Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………..3Глава 1. Позитивное отношение подростков к обучению как психолого-педагогическая проблема…………………………….71.1. Позитивное отношение к обучению подростков……71.2. Специфика формирования отношения к обучению старших подростков……………………………………………….…8Глава 2.Технология формирования позитивного отношения к обучению школьников………………………………………………….102.1.Диагностика формирования позитивного отношения к обучению школьников…………………………………………………102.2.Психолого-педагогические условия формирования позитивного отношения к учению…………………………………………..16Заключение………………………………………………….28Литература………………………………………………….30
Выдержка из текста работы
В настоящий период весь мир кардинально меняет свое отношение ко всем видам образования, которое рассматривается как главный ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в том, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества становится человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Важная черта современного образования России — его направленность на подготовку специалистов, способных не только приспосабливаться к жизни, но и быть готовыми к дальнейшей жизнедеятельности: активно осваивать ситуации социальных перемен и участвовать в преобразовании общества (4, 31).
Основной вектор преобразований современного образования связан с ростом ориентаций на развитие индивидуальных личностных ресурсов ученика, его творческих способностей и ведущих психических качеств (17).
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, создать условия для позитивного отношения школьника к процессу обучения.
Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной практики свидетельствуют о том, что учащиеся не готовы к решению этих задач, ибо учебная деятельности сложный и многогранный процесс. Соответственно решать эти задачи нужно еще в начальной школе и ответственность должен нести учитель, которой способен привить любовь к предмету, познанию, саморазвитию.
Одним из действенных средств позитивного отношения к предмету является наличие интереса. Теоретическую основу для поиска и разработки новых ракурсов в понимании общих основ развития интереса к предмету составляют работы А.П. Архипова, В.Г. Иванова, В.А, Крутецкого, В.Н. Мясищева, П.А. Рудик, которые характеризуют интерес как активное познавательное явление. С точки зрения Н.В. Ильчуковой и Н.Г. Морозовой, интерес представляет собой эмоционально-познавательное отношение к действительности. Л.А. Гордон определяет интерес как сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов. Аналогичной является трактовка Г.С. Костюк, Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, которые считают, что интерес — это комплекс различных психических процессов и явлений.
Спорным в психолого-педагогической науке является и вопрос о том, на что опирается учащийся в проявлении позитивного отношения к предмету: на потребностно-мотивационную, волевую сферы или на формы и методы образовательного процесса.
Исследования зарубежных авторов (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет однозначного и единственно правильного ответа. С одной стороны, позитивное отношение имеет физиологическую основу (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, А.Г. Ковалев), с другой стороны оно формируется в учебной деятельности (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.В. Маткин, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина).
Современные подходы к развитию позитивного отношения к учению основаны на подсознательной переработке поступающей информации (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, Р. Плутчик, Е.С. Романова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский).
Вместе с тем, отсутствие целостной теории по развитию позитивного отношения к учению еще в большей мере нацеливает на переосмысление проблемы.
Анализируя существующий научный опыт по проблеме развития позитивного отношения к учению, В.В. Маткин совершенно справедливо отмечает, что оно проявляется в деятельности и, в частности, учебной. Поэтому встает вопрос о разработке и применении современных методов, приемов, способов, технологий, направленных на развитие интереса к предметам (24).
Одной из таких действенных форм являются инновационные уроки. Разработка инновационных уроков базируется на основах развивающего обучения, как эффективного условия приобщения обучаемых к предмету, исследуется в контексте теорий учебной деятельности Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева; функционально-когнитивных и личностных компонентов учения, как способа «вхождения» личности в культуру, освещаются в работах Л.Г. Вяткина, В.П. Зинченко, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской, современные образовательных технологиях (Кларин, В.А. Кальней С.Е. Шишов), социологические основы инновационного обучения рассмотрены в работах Л. Закс, Г. Зборовского, И. Кощеевой, Е. Шуклиной, педагогические основы инновационного обучения представлены в работах Г.А. Бордовского, В.А. Извозчикова, Д.К. Джонс, И.Д. Лушникова, С. Филина и др.
Вместе с тем следует отметить, что в современных научно-методических и практических исследованиях не накоплен достаточный материал для детального анализа сущности многомерного образования «позитивного отношения к обучению» и коррелирующих с ним понятий, развертывания этапов успешной учебной деятельности субъектов обучения; не выделено достаточно четких, систематизированных факторов оптимизации заявленной педагогической системы в учебном процессе, ориентированном на требования новой личностной парадигмы образования. Этими обстоятельствами продиктован интерес к избранной теме исследования.
Противоречие между объективной потребностью практики в развитии позитивного отношения школьников к обучению и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы определило выбор темы исследования «Формирование позитивного отношения школьников к обучению».
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование и позитивного отношения школьников к обучению.
Объект исследования: процесс обучения учащихся.
Предмет исследования: факторы формирования позитивного отношения школьников к обучению в школе.
Задачи исследования.
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Уточнение факторов позитивного отношения школьников к обучению.
3. Обоснование диагностики и методики формирования позитивного отношения школьников к обучению.
Гипотеза исследования: формирование позитивного отношения школьников к обучению будет проходить более эффективно и успешно при:
выделении основных факторов, способствующих формированию позитивного отношения школьников к обучению;
проектировании учебной деятельности на основе инновационных уроков.
Методологической основой исследования явились:
теория формирования познавательного интереса, нашедшая отражение в трудах Г.И. Щукиной, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой и др.,
теоретические положения о сущности развертывания этапов успешной учебной деятельности (Н.А. Бодрова, М.И. Гришман, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Корман, Г.Н. Кудина, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Ю.У. Фохт-Бабушкин).
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, методы педагогического проектирования; психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ № 62 г.Челябинска, участвовали ученики 4 «А» и 4 «Б» классов.
Структура работы включает: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, список литературы и приложения.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования результатов в разработке методик и рекомендаций по формированию позитивного отношения школьников к обучению.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования
позитивного отношения у школьников к обучению
1.1 Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке
Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в работах выдающихся отечественных исследователей и педагогов как прошлого, так и настоящего (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.).
Решение этой проблемы неразрывно связано со спецификой специально организованного педагогического содействия, построенного на основе исследования и выявления тех педагогических условий, которые способствовали бы формированию у школьников позитивного отношения к обучению (Е.В. Коротаева, Н.В. Лежнева, М.К. Лисицын, А.К. Маркова, СЕ. Матушкин, В.Л. Савиных и др.).
Анализ научных источников (А.Ю. Дейкина, А.В. Усова, И.С. Якиманская и др.) показал, что позитивное отношение к обучению у школьников может быть сформировано путем реализации определенных условий, включенных в учебную деятельность: рационального взаимодействия школьников с ровесниками, родителями, педагогами,
В настоящее время у исследователей вызывают интерес влияние межличностных взаимоотношений в группах учащихся на процесс обучения (И.А. Зимняя, Н.В. Ипполитова, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.А. Реан, В.Л. Савиных, М.Н. Ямницкий и др.), различные аспекты деятельности педагога в становлении учебного процесса (В.В. Богословский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, И.С. Якиманская и др.), развитие познавательного интереса у школьников и его влияние на учебную деятельность (В.А. Беликов, А.Ю. Дейкина, И.С. Морозова, А.В. Усова, Г.И. Щукина и др.).
Временной диапазон исследований проблемы отношения к учению достаточно широк. Первым затронул данный феномен в своих трудах Я.А. Коменский еще в XVII веке. Однако лишь XIX век дал широкое распространение данному понятию. Наиболее системные исследования отличались большой вариативностью направлений. Чаще всего упоминались следующие аспекты отношения к учению: познавательный (И. Герберт, Г. Линдер); эмоциональный (В. Остерман, Т Рибо, Г. Лотце); волевой (В. Вальземан, О. Вильман, А. Шопенгауэр); комплекс психических явлений (Г. Фогт, Г. Вундерле); биологизаторский (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Торндайк, У. Джемс).
