Содержание
Содержание:
Введение3
Глава 1. Понятие правового государства4
Глава 2. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства15
Глава 3. Формирование правового государства в современной России: проблемы и перспективы24
Заключение39
Список использованных источников41
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Российской Федерации правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства. Правовое государство является реальным только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях. В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридической доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.
Степень разработанности темы исследования. Изучение вопросов правового государства в российской правовой науке имеет достаточно прочные традиции. Идея, понятие, принципы правового государства, а также наличие гражданского общества, как обязательного условия правового государства достаточно подробно рассматривались в трудах С С. Алексеева, Ю М. Батурина, Р.З. Лившица, А.А. Матюхина, А Н. Соколова и др.
Объектом исследования выступает правовое государство как форма социальной организации общества, основанная на правовом порядке.
Предметом исследования является социальные и правовые институты правового государства, структуры воспроизводства, направленные на модернизацию социально-политических отношений.
Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть понятие и признаки правового государства.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы :
— рассмотреть научные представления о правовом государстве и гражданском обществе в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли;
— дать понятие правового государства, изложить принципы и признаки правового государства;
— охарактеризовать формирование правового государства в России;
— проанализировать специфику формирования гражданского общества в современной России.
Методологической основой курсовой работы служат принципы и методы, выработанные философией, политологией, теоретическими и историческими правовыми науками. Это общенаучные и частно-научные методы познания событий, явлений и процессов социально-правовой действительности.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, 2 главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Правовое государство: понятие, сущность и основные характеристики
1.1 Научные представления о правовом государстве и гражданском обществе в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли
В публикациях последнего времени высказывается одна, глубоко выстраданная мысль: «Сегодня нам предстоит нелегкое возвращение к цивилизации». Слова эти нигде так не уместны, как применительно к отечественному правопониманию. Особого внимания заслуживают идеи правового государства и гражданского общества, которые входят в золотой фонд общечеловеческих ценностей .
Рассматриваемые идеи оказались в числе тех, которые принимаются общественной практикой, широко распространены в мире. Уже многие годы они используются в официальных доктринах, законодательстве многих цивилизованных государств. Вместе с тем идеи правового государства и гражданского общества восходят к античности. Именно в античных обществах его члены имели статус гражданина, а идея права закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя.
Теории возникновения государства представлены в Приложении. Среди античных мыслителей, развивших идеи правового государства и гражданского общества, следует выделить Аристотеля, «который, считая человека существом общественным, видел в гражданском обществе сообщество свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства» . При этом имеется в виду прежде всего аристотелевская идея полиса, цель которого — благо его членов (граждан) и «о благополучии полиса следует судить по благосостоянию граждан».
Идея полиса трансформировалась в учение Цицерона о республике. В. С. Нерсесянц по этому поводу писал: «Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем же самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок»» .
Большое значение во всей древнеримской истории имел статус гражданина (гражданин по латыни обозначался как civis). Чуть ли не главной силой развития римского общества стала борьба плебеев за равный гражданский статус с патрициями, и нельзя не сказать, что эта борьба была безуспешной. Гражданское общество в этом смысле есть цивилизованное общество.
Несомненно, идеи античной политико-правовой мысли легли в концепцию гражданского общества, возникшую в эпоху Нового времени. Эта концепция связана с именами таких мыслителей, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Как известно, всю историю общества они делили на два больших периода: период естественного состояния и период гражданского состояния. Именно во втором периоде гарантом ограничения власти государства выступает гражданское общество. В этой связи следует подчеркнуть значение учения Дж. Локка о котором А. А. Плотников сказал, что «развитие политических концепций государства и общества, с конца XVII столетия и до наших дней происходило и происходит в рамках политико-философской модели Локка… Основой этой концепции служит учение о правовом государстве и гражданском обществе».
Учение И. Канта и Г. Гегеля расширило представления о правовом государстве и гражданском обществе.
Настоящим подарком для исследователей явились студенческие конспекты лекций по этике, которые И. Кант читал в Кенигс-бергском университете в 1780-1782 гг. и которые в 1924 г. были опубликованы немецким Кантовским обществом.
В 1780- 1782 гг. Кант еще не располагал собственным теоретическим понятием права. Он опирался на полуинтуитивное представление о правах человека, воспринятое образованными кругами Западной Европы из «Декларации независимости» и первых конституций Северо-Американских Штатов. Кант еще не вполне проработал и понятие обязанности (императива). Однако важнейшая «смысловая спайка» всей его концепции: единство императивного пафоса и пафоса права как высшей гуманистической ценности — уже налицо .
Показательно и другое. В лекциях 1780- 1782 гг. Кант применяет в области морали правило юридической рационализации: «уважай свое право так же, как ты обязан уважать право других». Он заявляет: «Высшей среди обязанностей является глубокое уважение к праву других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню чтить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Оно неприкосновенно и нерушимо.
Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами! Право человека должно обеспечивать ему безопасность, оно сильнее всякого оружия и надежнее всех стен».
Уважение к праву — это уважение к самой роли гражданина и члена общества, а в пределе — к уникальному положению человека в космосе.
Гегель же в свою очередь считал, что гражданское общество есть лишь дальнейшее развитие реальности нравственной идеи, которая первой своей формой имела принцип семьи. По его мнению, гражданское общество в системе нравственности занимает промежуточное место между семьей и государством; оно есть развитие принципа семьи и «вынашивание в себе» принципа государства. Государство при этом является результатом развития всей сферы гражданского общества.
Понятие «правовое государство» возникло только в XIX в. (термин «правовое государство» впервые употребил К. Т. Велькер в 1813 г., затем в 1824 г. оно прозвучало в произведении И. X. Фрайхера фон Аретина, а в 1829 г. Роберт фон Моль ввел его в общий государственно-правовой оборот), и именно в борьбе гражданского общества против бюрократического государства абсолютистской монархии. Понятие «правовое государство», таким образом, подчинено гражданскому обществу.
Образование правового государства и гражданского общества было связано с распадом феодальных структур и постепенным переходом к отношениям свободной конкуренции равноправных автономных собственников. Эта трансформация государства поставила ряд проблем: во-первых, как обеспечить гражданский мир и порядок в обществе; во-вторых, как защитить всеобщий интерес, не посягая на интересы частные, личную свободу, суверенитет граждан; в-третьих, как гарантировать устойчивое функционирование демократичес……..
Список использованной литературы
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Российская газета.- 2009.- № 7.
2. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. — М.: Наука, 2011. — 226 с.
3. Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. — М.: Книга, 2009. — 155 с.
4. Васильев, В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. — 2010. — № 4. — С. 105.
5. Вилков, А.А. Эволюция избирательной системы и развитие гражданских отношений в современной России // Политические проблемы современного общества. — Саратов, 2010. — 170 с.
6. Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. — 2010. — № 1. — С. 25-29
7. Гражданское общество: история идеи и её осуществления // Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И.И. Кальной, И.Н. Лопушанский. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Юрид. центр Пресс. — 2011. — 285 с.
8. Григонис Э. П., Искаков И. Ж. Гражданское общество и его институты в современной России. — СПб.: АСТ, 2009. — 300 с.
9. Зорькин В. Д. Из истории буржуазно-политической мысли России второй половины XIX -начала XX в. — М.: АСТ,2011. — 315 с.
10. Кант И. Избранное. — М.: ЭКСМО, 2012.- 655 с.
11. Клямкин И. Почему трудно говорить правду // Новый мир. -2009. -№ 2. -С. 23-17.
12. Мальцев, В.А. Основы политологии. — М.: АСТ, 2010. — 350 с..
13. Марахов В.Г. Гражданское общество в России: теория и стратегия формирования // Стратегия формирования Гражданского общества в России. М. второго Российского научно-общественного форума.- СПб.: Изд-во НИИХ СПб. ГУ, 2012. — 158 с.
14. Нерсесянц В. С. Политические и правовые учения в Древнем Риме // История политических и правовых учений. — М.: Книга, 2009. — 355 с..
15. Олейкина Т.В. О соотношении понятий «общество» и «гражданское общество» // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. — Екатеринбург, 2010. — 145 с.
16. Плотников А.А. Гражданское общество и правовое государство: К истории формирования концепции (анализ политико-философской мысли Джона Локка): Дис. … канд. философ, наук. -М.: Юристъ, 2013. — 185 с.
17. Потехин В.А. Развитие взаимодействия государства и гражданского общества как условие модернизации управленческой деятельности // Власть. — 2010. -№ 8.- С. 30-35.
18. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарное знание.- 2012. — № 2. — С. 31-35
19. Сергеев В. И. Адвокатура — институт гражданского общества // Адвокатура в России. — М.: АСТ,2011.- С. 30-31.
20. Скакун О. Р. Теория правового государства в дореволюционной России // Советское государство и право. — 2010. — №2 — С. 113.
21. Сунгуров А.Ю. Публичное пространство, гражданское общество и власть: монография — М.:РОССПЭН, 2009. — 250 с.
22. Темнов Е.И. Теория государства и права. — М.: Экзамен, 2013. — 320 с.
23. Тихонравов, Ю.В. Основы философии права. — М.: Новый Мир, 2011. -300 с..
24. Хорос В.Г. Модернизация, авторитаризм и демократия в посттрадиционных обществах // Модернизация, авторитаризм и демократия в посттрадиционных обществах: сб. материалов конф. ИМЭМО РАН. 29 марта 2010 г. — М., 2010. — 300с.
25. Чешков М.П. Возможности и пределы понятия «гражданское общество» применительно к развивающемуся миру // Мировая экономика и международные отношения. -2011. -№ 6. — С.35-39