Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного управления………………………………………………………………….4
2. Формы государственного управления и административные действия……….11
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список источников и литературы……………………………………………………21
Выдержка из текста работы
Государственное управление — это один из видов деятельности государственных органов Российской Федерации по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий. Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции Российской Федерации и конституционных законах.
Начало XXI в. характеризуется активным процессом становления новой российской государственности, адекватным современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления и местного самоуправления.
В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти. Результаты исследований свидетельствуют, что деятельность органов государственной власти крайне медленно приобретает новые качества, соответствующие современным задачам и требованиям. Более того, в ней развиваются негативные тенденции, которые снижают эффективность деятельности и авторитет государственной власти. Многие преобразования носят поверхностный характер, сводятся к неоправданно частым реорганизациям органов государственной власти. Объективные потребности в изменении системы государственного управления в России обусловливают необходимость разработки и внедрения механизмов, способствующих повышению управляемости и эффективности деятельности органов государственной власти. Все это обусловливает актуальность своевременного изучения государственного управления в России.
Исходя из актуальности выбранной темы, цель работы заключается в том, чтобы изучить систему государственного управления, исследовать проблемы государственного управления в современной России и перспективы повышения его эффективности.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) определить понятие термина «государственное управление»;
2) определить специфику государственного управления в Российской Федерации;
3) изучить функции, методы и принципы государственного управления, а также определить виды и формы ответственности в государственном управлении.
Государственное управление или управление делами государства осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Таким образом, объектом рассмотрения данной курсовой работы является государство и его аппарат, различные подразделения органов публичного государственного управления, как в целом, так и в отдельных его частях, подсистемах и институтах.
Предметом исследования являются сущность, содержание и закономерности государственного управления; структура, принципы, формы, методы и правовые основы взаимоотношений государства (как субъекта управляющего воздействия) и общества (как объекта этого воздействия).
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации таких авторов, как: Клименко С.В., Курашвили Б.П., Пикулькин А.П., Мухаев Р.Т. и другие.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава раскрывает понятие и сущность государственного управления; вторая глава закрепляет функции, формы и методы государственного управления; третья глава закрепляет принципы законности и ответственности в государственном управлении.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 История государственного управления
История России, ее государства — это исторический опыт народа, его социальная память, которая циркулирует в обществе, в том числе в виде монографий, брошюр и статей. В них содержится ответ на вопрос о причинах вызревания кризисов в обществе и путях их преодоления. Россия в начале XXI века вновь на перепутье. Как ее “обустроить”? Кризис ее государственности приобрел затяжной и хронический характер. Вопрос об укреплении российской государственности и налаживании государственного управления и местного самоуправления стал важнейшим среди всех острых проблем общественной жизни. В кризисные периоды истории народы часто обращаются к своему прошлому, где ищут ответ на поставленные вопросы.
Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство Российское — это больше чем государство. Это территория, охватывающая два континента, это более 100 национальностей с множеством разных концессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры. Что касается российской истории, то в советской историографии преобладало представление о единстве ее с мировой историей. Соответственно этому, российская история делилась на четыре основных этапа: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.[20,c.168]
На первобытнообщинном этапе, как известно, возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Эта форма собственности была обусловлена достаточно низким уровнем развития производительных сил, когда орудия производства были примитивными и несовершенными, а производительность труда низкой. В тех условиях каждый отдельно взятый человек не был способен выжить в одиночку, и вынужден был бороться за существование в коллективе себе подобных. С возрастанием численности людей, для решения вопросов повседневного управления формировались дополнительные структуры, такие, как советы старейшин. Постепенно прогрессирующая имущественная дифференциация привела к появлению родовой и племенной знати, аристократии, стремившейся к сосредоточению власти в своих руках, к преобладанию ее представителей в советах старейшин, их выдвижению в военачальники родов либо в вожди племен. Вместе с тем, уровень развития производительных сил в первобытнообщинном строе приводил к тому, что общественная собственность, коллективное производство, распределение и потребление продуктов труда до какого-то времени исключали противоположность интересов общества в целом и отдельных его членов.[7,c.69]
Кроме того эти изменения общественной жизни сопровождались образованием территориальных общин, состав которых определялся уже не преимущественно родственными отношениями, а проживанием в одной местности.
Естественно, переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению не был одномоментным либо даже кратковременным, он длился столетиями, в течение которых становление государства прошло ряд этапов, на которых черты государственной и родоплеменной организации общества переплетались.
Одним из таких этапов формирования государственности была военная демократия, при которой появились зачатки одного из главных элементов государственного механизма — обособленного военно-насильственного аппарата подавления.[7,c.69]
Рабовладельческий тип государства — первый в истории классового общества. Сущность этого государства заключалась в том, что оно представляло собой диктатуру класса рабовладельцев, орудие их организованного насилия над эксплуатируемыми рабами, механизм внеэкономического принуждения рабов к производительному труду. Основу производственных отношений рабовладельческого общества составляла полная собственность на орудия труда, средства производства и рабов, рассматривавшихся как одушевленные орудия труда. Рабовладелец мог совершать в отношении раба все действия, совершаемые в отношении других предметов собственности — купить, продать, подарить, обменять, завещать наследникам, даже убить.
Наряду с рабовладельцами и рабами на всех этапах развития рабовладельческого строя встречались различные социальные группы свободных и полусвободных людей. Это были крестьяне-общинники, ремесленники, или иные в той либо другой степени зависимые от царя и храмов люди. Их положение также строго регламентировалось государством.
