Содержание
Оглавление
Введение2
1. Функция полезности потребителя3
2. Основные виды функций полезности4
3. Кривые безразличия6
4. Основные виды кривых безразличия9
5. Задача потребительского выбора11
6. Свойства решения задачи потребительского выбора13
7. Аналитическое решение задачи потребительского выбора14
8. Модель Стоуна16
9. Двойственная задача потребительского выбора18
10. Практическое применение модели потребителя19
Литература:23
Введение
Полтора десятилетия назад Россия вступила в рыночные отношения. Многие люди не знали, да и не знают, как себя вести в новой обстановке экономических отношений. Для нормального существования в данных условиях совершенно необходимо знать «законы и аксиомы» экономики. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ресурсов в различных целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
И целью данной работы является раскрытие темы касающейся полезности и рационального поведения потребителя в условиях рынка.
Основная задача математической микроэкономики заключается в построении математических моделей поведения потребителей.
Основным инструментом моделирования систем микроэкономики является теоретико-игровой подход. Предполагается, что агент строит свое поведение таким образом, чтобы в любой ситуации максимизировать свой выигрыш (полезность).
Теория потребительского выбора изучает поведение потребителя на рынке. Потребитель характеризуется своими предпочтениями и доходом, который он готов потратить на приобретение товаров, а рынок наборами товаров (потребительскими наборами) и ценами единиц товаров.
1. Функция полезности потребителя
Припишем каждому потребительскому набору , принадлежащему пространству товаров, некоторую количественную оценку данного набора со стороны потребителя Таким образом, на пространстве товаров мы зададим функцию полезности потребителя.
Функцией полезности потребителя называют функцию , которая удовлетворяет следующим условиям:
1. Для любых двух наборов товаров и , таких, что выполняется .
2. Для любых двух наборов товаров и , таких, что выполняется .
Значение, которое принимает функция полезности на конкретном наборе товаров, называют полезностью данного набора.
Теорема Дебре: для стандартных предпочтений потребителя всегда можно построить функцию полезности.
С понятием функции полезности связано понятие предельной полезности какого либо вида товара.
Предельной полезностью -го вида товара ( — marginal utility (англ.)) называют дополнительную полезность, которую получит потребитель от потребления каждой дополнительной единицы товара данного вида
Функция полезности потребителя обладает следующими свойствами:
1. C увеличением потребления какого либо товара значение функции полезности потребителя возрастает:
2. C увеличением потребления какого либо товара предельная полезность данного вида товара убывает (закон Госсена):
.
3. Если с увеличение потребления -го вида товара увеличивается потребление -го товара, то предельная полезность -го вида товара увеличивается: :
.
Замечание: данное свойство имеет место лишь в том случае, когда товары являются взаимозаменяемыми.
2. Основные виды функций полезности
1. Функция полезности для совершенных товарозаменителей:
Данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя соответствующие полностью взаимозаменяемым товарам, т. е. ситуации, когда уменьшение потребление, какого либо вида товара может быть компенсировано потреблением дополнительных единиц любого другого товара. Коэффициенты представляют собой пропорции, в которых один товар может быть заменен другим.
Пример: рассмотрим пространство товаров, включающее в себя два вида товара:
— количество карандашей синего цвета,
— количество карандашей красного цвета.
Очевидно, что эти товары являются полностью взаимозаменяемыми. Функция полезности потребителя показывает, что в наборе товаров каждые 2 единицы синих карандашей могут быть заменены 3 единицами красных (и наоборот) без изменения полезности набора для данного потребителя.
2. Функция полезности с полным дополнением благ (функция полезности Леонтьева):
Данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя соответствующие полностью взаимодополняемым товарам, т. е. ситуации, когда потребителю важно приобретать товары в определенной пропорции. Коэффициенты представляют собой пропорции, в которых потребителю важно приобретать товары.
Пример: рассмотрим пространство товаров, включающее в себя два вида товара:
— количество левых ботинок.
— количество правых ботинок.
Очевидно, что полезность набора товара для потребителя будет изменяться лишь в том случае, когда количество левых ботинок будет соответствовать количеству правых. Функция полезности потребителя в данном случае имеет вид .
3. Неоклассическая функция полезности (функция полезности Кобба-Дугласа):
Данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя, обладающие свойством выпуклости, т. е. ситуацию, когда потребителю важно включать в набор какое-то количество единиц каждого товара. При этом уменьшение потребления какого-либо товара может быть скомпенсировано за счет увеличения потребления других товаров. Здесь величины ппредставляют весовые коэффициенты, описывающие предпочтения потребителя между различными видами товаров, представляет собой масштабирующий множитель.
Пример: рассмотрим пространство товаров, включающее в себя два вида товара:
— количество минут мобильной связи,
— количество мегабайт потребляемого трафика сети Интернет.
Очевидно, что потребителю необходимо как наличие мобильной связи, так и наличие доступа в Интернет. Функция полезности потребителя потребителя в данном случае соответствует ситуации,когда эти товары одинаково важны для потребителя.
3. Кривые безразличия
Множество наборов товаров, обеспечивающих потребителю заданный уровень полезности (являющихся одинаково полезными для потребителя) называют кривой безразличия.
Пусть на пространстве товаров задана функция полезности и — выбранный потребителем уровень полезности, тогда кривой безразличия уровня называют множество наборов товаров
Очевидно, что семейство кривых безразличия представляет собой семейство линий уровня для функции полезности потребителя.
Для простоты будем предполагать, что в распоряжении потребителя имеются два вида товара:
— количество единиц первого товара,
— количество единиц второго товара.
