Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение1
Глава 1. Особенности физического развития детей с патологией зрения.7
1.1. Классификация патологии органов зрения.7
1. 2. Физическое развития детей с нарушением зрения14
1.3.Психофизиологические механизмы пространственной ориентировки19
Глава 2. Исследование пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре.24
2.1. Характеристика развития детей с патологией зрения и их сверстников с нормальным зрением.24
Глава 3. Динамика развития пространственной ориентации у детей с нарушением зрения.33
3.1.Методы и приёмы коррекции физического33
развития в тифлопедагогике.33
3.2.Динамика развития пространственной ориентации при коррекционно-оздоровительной работе на занятиях по физкультуре.39
Заключение52
Список использованных источников и литературы54
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушенным зрением общего воспитания и образования в условиях массовых учреждений. Как показал опыт, к сожалению, дети с нарушенным зрением оказались слабо подготовлены к интегрированному обучению. Отсутствие рекомендаций, незнание методических особенностей обучения детей данной категории в процессе физического воспитания затрудняет педагогическую деятельность, ограничивает двигательную активность детей, а это приводит к возникновению вторичных отклонений в физическом развитии ребенка.
Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.
Гуманизация процесса образования детей, как с нормальным, так и с нарушенным зрением, предполагает со стороны педагогов пристальное внимание к каждому ребенку с целью выявления и развития всех его потенциальных возможностей.
Нарушение функций зрительного анализатора, по мнению многих исследоателей в области медицины и тифлопедагогики[1,14,18,20,27] вызывает ряд отклонений в пространственной ориентации ребенка с депривацией зрения. Сложность структуры его развития заключается в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии. Анализ научно-методической литературы убеждает в том, что содержание, формы и методы коррекционных занятий нуждаются в дополнительном изучении, в разработке методических рекомендаций по формированию пространственной ориентации с учетом специфических особенностей развития и обучения детей с нарушением зрения.[22,27,28,30] В связи с этим, очевидно, что коррекция недостатков пространственной ориентации развития детей с нарушением зрения невозможна без системного подхода, который может реализоваться в форме адаптивной физической культуры.
Одно из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.
Задачи и содержание формирования пространственной ориентации слепых и слабовидящих детей должны включать в себя учет особенности физического развития этих детей. [11] В связи с этим физическое воспитание слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, и в особенности на формирование пространственно-ориентировочной деятельности и коррекцию пространственного гнозиса и праксиса. Это достигается путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать свои движения, их амплитуду. Физическое воспитание предусматривает преодоление таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропориональность телосложения, некоординированность и скованность движений.
В дошкольных достаточно большой объем работы, направленный на развитие у детей с патологией зренияних пространственных представлений. Вместе с тем существующие мероприятия достаточно разобщены, фрагментарны и не представляют собой единую линию коррекционных воздействий. Практика показывает, что обучение по большей части осуществляется стихийно, бессистемно и не учитывает в полной мере сложной структуры, механизмов, генезиса ориентировки в пространстве, ее развивающего влияния на все стороны интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Универсальное значение способности к ориентировке в пространстве для психического развития ребенка, недостаточная разработанность вопросов ее формирования у дошкольников с нарушением умственного развития, объективная необходимость оптимизации коррекционно-образовательного процесса определяют актуальность данного исследования.
При проведении работы по исправлению недостатков пространственной ориентации опираются на теоретические положения коррекции двигательных нарушений, которые являются определяющими в построении методических закономерностей процесса физического воспитания аномальных детей.
Проблемой исследования является изучение особенностей ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, научное обоснование и разработка организационных форм, содержания и методов коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию, воспроизведению и преобразованию пространства. Все выше сказанное позволяет назвать проблему исследования особенностей развития пространственной ориентации детей с нарушением зрения весьма актуальной и подчеркнуть, что вынужденное снижение двигательной активности у слабовидящих детей ведет за собой различные нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение пространственного праксиса и гнозиса и этот круг негативных связей нуждается в преодолении.
