Содержание
1.Понятие функций государства и их взаимосвязь с механизмом государства4
2.Виды функций государства6
3.Содержание основных функций Российского государства в настоящее время8
Заключение10
Список используемой литературы11
Выдержка из текста работы
Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Сущность государства — это то главное, что определяет его содержание, цель, назначение и функционирование. Другими словами вопрос о сущности государства — это вопрос о том кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет, в чьих интересах.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах государства определяется его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период, концентрируется и преломляется воздействием экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначения, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Глава 1. Понятие, признаки и классификация функций государства
1. Понятие и признаки функций государства
Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальные назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.
Однако в юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия “функции государства”. Наиболее распространено понимание функций государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, Н.В. Черноголовкин в своей работе “Теория функций социалистического государства” отмечает следующее: “Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном — в понимании функций государства, как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства”. Из данной формулировки следует, что деятельность государства “расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым “растекается” политика государства. При этом “правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций следует выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе, либо на всем протяжении своего развития обойтись не может. Таким образом, подчеркивается, что термин “функции государства” обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
Есть и иные подходы к пониманию функций государства. Так, например, Д.Ю. Цивалидзе отмечает, что, “более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности”, ибо только при таком подходе, уместно говорить о развитие функций государства.
Л.И. Каск в своем труде “Функции и структура государства” приходит к выводу, что более правильной представляется “позиция тех авторов, которые под функциями государства понимают именно содержание его деятельности”.
Вышеуказанное отождествление действительно имеет место у некоторых авторов. Так, например, С.А. Комаров отмечает, что под функциями государства “подразумеваются основные направления деятельности, государства; его практическая деятельность имеющая предметно-политический и социальный характер”.
Обращаясь к двум приведенным мнениям, можно сформулировать следующую проблему: под функцией государства следует понимать лишь направление его деятельности или содержание его деятельности в рамках направления. Однако здесь возможен и третий вариант. К примеру, А.Б. Венгеров обращает внимание на то, что функцией государства являются “рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении…”.
В научной литературе можно также обнаружить попытки рассматривать функцию государства как сторону его социального назначения. Так, например, И.С. Самощенко предложил рассматривать функцию государства как “его социальное назначение внутри и вне страны”.
Ряд ученых, например, Л.И. Загайнов, Н.В. Черноголовкин, пытаются решить проблему определения понятия “функции государства”, указав на двойственную его природу: с одной стороны, — это способность к определенной деятельности, а с другой, — реализация данной способности. Л.И. Загайнов, и Н.В. Черноголовкин попытались отразить оба указанные момента, определяя ее и как направление, и как сторону деятельности государства.
Учитывая все вышеизложенное, можно сформулировать следующее определение: функция государства — это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях решения задач, стоящих перед ним.
Признаки функций государства:
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
2. Классификация функций
Вопрос об основаниях классификаций функций государства не имеет в науке однозначного решения. Предлагаются самые различные основания классификаций.
Рассмотрим классификацию функций государства по следующим основаниям:
— по значимости,
— по направленности,
— по сферам общественной жизни,
— по характеру,
— по продолжительности осуществления.
1. По значимости функции государства можно подразделить на основные и неосновные.
Основные функции — это уже наиболее важное, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования.
Неосновные функции — это уже менее важные направления государственной деятельности (например, задачи по ликвидации последствий какого-либо стихийного бедствия или катастрофы).
2.Содержание функций, присущих государствам разных общественно-экономических формаций различны.
Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:
1) ведущее значение функций прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;
2) охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;
3) обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.
Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциями эксплуататорских государств:
1) второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое значение, хотя рецидивы могут быть;
2) охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства;
3) ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;
4) целенаправленность функций на решение задач демократического строительства……..
Список литературы
1. Алексеев С.С. Теория государства и права [Текст]: учебник / Алексеев.- М.: Норма-Инфра, 2002.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.Б. Венгеров.- М.:1999.
3. Вишневский А.Ф. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.Ф. Вишневский.- М.:2004.
4. Енгибарян Ю.К. Теория государства и права [Текст]: учеб.пособие / Ю.К. Енгибарян.- М.: Юрист, 1999.
5. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права [Текст]: курс лекций / С.А. Комаров.- Саранск.: 1994.
7. Корельский В.М. Теория государства и права [Текст]: учебник / под.ред. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра, 2000.
8. Лазарев В.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / В.В. Лазарев. М.: 2002.
9. Любашиц В.Я. Теория государства и права [Текст]: учебник /В.Я. Любашиц.- М.: Март, 2003.
10. Малько А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / Малько А.В.- М.: Юрист, 2005.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений [Текст]: 2-е изд. Т.25. Ч.1.
12. Марченко Н.М. Общая теория государства и права [Текст]: учебник / Н.М. Марченко.- М.: Зерцало, 1998.
13. Морозова Л.Я. Функции современного государства на современном этапе [Текст] / Л.Я. Морозова // Государство и право.- 1993.- №6
14. Пиголкин А.С. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.С. Пиголкин.- М.: Юрайс-издат, 2005.
15. Пьянов Н.А. Консультации по теория государства и права [Текст]: учебник / Н.А. Пьянов.- Иркутск.-2004.
16. Ромашев Р.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Ромашев Р.А. М.: Пресс, 2005.
17. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970
18. Цивалидзе Д.Ю. Развитие экономических функций социалистического государства в современных условиях. Автореф. дисс. На соискание ученой степени доктора экон. наук. М. 1971.