Выдержка из текста работы
Глава 1 «Теоретические основы идей М. Фридмана. Теория потребительского поведения: определение, причины возникновения. Капитализм и свобода»…………….…………………………………………………………………….5
1.1.Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения ………………..………………………………………………………………….…….5-9
1.2.Сущность теории потребительского поведения…………………………………………………………….…….……….10-11
1.3.Сущность рынка и условия его возникновения …………………………………………..…………………………………………..12-13
1.4.Гипотеза постоянного дохода М. Фридмана.…………………………..……14-15
1.5.«Капитализм и свобода»………..………………………………………………16-18
Глава 2 «Применение идей М. Фридмана на практике»………………………..…..19
2.1.Современный этап развития теории потребительского поведения в контексте российской практики.…………………….…………………………………..……19-20
2.2. Индекс потребительских настроений…………………………………….…….21
2.3. Проблемы ТПП в российском обществе……………………………………..…22
2.4. Критика идей М. Фридмана………………………………………………………23
Заключение………………………………………..……………………………………24
Список использованной литературы…………..…………………………………….25
Существенный вклад в развитие экономики ХХ века внес американец Милтон Фридман. Очень высоко оценивается его вклад в политическую экономию, денежный анализ и экономическую политику, а по результатам научных исследований, величине вклада в экономическую теорию его единственным соперником среди экономистов ХХ века может быть только Кейнс. «Начиная с его работ 60-х годов, любая экономическая политика и работа других макроэкономистов проводилась с оглядкой на его работы. Он был точкой отсчета«,- говорит Константин Сонин, профессор Российской экономической школы ( )
Несмотря на существенное влияние Милтона Фридмана на экономическую политику, исследования в области статистики, люди, связывают его имя прежде всего с монетаризмом. Большинство популярных образовательных Интернет-ресурсов выдают информацию о том, что ученый-экономист Фридман сделал значительный вклад в макроэкономическую теорию, но практически нет данных о вкладе Фридмана в микроэкономическую теорию. Также немного информации о его вкладе в экономическую политику. В большинстве своем информационные ресурсы дают представление о том, что Милтон Фридман придерживался либеральных взглядов ( в США М. Фридмана называли либертарианцем и неолибералом, так как американцы подразумевают под либеральной политикой вмешательство государства в экономику страны) выступал за экономическую свободу, при этом не говорится, что именно он подразумевал под «свободой». Достаточно много информации о биографии ученого, ее можно прочесть практически на любом ресурсе, посвященном экономике – можно узнать, где родился М. Фридман, в каком университете он защищал диссертацию, но при этом нет текста диссертации. При желании можно ознакомиться с научными трудами Фридмана, но не все его работы переведены на русский язык, лишь самые известные, например, «Капитализм и свобода», и его труды, относящиеся к макроэкономической теории. Но Милтон Фридман, как говорилось ранее, также сделал огромный вклад в микроэкономическую теорию. Сам он считал своим самым большим достижением теорию потребительской функции, доказавшей влияние долгосрочной оценки текущего дохода экономическими агентами на экономические процессы.
Целью данной работы является исследование вклада Милтона Фридмана в микроэкономическую теорию. Для анализа используются как научные работы Милтона Фридмана ( «Капитализм и свобода», «Свобода выбора»), так и труды других экономистов («Теория потребительского поведения и спроса», «Фридман и Хайек о свободе», «Милтон Фридман: теория как идеология»). Для объяснения экономических терминов использовались различные учебные пособия(Экономика. Учебник, 3-е изд./ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова, Микроэкономика: В 2т./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина – СПб., 1998 ) и статьи из периодических изданий.
Задачами курсовой работы являются рассмотрение теории потребительской функции в работах Фридмана, объяснение сущности теории потребительского поведения; анализ книги «Капитализм и свобода», изучение практического применения экономических теорий Фридмана (экономика Чили во время диктатуры Пиночета, экономическая политика Великобритании при премьер-министре – Маргарет Тэтчер, Россия в период президентства Ельцина.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
………….
Экономика. Учебник, 3-е изд./ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С.Булатова – М., 2003
Микроэкономика: В 2т./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина – СПб., 1998
Л.И. Якобсон «Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика», М., 2000.
Хикс Дж. Р., Стоимость и капитал, М.,1988
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.
Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли), М., 1993
В. И. Ильин «Поведение потребителей» Сыктывкар, 1998
Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. — СПб. 1999
Рыжкова М.В. «Социально-экономические факторы потребительского поведения: методология исследования», ТГУ, Томск, 2003.
Брагин В.А. «Дискриминирующие признаки распределения домохозяйств по величине среднедушевых семейных доходов». Магистерская диссертация ГУ-ВШЭ, М., 2004
Селигмен Б. «Основные течения современной экономической мысли». М. «Прогресс». 1968.
Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006, 240 с
Экономический словарь, «Полезность» keywords/answer.php?id=9789&letter=%CE&page=9
А. Демидов «Особенности потребительского поведения россиян: факторы выбора, мотивации, лояльность», Альманах «Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations». article873.html
В сборнике Фридмен и Хайек о свободе / Серия «Философия свободы», вып. II. — М.: Социум, Три квадрата, 2003:с.7-26, 27-72, с. 73-106.
А. Николаева, В. Кашин «Преемник выбран», Ведомости, №56 (1583)стр202
Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1993:Фридмен М., Сэвидж Л. Дж. Анализ полезности при выборе среди альтернатив, предполагающих риск. — С. 208—249.
Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. — М.: Добрая книга, 2009. — 656 с
Капитализм и свобода, 2015, Даниил Шестаков, books/4191