Рабовладельческий строй представляет собой закономерный и в то же время более прогрессивный тип производственных отношений по сравнению с первобытнообщинным. Развитие производительных сил ускорилось, привело к дальнейшему разделению труда, к большему накоплению средств производства и продуктов труда, расширению торговли, обмена, как между отдельными лицами и их группами, так и меду государствами.[7,c.94]
Одновременно с возникновением и развитием рабовладельческого государства возникло и развивалось рабовладельческое право, представлявшее собой возведенную в закон волю рабовладельцев, совокупность общеобязательных норм, закрепляющих господствующие в обществе отношения.
Рабовладельческое право имело очень большое значение для осуществления задач государства, как связанных с существованием противоречий внутри данного общества, так и других, общих для всех членов этого общества. Все же в первую очередь рабовладельческое право обеспечивало деятельность государства по удержанию рабов в подчинении.
Феодальный тип государства второй исторический, более прогрессивный по сравнению с рабовладельческим типом государства. В ряде европейских стран феодальный строй установился после разложения рабовладельческого способа производства, на развалинах некогда могущественных рабовладельческих государств. Основу феодального способа производства составляла собственность феодала на главное средство производства того времени — землю. Феодалы являлись господствующим классом. Крестьяне, жившие на земле феодала, находились, помимо экономической, еще и в личной зависимости. Своим трудом и собственным инвентарем крестьянин обрабатывал барскую землю, урожай с которой целиком поступал феодалу. Кроме того, крестьяне платили феодалу оброк; натуральный, в виде продуктов труда, или денежный.[7,c.102]
Основной внутренней функцией феодального государства была охрана и развитие феодального способа производства, в том числе путем удержания в подчинении крестьянства и ремесленников. Так же, как и во времена рабовладения, одним этим, то есть подавлением свободы непосредственных производителей, внутренние функции государства не исчерпывались. Государство также осуществляло организацию денежного обращения на своей территории, сбор налогов и другие функции. Аналогичным образом, сходными остались и внешние функции — оборона от нападения извне, ведение завоевательных войн по отношению к другим государствам и народам, дипломатические и торговые отношения с ними в дни мира.[7,c.103]
Следующим по времени возникновения является капиталистический тип государства. После того, как старые феодальные производственные отношения и политическое господство феодалов стали тормозом на пути развития производительных сил, в обществе утверждались и побеждали отношения буржуазные, капиталистические. Конечно, переход от феодализма к буржуазному обществу и государству в каждой отдельно взятой стране отличался от прочих как временными рамками, так и своими особенностями. Обострение отношений в ряде европейских стран, например, приобрело взрывной характер и закончилось победой буржуазных революций.
В отличие от феодализма, основным правовым принципом буржуазного строя является формальное равенство граждан перед законом, составляющее необходимое условие частного предпринимательства и свободной конкуренции. О прямой личной внеэкономической зависимости речь уже не идет. Положение отдельных групп граждан обусловлено различием в их материальном положении, в первую очередь наличием либо отсутствием у них собственности на средства производства.[7,c.118]
Одной из основных форм капиталистического государства является республика, парламентская либо президентская, различающиеся по кругу полномочий главы такой республики. Еще одна форма, не так часто встречающаяся — конституционная монархия. Наконец, в государствах, где внутренние противоречия не устранимы по тем или иным причинам без крайних мер, существует и такая форма правления, как диктатура.[24,c.244]
Наряду с капиталистическим типом государства развивался и социалистический тип. Экономической основой социалистического государства явилось принудительное обобществление собственности на средства производства и ликвидация эксплуататорских классов, формальное отрицание экономической зависимости граждан друг от друга и обеспечение равенства доступа к средствам производства на основе коллективной собственности. Тем не менее, в социалистических государствах достаточно широко применялись способы и внеэкономического принуждения к производительному труду.[23,c.163]
Государство социалистического типа, как и предшествовавшие ему по времени, осуществляет целый ряд внутренних и внешних функций, для чего использует совокупность государственных органов. В тоже время иной, нежели при капитализме, характер имеет влияние негосударственных организаций. Соответственно, на сохранение и развитие господствующих при социалистическом строе отношений направлено и социалистическое право.[7,c.122]
Таким образом, можно сказать, что российская история делилась на четыре основных этапа: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. История России, ее государства — это исторический опыт народа, его социальная память, которая циркулирует в обществе, в том числе в виде монографий, брошюр и статей. В них содержится ответ на вопрос о причинах вызревания кризисов в обществе и путях их преодоления. В государственном управлении в России проявились такие особые черты характера ее народов, как широта и щедрость, доброта, любовь к свободе, терпение, дружелюбие, коллективизм. История отечественной государственности в целом может дать ключ для понимания того, что происходит в настоящее время. Тысячелетний опыт государства — аргумент в формировании новой модели российского исторического процесса.
1.2 Специфика государственного управления
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.[1]
Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения
Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.
Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства.[6,c.167]
Статья 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:
1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;
2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.[1]
Государственное управление — это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Такое понимание государственного управления принято в административном праве и основано на ст. 10, 77, 78, 110-117 Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.[2]
Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется рядом признаков. Во-первых, в процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах, в социально-политической сфере, в социально-культурной сфере и в сфере хозяйственной деятельности. Во-вторых, государственное управление носит государственно-властный характер. В-третьих, государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления. В-четвертых, государственное управление является организующей деятельностью.
Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой последовательности, если государство вправе называться демократическим). Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, то есть государственное управление носит подзаконный характер.[10,c.266]
Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.[2]
Таким образом, исходя из вышеизложенного, государственное управление может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов. Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того, насколько совершенно управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития.
1.3 Методологические основы изучения государственного управления: основные понятия, природа и сущность
Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами организации государственной власти и общественной жизни. Основой для понимания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.[15,c.146]
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.[12,c.32]
Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.[13,c.18]
Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:
а) государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
б) субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления;
в) объект государственного и муниципального управления — это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.[14,c.102]
Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения, цель которого — упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, то есть обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, то есть властным характером используемых в процессе управления методов и средств. С точки зрения своего назначения государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть.[14,c.104]
Сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль. Окружающая среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и обеспечивает границы, объекты, формы и методы управления.[11,c.74]
Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений. Государственное управление — это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц) в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового социально ориентированного государства.
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ
2.1 Функции государственного управления и их реализация
государственный управление законность ответственность
Каждое государство имеет свои функции, внешние и внутренние, реализуемые через совокупность всех органов этого государства, образующую государственный механизм. К числу таких функций, как и ранее, можно отнести защиту территории страны, ведение военных действий на территории других стран, поддержание дипломатических отношений с ними в мирное время. Среди внутренних функций государства по-прежнему преобладает защита интересов групп лиц, чье влияние в экономике преобладает, и также по-прежнему государство выполняет некоторые функции в интересах всего общества в целом.[16,c.142]
Под функциями государственного управления принято понимать объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Функции государственного управления — это роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система государства или ее элементы) для того, чтобы побудить, направить, организовать общественную жизнедеятельность (управляемые государством объекты), оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления проявляется сущность этого вида деятельности.[17,c.215]
По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические.[22,96]
Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.[22,c.104]
Организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности. Должным образом налаженная организация управления создает оптимальные условия для эффективного функционирования системы путем упорядоченного и рационального использования материальных, духовных, интеллектуальных и иных резервов управляющего субъекта. При этом государственное управление осуществляется с учетом политической и экономической конъюнктуры, характера задач, которые решает государство на соответствующем историческом этапе, а также реальных возможностей, которыми располагает общество.[26,c.215]
Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания. Планирование, если оно опирается на точность расчетов, научную обоснованность критериев, исчерпывающий анализ исходных данных, потенциальных возможностей и средств достижения целей государства и общества — необходимое условие развития любого социального организма.
Планирование должно быть тесно увязано с прогнозированием.[]26,c.217
Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надежным инструментом принятия стратегического, управленческого решения. При этом прогнозирование должно опираться на достоверное знание и точную информацию, учитывать материальные и духовные возможности общества, исключать эмоции «текущего момента» и слепую веру в «светлое будущее».[26,c.218]
Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мудрость руководителя здесь заключается в том, чтобы не столько сформировать мотивы деятельности людей, сколько их познать, уловить и сообразовать в соответствии с ними действия по руководству системой. Применительно к государственному управлению функция мотивации принципиально та же, но отличается масштабом и содержанием. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи. При этом идеи, овладевшие массами, становятся, по мнению Карла Маркса, материальной силой.[25,c.176]
Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться в широком и узком смысле. Государство путем издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определенные общие правила поведения участников общественных отношений, то есть нормативно регулирует их. Таким образом, осуществляется государственное регулирование общественных отношений; корректировка и контроль за исполнением правовых предписаний; координируется, направляется и стимулируется деятельность, участников общественных отношений, а также обеспечивается защита их законных прав и интересов; определяются приоритеты в структурной политике и многое другое.[25,c.179]
В узком смысле государственное регулирование выступает в качестве функции государственного управления в конкретных сферах, охватывая отдельные стороны социально-политических, экономических и духовных отношений. Так, основными рычагами государственного регулирования в социально-экономической сфере являются: государственный бюджет, государственная система заказов на товары и услуги, государственная налоговая система, стандарты, таможенные, тарифы, пошлины, федеральные целевые программы, определение приоритетов развития отраслей, ценовая политика. Проводя в масштабах государства политику приватизации или национализации, применяя процедуры банкротства несостоятельных предприятий, государство осуществляет свое регулирующее воздействие. Вмешательство государства в рыночные процессы может осуществляться прямым и косвенным регулированием. Например, прямое регулирование ценообразования — лимитирование цен и их субсидирование из средств госбюджета; косвенное — через налоговую, инвестиционную и кредитную политику, госзаказы частным компаниям.[25,c.181]
Функцию контроля в государственном управлении можно рассматривать как с точки зрения упорядочения деятельности государственных структур, так и с точки зрения гармонизации общественных отношений. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения ее в состояние соответствия с ними.
Этим контроль, в частности, отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения. Функция контроля призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления. В этом отношении контрольные функции смыкаются с государственным регулированием, повышают его эффективность.[26,c.224]
Роль, которую играет контроль в государственном управлении, зависит в значительной степени от характера политического режима. Тоталитарные режимы доводят систему государственного (и его разновидности партийного) контроля до степени высокого совершенства, превращая его в мощный рычаг воздействия на все стороны жизни общества и государства. При этом для осуществления контрольных функций привлекается огромное число людей, за которыми, в свою очередь, также необходимо устанавливать контроль.