Ученые, работавшие в области педагогики, психологии конца XIX-го -начала XX веков также внесли весомый вклад в решение рассматриваемой нами проблемы. Так, по мнению С.Т. Шацкого, школа должна опираться на желание детей учиться, возникновение которого невозможно без положительной оценки самого процесса обучения как самим ребенком, так и одобрением его учебных успехов со стороны окружающих (педагогов, учеников, родителей).
Проблеме формирования положительного отношения к учению уделяется большое внимание в педагогических и психолого-педагогических исследованиях и в XX веке (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, B.C. Мерлин, Л.И. Рувинский, А.Д. Андреева, В.В. Богословский и др.).
Данная проблема остается и по сей день одной из актуальных как для теории, так и для практики образования.
Впервые понятие отношение как научный термин стало употребляться А.Ф. Лазурским (18). Он показал, что психическая жизнь человека не существует без отношений, что субъектом отношений является личность в целом, а объектом — реальная действительность. Этот вклад признавали и С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев. Принято считать, что А.Ф. Лазурский ввел понятие об отношениях личности и выделил 15 групп отношений, в основе которых лежат наиболее значимые для человека объекты реальной действительности: природа, общество, ценности, люди (18).
Отношения у А.Ф. Лазурского имеют определенную субъективно-эмоциональную характеристику, которая свидетельствует об эмоциональной реакции человека на определенные объекты. Они носят также объективный характер, т.е., проявляя отношение, личность стремится различными способами преобразовать определенные объекты действительности (18).
В дальнейшем советские ученые подошли к исследованию отношений человека с разных сторон. С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитов, А.Г. Ковалев продолжили исследование отношения как выражения направленности личности (16). В.Н. Мясищев изучал природу отношения, А.Г. Ковалев — отношение как свойство активности личности (16, 26). В.В. Богословский, С.Л. Рубинштейн рассмотрели состав отношений с точки зрения взаимосвязи воли, эмоций и интеллекта.
К. Роджерс тщательно изучал, как возникает и формируется то или иное отношение человека, как оно изменяется и приспосабливается к обстоятельствам, или, напротив, как оно препятствует правильному накоплению и использованию опыта (29). В совокупности эти исследования определили общие черты отношений человека как сложного образования в структуре личности.
В.Н. Мясищев довольно четко сформулировал определение отношений, указывая, что отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Он выделил несколько видов отношений, среди которых важное место занимают потребности, чувства и эмоции, интересы, оценки, убеждения. Все перечисленное В.Н. Мясищев рассматривает как отношение, поскольку в нем выражается связь человека с окружающей средой. Нам представляется важным утверждение автора о том, что учитель должен знать, что вызывает у учащегося положительное, а что — отрицательное отношение к обучению, характер его интересов в связи с уровнем его умственного развития (26).
В.В. Богословский, рассматривая специфику отношений учащегося к обучению, указывает на то, что учащийся так или иначе относится ко всем компонентам учебного процесса, а также осуществляет взаимоотношения со сверстниками, учителями, воспитателями, взрослыми. Им выделяются также три вида отношений: положительное, отрицательное, нейтральное (15).
A.Г. Ковалев считает, что позитивное отношение к обучению отражает направленность личности, связанную с удовлетворением эстетических, то есть духовных потребностей личности (16).
B.А. Филиппова позитивное отношение к обучению рассматривает как направленность личности на осмысление ценностей, осознание свойств предметов и явлений окружающей действительности (15).
С точки зрения разных авторов, природа позитивного отношения к учению представляет собой сложное образование, имеющее касательные связи с различными понятиями (потребность, мотив, мышление, воля, эмоции, внимание). В нашей работе отмечено, что трактовка Г.С. Костюк, Г.Н. Кудиной, А.Н. Леонтьева, З.Н. Новлянской, определяющая позитивное отношение к учению как комплекс различных психических процессов и явлений, более полно отражает сущность феномена и выявляет множественные связи, характеризующие его видовую особенность (19).
Н.Н. Bacильeв отмечает, что любой человек в определенных обстоятельствах может усомниться в собственной успешности и нуждаться во внешней поддержке. Такие ситуации могут встречаться и в процессе обучения, и в работе, поэтому человеку, обучающему других или управляющему их деятельностью, важно уметь выражать позитивное признание. Рассмотрим его составные части.
Позитивная обратная связь — информация о положительных чертах личности или об успехе и его составляющих. Содержание такого высказывания преимущественно безоценочно: «Ты набрал 56 баллов»; «Ты хотел убедить группу в своей правоте, и 75 процентов тебя поддержали»; «Ты проявил упорство и настойчивость» и т. д.
Позитивная оценка, одобрение — высказывания, использующие конструкты с ярко выраженным оценочным характером: правильно — неправильно; хорошо — плохо; добро — зло, и т. д. Например: «Ты хороший человек! Ты совершил хороший поступок. Ты правильно сделал(а), что…» Похвала может быть сосредоточена на оценке результата или на оценке личности.
Позитивное эмоциональное отношение — составная часть признания, содержащая позитивное эмоциональное отношение к человеку или к достигнутому им результату: «Меня это обрадовало. Здорово! Мне очень понравилось!».
Любое поглаживание включает в себя все три компонента в различных пропорциях и может относиться как к личности партнера, так и к результатам его действий (10).
И управление сотрудниками, выполняющими свою работу, и их обучение лишь тогда эффективны, когда они опираются на понимание закономерностей мотивации поведения. Один из наиболее доступных и эффективных способов управления мотивацией заключается в использовании стимулов.
Стимулирование — это воздействие на поведение ученика или сотрудника с помощью изменения внешних условий (обычно — наград и наказаний). Среди наиболее известных и популярных теорий воздействия на поведение можно выделить теорию оперантного научения Б.Ф. Скиннера и теорию инструментального научения К. Халла. Первая теория делает акцент на том, как с помощью наград поощрять и закреплять требуемое поведение, а вторая показывает, как сам факт успеха становится поощрением.
Н.Н. Bacильeв отмечает, что позитивное отношение связано с такими компонентами как:
1. Успех и его признание — важные мотивирующие факторы не только в труде, но и в обучении. Признание достижений в освоении сложной деятельности, в профессиональном продвижении и развитии — необходимое условие эффективного обучения.
2. Чувства. Для заинтересованного человека достижение успеха само по себе является своеобразной наградой. Однако такая награда становится еще ценнее, когда она сопровождается выражением теплых чувств и признания со стороны людей, мнение которых мы уважаем. Поэтому конструктивное одобрение может содержать не только сухое описание заслуг человека, но и субъективное положительное мнение о поведении, проявление позитивных эмоций, вызванных его действиями: «Мне понравилось, как точно вы сформулировали достоинства вашего предложения»; «Меня радует, что наши позиции совпадают»; «Мне было очень приятно, что ты обратился за помощью именно ко мне». Обратим внимание, что поведение здесь не оценивается как хорошее или плохое, а описывается как понравившееся или не понравившееся.
3. Аргументация. Сами по себе позитивные чувства в большинстве случаев не нуждаются в пояснении. Однако в некоторых ситуациях партнеру важно понять, на каком основании мы высоко оцениваем продемонстрированные им результаты. Особенно важно это бывает, когда мы управляем его работой или обучением. В таких случаях в конструктивное одобрение включают аргументы, проясняющие основания позитивной оценки.
Н.Н. Bacильeв выделил ряд условий, повышающих эффективность позитивного отношения обучения:
Заинтересованность. Человек, выражающий конструктивное одобрение, проявляет искреннюю заинтересованность в успехах исполнителя или ученика.
Компетентность. Человек, принимающий одобрение, считает оценивающего компетентным и заслуживающим доверия.
