Содержание
Введение3
Глава 1. Формирование торгового ассортимента6
1.1. Понятие об ассортименте товаров и их классификация6
1.2. Основные подходы к построению оптимального товарного ассортимента9
1.3. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли12
1.4. Порядок формирования ассортимента товаров в магазинах16
Глава 2. Управление товарными ресурсами22
2.1. Управление товарными запасами на предприятиях торговли22
Глава 3. Совершенствование формирования ассортимента товаров в Универсаме “Большой”26
Заключение33
Список использованных источников и литературы36
Выдержка из текста работы
Сегодня в России представлены все виды торговых точек, начиная от лотков и киосков и кончая супер- и гипермаркетами. Владелец каждой из них пытается предложить своим покупателям максимально удовлетворяющий их перечень товаров. Для разных типов торговых точек оптимальный ассортимент будет разным, ведь на лотке счет товаров идет на десятки единиц, а в гипермаркете — на десятки тысяч. У каждого из покупателей — своя система ценностей, связанная в том числе с тем местом или страной, где был произведен товар.
В современных условиях, когда торговый сектор занимает большое место в экономике нашей страны. Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив “поле и правила игры” в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры. Резкий подъем данного сектора экономики в последнее десятилетие на фоне кризисного состояния практически всех остальных отраслей вызвал невиданное до этого перераспределение кадров. В торговлю пришли миллионы людей, ранее сталкивающихся с ней только в роли покупателей.
Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, и финансового характера, требующих повседневного решения. Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляется с помощью разнообразных методов торгового менеджмента.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также создаваться соответствующая сеть складов и баз.
От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев.
Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.
Основой коммерческой деятельности на торговых предприятиях является закупочная работа. Ее основной задачей является выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.
Цель курсовой работы: раскрыть как можно более подробно такую тему, как: «Формирование торгового ассортимента и управление товарными ресурсами».
В первых двух частях курсовой работы мы рассмотрим теоретическую часть по формированию торгового ассортимента и управлению товарными ресурсами.
В третей части данной курсовой работы мы исследуем Универсам “Большой”. Рассмотрим совершенствование формирования ассортимента товаров в Универсаме “Большой” ………………
Заключение
В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
Торговые предприятия являются необходимым и жизненно важным звеном процесса движения товара от потребителя к товаропроизводителю, а поэтому обеспечение эффективного выполнения функций торговли.
В современной действительности предприятия как розничной, так и оптовой торговли в большой степени зависят от потребительских предпочтений и нужд клиентов, а поэтому применение маркетинговых подходов при прогнозировании и составлении оптимального графика поставок, складирования и формирования товарных фондов является средством обеспечения конкурентоспособности предприятия в целом. предпочтений.
Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:
1) изучение и прогнозирование покупательского спроса с целью обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров;
2) определение потребности в товарах;
3) выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;
4) установление хозяйственных связей с поставщиками;
5) контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.
Изучение и прогнозирование покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров.
В основу организации процесса управления запасами должно быть положено выполнение следующих основных принципов:
1) применение кратчайших путей движения товара;
2) выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование; постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.
Эффективное управление товарными запасами Универсама “Большой” должно базироваться на:
1) прогнозировании спроса и потребности в том или ином виде продукции;
2) управлением товарными поставками;
3) построение оптимального графика пополнения товароматериальных фондов предприятия;
4) точном учете торгово-закупочных операций.
Универсам “Большой” осуществляет поставку товаров через каждые 3 дня. Количество заказов равно 120. Коэффициент полноты ассортимента 97%, а коэффициент стабильности 99%.
Это свидетельствует о том, что предприятие практически стабильно производит доставку товаров.
Основными направлениями повышения доходов от торговой деятельности Универсама “Большой” могут быть следующие:
1) увеличение объема закупок непосредственно у предприятий – производителей товаров и уменьшение числа посредников;
2) использование системы скидок по договоренности с поставщиками за счет закупки больших партий товаров, при сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам, в связи с установлением постоянных связей и в других случаях;
3) приведение уровня торгового обслуживания в соответствие с требованиями покупателей и повышение в связи с этим цен;
4) использование эффективной маркетинговой политики на предприятии;
5) расширение и обновление ассортимента товаров в соответствии с запросами покупателей и отражение этих требований в ассортиментных перечнях магазинов различных типов;
6) осуществление рекламной и информационной деятельности торгового предприятия с учетом итогов маркетингового исследования.
Универсаму “Большой” необходимо:
1) ежеквартально проводить оценку формирования ассортимента товаров с помощью метода АВС;
2) два раза год проводить маркетинговые исследования по изучению потребления товаров и сформировать ассортимент товаров согласно потребностям населения;
3) ежемесячно проводить аудиторские проверки по наличию в магазине товаров.
Предложенные рекомендации позволят увеличить рост объемов реализации товаров, который является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия.
Список использованных источников и литературы
1. Абрютина М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие – М.: Дело и сервис, 1998.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд. перераб. – М.: Финансы и статистика, 1995.
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс. – Киев: Ника-Центр Эльга, 1999.
4. Глухов В.В. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – СПб., 1998.
5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1998.
6. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. — М., 1999.
7. Канаян К. Ассортимент: стратегия и тактика //Оборудование: Технологии и Оборудование для Магазинов и Ресторанов. – 2002. – № 9. – С. 36-40.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности – М.: Финансы и статистика, 1998.
9. Коммерческое товароведение: Учеб. для экон. специальностей/В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев, В.А. Панасенко. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2001.
10. Нечащев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие – М.: Высшая школа, 1997.
11. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учеб. для вузов – М.: Норма, 1999.
12. Новиков О.А., Мясникова Л.А. Закупки и формирование товарного ассортимента. //Современная торговля. – 2000. – № 12. – С. 2-6.
13. Организация процесса товародвижения на предприятиях торговли. Учебник. Петров А.А., Савинова О.И.- М.:ЭКОНОМИКА, 1998.
14. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) /Под. ред. В.М. Власовой – М.: Финансы и статистика, 1999.
15. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Управление денежным оборотом предприятия: Учеб. для вузов – М.: Банки и биржи, 2000.
16. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: Учеб. М.: Маркетинг, 2001.
17. Пигунова О.В. Ассортиментная стратегия пердприятия розничной торговли //Современная торговля. — 2002.– № 3.-С. 16-18.
18. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов – М.: Информационно внедренческий центр “Маркетинг”, 1999.
19. Райсберг Б.А. Современный экономический словарь – М., 1997.