Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, как психологическая проблема6
1.1. Трудовое воспитание старших дошкольников6
1.2. Особенности формирования трудовых навыков у старших дошкольников12
1.3 Методика раскрытия формирования трудовых навыков15
Выводы к главе 119
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию трудовых навыков в процессе игры у дошкольников21
2.1 Описание исследования формированию трудовых навыков в процессе игры у дошкольников21
2. 2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста24
2.3. Диагностика трудовых умений и навыков27
Выводы к главе 234
Заключение35
список использованной литературы38
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Современное развитие педагогической науки в нашей стране характеризуется поиском новых фундаментальных подходов к построению учебно-воспитательного процесса. Законом «Об образовании», государственными национальными программами «определено, что особый вес приобретает единство воспитательных влияний на ребенка на протяжении продолжительного периода становления личности, начиная из раннего детства.
Это требует формирование у ребенка стойких общественно-значимых способов поведения, способности к самостоятельному критическому мышлению, социальной и моральной зрелости. Поэтому одним из самых важных и ответственных направлений воспитательного процесса считается трудовое воспитание дошкольников, которое направлено не только на получение первичных трудовых навыков, но и духовно обогащает личность, формирует у нее необходимые качества для жизни в социуме, оказывает содействие закреплению эффективных форм общения.
Актуальность избранной темы определяется необходимостью разрешения следующих противоречий:
— на социальном уровне: между потребностью общества в трудовом воспитании детей и недостаточной их готовностью овладеть этими навыками;
— на общенаучном (педагогическом) уровне: между высоким уровнем требований к трудовым навыкам дошкольников, которую декларируют государственные образовательные стандарты и недостаточной разработанностью методологических, теоретических и методических основ такого обучения, при котором формируются трудовые навыки детей;
— на методическом уровне: между необходимостью использовать на занятиях современные методы формирования трудовых навыков и отсутствием разработанной методики и средств, направленных на их формирование.
Эти противоречия, сформулированные на трех уровнях, порождают основную проблему: выявление методологических, психолого-дидактических и методических основ процесса обучения, в ходе которого у детей будут формироваться трудовые навыки.
Проблемам дошкольного воспитания посвященные работы выдающихся педагогов прошлого: Ю.А. Аркина, П.П. Блонского, Й. Песталоцци, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского, Ю.И. Фаусек, Е. А. Флериной и др. Идеи трудового воспитания рассматривались известными теоретиками ХІХ и ХХ ст. — Б. Блаше, Г. Кершенштейнером, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, Я.Ф.Чепигой и др.
В современной отечественной науке разные аспекты проблемы трудового воспитания детей и молодежи исследовали А.В. Быковская, В.В. Бурдун, Л.А. Гуцан, А.В. Максимчук, А.А. Малихин, В.С. Марущак, Н.М. Носовец, С.П. Павх, К.В. Рейда, И.В. Чеботарева и др. В это же время обоснованием исходных концепций развития детей дошкольного возраста занимались научные работники Л.В. Артемова, Л.И. Божович, С.М. Карпова, Т.Р. Каштановая, В.К. Котирло, М.И. Лисина, Т.И. Пониманская, Л.П. А.Г. Рузская, Е.В. Субботская, В.М. Шевченко и др. Однако анализ исследований данных научных работников свидетельствует о том, что в их роботах мало уделено внимания рассмотрению проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе, а в особенности — аспектам организации коллективной игровой работы в детских дошкольных учреждениях, как средству формирования трудовых навыков личности.
Целью исследования данной работы выступает определение педагогических условий организации игровой работы детей старшего дошкольного возраста, ведущей к формированию трудовых навыков.
Объект исследования — трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
На достижение цели исследование направленные следующие задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические аспекты проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть педагогические условия формирования трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
3. Обнаружить педагогические условия, которые оказывают содействие повышению эффективности формированию трудовых навыков детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс научно-педагогических методов: теоретический и логико-исторический анализ педагогических, психологических, философских, социологических работ по теме исследования, теоретическое изучение и обобщение опыта трудового воспитания учреждений дошкольного типа; эмпирические: непосредственные наблюдения за воспитанниками в процессе разных видов трудовой деятельности, беседы.
Структурно работа составляет из вступления, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка использованной литературы.
Глава 1. Формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, как психологическая проблема
1.1. Трудовое воспитание старших дошкольников
Трудовое воспитание в все времена было одним из основных направлений формирования личности ребенка. Однако социальное расслоение, которое имело и имеет место в жизни общества, накладывало свой отпечаток на цели, средства и методы такого воспитания.
Если для детей трудового населения трудовое воспитание было связано, в основной, с физической работой, то для высших кругов содержание его состояло в развитии творческой активности, физическом развитии, умственном труде, который требует к себе также значительных моральных и физических усилий, настойчивости, добросовестности, целеустремленности. В этом плане между физического работой и физическим развитием (культурой) можно поставить знак равенства [5, 26]……….
Заключение
Итак, мы считаем что тема исследования была довольно детально нами обработана. Сжато приведем основные результаты по рассмотрению этого вопроса.
Цель трудового воспитания состоит в создании условий для развития и самореализации личности, его профессионального самоопределения, самовыражение и самоутверждение как гражданина своей страны, способного эффективно работать, укреплять суверенное независимое государство. Приоритетными направлениями трудового воспитания являются:
· создание жизнеспособной системы беспрерывного обучения и воспитания для достижения надлежащих образовательных уровней;
· личностная ориентация трудового обучения и воспитания;
· формирование национального сознания и воспитания патриотизма, помощь ребенку в интеллектуальном, духовном, эмоционально-волевом развитии;
· интеграция семейно-школьного, родственного, трудового воспитания;
· психологическая готовность к интеллектуальной и физической работе;
· внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание;
· создание и постоянное обогащение материально-технической базы.
Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.
Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.
Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.
Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.
Перед заданиями важно:
— рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;
— перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.
— выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.
— обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.
Список использованной литературы
1. Буре Р. С., Година Г. Н., «Учите детей трудиться», Москва, «Просвещение», 1993 г.
2. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», Москва, «Просвещение», 1997 г.
3. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 2005 г.
4. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 2003 г.
5. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1998 г.
6. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней». // «Дошкольное воспитание», № 1, 2003 г.
7. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2005 г., т. 1,2.
8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании», Москва, 2005г.
9. Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., «Твоя Красная книга.», Москва, «Молодая гвардия», 1996 г.
10. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г.
11. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе?» // «Знание -сила», 2003 г., №3.
12. Лихачев Б.Т. «Экология личности» , // «Педагогика», №2, 2003 г.
13. Нечаева В. Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г.
14. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 2003 г.
15. Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию., Москва, «Новая школа», 2006 г.
16. Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры», / «Дошкольное воспитание», 2004 г., №7.
17. Николаева С. Н. «Программа «Юный эколог»»// «Дошкольное воспитание», №9, 2004 г.
18. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, 1974. С. 3258.
19. Рыжова Н. А. «Наш дом — природа», // «Дошкольное воспитание», 2004 г., №7.
20. Рыжова Н. А., Тычина Ю. Н. «Что такое экология?» Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников», Тамбов, ИПКРО, 2003 г.
21. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.
22. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987. 96с.
23. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук.М., 1978.24с.
24. Ядешко В. И., Сахина В. А.«Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение»,1978 г.
25. Ясвин В. А., Дерябо С. Д. «Методика проведения эколого- психологического тренинга», // «Школа здоровья», №2, 2005 г.