Содержание
Оглавление
Введение.
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических особенностей ненасильственного взаимодействия.
1.1. Ненасилие как общечеловеческая ценность.
1.2. Психологические особенности ненасильственного взаимодействия детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления развития способностей у детей дошкольного возраста к ненасильственному взаимодействию.
Глава 2. Опытно – педагогическая работа по формированию позиции ненасилия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Изучение особенностей взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
2.2. Формирование способностей у старших дошкольников к ненасильственному взаимодействию.
Рекомендации для педагогов по формированию позиции ненасилия у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы
Приложения
Выдержка из текста работы
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Актуальность данной работы состоит в том, что сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».
В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.
Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформирована следующая гипотеза курсовой работы: формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если использовать сюжетно-ролевую игру.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определение уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевых игр.
3. Экспериментальное обоснование педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов:
? беседа;
? наблюдение;
? опытная работа;
? педагогический эксперимент;
? теоретический анализ литературы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 г. Челябинск.
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у старших дошкольников
Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось JI.C. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры».
М.И. Лисина, А.Г. Рузская выделяют последовательно сменяющие друг друга формы общения детей со сверстниками — эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, каждая из которых характеризуется определенными параметрами. Форма общения характеризует изменения содержательной стороны коммуникативной деятельности дошкольников, обусловленные развитием жизнедеятельности ребенка.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения, которое обеспечивается при условии целенаправленного формирования коммуникативных умений.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне»; О.И. Киличенко называет коммуникативные умения «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними»; Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач.
Исходя из вышеизложенных теоретических положений, Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений:
Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения; умений ориентироваться в партнерах, ситуациях общения; умений соотносить средства вербального и невербального общения.
Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; умений оценить результаты совместного общения.
Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Таким образом, коммуникативные умения включают в себя знания, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.
Специфика дошкольного возраста поставила нас перед необходимостью определить основные коммуникативные умения, подлежащие формированию у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью мы выделили ряд теоретических установок, положенных в основу разработки структуры и содержания коммуникативных умений у детей.
В педагогической науке, в том числе и в дошкольной педагогике, проблема формирования коммуникативных умений не является достаточно разработанной.
Ребенок старшего дошкольного возраста способен сознательно управлять своим коммуникативным поведением, и овладение данными умениями будет характеризоваться: заинтересованным, положительным отношением к приобретаемым умениям; знанием о понятии «общение» и способах осуществления коммуникативных действий; практическим, творческим применением коммуникативных действий в общении.
1.2. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников
В период старшего дошкольного возраста сюжетно — ролевая игра становится главной у детей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками — это подтверждает проведенный мною обзор исследований по данной проблеме.
Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Исследования, проведенные Смирновой Е. , свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой.
Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потреб……..
ентьева. — Москва: Форум, 2009. — 142 с.
2. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская / Детский сад: теория и практика, 2011. — 96 с
3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. — М.: Аркти, 2011. — 190 с.
4. Воспитание детей в игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева [и др.]; — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 2003 — 190 с.
5. Давидчук, А. Н. Обучение и игра: 3-5 лет [Текст] / А.Н. Давидчук. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: Мозаика-Синтез, 2009. — 164 c.
6. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. [Текст] / Новосиб. гос. пед. ин-т; Н. П. Аникеева. — Новосибирск: НГПИ, 2009. — 121c.
7. Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л. Г. Соловьева, А. С. Михашина. — Архангельск: Поморский университет, 2010. — 551 с.
8. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет [Текст] / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010.- 96 с.
9. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. — Москва: МГУ, 2006. — 142 c.
10. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) [Текст]/ Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 4. — С. 84-92.
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. Рузской А.Г. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. — 384 с.
12. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова.-2-е изд.-Екатеринбург: Деловая кн., 2009.-175 c.
13. Недоспасова, В. А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст [Текст] / В. А. Недоспасова. — 3-е изд. — Москва: Росмэн, 2011. — 90 c.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 705 с.
15. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений [Текст] / О. А. Санькова // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 10. — С. 21 — 22.
16. Сафонова, О. В. Активизация речевого общения старших дошкольников [Текст] / О. В. Сафонова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 50-56.
17. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст [Текст] / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 6. — С. 6-7.
18. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. — М.: Академия, 2010. — 151 с.
19. Терещук, Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников [Текст] / Р. К. Терещук. — Кишинев: Штиинца, 2009. — 99 с.
20. Тюнников, Ю. «Когда мои друзья со мной…»: формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками [Текст] / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 10. — С. 24-29.
21. Харчевникова, А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации [Текст] / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 10. — С. 48-55.
22. Чернецкая, А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / А. В. Чернецкая. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2009.-512с.
23. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре [Текст] / Е. И. Щербакова. — Москва: Просвещение, 2012. — 80 c.
24. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Эльконин. — М.: Владос, 2009. — 360