Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Особенности формирования интереса к учебной деятельности
у детей младшего школьного возраста5
1.1. Понятие «интерес к обучению» в педагогике5
1.2. Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников9
1.3. Методы формирования познавательного интереса к учебной
деятельности у младших школьников12
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования интереса к обучению у младших школьников22
2.1. Цель, задачи, методы исследования22
2.2. Анализ и обработка результатов исследования24
2.3. Выводы исследования31
Заключение33
Список использованной литературы35
Приложение36
Выдержка из текста работы
2.2.Результаты педагогического исследования по определению влияния познавательных игр на качество обучения младших школьников на качество обучения на уроке математики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее актуальной темой в научно — педагогической практике является влияние познавательных игр на качество обучения младших школьников на уроке математики. Качество обучения — это достоинства ценности, пригодности вещи, соответствие тому, каким оно должно быть [17, с.121]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова качество обучения — это то, или иное свойство, признак, определяющий чего-либо [18, c.214-215].
Актуальность данной темы заслуживает внимания и изучения, прежде всего на основании возникшей научно — педагогической проблемы в интеллектуальном развитии детей данного возраста, о целенаправленности использования познавательных игр, в школьной практике для решения данной проблемы, о выявлении практической значимости игр в развитии интеллекта детей младшего школьного возраста.
Игра представляет собой деятельность, которая расцветает особенно в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его дальнейшей жизни.
Игра — вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений [17, с.67].
Внедрение познавательных игр в педагогический процесс не всеми педагогами воспринимается, как наиболее приемлемая методика в успешном обучении школьников. Не все педагоги определяют значимость самой игры, ее игровых моментов влияющих на умственное развитие детей, способствуя тем самым торможению их интеллектуальному уровню развития. Игра, или игровая деятельность, это наиболее приемлемая, простая форма усвоения знаний детьми.
Значимость познавательной игры в развитии интеллекта, определяется практическим внедрением их в учебный процесс с последующим выявлением результативности их влияния на уровень интеллекта.
Результативность познавательных игр определяется путем начального и завершающего этапа учебного процесса с помощью тестирования, и определением тем самым всех положительных сторон самого уровня интеллекта.
Делая вывод из актуальности данной проблемы, мною выбрана тема курсовой работы: влияние познавательных игр на качество обучения младших школьников на уроке математики.
Объект исследования: познавательная деятельность, как условие влияния познавательных игр на качество обучения младших школьников.
Предмет исследования: влияние использования познавательных игр на качество обучения детей младшего школьного возраста.
В нашей работе существует гипотеза: если на уроках математики использовать познавательные игры, то процесс качества обучения будет более эффективным, а также возрастет интерес к изучаемому предмету.
Цель исследования: определение влияния познавательных игр на качество обучения младших школьников на уроке математики.
Задачи:
1. Изучить проблему роли игр в математике
2. Рассмотреть само формирование познавательных игр
3. Рассмотреть целесообразность практического внедрения познавательных игр для детей младшего школьного возраста на уроке математики
4. Определить влияние игр на различные виды деятельности детей
5. Сделать обобщенный анализ.
Такой подход к проблеме определяет использование следующих методов:
— изучение документации
— теоретический анализ и синтез
— наблюдение
— опыт.
Теоретическая значимость данной проблемы состоит в том, что её результаты могут способствовать более успешному обучению математики в начальной школе.
Практическая значимость заключается в разработке комплексов познавательных игр, подборе и их классификации. Данная работа может быть полезна учителям в процессе обучения детей математики и студентам.
Роль игры на уровне математики, как непосредственное влияние на детей младшего школьного возраста выражается в первую очередь эмоциональными факторами в пробуждении и развитии всех любознательных и познавательных интересов, умственных способностей, расширению, углублению, обобщению различных объемов знаний и умений, приобретенных и приобретаемых; развивается целенаправленный процесс взаимоотношений, выявления индивидуальных способностей у детей.
Интерес к познанию, проявляющийся в математической игре — это деятельность познавательного интереса, выраженного в игровой форме, обусловленной именно познавательной деятельностью, познавательными играми. Значит, все такие игры ведут к наибольшему желанию, овладению более обширной информацией, исканию нового самостоятельного решения ответов, возникших в ходе игры.
