Содержание
Введение3
Глава 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ7
1.1. Понятие межличностных отношений в социальной психологии7
1.2. Гендерные особенности межличностных отношений17
1.3. Особенности межличностных отношений в профессиональной деятельности сотрудников милиции22
Выводы по теоретической части25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ27
2.1. Организация и основные этапы эмпирического исследования27
2.2. Анализ результатов30
2.3. Интерпретация результатов и выводы37
2.4. Практические рекомендации39
Заключение43
Список литературы46
Приложение48
Выдержка из текста работы
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
Цель работы: выявить основные особенности межличностных отношений в группе сверстников дошкольного возраста.
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования — особенности межличностных отношений в группе сверстников среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Гипотеза : межличностные взаимоотношения среди средних дошкольников в группах частного детского сада отличаются большой сплоченностью коллектива.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1.Теоретический анализ поставленных проблем;
2. Эмпирическое изучение межличностных отношений в группе средних дошкольников 4-5 лет, посещающих частный детский сад.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, систематизация и обобщение материала, методика «Два дома» (вариант социометрического метода).
В исследовании принимали участие 10 человек в возрасте 4-5 лет.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы формирования межличностных отношений в среднем дошкольном возрасте.
1.1 Понятие межличностных отношений в современной социальной психологии.
Классическое определение отношений личности принадлежит В.Н. Мясищеву.
Отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.
Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений.
Межличностные отношения — система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общения людей.
Межличностные отношения — это субъективно переживаемое, личностнозначимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия.
Место и природа межличностных отношений
Принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне [Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. С. 146], в других случаях — как отражение в сознании общественных отношений [Платонов К, К. О системе психологии. М., 1974. С. 30] и т. д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом “сечении” экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Межличностные отношения и общественные отношения
При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.
Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.
Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений, в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.
Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений [Шибутани, 1968].
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отно-шений включает все виды этих эмоциональных проявлений………………
Литература
1. Алябьева Е.А. Коррекционно — развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. — М., 2003.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. — М., 2003.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1999.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология. — М., 2001.
5.Афонькина ЮА., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. М.,1995
6. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998
7. Бурлачук, Морозов. Справочник по психодиагностики. — С-Пб., 2003.
8.Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева ТВ., М., 2000
10. Дошкольная педагогика./ Ядэшко ВИ, Сохина ФА., М., 1996
11. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко НС., М, 2002
12. Запорожец АВ. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 1997
13. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М., 2005
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1976. — 156 с.
15. Лисина М.И. «Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009
16.Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал.-1980-№5
17. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987
18. Психология. Словарь. Политиздат.,1990
19. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко НЯ, Подьяккова НН., М., 1987
20. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М.Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002
21. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. МА Васильевой., М., 1990
22. Спиваковская АС. Игра — это серьезно. М., 1981
16. Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, № 7
23. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
24. Эльконин ДБ. Психология игры. М., 1999
25. Эльконин ДБ Детская психология. М., 1990<