аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
Изготовители (исполнители), продавцы продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:
1)реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;
2)обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
3)указывать в сопроводительной документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция и обеспечивать доведение этой информации до потребителя, покупателя, заказчика;
4)приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствия которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
5)обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
6)извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
6
В условиях контактов, заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства РФ обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то органом Российской Федерации.
Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
Государственный надзор за соблюдением изготовителями, исполнителями продавцами, испытательными центрами и лабораториями, органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом РФ, иными специальными уполномоченными государственными органами управления РФ в пределах своей компетенции.
Непосредственно государственный надзор и контроль за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением правил по сертификации в порядке и на условиях, установленных Законом РФ «О стандартизации».
По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами РФ не предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органами по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте РФ в установленном Госстандартом РФ порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию при соблюдении указанных условий.
7
Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.
При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
Схемы (способы, формы — далее схемы), применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом РФ, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами РФ возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схемы должны быть указаны в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородной продукции.
При выборе схемы сертификации следует использовать схемы, обеспечивающие необходимую доказательность сертификации, в том числе принятые в зарубежной и международной практике. Рекомендуемые схемы сертификации, применяемые при проведении сертификации в Российской Федерации приведены в таблице.
Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Схемы сертификации продукции
Номер |
|
Характеристика схемы сертификации |
|||
схемы |
|
|
|
|
|
испытания |
в аккреди- |
проверка производ- |
инспекционный кон- |
||
серти- |
тованных |
лаборатори- |
ства (системы каче- |
троль сертифициро- |
|
фика- |
ях и другие способы |
|
ства) |
ванной продукции |
|
ции |
доказательства соот- |
|
(системы качества |
||
|
|
||||
|
ветствия |
|
|
|
продукции) |
1 |
|
2 |
|
3 |
4 |
1 |
Испытания типа |
|
— |
— |
|
1а |
Испытание типа |
Анализ |
состояния |
— |
|
|
|
|
производства |
|
8
Продолжение табл.
1 |
2 |
|
3 |
|
|
|
4 |
|
2 |
Испытания типа |
— |
|
|
Испытания |
образцов, |
||
|
|
|
|
|
|
взятых у продавца |
||
2а |
Испытания типа |
Анализ |
состояния |
Испытания |
образцов, |
|||
|
|
|
производства |
|
взятых |
у |
продавца. |
|
|
|
|
|
|
|
Анализ |
|
состояния |
|
|
|
|
|
|
производства |
||
3 |
Испытания типа |
— |
|
|
Испытания |
образцов, |
||
|
|
|
|
|
|
взятых у изготовителя |
||
3а |
Испытания типа |
Анализ |
состояния |
Испытания |
образцов, |
|||
|
|
|
производства |
|
взятых |
у |
продавца. |
|
|
|
|
|
|
|
Испытания |
образцов, |
|
|
|
|
|
|
|
взятых у изготовителя. |
||
|
|
|
|
|
|
Анализ |
|
состояния |
|
|
|
|
|
|
производства. |
||
4 |
Испытания типа |
— |
|
|
Испытания |
образцов, |
||
|
|
|
|
|
|
взятых |
у |
продавца. |
|
|
|
|
|
|
Испытания |
образцов, |
|
|
|
|
|
|
|
взятых у изготовителя. |
||
4а |
Испытания типа |
Анализ |
состояния |
Испытания |
образцов, |
|||
|
|
|
производства |
|
взятых |
у |
продавца. |
|
|
|
|
|
|
|
Испытания |
образцов, |
|
|
|
|
|
|
|
взятых у изготовителя. |
||
|
|
|
|
|
|
Анализ |
|
состояния |
|
|
|
|
|
|
производства. |
||
5 |
Испытания типа |
Сертификация |
произ- |
Контроль |
сертифици- |
|||
|
|
|
водства или |
сертифи- |
рованной системы ка- |
|||
|
|
|
кация системы качест- |
чества (производства). |
||||
|
|
|
ва |
|
|
Испытания |
образцов, |
|
|
|
|
|
|
|
взятых у продавца или |
||
|
|
|
|
|
|
у изготовителя. |
||
6 |
Рассмотрение |
декла- |
Сертификация |
систе- |
Контроль |
сертифици- |
||
|
рации о соответствии с |
мы качества |
|
|
рованной системы ка- |
|||
|
прилагаемыми |
доку- |
|
|
|
чества. |
|
|
|
ментами |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Испытание партии |
— |
|
|
|
|
— |
|
8 |
Испытания |
каждого |
— |
|
|
|
|
— |
|
образца |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Рассмотрение |
декла- |
|
|
|
|
|
|
|
рации о соответствии с |
— |
|
|
|
|
— |
|
|
прилагаемыми |
доку- |
|
|
|
|
|
|
|
ментами |
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
Продолжение табл. |
|
1 |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
9а |
Рассмотрение |
декла- |
Анализатор |
состояния |
|
|
|
рации о соответствии с |
производства |
— |
|
||
|
прилагаемыми |
доку- |
|
|
|
|
|
ментами |
|
|
|
|
|
10 |
Рассмотрение |
декла- |
|
|
Испытания |
образцов, |
|
рации о соответствии с |
— |
|
взятых у продавца или |
||
|
прилагаемыми |
доку- |
|
|
у изготовителя |
|
|
ментами |
|
|
|
|
|
10а |
Рассмотрение |
декла- |
Анализ |
состояния |
Испытания |
образцов, |
|
рации о соответствии с |
производства |
взятых у продавца или |
|||
|
прилагаемыми |
доку- |
|
|
у изготовителя. Ана- |
|
|
ментами |
|
|
|
лиз состояния произ- |
|
|
|
|
|
|
водства. |
|
Испытания типа продукции осуществляется на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.
