Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕГО РАЗВИТИЯ5
1.1 Общее представление о стрессе5
1.2 Стадии развития стресса8
1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости10
2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ17
2.1 Особенности развития личности в подростковом возрасте17
2.2 Развитие личности в юношеском возрасте22
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ27
3.1 Организация исследования27
3.2 Результаты исследования и их анализ30
3.3 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ54
ПРИЛОЖЕНИЯ57
Выдержка из текста работы
2.1. Организация исследования и характеристика психодиагностических методик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития мышления у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте и психолого-педагогические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список использованной литературы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Введение
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятии (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь посредством мышления.
Способность к мышлению формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Так как мышление — высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей.
В последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С.Кон, Т.А.Репина, В.А.Крутецкий, Ш.Берн, В.Е.Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендорной специфики мышления остается практически не изученной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны (И.Я.Каплунович, А.Л.Сиротюк). В то время как проблема возникновения и развития мышления у ребенка обсуждалась в психологии неоднократно и с самых различных точек зрения. Однако за последнее время наиболее распространенным явилось представление о пути от более примитивных его форм к все более совершенной, каковой является словесно-логическое мышление (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н., Минская Г.И. Штерн В).
Цель нашего исследования: провести сравнительный анализ уровня развития мышления мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.
Объектом исследования в данной работе является мышления детей дошкольного возраста.
Предметной областью исследования является отличительная особенность развития мышления у дошкольников мужского и женского пола.
Основу гипотезы составило предположение о том, что: развитие мышления у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте имеют свои различия. Развитие мышления у мальчиков выше, чем у девочек.
Задачи:
— изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
— подобрать методы и методики исследования мышления;
— выявить степень сформированности мышления детей дошкольного возраста;
— провести сравнительный анализ, сделать выводы, сформулировать психолого-педагогические рекомендации.
Методы исследования: научный анализ психолого-педагогической литературы; констатирующий эксперимент; математико-статистический анализ данных и интерпретация полученных результатов.
База экспериментального исследования: в исследовании принимали участие дети дошкольного возраста, в количестве 24 человек, из них 12 мальчиков и 12 девочек.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты дошкольного возраста
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст — этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет[16].
Восприятие (англ. perception) — сложный психофизиологический процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т, е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей [4].
Совершенствование перцептивных действий и овладение новыми типами таких действий обеспечивает прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т. е. приобретение им большей точности, расчлененности и других важных качеств. Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие способностей.
Внимание (англ. attention) — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие информации и выполнение поставленных задач.
Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т. е. фактически не является произвольным.
От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам.
В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз.
Память (англ. memory) — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал [11].
Первые ……..
Список литературы
1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск,1989.
2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК,2001
3. Вархотова Е.К., Дятко Н.В, Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе, практическое пособие для педагогов и школьных психологов., -М., 2003
4. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-Ч.II.- М.,1981.
5. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.-М., 1979., 49-68
6. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.- М., 1984., 67-74.
7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей.-М., 1985.
8. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии.- 1988.- № 16.
9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.- М., 1984.
10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.-М., 1986.-Т. 1.,154-215 с.
11. Истомина 3. М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие.- М., 1978., 26-61.
12. Истомина 3. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II.-М., 1981.
13. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
14. Катаева И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. — М., 2004.
15. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка.В играх, тренингах, тестах, -Ростов-на-Дону, 2002
16. Мещеряков Б.Г., В. П. Зинченко Большой психологический словарь, 3-е изд., 2002 г.
17. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.-М., 1985., 238-251.
18. Немов Р.С_ Психология Кн 2_Психология образования_1995 2-е изд -496с.
19. Обухова Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против.-М., 1981., 85-88
20. Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе., -Волгоград, 2007
21. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия «о возрастной и педагогической психологии. — Ч. II.-М., 1981.
22. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.-М., 1977., 162-237
23. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.-М., 1964.,35-67.
24. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. Творческий Центр., -М., 2005.
Эльконин Б.Д. Детская психология. — М. 2004 г.