Очень важно, чтобы взрослые, способствуя, возникновению игр, знали основное — саму роль игры, её определяющие задачи, значимость, её познавательные интересы, влияющие на умственное развитие детей. Увлечь, ввести в мир, расширить роль игры, вызвать интерес к игре — основная задача взрослых.
Роль и познание в игре служит и необходимым звеном в умении видеть, анализировать, правильно строить логические цепочки, делать определенные выводы. Познание в игре определено самой ролью игры и ведёт к наибольшему развитию познавательных интересов у детей.
Выдающийся русский советский педагог Станислав Теофилович Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [13, с.215].
Познавательные интересы в математических играх — выявление образовательных задач, влияющих на развитие, проявление интереса, целенаправленности. Роль, как влияние на развитие деятельности самой игры, познавательные интересы, как побуждение интереса к чему-то, познания, как достижение определенных результатов и являются одним целым для проведения познавательных игр в начальном обучении детей младшего школьного возраста. Определяя эти качества «цепочки» познавательных игр на уроках математики можно отметить побуждение активного разностороннего развития детей; потребности в преобразовании любой игровой деятельности, общего кругозора, стремление к самостоятельности познавательных различных возможностей, интенсивного формирования всех сфер деятельности для детей младшего школьного возраста. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования всех познавательных процессов, т.к. именно в этом периоде для развития ребенка служит характеризующее преобладание познавательного интереса, интенсивно формируются свойства и качества логического мышления, которые, в сущности, определяют в будущем умственное значение для всех сфер деятельности. К наиболее значимому у детей, именно этого возраста, является интенсивный переход от игровой формы деятельности к познавательной и в целостности развития всего психомоторного познания. Интенсивное формирование различной игровой деятельности на уроках математики и влияние ее на умственное развитие, как в целом, так и на другие сферы жизнедеятельности детей позволяет в кратчайшие сроки обеспечить усвоению знаний, умений и навыков. Заинтересованность детей игровой деятельностью, с познавательными ее интересами в дальнейшем принесет пользу во всех их начинаниях.
Подбирая познавательные игры для детей на уроке математики, именно младшего возраста, надо учитывать классификацию игр, методы их проведения, задачи проведения педагогом, результативность, влияющую на итог.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития.
Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это. т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у… ребенка наглядно образная память. но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания [7, c. 20].
Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности… Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Нс следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность… желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность, к новым формам взаимоотношений со взрослыми… Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия… С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть… С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и научным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Многолетние исследования психологов показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное однообразное повторение вели не только к неоправданной потере времени, но весьма отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. Новые программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют значительно большие требования к психическому развитию младшего школьника и активно стимулируют это развитие [4, c. 56-62].
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятии. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации… Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
1.2 Познавательная деятельность, как условие развития младшего школьного возраста
Познавательная деятельность включает в себя: познавательные интересы, познавательные процессы, познавательную активность, которые в свою очередь включают в себя познание окружающего мира: в игре, в труде, на прогулках, на занятиях, в общении с взрослыми и со сверстниками, путем осуществления восприятия, мышления.
При помощи восприятия идет познание внешних свойств предметов, и их совокупности (величина, форма, цвет и т.д.) отражение свойств в мозге человека создает их образ предметов. Благодаря мышлению постигаются внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно — следственные, временные, количественные, и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слов. Между такими формами познавательной деятельности существует тесная связь. В основе развития мышления лежит восприятие, которое является углубленным познанием чувственного (сенсорного) опыта. На протяжении всего периода восприятие готовит мыслительные процессы, давая «пищу» для анализа, сравнение, положительно влияя на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность. Результатом познавательной деятельности, независимо от того в какой форме познания осуществлялось (с помощью мышления или восприятия), являются приобретенные знания. Познание в свою очередь начинается с чувственного ознакомления предметов и явлений окружающего мира, ощущений и восприятия. Развитие познаний у всех детей разное, в зависимости от умственных способностей и возрастных групп, в зависимости от практической активности, теоретических навыков, от воспитания и подготовки самих детей.
