Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1.Компетентностный подход: теоретический анализ понятий…….
1.2.Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка…………………………………………………..…….
1.3.Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка………………………………………………………….
6
11
17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. План – конспект урока по теме «Virtual reality» (8 класс)………….
2.2. План – конспект урока по теме «Healthy eating» (9 класс)………….
23
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….36
Выдержка из текста работы
Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией. (3, с.37).
Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Для нас является актуальным вопрос определия роли мультимедийной презентации на уроках английского языка в повышении познавательной активности учащихся.
Таким образом, проблема исследования: каковы условия повышения познавательной активности учащихся при использовании мультимедной презентации на уроках английского языка.
Тема исследования: роль мультимедийной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Цель — выявление условий повышения познавательной активности учащихся младших классов при использовании мультимедийной презентации на уроке английского языка.
Объектом нашего исследования является познавательная активность учащихся на младшем этапе обучения.
Предметом нашего исследования является мультимедийная презентация, как средство повышения познавательной активности учащихся. Мы выдвигаем гипотезу: применение мультимедийной презентации на уроке английского языка на младшем этапе обучения позволит повысить познавательную активность учащихся.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
) изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме обучения иностранного языка в младших классах;
) уточнить понятие «Мультимедийная технология», «Мультимедийная презентация», «Познавательная активность», «Урок английского языка»;
) дать характеристику особенностей познавательных процессов в младшем школьном возрасте;4) разработать методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроках английского языка;
Для решения поставленной задачи и подтверждения выдвинутой гипотезы в работе мы использовали следующие методы: наблюдение, тестирование, анализ.
Этапы выполнения работы:этап: выбор проблемы исследования, определения темы работы и исследовательского инструментария. II этап: отбор и изучение психолого-педагогической и специальной литературы. III этап: отбор диагностических методик и проведение констатирующего эксперимента. IV этап: обобщение результатов исследования и формулирования выводов V этап: работа над содержанием проекта и его оформление на электронном носителе. VI этап: письменное оформление работы.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что мы определили и уточнили основные понятиям: «Мультимедийная технология», «Мультимедийная презентация», «Познавательная активность», «Урок английского языка», «Мультимедийная презентация», охарактеризовали возможности познавательных процессов детей младшего школьного возраста, определили особенности познавательной деятельности учащихся младших классов и определили порядок использования мультимедийной презентации.
Практическая значимость курсовой работы: состоит в том, что мы разработали план урока с использованием мультимедийного проектора к учебнику Millie 3 для учащихся третьих классов.
Наша работа состоит из пояснительной записки, которая содержит 7 параграфов, приложение, заключение, список литературы и практическую часть работы.
1. Понятие о мультимедийных средствах обучения
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.
В переводе с английского multimedia — многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет (4, с. 68 ).
Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно — ориентированны (текст, графика), в то время как другие ориентированны на время (звук, анимация и видео).
На основе выявленных технико-педагогических и дидактических возможностей мультимедиа Н.В. Клемешова выделяет его потенциальные функции, которые могут быть реализованы в учебном процессе школы. К таким функциям исследователь относит разъясняющую, информационную, эвристическую, систематизирующую, мотивирующую и развивающую.
Кроме того, выделяются условия эффективного применения мультимедиа в учебном процессе. К таким условиям относятся следующие:
построение занятий в соответствии с дидактическими возможностями мультимедиа;
оптимальный подбор педагогических мультимедийных программ и их сочетаний в соответствии с целями занятия, уровнем подготовки учеников, особенностями подлежащего освоению учебного материала;
соблюдение общенаучных и дидактических правил применения мультимедиа (1,с. 6).
Мультимедиа как дидактическое средство, способствующее освоению обучающимися учебной деятельности, влияет на развитие основных сфер индивидуальности учащегося: стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; на аналитико-рефлексивном этапе и этапе саморегуляции происходит воздействие на сферу саморегуляции; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося(1, с.46).
Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе средней и высшей школы. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.
2. ПознавательнАЯ активность учащихся младших классов
Познавательная, умственная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.
С психологической точки зрения познавательная активность — это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса, она отражает такую составляющую мотивационной сферы личности школьника, как направленность. Уровень познавательной активности характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида, направленную на конструирование и активное использование когнитивной модели реальности. Чем более высокий уровень познавательной активности субъекта, тем в большей мере в его когнитивных моделях (репрезентациях) воспроизводятся объективные аспекты происходящего и строится адекватный образ окружающего мира (9, с.103)
Познавательная активность включает в себя следующие компоненты: познавательный интерес, «общую» психическую активность и волевое усилие. Познавательный интерес указывает на эмоциональное предпочтение познавательной деятельности перед другими видами деятельности. Психическая активность обеспечивает на нейрофизиологическом уровне энергетическое, скоростное, вариационное сопровождение умственной деятельности, а волевое усилие — это сознательный, произвольный аспект мобилизации возможностей личности.
Выделяются следующие признаки познавательного интереса у учащихся: активное включение в учебную деятельность, в восприятие познавательного материала, сосредоточенность на нем, отсутствие отвлечений; преобладание непроизвольного внимания; возникновение вопросов в процессе учебной деятельности; желание самостоятельно выполнять задания; поиск дополнительной информации по заинтересовавшей теме; сохранение интереса в свободное от занятий время и т.д. (9, с.81).
Психическая активность как черта общих способностей, согласно Н.С. Лейтесу, выступает в легкости интеллектуального побуждения, в потребности к умственным усилиям, в склонности к интеллектуальному напряжению.
Исследователями были выявлены следующие самостоятельные аспекты умственной активности: скоростной, определяющий индивидуальный темп умственных действий; эргический (от греч. «эргон» — работа), характеризующий склонность к напряженной умственной деятельности; вариационный, отражающий стремление индивида к разнообразию и новизне. Современные исследователи характеризуют волевое усилие как количество психической энергии, затраченное индивидом на выполнение целенаправленного действия при возникновении препятствий в его реализации. Препятствия, отражаясь в сознании, порождают состояние напряженности, освободиться от которого можно, лишь отказавшись от преодоления трудностей, а, следовательно, и от достижения цели, либо преодолев их, используя для этого волевое усилие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьники со слабым уровнем развития воли проявляют достаточно устойчивую познавательную активность в изучении учебных предметов только при наличии соответствующего интереса к этим предметам, а при изучении «нелюбимых» предметов высокая и устойчивая познавательная активность к ним проявлялась только у школьников с высоким уровнем развития воли.
Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, — то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.(10, с. 49)
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни.
В учении младших школьников привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нем и — в значительно меньшей степени — познавательная сторона. Но в исследованиях В. В. Давыдова обнаружено, что в экспериментальном обучении, когда внимание ребенка обращается на происхождение, смысл и суть явлений, познавательный компонент выступает более ярко. Это значит, что для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности.
Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Перечислим особенности психических учеников.
Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием. Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.
Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности.
Мышление. Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Так, например, развитие анализа идет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному. Кроме того, анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия.
Воображение. В 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Речь. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.
Таким образом, в центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.
3. Современный урок английского языка
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Важно формировать коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Знание социокультурного фона очень значимо, т.к. без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Перед преподавателями стоит задача формирования именно положительной мотивации, необходимо связать ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.(12, с.44)
Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение общих психолого-педагогических задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная, задача "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.
В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок иностранного языка в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Более действенным способом работы с компьютером можно считать использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, когда они задействуются на уроке экран-доска, проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала.
Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Компьютерная программа PowerPoint является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Тщательная подготовка к уроку иностранного языка — это возможность повысить его действенность.
Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка. Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.(13, с. 109)
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся: речевые задания, проблемные задания.