Оперативность. Чем меньше времени прошло между достижением и одобрением, тем лучше.
Уместность. Выражать благодарность, заботу, одобрение важно в такой момент, когда человек может адекватно их воспринять.
Отсутствие сравнений с другими. Целесообразнее отмечать не то, что лучше, чем у других, а то, что стало лучше у него сегодня по сравнению со вчерашним днем.
Соразмерность. Поощрение должно быть соразмерно затраченным человеком усилиям.
Признание. Поощрение должно обращать внимание на то, что достигнутый высокий результат — реализация возможностей и способностей, а не случайность (10).
Таким образом, обобщая точки зрения ученых можно сделать вывод, что отношение в своем конечном моменте формирования есть позиция личности учащегося. Она основывается на разносторонней оценке объекта: признаков, качеств, принадлежности, роли смысла и значения. Но отношение следует рассматривать прежде всего как процесс, в котором непрерывно и постоянно функционирует связь между субъектом и объектом отношения. Ранее сложившееся отношение к данному объекту в связи с новой ситуацией может перестраиваться, пополняясь новыми сведениями. И это происходит постоянно, поэтому отношение как позиция изменчиво, ситуативно, оно изменяется под влиянием новых факторов до тех пор, пока не выработается устойчивое и закрепившееся в сознании учащегося отношение.
1.2 Факторы формирования позитивного отношения у школьников к
обучению
Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются:
*производство знаний;
*передача знаний;
*распространение знаний (14).
Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению.
В курсовой работе предпринята попытка систематизировать имеющиеся определения интереса для выделения специфических особенностей данного феномена. Позитивное отношение базируется в первую очередь на интересе.
Исследование феномена «интерес» на междисциплинарном уровне позволило выявить сложность и многовариантность его определений в психологической и педагогической литературе.
Интерес в переводе с латинского языка понимается как предмет, имеющий значение. Существует множество взглядов на интерес.
П.Ф. Каптерев считает И. Гербарта отцом учения о формировании личности на основе многостороннего интереса (13, с. 497-498). Критически осмыслив взгляды И. Гербарта на интерес, он пришел к выводу, что нельзя определять состояние личности только по удовлетворению интереса. Человек чувствует интерес к какому-либо предмету, если этот предмет почему-либо имеет для него значение. Поэтому термин «интерес» приложим и к предмету, которым интересуются, и к душевному состоянию человека, вызванному значимостью предмета интереса (13, с. 504).
Сам интерес в науке рассматривается с разных позиций. По мнению Л. С. Выготского, интерес — это динамическая тенденция, развивающаяся совместно с развитием личности (11, с. 14). Следовательно, интерес развивается, формируется и специалист вместе с развитием интереса.
Интерес, по мнению С.Л. Рубинштейна, — это сосредоточенность на определенном предмете мысли, это стремление ознакомиться с ним. Интерес — специфический мотив культурной, в том числе познавательной деятельности (30, с. 111).
Характеризуя феномен «интерес», С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев уточняют, что это направленность личности на определенный объект.
А.Г. Ковалев связывает интерес с познавательной деятельностью человека и определяет его как специфическое отношение личности к объекту познания в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности (16, с. 103-104).
Г.И. Щукина утверждает, что интерес имеет предметную направленность, носит избирательный ценностный характер, формируется в процессе человеческой деятельности (34, с. 8).
Позитивное отношение к учению у школьников выступает как динамическая тенденция, как форма проявления потребностей и мотивов, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, носит избирательный характер, сопутствует человеческой деятельности. Вместе с тем, — это и процесс ознакомления человека с предметами и явлениями на предмет удовлетворения возможных потребностей.
Так К.Д. Ушинский выделяет познавательный интерес и считает его важнейшим фактором отношения к учению личности (33, с. 305).
Анализ педагогической практики и психолого-педагогической литературы показывает, что позитивное отношение к обучению личности учащегося выполняет важные функции:
стимулирует деятельность человека, тем самым способствует развитию способностей;
делает деятельность личности целеустремленной, а этим самым повышается качество подготовки;
активизирует познавательную деятельность личности;
способствует развитию эмоциональной сферы личности, что позволяет установку на учебную деятельность сделать более устойчивой;
выполняет побуждающую функцию, что позволяет мобилизовать волевые усилия для решения стоящих учебных задач (1, 2, 3, 5, 27).
Таким образом, по мнению М.Ш. Магомед-Эминова, функциональная значимость позитивного отношения к обучению состоит:
в установлении единства объективной и субъективной сторон познавательного процесса;
в переводе внешнего воздействия во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения;
в установлении единства процессов развития интеллектуальной, волевой и действенно-практической сторон личности;
в актуализации видов познавательной деятельности в зависимости от задач подготовки и способностей личности (9, 21).
Общепризнанным в философской, социологической и психологической литературе является утверждение, что любой вид деятельности становится эффективнее при наличии позитивного отношения к ней и возникновение на этой почве творческого отношения. Познавательная потребность относится к высшим духовным потребностям, и ее опредмечивание происходит в результате приобретения знаний.
Возникает предположение: если позитивное отношение к обучению определяет творческий характер деятельности, то и включение учащегося в деятельность творческого характера должно способствовать возникновению и развитию позитивного отношения к обучению (8).
Признание наличия в структуре учебной деятельности мотивационного блока даёт возможность предполагать, что творческая деятельность требует выработки положительного к ней отношения, чтобы субъект включался в эту деятельность. Тогда выходит, что необходимо различать позитивное отношение к обучению к содержанию усваиваемых знаний и позитивное отношение к обучению к деятельности по усвоению этого содержания. Поскольку познавательная деятельность может носить репродуктивный и творческий характер, возникает необходимость выяснить особенности позитивное отношение к обучению в творческой деятельности.
Американский психолог А. Маслоу, описывая творческую деятельность, указывает на две её фазы — первичную и вторичную. Первичная фаза характерна импровизацией и воодушевлением, мотивом её служит интенсивный интерес-возбуждение. Этот интерес должен быть достаточно сильным, чтобы преодолеть усталость и отрицательные эмоции, которые могут возникнуть на второй фазе — фазе разработки или развития исходного вдохновения и идей, возникших на первой фазе. Тяжёлая работа по созданию конечного продукта творчества неизбежно приводит к периодам подавленности и разочарования (23).
Следовательно, можно выделить то место в структуре познавательной и учебной деятельностях (учитывая и познавательный и творческий характер обучения), которое занимает позитивное отношение к обучению (рис. 1.).
Рис. 1. Место позитивного отношения к обучению в образовательном процессе
Рассмотрим подробнее структуру позитивного отношения к обучению и попытаемся увидеть, как “работают” элементы этой структуры при формировании деятельности.
Психологическая структура позитивного отношения к обучению, по мнению Г.И. Щукиной (34), представляет собой нерасторжимое единство, сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов (табл. 1.).
Таблица 1. Структура позитивного отношения к обучению (по Г.И. Щукиной)
Интеллектуальные процессы |
Эмоциональные процессы |
Волевые процессы |
|
1. Активный поиск |
1.Эмоции удивления |
1. Инициатива поиска |
|
2. Догадка |
2. Чувство ожидания |
2.Самостоятельность добывания знаний |
|
3.Исследовательский подход |
3.Чувство интеллектуальной радости |
3.Выдвижение и постановка задач на пути познания |
|
4. Готовность к решению задач |
4. Чувство успеха |
Н.Г. Морозова считает, что “признание наличия в позитивном отношении к обучению эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов не вносит ясности в анализ процесса. Вряд ли есть хоть один психический процесс или хоть одна деятельность человека, которые не содержали бы какого — либо из компонентов” (25, с. 25). Надо, считает она, рассмотреть действующего человека, вскрыть движущие силы его деятельности.