Процесс познания. Познавательная и практическая деятельность организована на основе показа соответствующих явлений, предметов, что дает развиваться познавательным процессам :наблюдательности, замечать главное, размышлять над увиденным. Непосредственное наблюдение изучаемых предметов, явлений имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развитии познавательных процессов, а именно той деятельности детей. Выраженной в самостоятельной, умственной или практической форм, которые в познавательной сфере помогают усвоению знания. Сам уровень познавательных процессов определяет возможности детей в приобретенных познаниях, каким путем приобреталась информация, какова степень ее усвоения.
Познавательный интерес проявляется в стремлении к познанию нового, внесении непонятного, выяснение явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность, которая способна к более длительной и устойчивости сосредоточенности внимания, проявляя активную самостоятельность в решении умственных и практических задач, переживая при этом положительные эмоции — удивление, радость, успех, придают уверенность в своих силах.
Познавательный интерес обычно у детей отражается в его рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Познавательный интерес нужно обеспечивать и поддерживать развитием с условием его реализации. Успешным стимулом в развитии познавательных интересов является огромная побудительная сила к активному познанию, заставляя искать способы удовлетворения в жажде, искания знаний, выражаясь в вопросах (что волнует, что узнал и т.д.). Познавательные интересы можно разделить на 2 группы вопросов:
Коммуникативные вопросы, для установления детьми контактов с взрослыми или со сверстниками, привлечь внимание, вникая в суть вопроса.
Познавательный мотив вопроса, задается в силу своей любознательности. В недостатке знаний, в стремлении их пополнить. Источником познавательных интересов служит разнообразный, приобретенный опыт самих детей, с последующей передачей других источникам (взрослым, детям) [1, c. 65-66].
Перед детьми необходимо ставить вопросы, стимулируя их познавательную активность в познавательной деятельности. Сама активность является стимулом к любой деятельности, особенно в познавательной , где идет огромная потребность в получении знаний [11, c. 47-52].
Познавательная деятельность многогранна по своим функциям, но все они, имея взаимосвязь между собой, помогают реализации других видов деятельности, являясь, порой в наибольшей степени важнее других. Познавательная деятельность имеет в себе все задатки умственного развития, путем познания влияет как на игровую деятельность, так и на учебную.
1.3 Игра, как игровая деятельность
внимание игра познавательный урок
Классический анализ психологии игры, традиционно имеет своим объектом игровую деятельность детей в соответствующем их периоде, т.е. игра и есть ничто иное, как игровая деятельность у детей. В своих работах игра — тренинг А.Е. Ливанова, считает, что практически не маловажную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, у детей с организацией психологического и физического отдыха [7, c. 20].
Сам термин «игра» соответствует таким понятиям, как шутка и смех, легкость и удовольствие, что указывает соответственно на процесс положительных эмоций. Педагоги С.Н. Лысенкова, Г.В. Буковская отмечают, что «основной формой развития сверхсознания на ранних стадиях онтогенеза служит игровая деятельность, требующая развития фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в постижении детьми окружающего мира» [5, c. 99].
. Саму идею в необходимости «прописать» всю жизнь ребенка игрой высказал А.С. Макаренко что если, рассматривая игровую деятельность, как ведущий вид деятельности, он отметил, что она удовлетворяет все потребности ребенка: стремлению к активному участию в жизни взрослых, самостоятельности, в активном достижении и др.
На основе игровой деятельности у детей формируются психологические новообразования [8, c. 91]. Это, прежде всего воображение и символическая функция осознания, которые позволяют детям производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие.
В зависимости от возраста и уровня развития детей меняется и игровая деятельность, ее игровые действия, игрушки.
Игровые действия, способ проявления активности у детей во время игровой деятельности: опустить руку в «чудесный мешок», нащупать предмет, описать его.
Игрушка, специально изготовленный предмет, предназначенный для обеспечения игровой деятельности.
Все вместе взятые эти компоненты помогают в реализации игровой деятельности детей самого раннего возраста и более старшего дошкольного периода. В специально созданных взрослыми играх и являясь самой важной, для всего периода детства, деятельность игровой формы с одной стороны становится самостоятельной, а с другой необходимой воздействия со стороны взрослого. Исследователи утверждают о том, что при тактичном педагогически целесообразном руководстве игровая деятельность способствует кругозору ребенка, развитии упрочнения его интересов.