Государственный контроль может носить как общий, так и специфический характер. Виды его при этом многообразны. В Российской Федерации контрольные функции осуществляют различные органы государственной власти: представительные органы власти — парламентский контроль (Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов федерации); исполнение федерального бюджета — бюджетный контроль (Счетная палата); Президент РФ — президентский контроль (надведомственный); Правительство РФ — правительственный контроль (межведомственный контроль); органы исполнительной власти (ведомственный контроль); суды Российской Федерации — судебный контроль, в том числе конституционный.[26,c.226]
Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.[13,c.114]
Функции государственного управления реализуются, как правило, в известных организационно-правовых формах. Формы государственного управления — это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управления достигаются поставленные цели.[9,c.104]
Многообразие организационно-правовых форм государственного управления обусловлено широким диапазоном функций, выполняемых государством и его органами, их сложностью и пространственно-временной протяженностью. Сама форма государства с ее специфическими особенностями, преломляющимися через формы правления, государственного устройства и через политический режим, во многом, если не в главном, сказывается на характере и содержании организационно-правовых форм государственного управления. В организационных формах государственного управления реализуется деятельность государственных органов по руководству и управлению процессами социальных преобразований, осуществляемых в государстве и обществе.[12,c.263]
Эти формы включают в себя принятие государственно-значимых решений по стратегическим и тактическим вопросам, определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер воздействия при возникновении тех или иных нестандартных ситуаций. Для выработки оптимальных вариантов решения той или иной государственно-значимой проблемы проводятся сессии, заседания, совещания, конференции, экспертизы, консультации и согласования, а также другие мероприятия. Важной организационной формой государственного управления является принятие управленческого решения, процесс которого разбивается на несколько фаз: определение, вычленение и актуализация проблемы; формулирование проблемы и анализ ресурсной базы для ее решения; принятие самого решения и определение путей его реализации.[12,c.264]
Таким образом, функции государства являются не постоянными, а непрерывно трансформирующимися категориями. Их классификация весьма обширна. Некоторые функции отпадают вообще, другие существенно меняют объем и содержание, а, следовательно, и значимость. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также их соотношение в единой системе, которую они образуют. Функции государственного управления тесно связаны с общественными функциями государства. Если общественные функции государства раскрывают, в чем его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают, с обществом оно их осуществляет. Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства как целостного субъекта управления.
2.2 Методы и средства государственного управления
Многообразие функций государственного управления сопряжено с использованием различных методов их реализации. Методы государственного управления представляют собой способы властного воздействия государства на вектор развития общественных и государственных дел. Они показывают, какими средствами государство влияет на поведение людей и управляет им. Исходя из способов и приемов, которые используются субъектами государственного управления для достижения поставленных целей и выполнения функций, выделяют следующие группы методов.[5,c.217]
1) Административные методы — нормативные требования государства, обязывающие и субъектов, и объекты государственного управления поступать определенным образом. Они основаны на распорядительстве субъекта управления, их невыполнение влечет за собой привлечение к различным видам ответственности. Так, например, Каждый работающий гражданин России обязан платить налоги в бюджеты разных уровней, в 20 и 45 лет обменять паспорт гражданина Российской Федерации.[9,c.188]
2) Экономические методы — это способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. Такие методы базируются на наличии у граждан, организаций и государства материальных интересов, которые обусловливают их действия, а степень экономической активности детерминируется развитостью и объемами материальных стимулов. Например, разработка и реализация государственной налоговой политики; налоговое стимулирование, например, в целях увеличения доли иностранных капиталовложений в российскую экономику практикуется снижение ставки налога на иностранный капитал, «налоговые каникулы» для конкретных предприятий.[16,c.308]
3) Идеологические методы — это целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства. Другое применяемое название этой группы методов — социально-психологические. Например, классический пример — предупреждение Министерства здравоохранения и социального развития РФ о вреде курения, обязательно указываемое на каждой пачке сигарет.[16,c.311]
4) Правовые методы — это способы государственного управления, совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными правовыми актами, действующими на территории страны. Среди правовых методов можно выделить законодательствование, государственно-административное управление, правосудие, контроль. Например, создание на основании ст. 80, 85 Конституции Государственного Совета РФ как совещательного органа при Президенте РФ в целях содействия реализации полномочий Президента РФ как главы государства.[16,c.313]
5) Неправовые методы. Среди них выделяют две подгруппы: организационно-технические, которые совершаются в соответствии с правовыми нормами, но их процедура детально правом не регулируется, и противоправные, которые совершаются в нарушение действующего законодательства. Например, организационно-технические внеправовые методы используются в деятельности в экстремальных условиях подразделений МЧС России. Каждая чрезвычайная ситуация уникальна, и ни один правовой акт не может предусмотреть всех возможных и необходимых вариантов действий или бездействий, их обоснованность и адекватность сложившейся обстановке. Противоправные методы — применение насильственных мер по разгону санкционированного митинга; нецелевое использование государственным служащим средств федерального или регионального бюджета.[16,c.318]
Средства государственного управления — это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе.
В государственном управлении средства могут быть техническими (средства труда государственных служащих, электронные, космические), специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения государственной безопасности, денежной эмиссии, гражданской обороны, дипломатические), информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации).[18,c.202]
Таким образом, с помощью методов и средств государственного управления осуществляются функции государственного управления, достигаются цели, которые ставит перед собой субъект государственного управления. Разнообразие методов и средств государственного управления позволяет сделать процесс управления гибким, динамичным, эффективным. Проблема соотношения целей, методов и средств их достижения становится особенно актуальной в том случае, когда способы реализации целей обретают характер, противоречащий их содержанию и назначению. Любая управленческая деятельность осуществляется по логической схеме: осознание целей и задач управления — выбор метода управления — разработка и реализация инструментов управления. При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления.