Таким образом, мы имеем две точки зрения: с точки зрения Г.И. IЦукиной, позитивное отношение к обучению представляет сплав, нерасторжимое единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, без которых отношения к познанию не существует, у Н.Г. Морозовой эти процессы разобщены (25, 34).
Важно выделить признаки и факторы позитивного отношения к обучению. Так в педагогической энциклопедии под редакцией И.А. Котрова, Ф.Н. Петрова отмечено, что признак — это то, что отличает один объект, предмет или явление от другого.
В.В. Маткин выделяет следующие признаки позитивного отношения к обучению к предмету: непроизвольное внимания, направленность которого зависит от эталонов раннего опыта, фрустрация, виды и степень удовлетворенности потребностей (24).
По мнению П. Бондарева, М.Е. Дуранова, А.Г. Ковалева, А.К. Марковой, позитивное отношение к обучению у школьников не возникает сам по себе. Для его развития, поддержания необходимы условия, в которых бы личность способна была их реализовать. Поэтому следует рассмотреть понятие условий (4, 14, 15, 16, 22).
Под педагогическими условиями понимаются: обстоятельства процесса обучения, обеспечивающие достижение поставленных целей, среда, в которой педагогические условия возникают, существуют и развиваются (32, с. 689). Наряду с условиями следует рассмотреть понятие фактор.
Латинское слово «фактор» означает «делающий, производящий», по сути — объект, изменяющий своими действиями собственные или (и) других объектов признаки (32, с. 785).
Факторы — элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последствие стадии действия механизма.
Н.Ю. Бугримова выделяет факторы развития интереса как обстоятельства, определяющие меру совпадения достигаемых результатов с педагогическими и социальными целями и подразделяют их на три группы:
внутренние факторы — адекватность предлагаемых образовательных услуг структуре и содержанию образовательных потребностей: содержание, организация и технология образовательной деятельности, уровень квалификации педагогических кадров;
внешние — образовательный потенциал социальной среды: стимулы, исходящие от сферы труда: востребованность результатов образования, система льгот и поощрений;
личностные — уровень и устойчивость мотивации к учению обучаемых; готовность их к системной учебной деятельности, волевые качества (7, с. 63).
Н.И. Конюхов относит к факторам позитивное отношение к обучению: социальную среду, деятельность, общение, обучение, активность самосознания — самовоспитание (7, с. 68)
Следовательно, кроме объективных факторов возникновения позитивного отношения к обучению, можно говорить и о субъективных (особенности обучения, складывающиеся взаимоотношения, административные воздействия).
Б.Г. Ананьев, Г.И. Щукина выявили и разработали наиболее благоприятные условия формирования позитивного отношения к обучению учащихся. К ним относятся:
*использование средств, возбуждающих интерес к знаниям как мотивам познавательной деятельности;
*применение методов активизации отдельной деятельности;
*создание на занятиях ситуаций, требующих более широких знаний, чем те, которые уже имеются в багаже учащихся;
*самостоятельное чтение учащимися научной, методической, художественной литературы с ее последующим анализом на занятиях;
*привитие навыков самообразования;
*создание ситуации успеха в обучении и практической деятельности (34).
Рассмотрим более подробно, как перечисленные условия влияют на процесс формирования позитивного отношения к обучению:
*встречи с лучшими профессионалами города и области;
*участие в конкурсах и олимпиадах;
*постановка проблемных вопросов при проведении занятий;
*проведение деловых игр.
Кроме того, как отмечает Л.Г. Семушина, И.Г. Ярошенко, интерес к процессу деятельности может возникать и развиваться не только в связи с интересами цели, но и результата. Так, не ожидая награды или какого-то материального поощрения, мы принимаемся решать кроссворд, потому что нам интересен процесс деятельности, нам доставляет удовольствие сам процесс поиска нужного слова в “словесной руде” нашего лексикона (31).
Американский психолог К. Изард составил следующий перечень причин и следствий позитивного отношения. Причинами могут быть:
*чувства: 1) личного участия, ответственности, чувство, что можно чего-то достичь; 2) познания, получения нового знания; 3) любопытства; 4) ощущения активности, энергии; 5) чувство, что ты нужен; 6) наслаждения чем-либо; 7) другие.
*мысли: 1) привлекающие ясностью, эффективностью, логичностью; 2) связанные с желанием получить новые знания; 3) об определённом лице; 4) о форме деятельности; 5) о жизни и будущем; 6) о личных достижениях и выгодах; 7) о приятных людях и формах деятельности; 8) о том, что ты нужен; 9) об учебном предмете и связанных с ним вопросах; 10) другие.
*действия и отношения: 1) реализуемые совместно с определённым лицом; 2) приятное действие; 3) успешное действие; 4) новое, творческое действие, открытие чего-либо; 5) интересные вещи; 6) что-то, представляющее собой трудную задачу; 7) работа с энтузиазмом 8) другие (29).
Следует также отметить, что развитие мотивов осуществляется через саму учебную деятельность учащегося. Интерес к изучению предмета зависит от содержания обучения (1).
Одним из средств, способствующих возникновению позитивного отношения к обучению, является проблемность обучения, которая должна присутствовать на протяжении всего курса обучения, так как без проблем невозможно научиться никакой деятельности. В теории П.Я. Гальперина, которая дает представление об основных этапах процесса усвоения знаний, в качестве первого этапа выступает наличие интереса. Основная задача учителя при организации этого этапа — обеспечить необходимую мотивацию личности для принятия формируемой деятельности и входящих в нее знаний. Именно с этой целью здесь вводятся проблемы, решение которых связано с формируемой деятельностью (12).
Об эмоционально-познавательном отношении речь идёт в том случае, когда позитивное отношение к обучению перерастает в интерес личностный, а эмоционально-познавательное отношение переходит в эмоционально-познавательную направленность личности.
Роль эмоционального момента в проявлении позитивного отношения к обучению весьма многогранна: он выступает и как психологическая предпосылка (это симпатия, любовь к педагогу, к сверстникам, к объекту деятельности, это радостные переживания, переживание успеха, перспективы работы), и как собственно “интеллектуальная эмоция” (это радость познания, сплав эмоции с умственной деятельностью), и как средство для закрепления эпизодического интереса и перевода его в стойкий (это чувство удовлетворения от решения поставленной задачи) (30).
Интеллектуальный момент столь же многогранен на первом этапе он выступает как подготовка внутренней почвы, обеспечивая хотя бы минимум знаний для дальнейшей познавательной деятельности; на втором этапе интеллектуальный момент выступает как предпосылка позитивного отношения к обучению, ибо обеспечивает понимание смысла деятельности как основы сознательного отношения к ней и желание ею заниматься. На третьем этапе интеллектуальный момент проявляется с наибольшей силой, ибо анализ фактов, выявление противоречий, постановка вопроса, поиск его решения требуют активной интеллектуальной деятельности. “На последнем этапе интеллектуальный момент присутствует как условие, обеспечивающее успех познавательной деятельности, приводящей к возникновению всё новых вопросов, как процесс, обобщающий это переживание в эмоционально — познавательное отношение и неисчерпаемую эмоционально — познавательную направленность личности” (12, с. 79).
Роль волевых процессов сводится к преодолению конфликтных состояний, возникающих вследствие сопоставления противоречивых фактов, к стремлению найти выход из этого противоречия, поставить цель, преодолеть трудности и т.п.
Таким образом, проблема формирования позитивного отношения к обучению в психолого-педагогической литературе является достаточно изученной: представлены факторы, признаки и др. Вместе с тем, теоретический анализ проблемы формирования позитивного отношения к обучению у учащихся показал, что наиболее успешная реализация намеченных социальных требований возможна лишь в процессе инновационного обучения, предполагающего свободный выбор форм, видов учебной деятельности, сотрудничество, внутренне раскрепощение для творческой совместной деятельности. И, по нашему мнению, такой формой обучения при формировании интереса учащихся к предмету является инновационный урок.