Таким образом, урок как сложное образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения. Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока иностранного языка. В глазах школьников учитель — прежде всего носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся, — это хорошее практическое владение преподаваемым языком и использование инноваций, для донесение информации до учеников.
4. Этапы работы над проектом
.1 Обоснование идеи проекта
На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, педагогов, психологов было показано, что использование мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов (8, с.87)
Процесс информатизации образования происходит в настоящее время на различных уровнях: от федеральных отраслевых целевых программ для муниципальных и школьных инициатив до программ информатизации отдельных школ.
Педагогический работник современной школы должен в повседневной жизни и работе применять следующие средства информационных компьютерных технологий (ИКТ):
уметь применять компьютер и периферийное оборудование
уметь применять прикладное программное обеспечение и графический интерфейс на уровне пользователя,
уметь применять коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя
иметь представление о различных медиаресурсах и уметь ими воспользоваться
иметь представления о нормах работы с информацией
уметь применять санитарные нормы и правила при работе с компьютером
иметь представление об информационных и образовательных ресурсах (электронных педагогических СМИ, образовательных порталах)
уметь использовать презентационное оборудование
уметь работать с различными видами информации
Человек воспринимает информацию по разным каналам: зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный. При сохранении информации на компьютере и последующем её использовании работают только два первых канала — зрительный и слуховой.
Информацию, которую мы воспринимаем зрительно, можно разделить на 3 вида:
Тексты, Таблицы (структурированные тексты)
Диаграммы, Графики (графические представления обработанных текстов, формул и т.д.),
Изображения (фотографии, иллюстрации, видеофрагменты)
Использование иллюстраций, анимаций, звука и т.д. в образовательной деятельности становится всё более важным и в связи с внедрением в повседневную жизнь средств мультимедиа. Учитель может либо оставаться на позициях «школы памяти», заставляя детей запоминать учебные материалы, либо использовать представления «школы восприятия», помогая детям воспринять необходимые знания, в частности, с помощью аудио-видео-зрительных образов и иллюстраций.
Таким образом, создание наглядных материалов с использованием мультимедийного проектора имеет значение, что является показателем важности и актуальности нашей работы.
4.2 Диагностика познавательной активности учащихся
Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей. К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком — в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность. Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности, как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники.
Для того чтобы определить уровень познавательной активности учащихся третьих классов, нами был организован констатирующий эксперимент. Данный эксперимент осуществлялся с помощью различных методов исследования.
Свои исследования мы проводили на базе МОБУ «Гимназия» и Лицея № 9. В исследовании приняло участие 29 учащихся третьих классов и учителя-предметники. Нами были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, диагностирующая контрольная работа, беседа с учениками.
Для того, чтобы определить пользуются ли учителя мультимедийными средствами обучения в своей работе и есть ли необходимость в создании наглядных материалов для использования с мультимедийным проектором, нами был выбран метод анкетирования (см. прил 1). Данные по результатам анкетирования представлены в табл. 1.
Таблица 1 — Использование мультимедийных средств обучения в работе учителя (%)
Оснащенность школы мультимедийными средствами обучения: имеется отсутствует100 0Опыт работы учителей с компьютером: имеется отсутствует69 31Частота использования учителями инновационных технологий в образовательном процессе: часто редко никогда 30 50 20Хотели бы вы внедрить мультимедийными средствами обучения в ваши уроки? да нет82 18Считаете ил вы нужным использование мультимедийных средств обучения на ваших уроках? да нет 83 17Причины редкого использования мультимедийных средств обучения: не достаточно времени для создания слайдов нет опыта работы нет знаний по использованию мультимедийных средств обучения61 28 11Есть ли необходимость в создании наглядных материалов с использованием мультимедийного проектором: да нет87 13
Результаты, представленные в табл. 1, наглядно свидетельствуют о том, что большинство учителей хотели бы использовать в своей работе возможности инновационных технологий, но по ряду причин не используют их в образовательном процессе: нехватка времени на разработку презентаций, малый опыт работы с компьютером, нет знаний по использованию мультимедийных средств обучения.