Схемы 1-8приняты в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1а,2а,3а и 4а – дополнительные и являются модификацией соответственно схем 1,2,3 и 4.
Схемы 9-10аоснованы на использовании декларации о соответствии поставщика, принятом в ЕС в качестве элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
Инспекционный контроль, указанный в таблице, проводится после выдачи сертификата.
Схемы сертификации 1-6и9а-10априменяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схемы 7,8,9 – при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.
Схемы 1-4рекомендуется применять в следующих случаях: схему 1 – при ограниченном, заранее оговоренном объеме реали-
зации продукции, которая будет поставляться в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции – при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции – при ограниченном объеме выпуска);
схему 2 – для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию;
Н.Г. Розенко Сертификация. Нормативное обеспечение качества продукции, работ и услуг на промышленном предприятии — Стр 2
10
схему 3 – для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;
схему 4 – при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства.
Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой:
реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки продукции;
технологические процессы чувствительны к внешним факторам; установлены повышенные требования к стабильности характери-
стик выпускаемой продукции; сроки годности продукции меньше времени, необходимого для
организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;
характерна частая схема модификаций продукции; продукция может быть испытана только после монтажа у потре-
бителя.
Условием применения схемы 6 является наличие у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствия требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества.
Схему 6 можно использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика (но не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значение соответствуют требованиям нормативных документов, применяемых в Российской Федерации.
Схемы 7 и 8 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия).
Схемы 9-10аоснованы на использовании в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.
В декларации о соответствии заявитель (продавец) в лице уполномоченного представителя под свою ответственность заявляет, что его продукция соответствует установленным требованиям.
Декларация о соответствии, подписанная руководителем организации – изготовителя (продавца), совместно с прилагаемыми докумен-
11
тами направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации.
Орган по сертификации рассматривает представленные документы и в случае необходимости запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического процесса, документы о соответствии продукции определенным требованиям, выдаваемые органами исполнительной власти в пределах своей компетенции и т.д.). Одновременно орган по сертификации сопоставляет образец продукции с представленными документами. При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат соответствия.
Условием применения схем сертификации 9-10аявляется наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям.
Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать продукцию по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из предъявленных документов.
Данные схемы целесообразно применять для сертификации продукции субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации не повторяющихся партий небольшого объема отечественной и зарубежной продукции.
Схемы 9 и 10а рекомендуется применять в следующих случаях: схему 9 – при сертификации не повторяющейся партии неболь-
шого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производитель продукции высокого уровня качества, или единичного изделия, комплекта изделий как комплекса, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных и иных объектов, если по представленной технической документации можно судить о безопасности изделий;
схему 9а – при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;
схемы 10 и 10а – при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах выпуска.
12
Схемы 1а,2а,3а,4а,9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1,2,3,4,9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями.
Необходимым условием применения схем 1а, 2а,3а,4а,9а и 10а является участие в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.
При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не проводят.
При проведении обязательной сертификации по схемам 5 или 6 и наличии у изготовителя сертификата соответствия на производство или систему качества (по той же или более полной модели, чем та, которая принята при сертификации продукции) сертификацию производства или системы качества соответственно повторно не проводят.
Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства, обращения и использования.
Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации.
В схемах сертификации, если это не противоречит правилам системы сертификации, могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации.
При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают специфику продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и продолжительность производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия по отношению к качеству сертифицируемой продукции, качество используемых комплектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями и т.п.
В зависимости от вида сертифицируемой продукции используют следующие дополнительные документы:
1)протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т.п.);
2)гигиеническое заключение (гигиенический сертификат);
13
3)документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническомсостоянии производства;
4)сертификат пожарной безопасности (на продукцию);
5)сертификаты (декларации соответствия) поставщиков комплектующих изделий и материалов, тары, упаковки;
6)зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества поставщика;
7)протоколы испытаний в зарубежных лабораториях;
8)техническую документацию изготовителя (конструкторскую, технологическую, эксплуатационную и т.п.).
Кроме перечисленных, по решению органа по сертификации можно использовать другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности содержащейся в них информации.
3.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1от 10 июня 1993 г.//Экономика и жизнь. — 1993.- № 27.
2.Закон Российской Федерации «О стандартизации» № 5154-1от 10 июня 1993 г.// Экономика и жизнь. — 1993. — № 28.
3.Мишин В.М. Управления качеством: Учеб. пособие для вузов.
М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000. — 303 с.
4.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Когда принят закон РФ «О сертификации продукции и услуг» ?
2.Что такое «сертификация»?
3.Каково значение сертификации в обеспечении качества продукции, работ, услуг?
4.Каковы цели сертификации?
5.Каковы полномочия Госстандарта РФ в решении вопросов сертификации?
6.Что такое «обязательная сертификация». Какова область ее применения?
7.Что такое «добровольная сертификация». Какова область ее применения?
8.Что такое «схема сертификации»?
9.Какие существуют схемы сертификации и в каких ситуациях применяется каждая из них?
14
Составитель Николай Григорьевич Розенко
СЕРТИФИКАЦИЯ
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Методические указания к лабораторной работе по курсу «Метрология, стандартизация
и сертификация» для студентов специальности 120200 «Металлорежущие станки и инструменты» специализации 120219 «Менеджмент качества, сертификации и лицензирование оборудования»
Редактор Е.Л. Наркевич
НД № 06536 от 16.01.02
Подписано в печать 17.10.01. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд.л. 0,9. Тираж 50 экз.
ГУ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография ГУ Кузбасский государственный технический университет. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.