1.3 Формирование позитивного отношения у учеников к обучению в
процессе применения современных инновационных уроков в условиях
школьного образования
Вместе с тем, никакой материал не может быть усвоен хорошо, как отмечает Б.Г. Ананьев, если он не интересен, нет положительного настроя. Позитивное отношение к обучению мобилизует возможности, обеспечивает внимание, и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно.
А.К. Маркова выделяет, что общая психолого-педагогическая стратегия формирования позитивного отношения к обучению у обучающихся: от поверхностного, ситуативного — к содержательному, глубинному познавательному интересу, а от него — к интеллектуальной потребности. Поэтому забота преподавателя об интересном проведении занятия, о борьбе со скукой на нем не абстрактно-гуманитарная выдумка, а необходимость, проявление психолого-педагогической зрелости, одно из исходных условий успешности обучения в целом (22).
В технологии формирования позитивного отношения к обучению учащихся на уроке, по мнению Г.А. Бордовского, В.А. Извозчикова, можно выделить ряд особенностей.
1. Необходимо постоянное и выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно учащимся?
2. Человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому нужно постоянное раскрытие учащимся значения изучаемого: в начале занятия, при переходе к изучению очередного основного вопроса плана темы, при изложении отдельных положений и советов. Не ограничиваться словами — «это важно», «это очень важно». Понимание важности слушателями достигается разъяснениями, что это дает будущему специалисту, для чего потребуется в предстоящей жизни и практической работе, как повлияет на успех и оградит от промахов, ошибок и неприятностей. Хорошо бы почаще иллюстрировать разъяснения примерами из практики (положительными и отрицательными), ссылаться на опыт, рассуждать от противного («Предположим, решая задачу, вы пренебрегли этим, забыли, не учли. Давайте посмотрим, к чему это приведет…»).
3. При отборе и раскрытии содержания темы учитывать, что вызывает интерес учащихся:
актуальность темы и ее содержания, ее новизна;
недопущение сведения содержания к элементарным основам, из которых не найти ответа на трудные вопросы учебной деятельности; включение в содержание таких вопросов, а не замалчивание или уход от них;
строгое подчинение отобранного материала теме и целям занятия, его четкое структурирование, логика изложения;
— глубина и интересность раскрытия содержания, обоснованность и доказательность, постоянная связь с практикой;
-смелость и самостоятельность суждений преподавателя, а не трусливая уклончивость при вопросах учащихся (6).
Следует активно пользоваться психологически обоснованными и проверенными педагогической практикой методическими приемами возбуждения:
— приемами наглядности, т.е. показа;
-приемами конкретизации — перехода от абстрактных, теоретических рассуждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики;
— приемами персонификации — упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту учащихся, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории;
— приемами соучастия — приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы («давайте подумаем…», «как вы считаете?»), предложение им мысленно превратиться в участника определенного события («представьте, что вы находитесь…», «поставьте себя на место автомеханика и подумайте..»), яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и переживаний и т.п.;
-приемами создания проблемной ситуации;
-приемами включения учащихся в решение практических задач;
— приемами активизации самостоятельности и творчества (6).
Большинству людей всегда интереснее самому разобраться, придумать, решить, сделать, а не по указке других. Нужно поощрять учащихся к самостоятельным и творческим проявлениям и ценить, высказывание ими собственного мнения, предлагая одновременно обосновать его, тактично подправлять ошибки и неточности, давая возможность на опыте в учебных условиях оценить правильность своей точки зрения.
Учитывая выше изложенное, а также, опираясь на теоретические положения п. 1.1., следует подчеркнуть, что в учебных условиях наибольший эффект в формирования позитивного отношения к обучению достигается при проведении инновационных уроков (20, 28).
Основным преимуществом инновационных уроков является возможность использования активных методов и приемов.
Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что регулярное и комплексное применение инновационных уроков в учебном процессе обеспечивает наибольшую эффектив¬ность деятельности преподавателя по формированию позитивного отношения учащихся и позволяет сделать процесс обучения творческим, относительно самостоятельным и направленным на всестороннюю подготовку.
Выводы по 1 главе
Проанализировав проблему формирования позитивного отношения к обучению школьников, можно сделать следующие выводы:
1. Позитивное отношение к обучению носит избирательный характер, сопутствует человеческой деятельности. Сущность формирования позитивного отношения к обучению состоит в ознакомлении с предметами и явлениями на предмет возможного удовлетворения потребностей.
2. Педагогические условия и факторы являются основными компонентами формирования позитивного отношения к обучению. Под педагогическими условиями понимаются: обстоятельства процесса обучения, обеспечивающие достижение поставленных целей, среда, в которой педагогические условия возникают, существуют и развиваются. Факторы — элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последствие стадии действия механизма.
3. Несмотря на общую разработанность проблематики следует отметить, что в современных научно-методических и практических исследованиях не накоплен достаточный материал для детального анализа сущности многомерного образования «формирование позитивного отношения к обучению школьников» и коррелирующих с ним понятий.
4. Инновационный урок — урок, в котором объединено все новое, прогрессивное, представляющее ценность для всех участников образовательного процесса. Это новый уровень урока, своеобразная ступенька к личностно ориентированному, в котором не только находят свое лучшее отражение традиционные, нетрадиционные, проблемные уроки; в содержание которого включаются новые методы, приемы, технологии, получившие широкое и не очень (в силу своей малоизвестности) распространение.
5. Построение инновационного урока базируется на проектировании. Педагогическое проектирование — это деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах, в педагогических технологиях и деятельности.
6. Одними из используемых на практике форм развития позитивного отношения к обучению являются инновационные уроки учащихся, такие как — уроки соревнования, игровые уроки.
обучение отношение дети диагностика
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования позитивного
отношения у школьников к обучению
2.1 Диагностика уровней развития позитивного отношения у
школьников к обучению
Вторая глава данной работы представляет собой исследование, посвященное описанию методики формирования позитивного отношения к обучению.
В связи с этим, следуя логике педагогического исследования, во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа (цель, задачи, условия, содержание, методы), методика формирования позитивного отношения к обучению, а также формируются выводы.
Цель экспериментальной работы — выявление факторов, способствующих формированию позитивного отношения к обучению.
Задачи:
1. Определение первоначального уровня формирования позитивного отношения к обучению.
2. Развитие интереса у учащихся на основе разработки и применения инновационных уроков.
Практическая часть работы осуществлялась на базе МОУ СОШ № 62 г. Челябинска, участвовали ученики 4 «А» и 4 «Б» классов. Для проведения эксперимента было выбрано два класса: 4А (23 человека) — экспериментальная группа (ЭГ) и 4Б (20 человек) — контрольная группа (КГ).
Для определения позитивного отношения учащихся к обучению использовался метод экспертной оценки, который давался учителю.
В результате теоретического изучения (2) и наблюдений были выделены следующие критерии:
отношение к обучению;
владение системой знаний и навыков, необходимых для осуществления учебной деятельности.
Поэтому, взяв критерии, разработанные за основу, в нашем исследовании мы выделили 3 уровня позитивного отношения школьников к обучению.
1. Уровень низкий — характеризуется отсутствием позитивного отношения школьников к предмету. Учебная деятельность учащегося носит репродуктивный характер, т.е. владеет методами и приемами решения типичных познавательных задач и не испытывает интереса.
2. Уровень средний — характеризуется ситуативностью позитивного отношения школьников к обучению сформированы эпизодично: присутствует увлеченность к отдельным темам, быстро надоедает вникать в суть проблемы, нередко ограничиваются поверхностными знаниями.
3. Уровень высокий — характеризуется устойчивым позитивным отношением школьников, учащийся ориентируется в познавательных проблемах и субординированном подходе к их решению, интересы этих учащихся затрагивают широкий круг знаний, интерес к предмету распространяется не только на учебных занятиях, но и при самостоятельной подготовке.