Следующим было исследование концентрации и устойчивости внимания младшего школьника (см. прил 2), проведенное с целью определения целесообразности использования мультимедийной презентации на разных этапах урока английского языка.
Рис. 1 — Показатели концентрации и устойчивости внимания младших школьников
По рис.1. мы видим, что 60 % учеников показали высокие показатели концентрации внимания, 30 % учащихся имеют средние показатели внимания, а 10 % низкий концентрации и устойчивости внимания.
Таким образом мы видим что учащиеся определенно имеют высокие показатели концентрации и устойчивости внимания(см. рис 1), что позволит нам использовать мультимедийный проектор на разных этапах урока иностранного языка, которые в зависимости от содержания могут длиться от 5 до 25 минут.
Также нами было проведено наблюдение, с целью определения уровня активности учащихся на уроке ознакомления с новой темой (см. прил 3). Итак, после обработки результатов исследования мы определили уровень активности учащихся (рис. 2).
Рис. 2 — Уровни активности учащихся (%)
Итак, можно видеть, что 54% учащихся проявляют активность на уроке на низком уровне, 37% — на среднем, а 8% — на высоком. Активность учащихся измерялась по определенным показателем (рис.5).
Рис. 3 — Показатели активности учащихся при изучении грамматики английского языка (%)
Таким образом из рис. 3 мы видим, что из 100% наблюдаемых: 32% изъявляют желание ответить на вопросы учителя, 29% учащихся показывают хорошую скорость ответа на вопросы, 12% самостоятельно выполняли все тренировочные задания, не спрашивая подсказки у учителя, 17% задавали дополнительные вопросы по теме, тем самым проявляли заинтересованность, 10% внимательно слушали ответы товарищей, дополняли и исправляли их ответы.
Следующим методом было анкетирование для выявления трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся на разных этапах урока при изучении новой темы (см. прил 4). По результатам анкетирования мы выяснили, что 60% детей испытывают определенные трудности при ознокомлении с новой темой на уроке, 14% грамматика английского языка дается легко, а 26% учащихся сталкиваются с большими трудностями (рис.4). Их причины отражены в рис. 4.
Рис. 4 — Протекание процесса усвоения новой темы (%)
Рис. 5 — Причины возникновения трудностей у учащихся третьих классов при изучении новой темы (%)
Таким образом, мы выяснили, что основными причинами возникновения трудностей при усвоении новых слов и терминов являются: недостаточное использование наглядности учителем на уроке — так ответило 71% учащихся, и нет разнообразия упражнений, которые должны упрочнить знания учащихся — 29%.
Итак, поведя итоги по результатам всех исследований можно сделать вывод, учителя готовы использовать мультимедийные технологии на уроке. Выявлен высокий уровень концентрации внимания детей на младшем этапе обучения, что позволяет использование мультимедийных технологий на всех этапах урока, для формирования лексико-грамматических навыков, умений чтения и аудирования. Также возможно применение мультимедийных презентаций и для урока ознакомления, так же и повторения , осмысления и закрепления учебного материала. Ученики проявили заинтересованность, и показали готовность работать с использованием мультимедийных технологий.
4.3 Технология создания и применения мультимедийных презентаций
Основной формой работы с проектором является создание презентаций. Презентация — система взаимосвязанных сложных объектов — слайдов, каждый слайд может состоять из текста, рисунка, клипа и звука.
Процесс создания презентации в Microsoft PowerPoint состоит из таких действий, как выбор общего оформления, добавление новых слайдов и их содержимого, разметки слайдов, оформления слайдов, выбора и изменения цветовой схемы, применение различных шаблонов оформления и создание таких эффектов, как эффекты анимации при демонстрации слайдов.