2.3 Формы государственного управления
Форма государственного управления — это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами государственного управления для реализации поставленных перед ними задач.[21,c.262]
Многообразие организационно-правовых форм государственного управления обусловлено широким диапазоном функций, выполняемых государством и его органами, их сложностью и пространственно-временной протяженностью. Сама форма государства с ее специфическими особенностями, преломляющимися через формы правления, государственного устройства и через политический режим, во многом, если не в главном, сказывается на характере и содержании организационно-правовых форм государственного управления.
Выбор форм государственного управления зависит от типа общественных отношений, организации производственно-хозяйственной деятельности, политической системы, правящего режима, характера компетенции управляющего органа. Государственно-управленческая деятельность строится в соответствии с нормами права, спектр которых достаточно широк.[21,c.267]
В самом общем виде формы государственного управления можно разделить на два блока: правовые и организационные.
Правовые формы с точки зрения их содержания и механизма применения являются предметом права и подробно рассматриваются в курсе правовых дисциплин. К ним относятся: издание нормативных правовых актов и индивидуальных (административных) актов, заключение договоров, принятие государственных программ, регистрация, лицензирование, применение различных административных мер.
Эти формы, в которых проявляется характерное для государственного управления юридическое волеизъявление управляющего субъекта, предполагают наступление определенных юридических последствий. Имеется в виду издание соответствующих правовых актов или совершение других юридически значимых действий, например, регистрации, лицензирования, выдачи справок, документов на управление транспортными средствами.[22,c.188]
В организационных формах государственного управления реализуется деятельность государственных органов по руководству и управлению процессами социальных преобразований, осуществляемых в государстве и обществе. Эти формы включают в себя принятие государственно-значимых решений по стратегическим и тактическим вопросам, определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер воздействия при возникновении тех или иных нестандартных ситуаций. Для выработки оптимальных вариантов решения той или иной государственно-значимой проблемы проводятся сессии, заседания, совещания, конференции, экспертизы, консультации и согласования, а также другие мероприятия. Если правовая форма предполагает императивность и формальную определенность в волеизъявлении управляющего субъекта, то организационные формы подвижны, динамичны, предполагают сопоставление различных точек зрения, дискуссии, поиски компромиссов, рассмотрение альтернативных вариантов, линий поведения для достижения поставленных целей. Через них материализуются правовые формы управления, функционирует механизм реализации права. Важной организационной формой государственного управления является принятие управленческого решения, процесс которого разбивается на несколько фаз: определение, вычленение и актуализация проблемы; формулирование проблемы и анализ ресурсной базы для ее решения; принятие самого решения и определение путей его реализации.[22,c.194]
Органы государственного управления и должностные лица в каждом конкретном случае выбирают наиболее приемлемую для них форму управленческой деятельности, исходя из компетенции, назначения данного органа, его функций, особенностей конкретного объекта управления и т. д. При этом важно указать, что должны использоваться только те формы управления, которые предусмотрены действующим законодательством. В противном случае возникнет вопрос о правомерности государственного управления и тех последствий, к которым оно привело. Вместе с тем, это не означает, что субъект управления лишен возможности выбора той или иной формы в каждом конкретном случае. При осуществлении управленческой деятельности субъекты управления имеют возможность выбирать формы управления по своему усмотрению в пределах, установленных действующим законодательством.[22,c.197]
Форма управления тесно связана с процедурой ее реализации, поскольку каждый вид формы управления имеет свою собственную процедуру и должен осуществляться с ее соблюдением. То есть речь идет о процедурно-правовом регулировании осуществления той или иной формы государственного управления. Важно отметить, что в настоящее время отсутствует надлежащая законодательная регламентации осуществления форм управления, что предопределяет необходимость принятия, например административно-процедурного кодекса.[27,c.151]
Чаще всего выделяют следующие формы государственного управления:
1) издание нормативных актов управления. К таким актам можно отнести: порядок ведения личных дел служащих в органах исполнительной власти, типовой регламент местной государственной администрации;
2) издание индивидуальных актов управления. Как правило, это правовые акты, которые не являются источниками административного права, однако выступают юридическими фактами, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений. Примером таких актов может быть указ Президента Российской Федерации о назначении на должность председателя правительства;
3) заключение административных договоров;
4) осуществление юридически значимых действий. Такие действия осуществляются на основании законов или других подзаконных нормативных актов и направлены на возникновение определенных юридических последствий. К таким действиям можно отнести: государственную регистрацию; издание официальных документов; лицензирование; составление административного протокола;
5) проведение организационных мероприятий. Организационные мероприятия направлены на обеспечение деятельности государственного органа как субъекта государственного управления. К таким мероприятиям можно отнести: проведение совещаний; разработку методических рекомендаций и указаний; проведение пресс-конференций;
6) осуществление материально-технических операций. Нормальное функционирование государственного органа обусловлено осуществлением ряда материально-технических операций, к которым можно отнести: делопроизводство, регистрацию, оформление, рассылку документов, анализ информации, подготовку аналитических и статистических данных и так далее.[27,c.188]
Таким образом, в выборе организационных форм большую роль играет политическая интуиция, основанная, прежде всего, на глубоком понимании существа решаемых проблем. Политическая мудрость заключается не в том, чтобы заставить любыми способами осуществить директивное указание, а в том, чтобы в ходе рациональной дискуссии остановиться на наиболее перспективном и приемлемом варианте решения проблемы.