В своих трудах С.Л. Козлова и Т.А. Куликова, опираясь на Д.Б. Эльконина, отмечают, что в качестве центрального и характерного момента деятельности, воспроизводимым ребенком, и отношений между взрослыми является и само содержание игры [3, c. 6-11].
В зависимости от возраста детей меняется и игровая деятельность, в которую включено само содержание игры. Отсюда вытекает, что игровая деятельность имеет в своей структуре основные компоненты: содержание игры, игровые действия, игрушку. Все они взаимосвязаны, и не могут «обходиться друг без друга».
Именно в недрах игровой деятельности зарождаются и развиваются другие виды деятельности, такие как учебная, трудовая и др.
Игровая деятельность — это здоровый образ детей, который так необходим им в школьной жизни при психических перегрузках. Переутомляемость и перенапряжение вот то, что испытывают сейчас дети. Игровые действия в процесс любого урока, даже на пять минут дают детям большую энергию в продолжении всего дня, что подразумевается под игровыми действиями детей — свободные движения и т.д.
Различные игры способны поднять творческую активность, пробудить фантазию, развить потребность в любознательности и одновременно происходят игровые действия, исходя из этого, одна и та же игра может иметь несколько функций, т.е. одни и те же игровые действия могут выступать, имея различные функции:
а) обучающая — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др;
б) развлекательная — создание благоприятной атмосферы на уроках, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
в) коммуникативная — объединение коллектива класса учениками, установление эмоциональных контактов;
г) релаксационная — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на уроках;
д) психотехническая — формирование навыков подготовки физиологического состояния для более эффективной деятельности [4, c. 167-172].
При проведении игр также надо учитывать еще не маловажный факт, что в игровой деятельности возрастные группы детей разные, и их игровая деятельность имеет различный уровень игровых действий.
Опираясь на труды С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, по их схематичному содержанию игровой деятельности в научных трудах для детей дошкольного периода можно сделать в виде таблицы: игровая периодизация.
Группа |
Игровая деятельность |
Цель обучающих задач |
|
Дети раннего и младшего дошкольного возраста |
Просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отгадывать по звукоподражанию кто как кричит (кошка, собака и т.д.) узнать и назвать предмет. |
Развитие психологических процессов: память, внимание, подражание, развитие предпосылок, целенаправленности на выявление специфических свойств предметов и их |
|
Дети среднего дошкольного возраста |
Предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых моментов; имитационные движения с воссозданием образа, поочередность действия. |
Установление причинно — следственной связи между предметами и действиями, между различными явлениями. Условно- игровую цель, т.е. развивать содержание игры, стимулировать к использованию предметных заменителей. |
|
Дети старшего школьного возраста |
Преобладание действий умственного характера: проявление наблюдательности, сравнение. Классификация предметов и явлений по тем или иным признакам. |
Активизация умственных способностей, уточнение и формирование анализа предметов и действий, усиление целенаправленности, умение находить новые комбинации, способы комбинировать различные элементы, развивать пространственное представление и воображение. |
|
Дети подготовительного дошкольного возраста |
Действия более целенаправленного умственного характера; игровые моменты взаимосвязаны с обучающими играми; принцип действия обследования, обогащения (предметного) назначения вещей; дети играют более самостоятельно, возрастает потребность как игра — учеба, игра — труд. |
Формирование осознанного отношения к творческой деятельности, стремление к исследовательско-поисковой деятельности, планомерное целенаправленное воздействие на обучающую деятельность, формирование познавательных интересов. Анализ различных событий, явлений, делать умозаключение, в предвиденье дальнейших действий. |
1.4 Значение игры
Педагоги психологи полагают, что игра удовлетворяет умственные потребности у детей младшего школьного возраста. Так педагог начальных классов С.Л. Лысенкова считает, что игра — это своеобразная предварительная тренировка ума, перед наиболее сложным решением поставленных задач в игре [8, c. 91]. Но все они сводятся к одному, игра — это познавательная деятельность с познавательным интересом в игровой форме.
