Содержание
Содержание
Введение3
Раздел 1. Специфика технологии формирования художественной культуры ребенка..6
§1.1. Сущность и структура художественной культуры личности.6
§1.2. Основные направления формирования художественной культуры детей16
§1.3. Роль и возможность учреждений дополнительного образования (кружков, студий) в формировании художественной культуры детей19
Раздел 2. Практическое применение методики и методология формирования художественной культуры младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования.25
§2.1. Формирование художественной культуры младших школьников во внешкольных секциях и клубах..25
§2.2. Формирование художественной культуры младших школьников во внешкольных кружках и ансамблях.29
§2.3. Методические нормы и правила формирования художественной культуры младших школьников во внешкольных учреждениях.32
Заключение35
Список использованной литературы37
Приложения..39
Введение
В настоящее время происходит смена приоритетов в российском образовании в сторону усиления его культурообразующей роли и, как следствие, формирования «человека культуры». Наряду с развитием интеллекта, актуальным становится обогащение творческой энергии и духовных сил человека, являющихся основополагающим условием его полноценной жизнедеятельности в современных социокультурных условиях.
Эти положения созвучны новой концепции модернизации российского образования, в которой говорится о сохранении лучших традиций гуманитарного и художественного образования, более полном использовании потенциала искусства с целью формирования у подрастающего поколения духовности и высокой культуры [61].
Общеобразовательная школа является базовым звеном процесса становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности. В большей степени данными качествами обладают люди с достаточно высоким уровнем эстетического развития, способностью воспринимать, чувствовать, ценить и создавать красоту. Это обусловливает необходимость ориентации школьного образования на процесс формирования эстетической культуры учащихся.
Анализ философской и педагогической литературы показал, что в настоящее время нет однозначной трактовки понятия эстетической культуры, имеются разные подходы к определению ее структуры.
В современной науке и практике все большее распространение получает метод творческих проектов (Н:В. Матяш, Е.И. Пархоменко, Е.В. Гоголева, Н.В. Семенова, В.Д. Симоненко и др.). Выполнение учащимися творческих проектов позволяет осуществлять в комплексе их обучение, воспитание и развитие, направлено на формирование разнообразных творческих способностей и стремления к самообразованию. Несмотря на эффективность применения творческих проектов в образовательном процессе школы, педагогика пока не рассматривает их в качестве средства формирования эстетической культуры школьников. Практика показывает, что в процессе эстетического воспитания школьников в основном используются традиционные, репродуктивные формы и методы.
Таким образом, сложились противоречия:
между необходимостью совершенствования процесса формирования у школьников эстетической культуры как составного компонента базовой культуры личности и недостаточной разработанностью сущности понятия эстетической культуры;
между необходимостью повышения роли активности учащихся в своем эстетическом развитии и слабым использованием, в эстетическом воспитании школьников метода творческих проектов.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, заключающуюся в обосновании роли творческих проектов как средства формирования у младших подростков эстетической культуры и разработке методики применения творческих проектов в данном процессе. Разрешение данного противоречия определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования является выявление психолого-педагогических условий формирования эстетической культуры младших подростков в процессе выполнения творческих проектов.
Объект исследования — процесс формирования эстетической культуры младших подростков.
Предмет исследования — творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков в процессе изучения художественно-эстетических предметов.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность и структуру эстетической культуры учащихся.
2. Обосновать теоретическую модель процесса формирования эстетической культуры младших подростков, а также систему критериев и показателей ее сформированности.
3. Изучить состояние сформированности эстетической культуры младших подростков.
4. Разработать банк творческих проектов по художественно-эстетическим предметам и экспериментально проверить их эффективность в процессе формирования эстетической культуры младших подростков.
Для реализации цели и задач исследования применялись методы аналитического исследования (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы и диссертационных исследований по проблеме эстетического воспитания и формирования эстетической культуры школьников, обобщение отечественного опыта формирования эстетической культуры у школьников, анализ статистических данных и продуктов детского творчества);
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении психолого-педагогических условий формирования эстетической культуры младших подростков в процессе выполнения творческих проектов по художественно-эстетическим предметам.