Рассматривая функции и методы осуществления государственного управления, следует иметь в виду и средства. Например, метод убеждения в качестве средства использует, в частности, аргументацию. Метод контроля в качестве средства предполагает ревизии, справки, отчеты, проверки. Нравственные методы в качестве средств предполагают дисциплину, порядок и определенный режим. Формы государственного управления по большей части выступают не в «чистом» виде, а в комплексном сочетании. Организационные формы подкрепляются принятием соответствующих решений, имеющих определенные правовые последствия. Правовые формы нуждаются в организационной упорядоченности их общим требованием к средствам, которыми руководствуется субъект государственного управления в демократическом, правовом социальном государстве, выступает их соответствие целям этого государства, следовательно, они должны быть гуманными, правовыми, нравственными. Достижение цели любыми средствами, в том числе и неправедными, не может быть приемлемым в современном обществе.
В наше время данная проблема из академической сферы переместилась в плоскость реальной политики и управленческой практики. Способы достижения целей государства все больше становятся под контроль гражданского общества. Они осуществляются через представительные органы власти через институты непосредственной демократии, организационно-правовые формы гражданского контроля, а также с помощью организационно-технических средств, средств массовой информации, коммуникации, сбора и обработки информации, подготовки и проведения мероприятий.
3. ОСНОВЫ ЗАКОННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
3.1 Сущность законности и ответственности в государственном управлении
Законность — есть соблюдение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Эти основные требования и составляют сущность законности. Сущность законности заключается в необходимости свято соблюдать законы и следить за их исполнением.[4,c.36]
Ответственность — это уже исполняемая под принуждением обязанность, которая может быть исполнена или не исполнена. Но когда наступает ответственность, то есть приводится в действие аппарат принуждения, выбора у ответственного лица нет — оно не может не выполнить действий, составляющих содержание реализуемой обязанности, или воздержаться от них.
Права и свободы человека обеспечиваются посредством исполнения государством и его полномочными представителями определенных законом обязанностей по отношению к гражданам государства. В этом заключается непреходящий смысл и содержание законности и ответственности в государственном управлении.[4,c.44]
В круг обязанностей полномочных представителей государственной власти, коими являются государственные служащие, должностные лица государства, федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» вводит поддержку конституционного строя, соблюдение законов Российской Федерации и субъектов федерации, добросовестное исполнение обязанностей по должности, соблюдение и защиту прав и интересов граждан, рассмотрение обращений граждан, общественных объединений, других субъектов, в пределах должностных полномочий и принятие по ним решений в порядке, установленном законодательством, соблюдение правил работы с информацией, охрану государственной и иной тайны, неразглашение ставших известными по службе сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.[2]
К ограничениям отнесены нормы, запрещающие использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой работы, быть депутатом представительного органа, входить в органы управления коммерческих организаций и некоторые другие. Нарушение этих принципов функционирования государственного аппарата должно влечь за собой установленную законом ответственность. Перечисление в настоящем законе должностных ограничений и обязанностей государственных служащих, ни в коей мере не исключает их персональной ответственности за надлежащее исполнение иных правовых обязанностей.[2]
Ответственность является условием подлинной свободы. Действительно свободный человек в целях достижения своей свободы должен постоянно сообразовывать свое поведение с общественными требованиями, то есть действовать ответственно. Свобода, таким образом, становится осознанной и ответственной деятельностью, основанной на познании необходимости и свободном выборе. Свободный выбор цели и средств ее достижения, свободно принятое решение действовать предполагают, таким образом, ответственность соответствующих субъектов.[4,c.64]
Государственное управление требует непрерывной, преемственной и компетентной работы профессиональных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, называемой государственной службой. Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов федерации, находящуюся в их ведении. Первичным, и в определенной степени обособленным, организационным элементом государственной службы является государственная должность.[2]
Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Государственная должность характеризуется установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий соответствующего государственного органа и денежным содержанием. А напоминать о том, что всякая государственная должность есть ответственная должность, подконтрольная и подотчетная интересам государства и общества, наверное, излишне.
Oсновой классификации индивидуальных субъектов государственного управления является степень причастности того или другого должностного лица к процессу формирования государственной политики, возможность реализации собственной воли, частного интереса в общегосударственной воле путем совершения юридически значимых действий. С этой точки зрения, если государственный служащий (в том числе, государственный служащий, занимающий государственную должность), по определению, только проводит, реализует государственную политику, то должностное лицо (прежде всего, должностное лицо, не состоящее на государственной службе) государственную политику формирует.[29]
Итак, выделяют следующие признаки ответственности:
— это форма государственного принуждения и — при наличии вины — государственного осуждения нарушителя нормы права;
— она применяется только к лицам, допустившим правонарушение;
— она может применяться только уполномоченными государственными и иными органами;
— ответственность правонарушителей выражается в применении к ним предусмотренных законом мер воздействия.[29]
Таким образом, взгляды, трактующие ответственность как осознание личностью собственного долга перед обществом и другими людьми весьма распространены в философской и вообще социально-политической литературе. Этот аспект является мощным фактором, обеспечивающим надлежащее исполнение своих обязанностей гражданами и должностными лицами. Значение ответственности как важнейшему средству обеспечения законности и правопорядка, при всех ее очевидных достоинствах, на мой взгляд, слишком преувеличено. То есть, лишь немногие личности руководствуются соображениями совести и долга в повседневной жизни. Гибкость сознания позволяет большинству поступаться даже самыми жесткими нравственными принципами и, при определенных обстоятельствах, действовать вопреки закону. Поэтому для соблюдения режима законности в государственном управлении требуются более существенные механизмы воздействия на нарушителей норм права. Такими способами являются контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю. Судебный контроль в сфере исполнительной власти — правовая оценка судами действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, принятие мер по их восстановлению и устранению причин, и привлечение виновных лиц к ответственности.