Отметим, что все уровни взаимосвязаны, каждый предыдущий уровень обусловливает последующий, поэтому их выделение условно. Формирование позитивного отношения школьников к обучению происходит последовательно и предусматривает продвижение участников эксперимента с одного уровня на другой.
Для определения данных уровней на констатирующем этапе эксперимента с учащимися ЭГ и КГ по русскому языку был проведен урок в традиционной форме — комбинированный урок.
Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Распределение испытуемых ЭГ и КГ по уровням на констатирующем этапе
Группа |
Уровни позитивного отношения школьников к обучению |
|||
Высокий (кол-во учащихся) |
Средний (кол-во учащихся) |
Низкий (кол-во учащихся) |
||
КГ |
1 |
7 |
12 |
|
ЭГ |
0 |
11 |
12 |
На основе полученных результатов (в ЭГ отсутствует высокий уровень и достаточно много респондентов имеют низкий уровень) мы пришли к выводу, что в ЭГ должна осуществляться целенаправленная работа по развитию позитивного отношения школьников к обучению на основе разработки и применения инновационных уроков.
Группа КГ является контрольной, и обучение проходило в традиционной форме.
Также для выявления позитивного отношения школьников к обучению были проведены опрос «Интересно ли Вам учиться?». Было предложено ответить на данный вопрос по следующей градации вариантов ответов: «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет». Результаты отмечены в табл. 3 и 4.
Таблица 3. Отношение учащихся ЭГ к учебной деятельности
Ответы школьников |
Число учащихся |
% к числу опрошенных |
|
«да» |
5 |
21,9 |
|
«скорее да, чем нет» |
8 |
34,7 |
|
«скорее нет, чем да» |
9 |
39,1 |
|
«нет» |
1 |
4,3 |
Таблица 4. Отношение учащихся КГ к учебной деятельности
Ответы школьников |
Число учащихся |
% к числу опрошенных |
|
«да» |
4 |
20 |
|
«скорее да, чем нет» |
7 |
35 |
|
«скорее нет, чем да» |
7 |
35 |
|
«нет» |
2 |
10 |
Для включения учащихся в работу в процессе эксперимента необходимо было, прежде всего, учесть мотивы в этом виде деятельности, а затем стимулировать возникающее у них позитивное отношение созданием необходимых педагогических условий.
В анкете, определяющей мотивацию учебной деятельности, был задан вопрос: «Что побуждает Вас включиться в работу на занятиях?». Ответы учащихся ЭГ и КГ сведены в табл. 5.
Таблица 5. Мотивы участия учащихся ЭГ и КГ на занятиях
№ п/п |
Мотивы |
Количество опрошенных (%) |
|
1. |
Желание глубже изучить тему |
45,1 |
|
2. |
Влияние учителя |
19,8 |
|
3. |
Пример товарищей-активистов |
10,9 |
|
4. |
Занятия в инновационной форме |
12,1 |
|
5. |
Стремление к самоутверждению |
10,1 |
|
6. |
Прочие ответы |
2,0 |
Часть учащихся указали одновременно несколько мотивов. Итак, в структуре мотивов включения учащихся в активную учебную деятельность доминируют, прежде всего, познавательные интересы (45,1%). Для значительной части учащихся (19,8%) стимулом послужили пример и соответствующее организационное и методическое влияние учителя. Как выяснилось, даже такая мотивация, как интерес, стимулируемый ярким и содержательным мероприятием, проведенным в инновационной форме, например, конкурс, игра, соревнование создает в дальнейшем предпосылки для успешного включения учащихся в изучение предмета.
Поиск педагогических условий формирования позитивного отношения школьников к обучению потребовал выяснить, удовлетворены ли они своим участием на занятиях, т.е. в какой форме следует вести занятия с целью поддержания позитивного отношения.
Анализ типичных ответов по поводу причин неудовлетворенности самостоятельной деятельностью учащихся ЭГ и КГ представлен в табл. 6.
Таблица 6. Типичные ответы учащихся ЭГ и КГ по поводу неудовлетворенности своим участием в учебной работе (в % к числу опрошенных)
Не интересна тема |
57,1 |
|
Недостаточная помощь со стороны преподавателя |
46,7 |
|
Сложности в общении с товарищами |
43,8 |
|
Недостаток времени |
45,9 |
|
Отсутствие способностей |
6,9 |
|
Другие причины |
5,8 |
Примечание:
1. Ответы ранжированы по числу респондентов: большая часть учащихся указали одновременно несколько причин.
Приведенные данные позволили на основе учета основных мотивов неудовлетворенности учащихся своим участием в учебной деятельности наметить главные направления поиска путей формирования у учащихся позитивного отношения к обучению.
Такие ответы, как «недостаточная помощь со стороны преподавателя», «не интересна тема» позволяют заключить, что содержанию творческой деятельности учащихся должна быть придана направленность, отвечающая характеру успешной деятельности.
На основе изученных результатов были получены данные, которые свидетельствуют о низком уровне позитивного отношения к обучению у учащихся 4 «А» и недостаточно высоком уровнем учащимися 4 «Б» классов. Следовательно, мы пришли к выводу о том, что необходима целенаправленная работа, в процессе которой развивалось бы позитивное отношение к обучению.
На данном этапе был проверен уровень сформированности позитивного отношения к обучению учащихся ЭГ и КГ на основе традиционного обучения. Результаты представлены в табл. 7.
Таблица 7. Уровень сформированности позитивного отношения к обучению учащихся ЭГ и КГ на основе традиционного обучения
№ |
Ф.И.О. |
Кол-во отвлечений (%) |
% проявления позитивного отношения к обучению |
|
Похаренко А.В. |
0,89 |
0,34 |
||
Гевайлер С.С. |
0,67 |
0,52 |
||
Александрова Д.В. |
0,84 |
0,37 |
||
Щемклинин И.А. |
0,59 |
0,61 |
||
Цыганов А.А. |
0,89 |
0,45 |
||
Завьялова А.Л. |
0,89 |
0,42 |
||
Будко А.С. |
0,60 |
0,31 |
||
Рябчинков Д.А. |
0,72 |
0,52 |
||
Дорохова Г.П. |
0,75 |
0,38 |
||
Петерс Г.П. |
0,82 |
0,38 |
||
Никитин И.В. |
0,89 |
0,37 |
||
Андреев И.Д. |
0,73 |
0,43 |
||
Попов Н.С. |
0,87 |
0,42 |
||
Зейб Э.А. |
0,72 |
0,46 |
||
Грязнов Г.Л. |
0,91 |
0,39 |
||
Кравчук Н.Л. |
0,78 |
0,48 |
||
Купцов Д.Г. |
0,65 |
0,41 |
||
Шлюндт Р.З. |
0,72 |
0,36 |
||
Гришин Н.А. |
0,91 |
0,39 |
||
Лачин Ж.Д. |
0,59 |
0,37 |
||
Тереков Г.Г. |
0,62 |
0,38 |
||
Плеханов Е.И. |
0,85 |
0,42 |
||
Зайнуллина А.Р. |
0,80 |
0,40 |
||
Зелинский А.С. |
0,85 |
0,42 |
||
Горячкина Л.А. |
0,75 |
0,52 |
||
Хриспенс А.Б. |
0,61 |
0,49 |
||
Галимова А.Р. |
0,86 |
0,38 |
||
Кокшарова Е.А. |
0,89 |
0,47 |
||
Грызлова Н.А. |
0,73 |
0,51 |
||
Котлярова О.В. |
0,87 |
0,22 |
||
Косухина О.В. |
0,72 |
0,46 |
||
Маруанов В.С. |
0,65 |
0,34 |
||
Осадец Е.М. |
0,72 |
0,46 |
||
Курдаков Д.Е. |
0,62 |
0,46 |
||
Костицин М.А. |
0,73 |
0,43 |
||
Хиукова А.Е. |
0,87 |
0,42 |
||
Гниненко М.В. |
0,72 |
0,46 |
||
Лавров Е.Н. |
0,91 |
0,39 |
||
Драмова Н.В. |
0,78 |
0,48 |
||
Некруткин Д.А. |
0,60 |
0,32 |
||
Исмаилова Н.А. |
0,72 |
0,43 |
||
Трунова В.А. |
0,70 |
0,39 |
||
Ноговицина Ю.Д. |
0,92 |
0,40 |
На основе этих особенностей в системе обучения были разработаны принципиальные положения по систематическому применению инновационных уроков для развития позитивного отношения школьников к обучению с учетом уровней, потенциальных возможностей учащихся.
