Содержание
Введение…3
1. Формирование навыков безопасного поведения школьников на уроках..6
2. Примерные планы проведения уроков по формированию навыков безопасного поведения школьников13
3. Разработка факультативного курса «Формирование навыков безопасного поведения».23
Заключение.25
Список используемой литературы…27
Введение
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
В связи с этим сегодня особенно остро встают противоречия между:
— потребностью общества в формировании культуры безопасности жизнедеятельности учащихся школ и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов безопасности учащихся на всех ступенях школьного образования;
— потребностью взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования и общественных институтов в ходе комплексного решения проблемы формирования навыков безопасного поведения у учащихся и отсутствием разработанных направлений и путей реализации такого взаимодействия;
— потребностями школьника в здоровом образе жизни, безопасном поведении для себя и окружающих и неготовностью организаторов школьного образования, отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования безопасного поведения детей с учетом возраста;
— необходимостью становления готовности младших школьников к безопасному образу жизни и недостаточной разработанностью данного материала в программах начальной школы;
— необходимостью создания условий для становления навыков безопасного поведения младших школьников и недостаточной компетентностью учителей в вопросе формирования этих навыков.
В свете такой постановки вопроса, названных и других противоречий и сформулирована проблема нашего исследования при каких условиях формирование навыков безопасного поведения школьников будет эффективным?
Говоря о степени разработанности проблемы, можно отметить, что в теоретическое осмысление проблемы формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни на различных уровнях образования значительный вклад внесли Анастасова Л.П., Анисимов В.В., Безруких М.М., Виленский М.Я., Виноградов Э.Н., Грохольская О.Г., Ижевский П.В., Куликов В.Н., Смирнов А.Т., Сомов Д.С., Сорокина М.В., Хренников Б.О., Шершнев Л.И. и др.
Вопросами разработки и теоретического обоснования прогрессивных развивающих систем обучения младших школьников занимались Амонашвили Ш.А., Давыдов В.В……..
Выдержка из текста работы
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
В связи с этим сегодня особенно остро встают противоречия между:
— потребностью общества в формировании культуры безопасности жизнедеятельности учащихся школ и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов безопасности учащихся на всех ступенях школьного образования;
— потребностью взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования и общественных институтов в ходе комплексного решения проблемы формирования навыков безопасного поведения у учащихся и отсутствием разработанных направлений и путей реализации такого взаимодействия;
— потребностями школьника в здоровом образе жизни, безопасном поведении для себя и окружающих и неготовностью организаторов школьного образования, отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования безопасного поведения детей с учетом возраста;
— необходимостью становления готовности младших школьников к безопасному образу жизни и недостаточной разработанностью данного материала в программах начальной школы;
— необходимостью создания условий для становления навыков безопасного поведения младших школьников и недостаточной компетентностью учителей в вопросе формирования этих навыков.
Говоря о степени разработанности проблемы, можно отметить, что в теоретическое осмысление проблемы формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни на различных уровнях образования значительный вклад внесли Анастасова Л.П., Анисимов В.В., Безруких М.М., Виленский М.Я., Виноградов Э.Н., Грохольская О.Г., Ижевский П.В., Куликов В.Н., Смирнов А.Т., Сомов Д.С., Сорокина М.В., Хренников Б.О., Шершнев Л.И. и др.
Вопросами разработки и теоретического обоснования прогрессивных развивающих систем обучения младших школьников занимались Амонашвили Ш.А., Давыдов В.В., Занков Л.В., Пидкасистый П.И., Селевко Г.К., Сериков В.В., Эльконин Д.Б., Якиманская И.С. и др.
Ученые-исследователи рассматривают влияние развивающих методов и приемов обучения на формирование активности младших школьников и подростков (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.И. Новикова, В.Л. Моложавенко, С.Г. Палий, К.Д. Ушинский, И.С. Якиманская).
Особенностями системы профилактики девиантного поведения в среде учащихся занимались такие педагоги, как Л.С. Выготский, И.В. Иовенко, А.П. Краковский, З.И. Колычева, С.Ю. Курганов, А.С. Макаренко, В.Н. Муравьева, Г.В. Семья, И.А. Шаповалова, Т.И. Шульга и др.
Психологические направления работы по здоровьесбережению и основам безопасности жизнедеятельности учащихся школ и, в том числе младших школьников, развивают в своих исследованиях Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, С. Дерябо, Г.К. Зайцев, В.А. Зобков, В.А. Кан-Калик, Д.В. Колесов, С.В. Кулева, А.А. Плешаков, Л.А Щелчкова и др.
Объектом исследования выбраны младшие школьники.