3.2 Виды обеспечения законности в государственном управлении
В зависимости от характера не соблюдаемого запрета ответственность может быть моральной или правовой. Традиционно в российской правовой науке выделяют дисциплинарную, административную, уголовную, и имущественную (гражданско-правовую) виды ответственности.
Одним из наиболее широко применяемых видов ответственности является дисциплинарная ответственность. Она связана с наличием трудовых отношений работника с органом управления и служит цели обеспечения дисциплины труда.[28,c.118]
Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, трудовой дисциплины. Под нарушением дисциплины понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязанностей. Невыполнение подчиненными незаконных приказов руководителя и приказов, изданных с нарушением требований закона, также должно рассматриваться как правомерное, а не противоправное поведение. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель. Цели дисциплинарной ответственности достигаются с помощью применения различных мер дисциплинарного воздействия к нарушителям дисциплины труда, носящих название дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий.[31]
Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения. Это означает, что за должностной проступок органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, в соответствии со ст.14 закона об основах государственной службы, на государственного служащего могут налагаться только следующие дисциплинарные взыскания (в порядке усиления меры ответственности): замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. До решения вопроса о дисциплинарной ответственности государственного служащего, он может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.[31]
Общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти, регулируются нормами административного права. Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения правопорядка. Хотя административное право — не единственная отрасль, охватывающая общественные отношения в связи с функционированием системы исполнительной власти, тем не менее, его нормы имеют безусловный приоритет. Потому характер ответственности служащих органов государственной власти за нарушение норм административного права отражает реальное состояние института юридической ответственности в государственном управлении.[4,c.12]
Основанием административной ответственности является административный проступок, то есть посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К ней привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях и другими актами с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность.[4,c.26]
Административный проступок должностного лица одновременно является и нарушением им служебных правил, то есть дисциплинарным проступком, ставит вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух взысканий — и административного и дисциплинарного. Законодательного решения по этому вопросу пока нет; мнения же в научных кругах различны.[4,c.56]
Уголовная ответственность является наиболее суровым видом ответственности, соразмерно общественной опасности противоправного деяния, создающей для виновного лица серьезные правовые последствия в виде осуждения и уголовного наказания. Уголовно-правовым средствам принадлежит важная роль в борьбе с преступностью в системе органов власти и управления, с посягательствами со стороны работников этих органов на охраняемый уголовным законом государственный интерес. Когда существенный вред государственным, общественным интересам либо интересам граждан причиняется должностным лицом при исполнении им служебных обязанностей, применяется уголовная ответственность за должностные преступления. Основанием уголовной ответственности является наличие в деянии лица состава преступления, в данном случае — должностного преступления. В случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными. Уголовная ответственность наступает только при наличии вины.[31]
В главе 7 Уголовного кодекса особо выделены следующие должностные преступления: злоупотребления властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.
В качестве субъекта должностных преступлений закон называет должностных лиц. Для них возможно наступление уголовной ответственности, например, за разглашение государственной тайны; утрату документов, содержащих государственную тайну; хищение имущества путем присвоения, растраты, мошенничества; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения; похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков, совершенное из корыстных побуждений; подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков; самоуправство и другие.[31]
Имущественная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности со всеми свойственными ей признаками. Но, если дисциплинарная, административная, уголовная ответственность носят карательный характер, то имущественная — восстановительный. Кроме того, применение мер имущественной ответственности к должностным лицам имеет существенную особенность, вытекающую из их служебного статуса.[31]
Государство обязано отвечать за действия своих должностных лиц, как за свои собственные, а не за чужие, в связи, с чем оно не вправе предъявить к виновному должностному лицу регрессный гражданско-правовой иск, вернее право на предъявление к лицу, причинившему вред, обратного требования (регресса), оговоренное ст.1081 Гражданского кодекса, должно истолковываться, как возможность предъявления регрессного требования по нормам трудового законодательства (ст.ст.119-122 КЗоТ Российской Федерации).[30]
Таким образом, имеются юридические основания, позволяющие выделить особую разновидность имущественной ответственности, носящую в трудовом праве название материальной. Если по характеру правового воздействия материальная ответственность родственна имущественной ответственности, то отличительной чертой ее является состояние субъекта ответственности в трудовых отношениях с организацией-работодателем, влекущее ограничение применения мер материального воздействия.
Материальная ответственность государственного служащего за ущерб, причиненный государству при исполнении трудовых обязанностей, является одним из важных средств защиты государственной собственности. Материальная ответственность наступает за служебный проступок, причинивший материальный ущерб организации, выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной, когда служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. К материальной ответственности виновные привлекаются либо администрацией, либо по ее иску судом.
Применения мер ответственности к индивидуальным субъектам государственного управления связаны с выбором, назначением и реализацией меры принуждения (наказания). «Наказание-это не что иное, как средство самозащиты общества против нарушения условий его существования, каковы бы ни были эти условия». Поскольку речь идет о правовой категории, постольку очевидно, что наказание следует за нарушение таких условий жизни общества, которые имеют закрепление в правовых предписаниях и охраняются ими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.