Практическая значимость исследования:
создана научно обоснованная методика выявления уровней сформиро-ванности эстетической культуры младших подростков;
разработан и апробирован банк творческих проектов по художественно-эстетическим предметам для учащихся младшего подросткового возраста;
подготовлено и издано научно-методическое пособие для учителей и студентов педагогических образовательных учреждений по рассматриваемой проблеме;
результаты исследования могут быть использованы в подготовке учителей к руководству творческой проектной деятельностью эстетической направленности.
Выдержка из текста работы
Каких бы образовательных концепций учитель не придерживался, по каким бы программам и учебникам не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно, относиться к природе своего края, своей Родины.
В курсе природоведения предусмотрены уроки по природоведению, однако, проблемы нравственного воспитания вида будет оставаться актуальной, т.к. нельзя заставить полюбить природу.
Мне кажется, что для начала дети должны понимать, что для человека значит природа и что она и человек не разделимы.
Психологические исследования проблемы изучения краеведения и экологии показывают, что основные причины непонимания бережного отношения к природе кроется в том, что дети изначально воспринимают окружающую природу, как нечто бесконечно существующее.
Дети привыкают, что с момента их рождения природа, которая их окружает, это нечто неотъемлемое.
Им представляется, что мир всегда таким был, есть и будет. Задача же учителя разубедить детей в этом. Нужно не только объяснить что природа это нечто живое, требующее бережного отношения, не только показать случаи варварского отношения к природе человека и все его последствия, наказывающее не одно поколение людей, но и научить анализировать свои поступки и действия в отношении окружающей среды, познакомить со столь привычными местами отдыха в новом, еще неизведанном ракурсе, показать приоритетную роль природы в нашей жизни.
В данной работе мне хотелось бы поделиться своими наработками в плане решения данной проблемы, а именно научить детей не отделять себя от природы, так как в настоящее время вопросы экологии наиболее актуальны.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, и возможность человека остаться на нашей планете, или же его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “Экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путем пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношении человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука — экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находятся в прямой зависимости от экологического воспитания.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и, самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что принято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое <<экологическая культура>>. В самом общем виде можно сказать, что <<экологическая культура>> это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
<<В соответствии с Программой мероприятий по реализации концепции экологического образования и воспитание подрастающего поколения, утвержденной постановлением кабинета министров РК от 3 февраля 1997года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК, утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, и другими, определенны собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширения комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности — взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует выработке экологически целостных ориентаций, мировоззренческих взглядов.>>
В процессе изменения учебных программ в начальной школе происходили изменения и в курсе уроков природоведения. В школе, большое внимание стало, уделяется не только наблюдению за сезонными изменениями, но стали шире использоваться эмпирические и теоретические познания мира, общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, и т.д.), специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование, и т.д.). Осваиваются и различные виды учебной деятельности: работа с учебными и научно — популярным текстом, дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, лабораторным оборудованием. Стали, предусматривается разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе, по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно — экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы, учащимся во время экскурсии.
С целью формирования интегративного, экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств предметов и явлений окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей, поиск альтернативных решений, возникающих проблем. При этом учитывается возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания.
Интеграция естественного и гуманитарного знания и способов познания преследует не только цель формирования целостной картины мира, а выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и органами чувств, и мышлением, чтобы ученики осознавали ответственность за результаты этого познания и стремились к дальнейшему самосовершенствованию во благо гармонии природы и человека, человека и общества.
Такую экологическую направленность лучше вести от конкретных знаний к общим. Т.е, полученные знания переносятся сначала на изучение природы своего края, а потом на изучение природы всей страны.
В настоящее время для начальной школы разработаны разные общеобразовательные программы по естествознанию. Но максимально экологизированный курс это «Зеленый дом» А.А.Плешакова. Его экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Кроме того, этот основной курс дополнен и факультативными: «Экология для младших школьников», «Планета загадок». В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
I. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Что составляет экологическую культуру?
Слово <<экология>> и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под <<экологическим воспитанием>> понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морилок, которые и нельзя давать маленьким детям, ребенку ничего не остается, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьем наколоть ее на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на мир с самого раннего возраста.
Формирование личности, ее социализация связанны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связанно с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:
— природа и родной язык;
— общение в семье, в школе, окружающая среда;
— средства массовой информации, искусство, литература;
— образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
В исследовании психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания.