При обучении грамматической стороне речи важно использовать разнообразные типы упражнений, такие как:
репродукция — имитативное воспроизведение грамматического речевого образца;
подстановка — наполнение речевого образца другими лексическими единицами, известными учащимися;
расширение — включение в речевой образец известных прилагательных и обстоятельственных слов;
трансформация — перестройка заданного образца;
комбинирование — объединение отдельно отрабатываемых грамматических структур в логически связанные высказывания
Техническая сторона создания слайдов описана в прил 9.
Формы и место применения мультимедийных презентаций (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели которую ставит преподаватель. Мультимедийные презентации возможно применять:
При изучении нового материала
позволяет иллюстрировать материал разнообразными наглядными средствами;
При проверке — обеспечивает на ряду с устным, визуальный контроль знаний
При закреплении новой темы
для ученика- это самопроверка и самореализация; это хороший стимул; это способ деятельности и выражения себя;
для учителя- это средство качественного контроля знаний.
Для углубления знаний — как дополнительный материал к урокам.
Итак, процесс создания слайдов состоит из: выбор общего оформления, добавление новых слайдов и их содержимого, разметки слайдов, оформления слайдов, выбора и изменения цветовой схемы, применение различных шаблонов оформления и создание таких эффектов, как эффекты анимации при демонстрации слайдов. При обучении грамматике важно использовать разнообразные типы предложений. А методика использования презентаций напрямую зависит от цели и задач данного урока, а также ее можно применять на разных этапах изучения грамматического материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность (11, с. 118).
Ю.Н. Егорова отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:
усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету,
предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;
выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;
создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;
ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;
предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей (19, с.73)
Такая особенность мультимедиа, как интерактивность, присущая сугубо дидактическому компьютерному средству и отличающая его от традиционных информационных экранных средств, способствует наиболее прочному усвоению учебного содержания, предъявленного с помощью данного средства (1, с. 53)
В ходе проведенного констатирующего эксперимента мы выявили что учителя обладают компьютерной грамотностью, но не все используют технологию мультимедийных презентаций (ММП) на своих уроках. Учащиеся по данным исследования положительно расположены к уроку с использованием ММП, и мы наблюдали большую активность и желание участвовать в учебном процессе.
Но таким ли ни было образом, цель была достигнута, а задачи решены. Гипотеза, которая была нами выдвинута, о том, что использование мультимедийного проектора будет способствовать повышению познавательной активности на уроке английского языка, подтвердилась. правильно представлять информацию с помощью презентаций, с учетом Установлено что презентации следует составлять исходя из уровня знаний учащихся и их интересов, нельзя чрезмерно перегружать урок мультимедийными средствами обучения, так как дети все еще больше предпочитают непосредственное общение с учителем.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что мы определили и уточнили основные понятиям: «Мультимедийная технология», «Мультимедийная презентация», «Познавательная активность», «Урок английского языка» охарактеризовали возможности познавательных процессов детей младшего школьного возраста, определили особенности позновательной деятельности учащихся младших классов и определили порядок использования мультимедийной презентации.
Практическая значимость нашей курсовой работы состоит в том, что мы разработали наглядные материалы с использованием мультимедийного проектора к учебнику Millie 3 для учащихся третьих классов.
Считаем, что необходимо продолжать работу по этому вопросу, так как он требует дальнейшего развития. Также необходимо создать подобные наглядные материалы к каждому учебнику, чтобы учителя могли разнообразить свои уроки. Следовательно, необходимо создать методику работы с презентациями и с самим ММП.
При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно:
при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
при изучении грамматического и страноведческого материала, когда увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Для учителя особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, объединяются в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.
Для создания ММП используется следующие компьютерные программы: MicrosoftWord (позволяет форматировать нужный текст), MicrosoftPowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами) и любой Веб браузер Opera/Mozilla Firefox/Internet Explorer (позволяют работать с ресурсами Internet).
Создавая презентации, надо помнить, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:
простота (управления);
умеренное эстетическое оформление слайда;
соответствующий стиль подачи материала;
отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в младших классах.
Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. Эти программы стали важным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам.
Создавая презентацию, можно учесть конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Применение презентаций на уроках дает возможность использования анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так на пример, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме того, в презентации можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
В процессе обучения возможно создание самых разнообразных презентаций, которые можно разделить на разные тематические категории. На пример, обучающие презентации, которые применяются на уроках, отличаются:
по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);
по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);
по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые мы наработали:
Весь урок, по нашему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
На уроках английского языка целью презентации могут быть:
актуализация знаний;
сопровождение объяснения учителем нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим комментария, таблицей и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.
Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся.
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.
Можно увидеть целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:
сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;
экономии учебного времени;
развитии креативных способностей в организации учебной деятельности.
В заключение не могу не коснуться вопроса применения тестирования на уроках. Его преимущества в том, что за несколько минут одновременно и продуктивно работает вся группа и учитель получает срез обученности всех учащихся. Системность в применении тестирования вынуждает школьников готовиться к каждому уроку, работать регулярно. Такая проверка помогает увидеть пробелы в знаниях и спланировать их устранение. Программа тестирования, которая применяется в нашей школе, довольно проста в эксплуатации и позволяет организовать тестирование по любым темам. Она имеет три вида тестов: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и «соотнести». Последний дает возможность использовать рисунки, фото, схемы и т.д. Программа позволяет проверить процент усвоения материала, причем результаты заносятся в электронный журнал. Хорошо и то, что после выполнения задания, ученик может увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
улучшают качество усвоения материала;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук — Калининград, 1999.
2.Woolley Benjamin. Virtual Worlds: A Journey in Hype and Hyperreality. — Oxford: Blackwell, 1992; Cotto Bob, Richard Oliver. Understanding Hypermedia: From Multimedia to Virtual Reality. — London: Phaidon Press, 1993.
3.Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. — М., 1998. — С. 57.
.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
.Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук — Чебоксары, 2000.
.Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании — технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научно — практической конференции. — Йошкар-Ола, — 1995г.- С. 101-103.
.Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно — практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. — С. 170 -172.
.Кузьменко Е.Л. Компьютерные средства обучения в ретроспективе и в действии // Вестник Московского гос. обл. университета. — 2006. — №1. — с. 87-97.
.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М.: Изд-во УРАО, 1997- 207с.
.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
.Маслюк Ю.А. Проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности // Инновации в образовании. — 2006. — №1. — С. 117-123.
.Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М. Филатова. — Ростов Н/Д: «Феникс», 2004.
.Методика обучения ИЯ в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.
.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
.Общая методика обучения ИЯ в ср. школе под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин, М., «Просвещение», 1967.
.Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. — 1997. — №1. — С. 92-96.
.Стоцкий Ю. Самоучитель Office 2000. — СПб.: Питер, 1999. — 576 с.
.Финогеев А.Г. Моделирование и исследование системно-синергетических процессов в информационных средах: Монография, Пенза: Изд-во ПГУ, 2003.
.Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. // Информатика и образование, — 2000, №2. — С. 71-77.
.Хуторской А.В. Интернет в школе — М.:ИОСО РАО, 2000. -304с.
.Чулошникова Р.М. Интегрирование проектной работы в учебные программы — очень трудная, но важная работа. // Материалы международной конференции "От открытой школы к открытому обществу". — М., 1999. — С. 70
.Ширшов Е.В. Применение технологий искусственного интеллекта в учебном процессе вуза. Образовательные технологии для новой экономики: Сб. материалов международной конференции — М.: Изд-во МЭСИ, 2002.
Приложение 1
Анкета на определение использования учителями мультимедийных средств обучения в работе
Уважаемые учителя!
Просим вас принять участие в анкетировании и ответить на несколько вопросов.
Имеются ли в школе мультимедийные средства обучения?
Есть ли у Вас опыт работы с компьютером?
Как часто в своей работе вы прибегали к использованию инновационных технологий?