Государственное управление — разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.
В современный период развития общества остро стоит проблема формирования культуры государственного управления, которая напрямую связана со стабильностью экономической, социально-политической, социокультурной ситуации. Факторами нестабильности выступают низкая правовая культура госслужащих, слабо развитая нравственная культура и административная этика. Эффективное решение проблем, связанных с культурой государственного управления на современном этапе можно обеспечить путем управления ее формированием, опираясь на положительный отечественный и зарубежный опыт решения подобных проблем. Кроме того, одной из приоритетных задач современного исследователя в области социологии управления является вскрытие закономерностей управленческих процессов и сопутствующих им явлений всех стран с целью обеспечения наиболее выгодного для всех сторон взаимодействия и обмена опытом.
Перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многосложностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Рассматривая функции и методы осуществления государственного управления, следует иметь в виду и средства. Например, метод убеждения в качестве средства использует, в частности, аргументацию. Метод контроля в качестве средства предполагает ревизии, справки, отчеты, проверки. Нравственные методы в качестве средств предполагают дисциплину, порядок и определенный режим.
При выработке масштабных управленческих решений следует избегать тенденциозности в оценках аргументов оппонирующей стороны, столь присущей российскому менталитету. Для современной России это особенно важно, поскольку принципы, в соответствии с которыми замыслены современные реформы, не вписываются в политическую и экономическую ситуацию, в которой она оказалась. К тому же и спектр противоборствующих сил на ее политической арене достаточно широк и противоречив. Эти обстоятельства требуют от субъекта государственного управления особого внимания к общественной оценке проводимых социальных преобразований, к выбору наиболее приемлемых организационных форм для их претворения в жизнь.
В выборе организационных форм большую роль играет политическая интуиция, основанная, прежде всего, на глубоком понимании существа решаемых проблем. Политическая мудрость заключается не в том, чтобы заставить любыми способами осуществить директивное указание, а в том, чтобы в ходе рациональной дискуссии остановиться на наиболее перспективном и приемлемом варианте решения проблемы, избежать ее упрощения, заранее блокировав контраргументы оппонирующей стороны. Политическая практика изобилует примерами того, что при принятии решения государственного масштаба искусственно создаются условия, облегчающие прохождение заранее выдвинутой управленческой модели и затрудняющие обсуждение и принятие других вариантов.
Формы государственного управления по большей части выступают не в «чистом» виде, а в комплексном сочетании. Организационные формы подкрепляются принятием соответствующих решений, имеющих определенные правовые последствия. Правовые формы нуждаются в организационной упорядоченности их общим требованием к средствам, которыми руководствуется субъект государственного управления в демократическом, правовом социальном государстве, выступает их соответствие целям этого государства, следовательно, они должны быть гуманными, правовыми, нравственными. Достижение цели любыми средствами, в том числе и неправедными, не может быть приемлемым в современном обществе.
Способы достижения целей государства все больше становятся под контроль гражданского общества. Они осуществляются через представительные органы власти через институты непосредственной демократии, организационно-правовые формы гражданского контроля, а также с помощью организационно-технических средств, средств массовой информации, коммуникации, сбора и обработки информации, подготовки и проведения мероприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ. «О государственной гражданской службе в РФ».
3. Указ Президента РФ №910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16.07.2004г.
4. Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. — М.: Статут, 2013.
5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. — М.: Омега — Л, 2013.
6. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. Система государственного управления: Кн. 1. Управление и право. — М.: ГУУ, 2013.
7. Барышкова. К.В., Подсумкова А.А., История государственного управления и муниципального самоуправления России, Библиотека высшей школы, Россия, 2012.
8. Василенко И. М. Государственное и муниципальное управление. Учебник. — М.: Гардарики, 2013.
9. Глазунова. Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник: Проспект, 2013.
10. Гуторова А.Л. Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. — М., ГУУ, 2012.
11. Зеркин Д. П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. — Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2011.
12. Козбаненко В.А. Государственное управление. Основы теории и организации. Учебник. — М.: Статус, 2013.
13. Коваленко. Е.Г. , Кормишкина. Л.А., Еремин А.Р.Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие — М. : ИНФРА-М, 2012.
14. Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного управления. — М., 2013.
15. Маршалов А. С. Система государственного и муниципального управления. Курс лекций. — М.: Омега — Л, 2012.
16. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2012.
17. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
18. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления. Системный подход. Учебник — 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2011.
19. Рассолова М. М. Теория государства и права. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2013.
20. Румянцев О. В. Основы конституционного строя России. Учебное пособие. — М.: Юрист, 2013.
21. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. Учебник. — Сп-пб.: Питер, 2012.
22. Скамницкий А. А. Система государственного управления. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2012.
23. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебник. — М.: Юрист, 2011.
24. Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. Учебник. — М.: Юрист, 2012.
25. Чиркин В. Е. Система государственного управления. Учебник. — М.: Юрист, 2012.
26. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М.: Юрист, 2013.
27. Шахмалов Ф. И. Основы теории государственного управления. Учебник. — М.: Экономика, 2013.
28. Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности// Государство и право. — 2012. — № 1. — С. 83.
29. Ответственность в государственном управлении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sci-book.com
30. Свобода и ответственность в государственном управлении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.diary.ru
31. Информационно-образовательный портал. Виды ответственности в государственном управлении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vevivi.ru
Размещено на