Принцип природосообразности — изучение задатков и способностей ребенка, содействие в их развитии, необходимо также учитывать национальную культуру, традиции и родной язык ребенка.
Принцип социальной ответственности общества — за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.
Третий принцип — гуманности, учитывающий индивидуальность каждого ребенка.
Формирование экологически культурной личности можно разделить на такие составные части как теоретическая и практическая.
Основными компонентами теоретической части должны стать: экологические знаний, экологическое мышление. Экологически культурная личность должна иметь экологические знаний по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
— иметь правильное определение и характеристику около 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
— знать о жизни и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
— знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и др.;
— знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, животных, климат и т.д.;
— местные охраняемые природные объекты;
— животных местной фауны;
— местных птиц;
— виды рыб местных водоемов;
— лекарственные растения местной флоры;
— памятники культуры местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Формирование умений устанавливать такие связи я начинаю с простых вопросов: Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Что будет, если мы начнем рвать цветы и ловить бабочек? Дети активно начинают рассуждать и пытаются анализировать свое поведение и его последствия. Конечно, в их рассуждениях встречаются и ошибки, но и это тоже результат, т.к. идет поиск выхода из моделируемой ситуации. Такие проблемные ситуации помогают при переходе к практической основе — идет обучение экологически оправданному поведению на отдыхе и чувству любви к природе.
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе, обобщение или избирательность к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общения с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные), тем самым воспитывая у себя любовь к природе.
Для того, чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.
Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизмы обработки» полученных реакций мира природы.
Например, в 4-м классе при изучении темы «Полезные ископаемые» я моделирую перед детьми такую проблемную ситуацию: человеку необходим каменный уголь. Его добыча может вестись закрытым и открытым способами. Открытый способ наносит огромный ущерб природе: нарушение почвенного слоя, уменьшение, оскудение растительности в округе, как последствие — вымирание некоторых видов животных, возможное изменение русла реки, что тоже ведет к гибели ее обитателей, вредные выбросы в атмосферу и т.д.
Дети включаются в обсуждение:
— Надо запретить вести такую добычу!
— Но когда люди опускаются в шахту это очень опасно, в любой момент они могут погибнуть.
— А здесь людей может ожидать экологическая катастрофа.
— Значит, надо перестать добывать уголь!
— А как же промышленность и обогрев домов?…
Словом, дети начинают обсуждать эту ситуацию с каким пылом и выдвигают довольно разнообразные идеи, позволяющие и добывать уголь и сохранять природу!
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирование экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности, обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось в виду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что <<экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации>>. Цель экологического образования — формирование ответственного отношения к окружающей среде. Которая строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
1.2 Возможности народной педагогики
Социализация личности — это поведение в быту, способность к творчеству восприятию культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные значения о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.
Этнопедагогику можно было бы, в общем, и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этических групп в воспитании и образовании детей, о морально — этических и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задача формируется и уточняется в зависимости от изменения социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирают и систематизируют народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, а также филосовско — этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное формирование личности.
В народе из покон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Конкретный пример местных нравов, обычаев и традиций детей могут наблюдать в краеведческом музее. Кузнецова, при посещении Угданского Дацана.
Также детям очень нравится “искать” сказки, пословицы местных жителей, окрашенных местным говором.
Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и защищающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов — профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же — для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.
Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В тоже время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, не смотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе — и родителям, как естественным воспитателям.
Не всякая деятельность способно прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научится оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контраст цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании, как в чувственном, так и абстрактно — логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдение за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.
В этом учебном году (2003 — 2004) у меня был новый набор детей в первый класс. Подготовку к нему я начала раньше, чем обычно. Большая часть нового классного коллектива сформирована на базе детского — сада №87. Еще до начала учебного года я встречалась с родителями будущих учеников, а также с коллективом воспитателей детского сада.
Я знакомила педагогов с программой, по которой собирались работать, посещала открытые занятия, вела подготовительные курсы по подготовке в 1 класс. Благодаря этому адоптация детей в школе прошла с низким уровнем тревожности. (приложение)
И первую экскурсию на курорт Молоковка я смогла сделать значительно раньше, чем обычно — 10 октября.
