Выдержка из текста работы
Правовой обычай-это устойчивое, сложившееся в результате многократного его применения правило общественного поведения людей, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.
В Российской Федерации некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота (ст.5 ГК РФ). Складываются обычаи и в сфере управленческой деятельности. Они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами, с их оформлением. Такие обычаи называются деловыми обычаями, или деловым обыкновением. Зачастую они оформляются инструкцией по делопроизводству становясь нормативно-правовым актом. Большую регулятивную роль, играет и дипломатический этикет, представляющий собой обычай, признанный в международных отношениях.
Правовой прецедент. Само слово «прецедент» переводится как «факт, имевший пример в прошлом». Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел.
Как форма (источник) права юридический прецедент получил широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Прецедент может быть как судебным, так и административным.
Нормативные договоры — соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).
Международные договоры имеют особое значение: они не только являются формой международного права, но и входят в национальное законодательство. Ст15КонституцииРФ
Нормативно-правовой акт-документ, принятый полномочным на то органом содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и тд.). Нормативно-правовой акт является основной формой права.
2 Понятие и виды нормативных актов.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.
Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающей волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Изменить или отменить закон в праве только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке.
Виды законов:
1 Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт.
2 Федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией.
3 Федеральные законы-акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
4 Законы субъектов федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Законы в РФ принято подразделять:
а) по субъектам, их принимающим, — на принятые, на референдуме, принятые Федеральным Собранием РФ; принятые представительными органами субъектов Федерации;
б) в зависимости от сферы действия – на федеральные и законы субъектов Федерации;
в) по юридической силе – на конституционные (принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) и текущие;
г) по предмету правового регулирования на гражданские, уголовно-процессуальные , законы о труде .
Законы регулируют только основополагающие общественные отношения, хотя в обществе ежедневно возникает масса других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации. Законы носят наиболее общий характер, требуют конкретизации.
Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенных по иерархии.
1) Указы и распоряжения Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.83-90) и законодательными нормами. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и в исполнении законов РФ, также указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
3)Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находятся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры .
4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
5)Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
7) Локальные нормативные акты – это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
3 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Принятый правотворческим органом нормативно-правовой акт начинает действовать не сразу, а лишь после того, как он вступит в силу: 1) с момента принятия; 2) с даты опубликования в источнике официального опубликования, 3) с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте либо специальном акте, определяющем порядок его введения в действие; 4) по истечении определенного срока после опубликования нормативного правового акта. По общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в действие по истечении десяти дней после их первого официального опубликования. Для нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ этот срок ограничивается семью днями.
При вступлении в силу нормативно-правовых актов действует принцип, согласно которому нормы права не имеют обратной силы. Этот принцип означает, что новые нормы права реализуются только в отношениях, возникших после их вступления в силу. Отношения, существовавшие ранее, регулируются теми нормами, на основе и в соответствии с которыми эти отношения возникли.
Принцип обратной силы нормативно-правового акта знает два исключения: 1) обратная сила всегда придается нормам уголовного и административного права, устраняющим или смягчающим ответственность; 2) обратная сила может быть придана новому закону самим законодателем. Так, Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»распространяет действие ст. 835 ГК РФ на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохраняются в момент введения второй части Кодекса.
Право законодателя придавать своим актам обратную силу ограничивается ст.54 и57 Конституции РФ. Исходя из этих статей, принцип обратной силы не может применяться к законам, которые устанавливают или отягчают ответственность, а также вводят новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
-по истечении срока действия акта, на который он был принят;
-в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
-на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.
На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.