Вообще, на всех возрастных этапах, детей сопровождают различные игры. В начале мама играет с малышом, учит его играм — «занятиям» путем подражания в более простой для него форме. Это могут быть любые разнообразные игры, например: «Ладушки», «Сорока — белобока», и др. Малыш пытается повторить различные движения за мамой (хлопает в ладоши, загибает пальчики на своей руке). Далее особое место можно выделить детским учреждениям, где идет интенсивная познавательная деятельность игровым методом: изучение букв и цифр, отгадывание загадок. Путем познания через игру подошел этап к школьному периоду, школьной деятельности, где познавательные азы переходят к более серьезным игровым действиям, учебной и другим сферам жизнедеятельности ребенка начального обучения в школе. В таком возрасте наиболее продуктивно у детей развивается интерес к более серьезным играм, но не надо учитывать под словом «серьезным» уровень, подготовительным уровнем детей и умственных способностей данного возраста. Внедряются различные дидактические игры, компьютерные игры, которые несут в себе заряд радости для детей, познание любознательность, увлеченность [12, c. 43].
Игра — явление многофункциональное, и поэтому с помощью игр, детей приучают к трудолюбию, достижению намеченных целей. Именно в игре воспитывают такие качества, как «смогу», «надо» и умение выполнять их. Идет активное познание в игровой форме окружающего мира. Как отмечал М. Горький, великий писатель, что путь к познанию мира, в котором живут дети, это то, который они потом будут преобразовывать. Поэтому всем взрослым и тем более педагогу нужно очень серьезно отнестись к игре, как важному средству для детей — познание окружающего их мира. Педагог рассматривает игру и как основной вид деятельности школьников познавательной сферы. Дети играют в школе, дома, в различных кружках — игра сопровождает их повсюду. Они могут играть как целым коллективом, так и отдельными группами, игра может происходить также и по инициативе самого ребенка (при решении разных познавательных задач, типа логического размышления и решения). Детей могут побуждать любые игры, лишь бы они были ему интересны и познавательны. Игра является для каждого ребенка средством умственного развития. Игра, которая способствует детям с малых лет и дальше сопровождает в начальном обучении в школе, помогает их дальнейшему развитию: размышлять, думать, анализировать, тем самым усваиваются различные логические построения мышлений у детей так Б.П. Никитин на наблюдениях своего сына провел логический пример в очень раннем возрасте, вот он: «Маленькому Леше 2 года. Папа поставил на стол игрушку выше его роста. Стремление мальчика достать ее ни к чему не привели — стол высокий. Ребенок, немного подумав, взял стоящую рядом скамейку, придвинул ее к столу и достал игрушку» [10, c. 4-8]. В простой игре — «достань» уже в этом возрасте идет развитие логического мышления, а в дальнейшем задачи усложняются. Роль игр для детей начальных классов более усложненного варианта, имеет огромный потенциал для мыслительно — логического рассуждения [13, c. 49-57].
Воля ребенка развивается также в играх — стремление выиграть, к преодолению трудностей, достижению успехов. Развитие навыков социального общения опять же развивается в играх: организовать детей. Дисциплина, подчинение правилам игры, бережное отношение к тем с кем играешь, уважение к игрокам, оказание помощи другому играющему.
Вместе с тем игра выступает и как самое необходимое средство во взаимоотношениях детей: все вместе, одни коллективом, принцип — «один за всех и все за одного», сопереживание. В играх выявляются дети с организаторскими способностями, так и безынициативные дети. У многих детей начального обучения может рассматриваться и интерес к конкретным играм. А именно к тем, к которым их влечет познавательной структурой, которая заложена в своей игре [1, c. 214-219].
1.5 Условия развития познавательных игр на уроке математики
Возникновение игр обеспечивается подготовкой подходящей среды, в смысл понятия, которой мы включили:
1)наличие внешних условий, создающих благоприятное отношение к игре, вызывая тем самым интерес к ней, развивая через игру интерес к различным видам деятельности.
2)накопление различных навыков, делающих данную деятельность немного знакомой.
3)создание благоприятного отношения к данной деятельности (к предмету), чтобы заинтересовать к ней детей, вызывая желание играть, обеспечивая тем самым предпосылки психологического плана к игре.
