Содержание
Содержание
Введение…2
Глава 1. Субъективное благополучие….4
1.1.Оценка субъективного благополучия..4
1.2. Влияние внешних факторов на субъективное благополучие…6
1.3. Теория адаптационного уровня…….7
1.4. Личные факторы, влияющие на субъективное благополучие……………9
1.5. Субъективное благополучие и возраст.11
Глава 2. Счастье…..13
2.1. Общая характеристика счастья….13
2.2. Счастье и социальные отношения….15
2.3. Является ли счастье самоцелью….20
2.4. Что нужно человеку для счастья…23
Заключение…..27
Список литературы….29
Выдержка из текста работы
Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даёт основание назвать ребёнка личностью. [26]
По мнению А. В. Запорожца, «гармонично развитая личность – это гармоничное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Как отмечают педагоги и психологи, в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.[1]
На адаптацию детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает уровень личностной тревожности. Она проявляется в склонности испытывать тревожное состояние в реальных или воображаемых ситуациях, которые субъективно оцениваются как угрожающие. Тревожность выражается целесообразным повышением сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности. Она может также рассматриваться как психодинамическое свойство, связанное с инертностью нервных процессов. Высокий уровень тревожности негативно влияет на развитие личности и может привести к ее дезадаптации и невротизации. [15]
У детей дошкольного возраста тревожность является результатом нарушения отношений с близкими взрослыми и воспитателями. Повышенной тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. При этом девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах. Тревожность связана с механизмами регуляции сердечного ритма. Так, чем выше уровень тревожности, тем больше частота сердечных сокращений, индекс напряжения и коэффициент сердечного ритма. «Тревожные дети» – это неуверенные в себе дети с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер, ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Следовательно, образуется реакция психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит угроза». Ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Также ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. Происходит отрыв от реальности. В настоящее время изучению тревожности посвящено большое количество работ, таких авторов как А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Н. Шанина, Л.М. Костина, Н.В. Имедадзе. А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Причинами формирования тревожности могут быть как и природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и социальные, раскрывающиеся в условиях социализации. [14]
Механизм формирования тревожности как свойства личности изучался в работах зарубежных исследователей (З. Фрейд, К. Хорни, Ч. Спилберг и др.), а так же в работах отечественных психологов (А.И. Захаров, Ж.М. Глозман, В.В. Зоткин, А.М. Прихожан и др.).
Специалисты считают, что тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. [24]
По сравнению с девочками мальчики хуже выходят из стрессовых состояний из-за их относительной эмоциональной слабости, с трудом перестраиваются, и долго обрабатывают эмоционально заряженную информацию, поскольку не могут справиться с эмоциями и перевести их в слова так же быстро, как девочка. Мальчики вообще более эмоционально уязвимы, поэтому требуют повышенного внимания и чуткости со стороны родителей и педагогов. Девочки склонны делиться своими переживаниями с другими и открыто выражать свои эмоции, тогда как мальчики замыкаются в себе или становятся агрессивными и раздражительными. Девочки обращаются за помощью словами, а мальчики это делают действием [5].
Дж. Грэй утверждает, что независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам – заботы. Мальчик доволен собой, когда может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. В современных условиях у большинства родителей нет времени для того, чтобы ждать этих проявлений самостоятельности, и они делают все за своих детей сами. Предлагая помощь девочке, взрослые дают ей понять, что она им не безразлична, что о ней заботятся, любят, но мальчик может воспринять предложение о помощи как оскорбление. Он увидит в этом намек, что родители не доверяют ему, не верят, что он может справиться с этим самостоятельно. Отсюда у мальчика может возникнуть неуверенность, тревожность. Предложение помощи девочке – это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно – жест доверия. [6]
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью изучения гендерных особенностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным теоретическим обоснованием.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение гендерных особенностей проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить гендерные особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотетическое предположение о том, что в старшем дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить понятие «тревожность» в психолого-педагогической литературе.
2.Выявить причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3.Исследовать наличие или отсутствие различий в уровне тревожности между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой послужили работы А.М. Прихожан, освещающие проблему тревожности дошкольников и психолого-педагогические труды, раскрывающие вопросы различий мальчиков и девочек (Дж.Грэй, Н.Ю. Ерофеева, А.М. Прихожан).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию;
• эмпирические методы, включающие тестирование (тест на выявление тревожности Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амена, анкета для родителей «Определение уровня тревожности ребёнка», наблюдение и формирующий эксперимент;
• методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация, база и этапы исследования: исследование гендерных особенностей проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) проводилось в г. Ишиме на базе МАДОУ д/с № 9 «Золотой ключик», в котором приняли участие 16 детей (8 девочек и 8 мальчиков).
Исследование проводилось в период с 15 октября 2016г. по 16 декабря2016 г. и включало три этапа:
Первый этап – постановочный (с 15 октября 2016г. по 15 ноября 2016 г.). Выбор и осмысление темы исследования, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, определение методологического аппарата (постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы).
Второй этап – собственно-исследовательский (с 16 ноября 2016 г. по 16 декабря 2016 г.). Осуществлялась экспериментальная работа, которая позволила выполнить проверку гипотезы и намеченных теоретических положений, рассматриваемых в курсовой работе.
Третий этап – интерпретационно-оформительский (с 17 декабря 2016 г. по 25 декабря 2016 г.). Осуществлены систематизация и обобщение результатов исследования, подведены итоги экспериментального исследования, оформлена курсовая работа.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в подтверждении гипотезы о том, что в старшем дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки, а также в работе педагога-психолога с тревожными детьми.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на базе МАДОУ д/с № 9 «Золотой ключик» г. Ишима.
Структура и объем работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
………….
Список литературы
1. Бендас Т. В. Стр 194 М 2016 г гендерная психология: учебное пособие
2. .Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (
3. Волков Е.М. Трудные дети или трудные родители. — М.: Профиздат, 1992 – 96 с.
4. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 496с.
5. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. М.: Флинта, 2011. 176 с.
6. Грэй Дж. Дети с небес: уроки воспитания. М.: София, 2009. 384 с.
7. Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении. -М.: Гном и Д, 2002
8. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. 0 С.56
9. Ерофеева Н.Ю. Основы гендерной педагогики: учеб. пособие. Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2012. 695 с.
10. Ермолаева М.В. Психологическая развивающая и коррекционная работа с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1998. –
11. Журавлев, В.И. Основы педагогической дефектологии.- М. 1995. – С.134.
12. Захаров, В.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Владос, 1994. – С.45.
13. Игумнова А. Проблема тревожности в дошкольном возрасте / А. Игумнова [Электронный ресурс] : index.php.
14. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980.
15. Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.
16. Мещеряков. Б.,. Зинченко. В Большой психологический словарь /
17. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004.
18. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. — М.,1996. – С.210.
20. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — №2
21. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе.– М., 1994 – С.12.
22. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.- М., Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред.
23. Рогов, Е.И. Общая психология. — М.,1998 . – С.123.
24. Разуваева Т.Н., Садыкова Т.И. Диагностика детской тревожности и способы ее устранения // Диагностическая и коррекционная работа психолога в дошкольном учреждении. – Шадринск, 1993. – С.70-77.
25. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением.– М., 1966.- С.112.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997.
27. Шанина Н.П. Тревожные дети // Дошкольное воспитание.-1996.- №7
28. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. — №4 .