Предмет исследования — процесс формирования школьника с безопасным поведением в учебном процессе.
Цель исследования: описание младшего школьника, разработать модель формирования безопасного поведения личности школьника и определить эффективные условия и механизмы ее реализации в условиях начального звена общеобразовательной школы.
Для достижения цели планируется решить следующие задачи:
— рассмотреть проблему формирования навыков в психолого-педагогической литературе;
— рассмотреть психологические особенности школьника при организации учебного процесса;
— рассмотреть организацию учебного процесса;
— разработать факультативный курс «Формирование навыков безопасного поведения.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы, разных видов официальных документов; изучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; использовались при этом методы обобщения, сравнения, системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.
1. Проблема формирования навыков в психолого –педагогической литературе
1.1. Понятие навыка
Различают несколько определений навыка.
Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее умственной задачи.
Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно выполнявшееся ранее. Иначе, способность к осуществлению некоего движения без сознательного контроля за ним, сформированная обучением.
Включают в себя навыки перцептивные и интеллектуальные и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов воздействия на реальные объекты.
В ходе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в коей интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче.
Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего возрастает чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды.
При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации. Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентаций, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в коих остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым.
На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования навыка двигательного завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при коей движение обретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям.
1.2. Особенности формирования навыков безопасности школьников (внутренние и внешние)
Констатирующий эксперимент в рамках заявленной темы проводился с целью выявления начального уровня владения такими понятиями, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «опасность», «безопасность», «безопасное поведение», а также выявление направленности на осуществление здоровьесберегающей деятельности. Данная часть экспериментальной работы проводилась среди младших школьников (1-3 кл.).
В результате опроса 164 учащихся было выявлено, что у некоторых опрошенных младших школьников нет четкого представления об особенностях здоровья, о ценности здоровья, о безопасности жизнедеятельности, тогда как многие из них применяли в своей повседневной жизненной практике элементы применения навыков безопасного поведения. Не всеми учащимися для полноценной жизни ценности здоровья и безопасности оцениваются как наиболее жизненно значимые.
Экспериментальная работа охватывала трехлетний период. Осуществлялась диагностика успешности формирования навыков безопасного поведения: текущая (в течение каждого учебного года) и итоговая (в конце каждого учебного года и формирующего эксперимента). Успешность становления навыков безопасности жизнедеятельности у учащихся младших классов отслеживалась на основании разработанных критериев (познавательное отношение к миру, как единому целому, в котором все находится во взаимосвязи; готовность ученика действовать в сложной неопределенной ситуации; умение видеть свои действия «со стороны»; рефлексивность).
Нами выделены показатели по каждому из критериев оценки готовности младших школьников к формированию начального этапа культуры безопасности жизнедеятельности. По критерию «познавательное отношение к миру как целому», выражающееся в ценностном отношении ко всему живому, его безопасности, к процессу познания мира в целом, выделены следующие показатели: познавательный интерес; потребность в реализации познавательных возможностей; готовность к «познавательному риску». По критерию «готовность действовать в неопределенной, новой для учащегося ситуации», выделены показатели: положительная эмоциональная реакция ребенка на новизну, на неопределенность, на сложности. Кроме того, готовность действовать проявляется у детей в настойчивости в преодолении трудностей, возникших в ходе учебного процесса. По критерию «умение видеть свои действия «со стороны» и стать «над ситуацией», показатели: успешность в интеллектуальном и практическом освоении исходной ситуации и постановка новой познавательной проблемы. По критерию «рефлексивность» выделены показатели: критичность мышления школьника; осознанность и понимание целесообразности осуществляемой деятельности.
Эксперимент показал, что, с учетом выделенных критериев и названных показателей, самый низкий уровень характеризуется отсутствием системы знаний по здоровьесбережению, безопасности жизнедеятельности, отсутствием сформированных умений безопасного поведения в реальной жизни. Реализация деятельности по безопасности такими школьниками осуществляется стихийно на бытовом уровне и то не всегда успешно. У таких учащихся достаточно выражена тенденция беспокойного поведения, нетерпимости по отношению к поведению других учащихся.
На среднем уровне сформированности у младшего школьника навыков безопасного поведения проявляется устойчивый интерес к присвоению знаний о природе и человеке, о его здоровье, о факторах опасности во всех сферах реальной жизни и пр. Проявляется стремление к накоплению таких знаний, опыта безопасного поведения. Развивается интуитивная составляющая реализации навыков безопасного поведения. Однако возможность актуализации знаний по безопасности жизнедеятельности, умений преодолевать опасности, грозящие здоровью и жизни, связана с необходимостью дополнительного внешнего участия (помощь учителя, специально созданные условия, дополнительные инструкции, советы, алгоритмы). Эмоциональное отношение к ценности здоровья, к деятельности по обеспечению безопасности обусловлено внешним источником мотивации (учитель потребовал, родители сказали, в школе так принято).