Благоприятные отношения создаются двумя ступенями:
Первая ступень создания благоприятного отношения к игре на уроке математики носит в себе целенаправленный осознанный характер игр со стороны взрослых, влияя тем самым на положительное формирование эмоционального впечатления. Построение правильного пути умозаключения; в отношении самого влияния на объект. Развертывание более обширной игровой зоны взрослыми для детей. Такой принцип, развертывания игровых зон, возникает между взрослыми и детьми на основе доброго доверительного отношения между ними, взаимопонимание и является. Как непосредственное влияние положительной стороны взрослых и детей, так и их игровым действиям, вселяя веру в силы и возможности детей, подбадривая, осуществляя помощи в игровых моментах на уроке, одобряя в достижении достигнутых успехов и результатов в различных играх. Положительное отношение к самой деятельности детей. Рассматривая, как значение игры взрослыми для детей, надо учитывать и полученные успехи при преодолении различных трудностей возникших в ходе игровых действий или игровых моментов, т.е. при решении различных логических задач, их рассуждений и принятия выбора в правильном ответе. Оценка в данном случае имеет большое значение на преодоление в более сложных ситуациях нахождения логических форм решений в играх (стремление к преодолеванию трудностей, влечет за собой стремление преодолению трудных ступеней игровых моментов). Сознание положительного отношения к различным математическим играм со стороны взрослым, влечет за собой стремление у детей к новым игровым действиям, при условии, им эти игровые действия частично знакомы, заинтересованность самих детей к различным видам игр и их более осознанное стремление участвовать в различных видах игр. При ранее сложившихся формированиях, понятий, смысла, правил в игровых математических задачах, в игре у детей «просыпается» огромное стремление узнать большее.
Вторая ступень. Если воспитание в игре ограничивается благоприятными отношениями, то занятие различными другими видами деятельности не имеют изменений отношения к игре, но при исчезновении самих игр, у детей пропадает стремление и к деятельности. Заинтересованность к игре на уроке математики возникает лишь при правильно организованной деятельности. Заинтересованность, являясь одним из звеньев влияния на различные виды для детей, присоединяются еще и к тому определению, как организаторские способности самих взрослым по отношению внедрения игровых моментов и самой игры в частности для детей [14, c. 52-64].
Подготовка среды для игр
а) подготовка внешней среды для благоприятного проведения игр; создание взрослыми благоприятной атмосферы проведения; условия и организация жизнедеятельности самих детей, способствующие возникновению самой игры или ее игровых моментов.
б) подготовка внутренней среды предполагает усвоение уже ранее известных умений, навыков, способов решений познавательной направленности.
2. Создание благоприятного отношения к игре и деятельности переход смыслообразующих, отдельных мотивов в более реальные, реально существующие. Это отношение не является еще познанием в прямом смысле слова, но уже имеет психологические предпосылки к игре, подготавливая переход от внешне — обусловленной потребности к деятельности к другим потребностям, взятыми детьми.
3. Путь поисково-систематической деятельности, где в запасах зарождается подлинный интерес к игре, характеризуемый проявлением познавательного отношения и внутренней причиной, связанной с выполнением этой деятельности («Хочу всё знать», «Хочу добиться многого»).
4. Построение деятельности с условием: в процессе работы появились различные вопросы, ставились различные цели, которые бы стали бесконечными [11, c.47-52].
Формирование стойкого динамичного стереотипа познавательного интереса в игре, превращая его в характеризующее личностное отношение, есть активная, самостоятельная, «поисковая» деятельность, которая происходит систематически.
Значимый интерес игре, сформировавшийся в процессе активной, самостоятельной «поисковой» деятельности, является не только благоприятным к ней отношением, но и значимой смысловой для этой деятельности процессом. Основное и самое главное в том, что для них характерная черта благоприятного отношения к самому процессу деятельности, который внутренне изменен (мотивирована). Отсюда значит, что помимо общественно — личных причин (мотивирован), исходя от самой деятельности (детей побуждает сама деятельность), причем дети, принимая и понимая цель этой деятельности, идя путем стремления к достижению решения этой цели, им хочется узнать все больше нового, и идет стремление к поиску различных других достижений, целей [13, c.49-57].
При педагогически правильном отношении к детям со стороны взрослых, особенно это, касается педагогов, дети развиваются в играх неограниченно; интерес к самой игре не угасает, а развивается, имея неограниченную возможность [6, c.68].