Перед поездкой я постаралась нацелить детей на встречу с красотой, понаблюдать одинаково ли “одеты” деревья и одиноково ли у них окрашены “платья” и почему.
Как итог дети нарисовали то, что им понравилось на экскурсии.
Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды чтобы пробудить отношения именно к ним. (приложение рисунки)
Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на эстетические воспитания, чувства и суждения, учащихся через те виды деятельности, которые связанны более всего с познанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это, например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и другие), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомления с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществлять педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а также единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.
Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед учителем стает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой — нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.
В итоге моих наблюдений я сделала вывод: чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую роль получают труд, изучения науки и искусства. Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех школьных возрастов.
В разном возрасте ученики по — разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечение, происходит переход от одних, дел к другим возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания (См. приложение)
В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристических походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее ценятся участия в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.
Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в парке, а также уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения подростков к природе обнаруживают свою независимость.
В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.
В предпочтении одних дел другим, как и в оценках красоты природных явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно, что результаты эстетического воспитания будут успешнее, когда оно тесно связанно не только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью и тем самым — с их избирательными, сознательными индивидуальными связями с природой.
Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма, задание учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют данные некоторых психологов — педагогических экспериментов.
Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы. Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза, и мало всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений. Подобные приемы недостаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое или безобразное.
Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познавания красоты природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знаниям что, вокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений, как и красоты, усиливаются обмен знаниями, умениями переживаниями.
Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогов: что такое красота? Как ее распознавать в природе? Чем отличаются красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и т.д.
Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует социальной педагогической работы, поэтому задания открыть красоту в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связанны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода.
Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию — равно возможны в любой школе.
Учителя литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведениях живописи и музыки, отражающих природу.
Обратимся к учебнику чтения за 3ий класс “В одном счастливом детстве”.
Какую огромную работу можно осуществить, работая с описанием М.Пришвина “Золотой луг”! Или отрывок из произведения А.Толстого “Детство Никиты” — `В купальне’.
В них настолько подробно описывается каждая мелкая деталь, что поневоле представляешь себя рядом с героями, продолжать эту же работу — описание можно на уроках развития речи. (приложение)
При изучении на уроках музыки творчества Э. Грига можно обратится к рассказу К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. Творчество К.Паустовского вообще очень богато описаниями природы.
На внеклассном чтении дети с удовольствием читали сказку “Артельные мужики”. При чем разбирали и рассматривали ее не только с позиции нравственной (борьба добра и зла), но с удовольствием читали описание осени — Маши, рассуждали о том, что смена времен года необходима, иначе могут быть необратимые последствия.
Под руководством учителей изобразительного искусства дети с удовольствием совершают экскурсию, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки воспроизводящие образы природы.
Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом цветами, животными, рыбками птицами), выставки находок и поделок из природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д. В моем классе дети неоднократно встречались с К. Милюшкиным, А. Озорниной, В.Г. Номоконовым.
Достижения высокого уровня развития отношения к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс, преобразования предметны и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
экологическое воспитание природа школьник
II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Формы организации учебного процесса
Учебно-воспитательный процесс — это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебной работы.
Основными формами организации учебной работы учащихся в начальной школе являются: урок, лабораторно-практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа и экскурсия.
Основной формой организации процесса обучения естествознанию считается урок. Система уроков дает возможность учителю преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной работой учащихся. Уроки природоведения имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. Современная школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требований, отличных от традиционно установившихся. Главной целью современного урока становится не передача знаний от учителя ученику, а приобщение младших школьников к систематической творческой деятельности. Главное, чтоб и учитель работал творчески, не используя трафаретность при проведении урока.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.
Как ознакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения были прочувствованы, понятны.
Эти правила начинаются с самого начала курса, когда дети сами отвечают на вопросы: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?» «Откуда берется и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» Они сами делают выводы, что можно, а что нельзя, анализируя ситуацию.
Аналогично дети рассуждают и отвечая на вопросы о воде: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» Далее работа ведется охватывая мир животных и растений. Начиная с 1-класса я ввожу понятие: «Красная книга Забайкалья», «Красная книга России». Мы пытаемся смоделировать подобную книгу с детьми, на уровне их познаний. Заполняется она по мере изучения разделов: растения, животные, птицы, насекомые. Ее можно дополнять с каждым годом обучения (видеомат-л).