2.2 Методика формирования позитивного отношения у школьников к
обучению
Формирующий этап эксперимента представляет собой целенаправленную работу по формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков.
Цель данного этапа эксперимента состояла в формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе разработки и применения инновационных уроков, так как на констатирующем этапе было выявлено, что испытуемые данного образовательного учреждения практически не испытывают интерес к предмету и, инновационные уроки практически не применяются.
Методика формирования позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков представляется, прежде всего, с точки зрения разрешения проблемы, решения задач. Логика действий представлена в определенной последовательности в схеме (рис. 2).
Рассмотренная схема последовательности реализации методики формирования позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков позволила выделить общие положения при разработке методики. Она включает в себя: цели, задачи, деятельность учителя и учащихся, а также само содержание инновационного урока, сочетание основных его частей. Приведем общий пример содержания методики.
Пример 1.
Задачи: Формулировка проблемы. Обсуждение преимуществ активного познания информации в контексте решения проблемы
Материал: Дидактические единицы содержания обучения
Ознакомление с письменными и устными текстами
Деятельность преподавателя: Выбор позиции, действий, способов представления информации
Деятельность учащихся: проведение общей свободной дискуссии по теме, когда учащийся активно вовлекается в нее и является центральной фигурой процесса преподавания русого языка.
Рис. 2. Последовательность реализации методики формирования позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков
Пример 2.
Задачи: Обсуждение, определение примеров выполнения действий, планирование выполнения упражнений, выбор решения, обсуждения альтернативных вариантов решения
Обсуждение преимуществ активного познания информации в контексте решения проблемы
Материал: Описание ситуаций, карточки с заданиями
Выбор информации для решения
Деятельность преподавателя: Разделить участников обучения на группы
Раздать материал и обсудить задачу для решения
Предложить каждой группе изучить, отобрать необходимую для решения задачи информацию
Предложить решить задачу и обсудить варианты ее решения
Оформить варианты решения в продуктах учебной деятельности.
Выбор позиции, действий, способов обсуждения и представления результатов
Деятельность учащихся: Выбор позиции, действий, способов оценки и самооценки деятельности учащихся.
Кроме того, методика формирования позитивного отношения школьников к обучению должна содержать и те признаки, на которых и происходит развитие позитивного отношения к обучению, а также учитывать вид инновационного урока.
Выделенные признаки позитивного отношения школьников к обучению свидетельствуют о прямой зависимости с подбором со стороны преподавателя методики и вида инновационного урока.
Отсюда при проведении инновационных уроков необходимо соблюдение условий для подержания позитивного отношения школьников к обучению. Подержание позитивного отношения школьников к обучению и его развитие предполагает особый тип отношения к познаваемым явлениям. При проведении инновационных уроков “индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, явления”. Для развития позитивного отношения к обучению учащихся преподавателю необходимо отобрать методы, способствующие:
созданию возможности для осознания, восприятия разнообразных мысленных взглядов на одно и то же явление;
использованию множества варьирующих способов описания и анализа одного и того же явления;
реализации возможности учащимся обменяться позициями и точками зрения в обсуждении;
синтезированию в обсуждении различных теоретических позиции и мнений учащимся на решение проблемы;
выдвижению различных идей и принятию не однозначных суждений, отмечая их возможный относительный характер;
использованию научной информации различного характера, которая интерпретирует явление, факт, действие с разнообразием точек зрения, сохраняя реалистичность научных позиций;
созданию “развернутости в будущее”, перспективному видению у учащихся своей деятельности по возможному разнообразию направлений учебной работы в различных социальных ситуациях и педагогических условиях, обращая внимание на личностный выбор учащимися собственной позиции.
Для эксперимента были выбраны уроки по русому языку. Учитывая современные требования к организации уроков по русскому языку, был разработан конспект урока с применением инновационных подходов к обучению — игровой урок (прил. 1).
При успешной разработке методики формирования позитивного отношения школьников к обучению учитель может проследить все достоинства инновационных уроков (объединение знаний и навыков, возможность учиться друг у друга, взаимная поддержка, определенная независимость (автономность) могут быть реализованы, что позволит учащимся в большей степени развить интерес, социальные компетенции.
Несомненно, учитель должен помнить и о некоторых недостатках, которые могут быть присущи разработке методики формирования позитивного отношения школьников к обучению. Это групповое мышление, внутренние конфликты. Однако своевременные и грамотные вмешательства при признаках возможного появления этих проблем могут, с одной стороны, предотвратить негативные последствия, а с другой — продемонстрируют учащимся ролевую модель эффективного управления деятельностью группы.
Выводы по 2 главе
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
Приступая к обучению учащихся, преподавателю необходимо выявить наличие позитивного отношения школьников к обучению.
Формирование позитивного отношения школьников к обучению идет наиболее продуктивно, если преподавание направлено на развитие потребностно-мотивационной сферы.
Позитивное отношение школьников к обучению, как показало исследование — одна из ведущих, интегративных структур личности, обеспечивающая целостность, устойчивость поведения и учебной деятельности; выражающаяся в устремлении к объектам удовлетворения потребностей.
Вместе с тем, исследование показало, что формирование позитивного отношения школьников к обучению должно опираться не только на комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию поставленных целей, но и на развитие творческого потенциала личности, которое осуществлялось на основе разработки и применения инновационных уроков.
Выделение таких признаков позитивного отношения школьников к обучению, как например, сосредоточенность в выборе знаний; увлеченность процессом учебной деятельности; творческий подход к деятельности; переживания результатов деятельности, свидетельствует, по нашему мнению, о том, что они являются основными и присутствуют как обязательный элемент учебной деятельности во всех видах инновационных уроков.
При успешной разработке методики формирования позитивного отношения школьников к обучению учитель может проследить все достоинства инновационных уроков (объединение знаний и навыков, возможность учиться друг у друга, взаимная поддержка, определенная независимость (автономность), что позволит учащимся в большей степени развить свои социальные компетенции.
Заключение
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования было выявлено следующее:
1. Позитивное отношение школьников к обучению может быть сформировано путем реализации определенных условий, созданных педагогом в процессе учебной деятельности, таких как позитивной обратной связи, позитивной оценки и одобрения, позитивного эмоционального отношения, использования стимулов и др.
2. Формирование позитивного отношения школьников к обучению позволило представить его как совокупность научной и той части учебной деятельности, которая направлена на конструирование субъективно или объективно новых знаний или продуктов деятельности или нахождение нового их сочетания, эквивалентная решению нестандартных задач и в основном повторяющая этапы творческого процесса.
3. Большие возможности для формирования позитивного отношения школьников к обучению заключены в идее выполнения самостоятельных заданий, при которых учащийся овладевает деятельностью, характерной для основных этапов образовательного процесса, и в результате этой деятельности получает продукт определенного качества, в частности _ знания.
В результате исследования были выделены и уточнены факторы формирования позитивного отношения школьников к обучению. Прежде всего, это познавательный интерес. Познавательная потребность относится к высшим духовным потребностям, и ее опредмечивание происходит в результате приобретения знаний. Кроме объективных факторов возникновения позитивного отношения к обучению, можно говорить и о субъективных (особенности обучения, складывающиеся взаимоотношения, административные воздействия).