Высший уровень формирования навыков безопасного поведения обусловлен самостоятельностью в применении полученных знаний в области безопасности, креативностью учащихся по отношению к возможности преобразования полученных ими знаний, идей. Для учащихся характерно позитивное отношение к осуществляемой ими деятельности, они ярко озвучивают то, что они делают. Очень значимой является внутренне мотивированная позиция школьника, которая базируется на своем собственном опыте преодоления опасных ситуаций в жизни. У таких детей хорошо развито чувство сопричастности к событиям, коллективизма, что выражается в проявлении эмпатии, альтруизма.
Ориентируясь на эти характеристики, на констатирующем этапе эксперимента мы выявили наличный уровень развития компонентов формирования безопасного поведения у младших школьников в экспериментальных и контрольных классах.
В классах экспериментальной группы (всего 86 учащихся) на низком уровне сформированности у младшего школьника навыков безопасного поведения оказались изначально 25% учащихся, на среднем – 68%, на высоком – 7%. В классах контрольной группы (78 учащихся) распределение по уровням становления готовности к безопасности жизнедеятельности было следующим: низкий уровень – 23%, средний – 69%, высокий – 8%[12, 13].
Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы, направленной на формирование навыков безопасности жизнедеятельности у учащихся младших классов общеобразовательной школы, поскольку в целом учащиеся находятся на преобладающе низком и среднем уровнях развития навыков безопасного поведения.
В формирующем эксперименте, проходившем с 2005 по 2007 год школьники 1-3 классов были включены в учебный процесс по разработанной личностно-ориентированной модели процесса обучения.
В контрольном эксперименте был определен уровень формирования навыков младших школьников в области безопасного поведения в экспериментальных и контрольных классах. В классах экспериментальной группы на низком уровне оказались 8% учащихся, на среднем – 80%, на высоком – 12%. В классах контрольной группы (78 учащихся) распределение по уровням становления готовности к безопасности жизнедеятельности было следующим: низкий уровень – 9%, средний – 80%, высокий – 11%.
Контрольный эксперимент в классах экспериментальной группы показал – на высоком уровне формирования безопасного поведения находилось 12%, что на 5% больше начального значения. На среднем уровне – 80%, что на 12% больше начального значения. На низком уровне – 8%, что на 17% меньше того, что было до начала формирующего эксперимента.
Таким образом, в результате разработки и внедрения нашей модели и программы формирования навыков безопасности жизнедеятельности у младших школьников на низком уровне, характеризующимся низким уровнем знаний по безопасности жизнедеятельности, отсутствием сформированных умений безопасного поведения в реальной жизни находятся от 8% до 9% учащихся.
На среднем уровне сформированности у младшего школьника навыков безопасного поведения, когда проявляется устойчивый интерес к присвоению знаний о природе и человеке, о его здоровье, о факторах опасности во всех сферах реальной жизни; развивается интуитивная составляющая реализации навыков безопасного поведения находятся 80% школьников.
Высший уровень формирования навыков безопасного поведения, когда развивается самостоятельность в применении полученных знаний в области безопасности, креативность учащихся по отношению к возможности преобразования полученных ими знаний, идей охватывает 11-12%. У таких детей хорошо развито чувство сопричастности к событиям, коллективизма, что выражается в проявлении эмпатии, альтруизма.
Проанализировав результаты обучения за учебный год, можно сделать вывод, что достаточно высокого уровня достигла часть детей «отличников», среднего уровня – учащиеся, обучающиеся на «хорошо» и «отлично». Низкого уровня – дети, обучающиеся на «удовлетворительно». Следовательно, уровень становления навыков безопасного поведения тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике[2].
Отсюда, несомненно, одной из главных задач, решаемых учителем на уроке, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по безопасности на полученные знания.
Практическое мышление требует более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям и умению перехода от размышления к действию и обратно. Нетипичные, нестандартные ситуации, изображенные в наглядном материале, требуют практической смекалки, сообразительности, наблюдательности, умения видеть целое и все его детали. Практическое мышление организует действия учащегося по преобразованию ситуации из заданной реальной в ситуацию преобразования, когда субъект рассматривает последнюю как предмет интереса и познания и начинает размышлять и исследовать проблему с целью открытия нового знания [11].
В концептуальных рамках разработанной модели выстроена программа подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в системе образовательной среды школы, предусматривающая формирование мотивационной сферы ребенка. Мотивационные блоки для целенаправленного формирования мотивации безопасного …
**************************************************************