Содержание
Введение3
Раздел 1. Цвет как художественная и психолого-педагогическая проблема7
1.1 Понятие цвета и его основные свойства7
1.2 Особенности ощущения и восприятия цвета в младшем дошкольном возрасте12
1. 3. Понятие сенсорное развитие и сенсорное воспитание19
Раздел 2. Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых приемов23
2. 1. Практическое содержание и методика сенсорного воспитания младших дошкольников23
2. 2. Дидактические игры для формирования представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста28
Список использованной литературы34
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 7
1.1Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей 7
1.2 Содержание и объем экологических представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Сущность дидактической игры и ее значение в формировании представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста 13
1.4 Использование дидактических игр в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Определение уровня элементарных экологических представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста 19
2.2 Система дидактических игр по формированию элементарных экологических представлений о диких животных у младших дошкольников 25
2.3 Эффективность использования дидактической игры в формировании элементарных экологических представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших средств воспитания и развития детей дошкольного возраста является природа. Именно в общении с природой ребенок совершает огромное количество своих открытий. Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир, особое место в котором отведено животным, в том числе, и диким: они составляют большую часть от всего животного на земле и их роль в биосфере огромна. «Животный мир» является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей страны. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства; используется также в научных, культурно — просветительных и эстетических целях. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественно – научных знаний [10, с. 3].
Уже в детском возрасте дети получают первые элементарные представления об окружающем мире, о живых организмах его населяющих. Для общего развития дошкольников не последняя роль отводится пониманию ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на чувства и сознание ребенка, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Проблемой формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о живой природе и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н. Николаева [15, 16, 17, 18]. В своих трудах она изучала особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. Указанной проблеме дошкольников посвящены и труды А.М. Федотовой [27]. Ее исследования были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определенным признакам (в заданиях на свободную группировку); выяснение, владеют ли дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений. Результаты данных исследований показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны: более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям. Безусловно, свои особенности имеет формирование представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста. И здесь на передний план выходит использование игры, т.к. она является ведущим видом деятельности детей младшего дошкольного возраста, именно в этом виде деятельности наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей [27, с. 137].
Как отмечают О.О. Прокофьева и И.А. Комарова [12], использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях природоведческого цикла в младшей группе помогает сформировать у детей представления о многообразии животного и растительного мира ближайшего окружения, их красоте, неповторимости и уникальности; представления о сезонных изменениях в жизни животных и растений в разное время года; представления о правилах эколого-безопасного поведения по отношению к животным и растениям; умение видеть красоту и неповторимость живых существ ближайшего окружения; умение с помощью взрослого создавать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности домашних животных и комнатных растений; осознанное отношение к животным, месту их обитания и произрастания, желание ухаживать за ними [12, c. 14].
Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данного исследования.
Цель исследования – выявить эффективность использования дидактических игр в формировании представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты экологического образования детей в дошкольном возрасте;
2. Раскрыть содержание ознакомления младших дошкольников с животным миром;
3. Рассмотреть сущность дидактической игры и ее роль в формировании представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностику сформированности экологических представлений детей младшего дошкольного возраста о диких животных;
5. Подобрать и апробировать в работе с детьми дидактические игры, влияющие на формирование экологических представлений о диких животных;
6. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования представлений о диких животных у младших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о диких животных у младших дошкольников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: при правильном включении в процесс обучения дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста активное формирование представлений о диких животных происходит быстрее и качественнее.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдения за деятельностью детей; статистическая обработка экспериментальных данных.
Теоретическую основу исследования составили труды российских педагогов о самоценности природы (П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева), исследования О.О. Прокофьевой и И.А. Комаровой, посвященные использованию дидактической игры в качестве основного метода ознакомления дошкольников с природой, концепция экологического образования и воспитания, содержание программ дошкольного образования (С.В. Алексеев, Н.Ф. Виноградова, Б.Г. Иоганзен, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, И.Н. Пономарева и др.).