Целесообразно при такой работе использовать интегрированный урок. В курсе уроков чтения (учебник Р.Н.Бунеева) очень много материала для подобных уроков.
Например, можно использовать необычный сюжет сказки «Куда лето прячется». Вывод приводит к неожиданной развязке — лето прячется в почках на деревьях. И дети с интересом обсуждают факт, как сказка обернулась явью.
Так, во втором классе, где неживые, привычные предметы оживают, можно связать воедино уроки чтения, развития речи, природоведения. Дети охотно включаются в игру и начинают фантазировать. Для этого можно использовать начало фразы: «Что со мной случилось бы, если бы я был… (деревцем, листиком, цветком и т.д.)(Приложение).
Работая с текстами Виктора Хмельницкого «Гора», «Снег и скрипка», дети анализируют предметы и явления, которые нас окружают, наблюдают и фантазируют. В результате у них получаются интересные сочинения-миниатюры (см. Приложение).
Такой прием помогает почувствовать единение человека с природой, вживаясь в образ необычного для себя существа, приходит понимание того, что каждый листик, каждая травинка живут своей жизнью, которую необходимо оберегать.
Эту работу я продолжала и на уроках русского языка и изобразительного искусства. Результатом этих уроков становились красочно оформленные детьми рефераты, сочинения соответствующие их уровню развития.(См. приложение)
С возрастом у детей меняется и восприятие окружающего мира. При подготовке рефератов они уже сами стремятся использовать как можно больше дополнительной литературы.
Если, к примеру, во втором классе дети приносят энциклопедию или другую литературу, чтобы показать, какая у них есть книга, то в 4ом классе им важна не сама книга, а тот материал, который в ней содержится. Это очень хорошо отслеживается в таблице (приложение.) Позже я наблюдала за деятельностью детей в старших классах, после открытых уроков учителя отзываются положительно о самоподготовке детей. (видеоматериал) Дети приносят книги, энциклопедии, способствующие более продуктивному усвоению материала.
В 3ем классе с моей точки зрения можно наблюдать самую интересную работу детей, при чем в самых различных направлениях.
Например, подготовку к изучению природной зоны — “Степь” и описание грозы в степи (отрывок из произведения А.П. Чехова) я начинаю с посещения нашего ипподрома. Дети с удовольствием слушают о лошадях, их привычках, знакомство с условиями их содержания, катаются, а затем мы рассматриваем ландшафт ипподрома. Обычно экскурсия приходится на конец осени, и дети хорошо ощущают бескрайность степи — нет ни дерева, ни кустика всюду открытое пространство и только на северо-западе тянется Яблоновый хребет.
Когда же начинается изучение отрывка детям легче понять, почему испугался мальчик, попав в грозу в степи, а также восприятие описания самой степи дается легче. При изучении же природной зоны дети сами называют обитателей степи, устанавливают биоцепочки.
К сожалению, все природные зоны так изучать нет возможности. Но вместо экскурсии на выручку приходят ТСО.
Дети видят гватемальские джунгли, побережье Австралии, красоты Большого Барьерного рифа, могут насладиться зрелищем летнего полярного дня в Арктике, царство Карибу и Медведей гризли. Открывают для себя Индию осенью: тигры, разгуливающие по джунглям, обезьяны, павлины, роскошные банановые и манговые деревья, увидят смышленых обезьян греющихся в горячих вулканических источниках, услышат грозный рев водопада Виктория. Увидят неприступные Гималаи, бескрайную Сахару, несметные стада животных, кочующих по саванне вслед за серенгети и т.д.
Все это постепенно ориентирует детей на то, чтобы их поведение в природе было осознанным и бережным.
Возвращаясь к такой форме деятельности как экскурсия, хочу сразу заметить, что сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебной работы. Тем не менее она довольно эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.
Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Первые задания могут носить характер наблюдений: выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или ближайшего участка леса. Часто после таких экскурсий у детей возникает желание сделать что-то полезное, чтобы сберечь хоть маленький участок парка. Особый интерес вызывает задание придумать знаки, которые помогли бы сохранить уголок парка или леса (см. приложение).