В процессе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МОУ СОШ №62, были определены уровни развития позитивного отношения школьников к обучению, что позволило выявить и проанализировать имеющуюся проблему.
Апробация и внедрение методики формирования позитивного отношения школьников к обучению позволяет констатировать ряд преимуществ по сравнению с традиционной методикой обучения при соблюдении выделенных педагогических условий: в контрольной группе число обучающихся, позитивно оценивающих позитивное отношение школьников к обучению 39%, в экспериментальной группе число составило 67%.
Разработка методики формирования позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков включает такие компоненты как цели, задачи, содержание, деятельность учителя и учащихся на уроке. Методика формирования позитивного отношения школьников к обучению должна строиться с учетом признаков интереса и вида инновационного урока: урока-соревнования, игровых уроков.
Анализ психолого-педагогической литературы и исследование практического состояния проблемы показал, что целый ряд вопросов нуждается в дополнительном теоретическом освещении, а поиск эффективных путей формирования позитивного отношения школьников к обучению должен быть продолжен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М.: Знание, 2002. — 80 с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной — М.: Педагогика, 2004. — 168 с.
3. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. — С. 38-57.
4. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. — 2006. — № 10. — С. 7-14.
5. Бондаренко С.М. Пути формирования интереса к грамматической деятельности у школьников. Дисс… канд. пед. наук. — М., 1971. — С. 98-112.
6. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. — 1993. — № 5. — С. 12 — 15.
7. Бугримова Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвузов: Дис….канд. пед. наук. _ Челябинск: ЧГПУ, 1999. _ 194 с.
8. Вариативная модель профильного обучения в условиях регионального образования. Сб. науч. ст. / Под ред. В.Г. Аржановского. _ М.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2007. — С.67-101.
9. Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: МГУ, 2009.-144 с.
10. Bacильeв Н.Н. Позитивное отношение и конструктивное одобрение // Наука. Личность. Общество. — 2009. — № 7. — С. 76-79.
11. Выготский Л.С. Собр. соч. в 7 т. — Т. 4.. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
12. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — М.: КРОНУС, 1998. — С. 102-124.
13. Гербарт И. Изб. произ. — М.: Диалог, 1998. — С. 448-574.
14. Дуранов М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект): Монография. Челябинск: Челябинская академия культуры и искусств, 2006. _ 337 с.
15. Дуранов М.Е. и др. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Монография. — Магнитогорск: Магнитогорский госуниверситет, 2006. _ 356 с.
16. Ковалев А.Г. Психология личности. — Л.: Ленинградский госпединститут, 1983. _ 264 с.
17. Колин К. О концепции модернизации российского образования качества // Аlmа mater (Вест. выс. школы). — 2002. — № 12. — С. 14-23.
18. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. — М.: Просвещение, 1984. — С. 21-193.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
20. Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. — 2000. — № 10. — С. 21-26.
21. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. — М.: Роспедагентство, 2008. _ 496 с.
22. Маркова А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования /Формирование учебной деятельности. _ М.: Педагогика, 1982. _ С. 54-59.
23. Маслоу А. Психология бытия. _ М.: Ваклер, 1997. — 300 с.
24. Маткин В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально- творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергетический подход. _ Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т., 1999. — 204 с.
25. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. — М.: Просвещение, 1972. — 280 с.
26. Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.: Оникс, 2009. — 377 с.
27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
28. Пантелеева О. Опыт использования инновационных методов при изучении дисциплины «Mаркетинг» // Маркетинг. — 2005. — № 5. — С. 11-15.
29. Роджерс К. Какие вопросы я себе задал, если бы был учителем. — М.: Эдиториал, 2008. — 50 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. — 607 с.
31. Семушина Л.Г., Ярошенко И.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пос. для преп. Учреждений сред. проф. Образования. _ М.: Мастерство, 2007. — 272 с.
32. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. _ М.: Современное слово, 2001. _ С. 689.
33. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 4т. Т.2. — М.: Просвещение, 1991. _ С. 216-684.
34. Щукина Г.И. Деятельность — социальная и психолого-педагогическая основа формирования познавательных интересов учащихся //Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. — М.: АСТ-пресс, 2004. — С. 17-103.
Приложение
Конспект урока (игровой урок)
Дата проведения: 08 сентября 2009 года
Время проведения: 8.00- 8.45.
Класс 4 «А»
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Цели урока: Развитие позитивного отношения школьников к предмету «Русский язык», повышать грамотность учеников.
Задачи урока:
1. Систематизировать, закрепить полученные первоначальные знания по предыдущей теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
2. Совершенствовать знания по данной теме.
3. Активизировать учащихся в получении знаний по данной теме.
4. Формировать навыки самостоятельности.
Тип урока: игровой урок
ХОД УРОКА
1 .Организационная часть 5 минут
1.1.Приветствие учащихся
1.2.Отмечаем отсутствующих. Проверка готовности к занятиям.
1.3. Формулировка темы занятия, постановка учебных целей.
1.4. Создание деловой дружеской атмосферы с учениками.
2. Вступительное слово учителя 2 минуты (обсуждение работы команд)
3. Основная часть игрового урока 29 минут
Преподаватель: Правили игры таковы по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»:
1. Перед вами игровое поле, на котором размещены карточки с простыми и сложными вопросами, на которые вы должны ответить.
2. Если вы отвечаете правильно на простой вопрос, то получаете фишку, стоимостью в 10 баллов.
3. Если правильно отвечаете на сложный вопрос, то получаете фишку стоимостью в 20 баллов.
4. Если команда не знает ответа на вопрос, то команда у другой команды может его выкупить (правильный ответ) за уже заработанные баллы.
5. Если команда правильно ответит на вопросы, то у вас на поле появится слова «сложно», «просто».
Простые вопросы:
1. Какой постоянный морфологический признак имеют имена существительные?
2. С каким понятием связан Признак одушевленности существительных?
3. Чем характеризуются морфологические признаки?
4. Как могут выражаться морфологические признаки слов?
Сложные вопросы:
1) Какие формальные средства выражения имеет Одушевленность как морфологический признак?
2) Что означает внесловное выражение?
3) Совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число. Какие это существительные?
4) Совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число. Какие это существительные?
Информация к размышлению
Даются карточки с заданиями:
Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) — ценю гений- (ум). Приведите 2-3 собственных примера.
2. Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:
колебание по одушевленности |
объект не может быть одновременно живым и неживым: (вижу) микроб-ы / микроб-ов; |
|
живое, но неодушевленное |
1) совокупности живых существ: (вижу) армии, толпы, народы; |
|
2) растения, грибы: (собирать) лисички; |
||
неживое, но одушевленное |
1) игрушки в виде человека: (вижу) кукол, матрешек, неваляшек; |
|
2) фигуры некоторых игр: (разыграть) королей, ферзей; |
||
3) умершие: (вижу) покойников, утопленников, но труп (неодуш.); |
||
4) вымышленные существа: (вижу) русалок, леших, домовых. |
На примере таблицы продолжите собственные примеры.
3. Командам выдаются по листу бумаги и карандаши. Задание: составьте коллаж на тему «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». Объясните смысл этой фразы. Защитите свой коллаж.
4. Исходя из примеров, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ-; определите вид одушевленности.
Если все определены верно, то команда получает 10 баллов.
4. Подведение итогов. Рефлексия 6 минут
Учитель подводит общий итог, обобщая и систематизируя знания, полученные по теме на уроке. Выставляет оценки, поощряя участников игры.
5. Домашнее задание (с краткими пояснениями) 3 минуты
Учитель задает домашнее задание, связанное с ключевыми моментами темы, которые включены в итоговую контрольную работу.
Размещено на