База исследования: государственное учреждение образования «Ясли-сад № 18 », вторая младшая группа.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического и практического материала по проблеме формирования представлений у младших дошкольников о диких животных как важной составной части их экологического воспитания; подбор и внедрение в практику работы дошкольного учреждения дидактических игр для формирования экологических представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей
Самоценность дошкольного детства очевидна, ведь первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период ребенок получает первые элементарные представления об окружающем мире, учится наблюдать за живыми организмами, живущими рядом с человеком.
Еще Ян Амос Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
В. Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.
В настоящее время авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, то есть, с 2-3 лет. Программа Ж.Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста. Н.А. Рыжова отмечает, что при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о нем по отношению к детям раннего возраста. Однако в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психофизиологическими возможностями.
Многообразие природного мира вызывает неподдельный интерес у дошкольников, и, как отмечает Сухомлинский «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, могучий толчок для стремительного потока мысли. Любознательность ребенка помогает ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове» [25, с. 9].
По мнению Л. Бобылевой ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств [2, с. 39]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В младшем дошкольном возрасте складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [6, с. 17].
Основной формой работы с младшими дошкольниками по формированию у них экологических представлений о диких животных должна быть дидактическая игра, поскольку она позволяет ребенку получать необходимые знания в интересной форме, обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании животного мира.
Подобранный нами комплекс дидактических игр, направленных на повышение уровня экологических представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста, показал свою эффективность, т.к. на контрольного этапе эксперимента уровень экологических представлений детей оказался выше, чем на констатирующем этапе. В результате проведенной работы дети имеют четкие представления о диких животных и их детенышах, знают об их приспособлениях к условиям жизни; усвоили понятия (дикие и домашние животные), знают, чем питаются дикие животные и как они охотятся на других животных. Таким образом, наша гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.
Соответственно, первоначально поставленная цель – показать насколько эффективно использование дидактических игр в формировании представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста – в ходе нашего исследования была достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.В, Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
2. Бобылева, Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание, 2000. – № 7. – С. 38 – 46.
3. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание, 2005. – № 7. – С. 10 – 15.
4. Валова, З.Г., Моисеенко, Ю.Е. Ребенок среди природы / З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
5. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.
6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольное воспитание, 2005. – № 6. – С. 16 – 20.
7. Гончарова, Е.В., Моисеева, Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ / Е.В. Гончарова, Л.В. Моисеева. – Екатеринбург, 2002. – 163 с.
8. Згурская, Л. Экология малышам / Л. Згурская // Дошкольное воспитание, 2004. – № 7. – С. 40 – 48.
9. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2010. – № 7 – С. 33.
10. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
11. Комарова, И.А. Игра в экологическом воспитании дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.А. Комарова, С.Н. Николаева. – Мн.: Полымя, 1998. – 79 с.
12. Комарова, И.А. Играя – позна?м природу: пособие / И.А. Комарова, О.О. Прокофьева. – Мн.: БГАТУ, 2010. – 40 с.
13. Маркова, Т.А., Виноградова, Т.А. Как научить детей любить природу / Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова // Дошкольная педагогика, 2004. – № 4. – С. 8 – 11.
14. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
15. Николаев, С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 1994. – №12. – С. 37 – 41.
16. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов средне-специальных педагогических учебных заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.
17. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Кн. для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
18. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений /С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.
19. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 2004. – 128 с.
20. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми / авт.-сост. В.И. Рылушкин. – Мозырь: Содействие, 2008. – 119 с.
21. Прокофьева, ОО. Инновационные формы экологического образования дошкольников / О.О. Прокофьева // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам НИР в 2008 г. (7–8 февраля) / Под ред. А.В. Иванова. – Могилев МГУ им. А.А. Кулешова, 2009. – С. 75 – 77.
22. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом – природа» / Н.А. Рыжова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. – 192 с.: ил.
23. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Педагогика, 2006. – 326 с.
24. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание, 2008. – № 7. – С. 21 – 27.
25. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1990. – 228 с.
26. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2012. – 416 с.
27. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. А.М.Федотовой. – Пермь, 2002. – 328 с.