Позже я выезжала с детьми в пойму р. Кайдаловки за городом. В процессе экскурсии мы не только находили вечнозеленые растения (брусничник и грушанку), не только наблюдали за растительностью луга и леса, но и обращали внимание на то, как нарушались правила поведения в природе. Поскольку экологическая задача ставилась до такого похода-экскурсии — дети захватили с собой мешки для мусора и насколько было в их силах попытались очистить хотя бы небольшую площадь.
Еще одну такую экскурсию мы совершили в парк возле Дома Детского Творчества. И здесь уже дети работали по плану:
1. Насколько уникальна территория
2. Основные проблемы
3. Степень вытоптанности
4. Состояние деревьев, их повреждение
5. Степень загрязнения
6. Проблемы охраны данного уголка.
Вот как оценили дети территорию:
Территория необычна тем, что в центре города сохранились такие большие сосны и их не вырубили. Удивительно, что мы видели дятла у этих деревьев — тоже в центре города. Основные проблемы -это вред, наносимый посетителями: мусорят, выгуливают собак. Часть территории вытоптана — трава не растет совсем или очень маленькая. Деревья — не повреждены, а кустарники встречаются с поломанными ветками. Часть территории загрязнена посетителями. Территорию нужно охранять и соблюдать правила посещения природных уголков каждому человеку. Тогда этот парк будет не только чистым, но и красивым. Здесь будет приятно гулять и отдыхать.
Одна из сложностей при обучении и воспитании экологически культурной личности — это умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем.
Дети еще не осознают масштабности окружающего мира и иногда затрудняются прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. И здесь на помощь приходит игра.
Игровая деятельность — естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Таким образом, игра — модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отход от стандартного мышления создает мотивацию к обучению.
Вот пример, как игровой момент помогает установить причинно-следственную связь.
1кл. Фрагмент урока природоведение тема: деревья хвойные и лиственные
Уч. Посмотрите ребята кто пришел к нам в гости?
1 Уч. Хрюша.
2 Уч. Это Хрюша, он из передачи “спокойной ночи малыши”
Уч-ль: верно Молодцы, узнали!
А теперь посмотрите: Хрюша гулял в лесу и принес нам веточку из леса.
1Уч: Какая красивая, листики зелененькие.
2Уч: А зачем ее хрюша сорвал?
Дереву же больно!
Уч-ль: А почему ты думаешь что дереву больно?
2Уч: А как же? Оно ведь живое!
3Уч: Нельзя ломать ветки! Вот если бы у нас руки ломали…
Уч-ль: Но ведь ветка такая красивая!
2Уч: Ну и что? Она будет смотреться в лесу.
3Уч: Можно же ее сфотографировать. А если 100 человек придет. И каждый по веточке отломит?
Уч-ль: А что же, правда, может случится, если каждый гуляющий будет ветки ломать?
2Уч: Вместо леса будут палки или прутики торчать.
Уч-ль: А если леса не будет…
1Уч: Там же звери живут — где тогда им свои домики делать?
2Уч: А вдруг у мамы — птички, маленькие дети, они могут погибнуть.
3Уч: А еще деревья нам очищают воздух, а если леса не будет мы можем задохнуться…
При изучении нового материала можно использовать и занимательный момент, и игровой момент, и сюжетно-ролевую игру (см. видеом-л).
Курс программы А.А.Плешакова построен так, что каждый последующий год логически продолжает изученное в предыдущем на более глубоком уровне. Важная задача курса — преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы как в своем крае, так и в родной стране. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
2.2 Значение внеклассной работы в курсе экологического воспитания
В качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми можно назвать внеклассные занятия по естествознанию. Эта работа преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков у внеклассной работы нет обязательной программы и строится она на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы, она не подменяет, а дополняет школьный курс.
Сначала в I и во II классах содержание внеклассных занятий в большинстве случаев связано с материалом, изучаемым в классе. Здесь можно использовать те игры, которые занимают много времени и их не проведешь на уроке. Например, для формирования понятий «сеть питания» мы проводили такую игру. Участникам выдается «шапочка» с изображением животного или растения и клубок ниток ученикам-«растениям». Задача: протянуть нить от «организма» к тому растению или животному, которым он питается. Т.е. составляется цепь от растений к растительноядным животным, а от них к хищникам или всеядным. В результате дети наглядно видят сеть, которая строится на основе многочисленных цепей питания. Причем к одному ребенку могут сходиться нити от растений и растительноядных животных. Ребята сами делают вывод о многочисленных связях в природе.