Хотели бы вы внедрить мультимедийные средства обучения на Ваши уроки?
Считаете ли Вы нужным использовать мультимедийные средства обучения на Ваших уроках?
Что мешает Вам использовать мультимедийные средства обучения?
Если бы Вам предложили уже готовые презентации, пользовались бы Вы ими?
Приложение 2
Исследование концентрации и устойчивости внимания
Рис. 6 — Определение концентрации и устойчивости внимания
Ход выполнения задания.
Испытуемый должен написать тот номер, под которым эта линия кончается. Проследите путь запутанной линии не используя палец или карандаш. Начинайте с номера 1.
Обработка результатов.
Экспериментатор замечает время которое требуется испытуемому для прослеживания каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения задания не должно превышать пяти минут. Фиксируют остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.
Приложение 3
Наблюдение «Уровень активности учащихся на уроке английского языка»
План наблюдения:
Скорость следования ответа.
Количество желающих ответить на вопрос учителя.
Заинтересованность (желание ответить дополнительно).
Самостоятельность при выполнении заданий.
Работа учащихся в коллективе(Выслушивание ответа товарища, дополнение их ответов).
Приложение 4
Анкета по выявлению трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении новой темы на уроке английского языка
мультимедийный обучение английский язык
С какими трудностями вы сталкиваетесь при изучении новой темы
Возникают трудности понимания новых слов и терминов:
а. нет
б. да, многое не запоминается
в. да, очень сложно дается осмысление
В то время, когда учитель объясняет новый материал, ты
а. сидишь и слушаешь
б. слушаешь и записываешь
в. активно работаешь на уроке, слушаешь и записываешь, самостоятельно выполняешь задания
Тебе легче понять новые слова и термины, когда учитель:
а. просто объясняет материал
б. объясняет и записывает на доске
в. Объясняет и использует схемы, таблицы, карточки и т.д.
После того как вы изучили новый материал, учитель обычно задает на дом:
а. выучить правило
б. дает упражнения из учебника
Приложение 5
Технология создания презентации
Процесс создания презентации с помощью пустых слайдов включает в себя:
Создание фона — выбор способа заливки применить (к текущему слайду) или применить ко всем (слайдам презентации).
Создание текста — меню Вставка. Форматирование текста (размер, начертание, цвет текста и пр.).
Создание рисунка — меню Вставка пункт Рисунок. Вставка рисунка в нужное место слайда; изменение размера рисунка.
Настройка анимации текста — панель Эффекты анимации; эффект анимации (пишущая машинка, лазерный или др.); В Настройке анимации вкладка Эффекты устанавливает эффекты (спираль), звук (колокольчики), и появление текста (к примеру, все вместе).
Настройка времени показа слайда. По щелчку мыши или, что предпочтительнее, автоматически (указав время в секундах).
Настройка анимации рисунка — панель Настройка изображения; действия по настройке изображения: увеличить/уменьшить контрастность, увеличить/уменьшить яркость, обрезать, изменить формат рисунка.PowerPoint дает возможность создавать шаблоны оформления, которые могут применяться в презентации, чтобы придать ей законченный, профессиональный вид. Они в Microsoft PowerPoint находятся в Области задач.
Выбранный шаблон может применяться ко всем слайдам или только к определенным из них. Кроме того, при оформлении одной и той же презентации могут использоваться несколько типов шаблонов. При использовании шаблона оформления образец слайдов для данного шаблона автоматически добавляется в презентацию. При использовании другого шаблона во всех слайдах старый образец слайдов переносится «Образцом» в новый шаблон. Можно сохранить любую вновь созданную презентацию в виде нового шаблона, доступного в области задач Конструктор слайдов.
Презентация может сопровождаться звуком, который проигрывается при открывании нового слайда автоматически, либо при нажатии специальной кнопки. Использование музыки и клипов при показе презентации — в меню Вставка пункт Фильмы и звук, а затем укажите путь к нужному файлу.