Содержание
Содержание
Введение3
Раздел 1. Цвет как художественная и психолого-педагогическая проблема7
1.1 Понятие цвета и его основные свойства7
1.2 Особенности ощущения и восприятия цвета в младшем дошкольном возрасте12
1. 3. Понятие сенсорное развитие и сенсорное воспитание19
Раздел 2. Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых приемов23
2. 1. Практическое содержание и методика сенсорного воспитания младших дошкольников23
2. 2. Дидактические игры для формирования представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста28
Список использованной литературы34
Выдержка из текста работы
Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [18].
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание – не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7].
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.
Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн [17], Н.Ф. Добрынин [7], Л.С. Выготский [3], П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов [13], Г.А. Урунтаева [21], Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие.
Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Наиболее эффективным инструментом развития внимания в младшем дошкольном возрасте является игра. Игра, как основной вид деятельности, интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста.
В нашем исследовании выдвигается следующая гипотеза: если в процессе продуктивных видов деятельности с детьми 3-4 лет по развитию внимания использовать игровые приемы, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, и тем самым повысит обучаемости. А так же облегчит им процесс адаптации при поступлении в школу.
Цель нашего исследования: выявить эффективность применения игровых приемов в продуктивных видах деятельности для развития внимания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Проанализировать специфику внимания детей 3-4 лет и создать таким образом базу для предпринятого исследования;
2) Рассмотреть способы развития внимания детей 3-4 лет;
3) Проанализировать особенности игровой деятельности в развитии внимания детей младшего дошкольного возраста;
4) Разработать серию занятий по продуктивным видам деятельности с использованием игровых приемов;
5) Апробировать игровые приемы по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования выступает внимание детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является развитие внимания детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых приемов в процессе продуктивных видах деятельности.
Методологическим основанием для разработки этой проблемы послужили концепция Павлова И. П. о рефлекторной деятельности, положения Сеченова И. М., Ухтанского А. А. о физиологических основах внимания; теории Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. о прикладных исследованиях внимания; концепции Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. об исследовании внимания с учётом возрастных особенностей.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Практическая значимость исследования: составлена система специальных игр для развития внимания дошкольников, которые могут использоваться в процессе продуктивных видов деятельности.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 40 источников.
Глава 1. Теоретические основы развития внимания у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение [Овчарова, Р.В., с. 250].
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С.Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие). Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость[Черемошкина, Л.В., с.75].
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [, с. 125].
По мнению С.Л. Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [, с. 524]
Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слов……
Список литературы
1 Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.
2 Вершинина Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — С.95-96.
3 Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7-21.
4 Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.
5 Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование. – 2002. — №11. — С. 22-23.
6 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-e изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
7 Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
8 Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С.79-86.
9 Григорьева Г.Г. Влияние игровых приемов обучения на развитие детского изобразительного творчества: Тезисы докладов. — Горький, 1984. — С.10.
10 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272с.
11 Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997. — №1. — С.3-18.
12 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.
13 Дормашев Ю.Б. Психология внимания. — М.: Тривола, 1999. — 332 с.
14 Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107-114.
15 Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. — М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
16 Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
17 Захарова В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. Для студентов-заочников дошкольных факультетов педвузов. — М.: Просвещение, 1968. — 72c.
18 Иванникова С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.112-113.
19 Ивкина Т.В. Педагогическое значение детского рисунка для развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. — М.: Общество «Радетели просвещения», 1998. — С.100-101.
20 Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
21 Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М: ТЦ Сфера, 2004.
22 Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
23 Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей / отв. ред. В.Н.Мясищев. — М.: Изд-во АПН СССР, 1962. — С. 153-165.
24 Коллективная изобразительная деятельность – одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3-7 лет: Методические указания для воспитателя детского сада. — Магнитогорск, 1982. — 36с.
25 Комарова Т., Зырянова О. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.
26 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
27 Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение, 1976. – 214 с.
28 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.
29 Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С.12-16.
30 Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.
31 Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
32 Новикова Г.П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А.Леванова. — Калининград, 2000. — Вып. 8. — С.99-104.
33 Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
34 Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
35 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 336 с.
36 Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
37 Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
38 Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 296 с.
39 Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Владос, 2006. – 144 с.
40 Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.:Просвещение, 1969. — 30 с.