Сразу же экологическая направленность: некоторые растения «погибли» — т.е. дети, выполняющие роль растений выпускают нити. Становится видно, как связи нарушаются и ослабевают.
Растительноядные тянут нить, если ее конец оказался в руке — игрок выходит — считается «животное» погибло. Таким образом, дети видят разрушение всей сети и постепенную гибель организмов. делают вывод о значении растений для жизни живых организмов; выстраивают причинно-следственные связи экологических проблем.
По мере накопления знаний меняется и характер, и содержание занятий. Поскольку сейчас в школе мат.база слабая, то живые уголки практически отсутствуют (правда, дети могли видеть хороший живой уголок в д/с № 87), но уход за комнатными растениями, их пересадка -это посильное мероприятие. После посещения Читинского ботанического сада дети получили вы подарок отростки растений, они разбились на небольшие группы и ухаживали каждый за своим растением. И какова же была их радость, когда растение зацветало!
По мере изучения природы у детей постепенно начинают выявляться вкусы и запросы. Одних привлекают растения, других животные, третьим интересно изучение минералов. В 3-4 классах значительная группа ребят проявляет интерес к изучению явлений и объектов неживой природы, к постановке опытов по изучению свойств веществ.
Изучая тему «Круговорот воды в природе», мы проводили опыты: «Испарение», «Конденсация», но я остановлюсь на опыте «Растение — насос».
Для опыта нужны: прозрачный пакет, круглая резинка, зеленое комнатное растение.
Выполнение: 1) Натянуть пакет на раскидистую ветку растения, закрепи резинкой; 2) На следующий день посмотри, что получилось. Откуда взялась вода?
Дети делают зарисовку:
и вывод: растение
высасывает воду из
почвы, а листья
испаряют ее со своей
поверхности.
Интерес вызывают и опыты к теме «Свет — источник жизни». При проведении этого опыта детей можно разбить на группы и каждая будет наблюдать за своим блюдцем, а можно поручить все 4 блюда каждому (это зависит от желания самих детей).
Для опыта: вата, мелкие семена (лучше салат), 4 блюдца, вода.
Выполнение: 1) На каждое блюдце кладется слой ваты и сверху семена; 2) Первое блюдце полить водой и поставить на свет; 3) Второе блюдце тоже полить водой, но поставить в темное место; 4) Остальные 2 блюдца поставить на свет и в темноту, но не поливая.
Через несколько дней посмотреть, что произошло с семенами. На основании увиденного дети делают вывод о том, что нужно растениям для роста. И опять можно установить связь между растениями и животными (сеть питания).
Можно перечислить много форм и методов при изучении курса природоведения, но главное — не забывать, что человек и природа неразделимы. И очень важно сформировать ответственное отношение к окружающей среде, подчеркивая, что «все связано со всем».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Думаю, что работа, проведенная с детьми, оставит свой след в их развитии и воспитании. Уже сейчас частично можно об этом судить, сравнивая отношение учащихся разного возраста к природе (см. Приложение).
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно — пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательство в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполнятся каждым гражданином страны. К ее выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно — воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека. И это поведение желательно формировать на каждом уроке.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. — М.:Просвещение, 1991.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.:Высшая школа, 2008.
3. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф.Мельчакова — М., 1981.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. — Ростов на Дону.: Феникс, 2006.
5. Дмитриев Ю.Д. — «Большая книга леса» — М. Детская литература, 1974.
6. Горшеков С.П. — Экология и географические основы охраны природы. М. 2008.
7. Минаев В.М. Внеклассная работа по природоведению. Минск, 2009.
8. Мои первые научные опыты — издательская группа «Контэнi» — при содействии ЗАО «Издательство Кристина-новый век», 2007.
9. Петросова Р.А., Голов В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М. «Академия», 2007.
10. Плешаков А.А. Учебники с 1 по 4 кл. — М. Просвещение, 2000.
11. Юшков А.Н. — Необычное в обычном. 2009.
12. Рабочая тетрадь по естествознанию — НПО — «Школа» Издательство «Открытый мир», 2006.