В отечественной и зарубежной науке, в практической психологии и педагогике проблемой формирования пространственной ориентации у детей с нарушением зрения занимаются и тифлопедагоги, и дефектологи, и врачи, и учителя физкуьтуры. С точки зрения практикующего тифлопедагога наибольший интерес представляют работы Литягина В.В., Петуховой Е.Н., Подколзиной Б.Н., Мишина М.А., Тупоногова Б.К. [15,16,17,28,29,38,41,36].
Исследование особенностей физического развития и пространственной ориентации детей с нарушением зрения позволило определить цель, объект, гипотезу и задачи нашей работы.
Наша работа посвящена исследованию пространственной ориентации у детей с косоглазием, амблиопией, астигматизмом на занятиях по физической культуре и поиску специальных методических приемов и упражнений, способствующих ликвидации отставания таких детей в физическом развитии от своих сверстников с нормальным зрением.
Цель исследования: изучить особенности пространственной ориентации детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре, разработать упражнения, направленные на формирование пространственной ориентации и на устранение отставания в физическом развитии детей с патологией зрения.
Предмет исследования: определить особенности пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре по показателям: выносливость, сила, скорость, реакция, координация.
База исследования: ДОУ № *** г. **** для детей с нарушением зрения.
Объект исследования: дети 6-7 лет из физиологической группы в количестве 10 человек и дети 6-7 лет из группы для детей с нарушением зрения, страдающие косоглазием, амблиопией, астигматизмом в количестве 10 человек.
Методы исследования: для тестирования детей по основным показателям физического развития (выносливость, сила, скорость, реакция, координация) использовалась методика М.Л. Лазарева [23], для разработки упражнений, направленных на ликвидацию отставания в пространственной ориентации на занятиях по физической культуре детей с патологией зрения использовалась в модифицированном виде методика Мишина М.А.[27,28,29]
Гипотеза исследования: в силу вынужденных двигательных ограничений, обусловленных нарушением зрения, дети с патологией зрения отстают в развитии по пространственной ориентации от своих сверстников с нормальным зрением, но при регулярной комплексной коррекции тифлопедагога, учителя физкультуры, благодаря специально разработанным оригинальным методкам, направленным на формирование пространственной ориентации на занятиях по физкультуре детей с патологией зрения, можно добиться положительной динамики физического развития этих детей и устранить отставание в пространственной ориентации.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1.Установить степень разработанности аспектов исследуемой проблемы в педагогической, спортивной, медицинской и методической литературе.
2.Дать педагогическое обоснование необходимости коррекции качества пространственной ориентации на занятиях по физической культуре у детей с нарушением зрения.
3.Экспериментально сравнить пространственное восприятие и физическое развитие детей с нормальным зрением и их сверстников с нарушением зрения.
4.Разработать методы, приемы, упражнения и организационные формы педагогической работы, направленные на формирование пространственной ориентации и гармоничного физического развития детей с нарушением зрения.
5.Экспериментально проверить эффективность специально разработанной методики по физическому воспитанию детей-дошкольников с нарушением зрения, направленной на формирование пространственной ориентации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический, статистический, экспериментальный, педагогический.
Выдержка из текста работы
Актуальность. На сегодня имеет значительное место проблема коррекции детей с нарушениями зрения. Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний.
Многочисленными исследованиями таких авторов как Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, К.Ф. Скворцов, В.П. Илларионов, Т.Н. Никольская доказано, что 40% детей имеет минимальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% — соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают неврозами. Среди вторичных нарушений наиболее типичными являются искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным образом негативно отражается на физической подготовленности, работоспособности, движениях ребенка.
Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения и его прогрессирования, поскольку специальные физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. В связи с этим актуальной проблемой является поиск и разработка эффективных путей, методов и средств, научно-обоснованных учебных программ адаптивного физического воспитания для детей с нарушением зрения.
Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на коррекционную работу с детьми с нарушением зрения.
Предмет исследования — методика специальных физических упражнений для улучшения физических качеств детей с нарушением зрения.
Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование вопроса целесообразности применения специальных физических упражнений, направленных на улучшение физических качеств детей с нарушением зрения.