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
2.1 Методики педагогического исследования
При прохождении практики, основные положения основываются на исследовании научной литературы, документации, на основе методик. Влияние познавательных игр осуществляется как при изучении нового материала, так и при закреплении изученного.
В своей работе мы предполагаем применение вводного контроля, диагностику качества знаний (на примере контрольных работ) и на каждом уроке математики включать познавательные игры.
Итак, данное исследование планируется проводится на базе МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» №2 на учащихся 2 класса. Целью исследования будет являться влияние познавательных игр на качество обучения младших школьников на уроке математики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль познавательных игр для детей на уроке математики, которые имеют всего начального обучения неоспоримо. Рассматривая весь путь математических игр, имеющих одно из первых мест в познании детей и далее проходя процесс формирования, выявив познавательную основу, проанализировав само значение игры для детей и ее игровую деятельность, рассматривая стороны влияния, выявляя весь процесс значения познавательных игр для детей начальных классов, узнали:
Познавательная деятельность имеет одно из наиважнейших мест во всех видах математической деятельности, имея в своей структуре все главные компоненты: познание, активность, познавательные процессы, познавательные интересы.
Выявление самого значения игры на уроке математики и ее игровой деятельности, влияющий на все сферы жизнедеятельности, как одной из самой простой формы обучения, путем познания, путем влияния через познавательную деятельность для детей.
Влияние познавательных игр и ее игровой деятельности на различные виды других деятельностей, таких как учебная деятельность, таких как учебная деятельность, трудовая, воспитание взаимоотношений, выявило, что игра как форма познания влияет на все из перечисленных видов деятельности. Имея сопутствующие стороны влияния на значение в роли игр для детей начальных классов, во всех их жизненных сферах жизнедеятельности для детей.
Мы убедились, что игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения математики, т.к. благодаря им ребенок намного легче усваивает материал. Он делает скучную работу более интересной и увлекательной.
На основании всего теоретического материала я доказала, что действительно целесообразно вводить познавательные математические игры в жизнь ребенка. Так как в более простой форме усваивает учебный материал, для более глубокого умственного развития и в стремлении познания новообразований в его жизни для более легких форм взаимоотношений.
В результате исследования выдвинутая нами гипотеза полностью доказана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию.- М.: Просвещение, 1999.- 65-66 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в начальной школе.- М.: Просвещение, 1991.- 21 с.
3. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 классе.- М.: Просвещение, 1994.
4. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики во 2 классе.-М.: Просвещение, 1995.
5. Жикалкина Т.К. Игры и занимательные задания по математике.- М.: Просвещение, 1987.- 6-11 с.
6. Зимина А.Н. Основы общей психологии.- М.: 1992.-56-62 с.
7. Козлова С.А., Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.: Просвещение, 2002.- 99 с.
8. Карчагина О.Ю. Для учителей и родителей.- М.: Дрофа, 1997.- 68-71 с.
9. Ливенова А.Е. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.- М.: Просвещение, 2006.- 20 с.
10. Лисенкова А.С, Когда легко учиться.- М.: Просвещение, 1989.- 91 с.
11. Мельникова Е.С. Мой ребенок.- М.: Дрофа, 2006.- 170 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 1999.-249-321 с.
13. Мухина Е.В. Домашний досуг.: 2005.- 4-8 с.
14. Настольная книга преподавателя математики: справочное пособие [Е.А. Маслыко и др.].- М.: Высшая школа, 2000.-58 с.
15. Никитин В.П. Развивающие игры.- М.: Просвещение, 1994.- 47-52 с.
16. Педагогический энциклопедический словарь / под общ. Ред. Б. М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.-21 с.
17. Петрусинского В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг.- М.: Просвещение, 1994.- с.
18. Подласый И. П. Педагогика.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 295 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей педагогики.- М.: Просвещение, 1994.- 49-57.- с.
20. Тихомирова Д.А. Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.- М.: Просвещение, 2001.- 54-62 с.
21. Трофимова Д.А. Игры дома.- М.: Просвещение, 2007.-167-170.- с.
22. Уткина Н.Г. Дидактический материал по математике 3 класс.-М.: Аркти, 2001.
Размещено на