Содержание
Введение…3
1.Поведение…6
1.1. Психология поведения.6
1.2.Природа поведения..12
1.3.Основы формирования безопасного поведения школьников.17
2. Формирование навыков безопасного поведения подростков как основная задача изучения предмета «БЖД» в школе28
2.1.Экспериментальное исследование формирования навыков безопасного поведения…28
2.2. Рекомендации педагогу в формировании навыков безопасного поведения школьников.33
Заключение.36
Список используемой литературы…37
Приложение 1. Методика опроса.38
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточностью разработок теоретико-методологических основ воспитания коммуникативной культуры младших школьников и значимостью коммуникативных навыков в развитии младших школьников, и тем, что воспитание коммуникативных навыков младших школьников в первую очередь связано с предупреждением подростковых «коммуникативных проблем», о которых много говорится сегодня.
Перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшего школьника, для его личностного самоопределения.
Проблема формирования навыков общения в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативных навыков личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в работах таких исследователей, как М.А. Василик, Л.М. Землянова, В.Б. Кашкин, Г.Г. Почепцов и др.
Проблематика, связанная с формированием коммуникативных навыков личности, является частью более широкой проблемы — привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики — разработка педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс формирования навыков общения младших школьников.
Исследования И.П. Иванова, О.С. Газмана, В.А. Караковского, Д.В. Григорьева и др. показали, что наиболее удачными для формирования навыков общения младших школьников являются игротехнологии. Игра как средство воспитания рассматривалась в трудах А.С. Макаренко, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконин.
Цель: определить воспитательный потенциал игры в формировании навыков общения младших школьников
Задачи:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определить структурные компоненты культуры общения, критерии и показатели их сформированности; воспитательный потенциал игры
— описать принципы и особенности воспитания коммуникативной культуры у первоклассников
— выявить игры, способствующие формированию культуры общения мл.шк.
— разработать игровые формы работы по воспитанию у детей культуры общения.
Методы:
Теоретические:
— изучение и анализ литературных источников; сравнение, классификация, обобщение, моделирование
Эмпирические:
-изучение творческого педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование
— методы математической обработки эмпирических данных.
Все вышеназванное определило выбор темы: игра как средство формирования навыков общения младших школьников 1 класса во внеклассной работе.
Область: педагогика начальной школы.
Объект: формирование навыков общения младших школьников
Предмет: формирования навыков общения младших школьников с помощью игры
Гипотеза: формирование навыков общения младших школьников будет более эффективно осуществляться в игре т.к. игра является актуальным видом деятельности детей данного возраста.
Наша работа состоит из введения, теоретической части, практической части, понятийного аппарата, заключения, списка литературы, приложения.
Данная работа не претендует на глубокое изучение всех проблем этой темы, а представляет собой попытку изучить проблему формирования культуры общения в процессе игры.
Глава I. Теоретические основы формирования навыков общения младших школьников 1 класса во внеклассной работе
1.1 Формирование навыков общения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации, толетарность.
Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством — различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида.
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют коммуникативная культура, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.
Главным фактором, оказывающим формирующее влияния на развитие детей, Р. Алт считает непосредственное участие детей в жизни взрослых: раннее включение детей в производительный труд, связанное с низким уровнем развития производительских сил; участие детей совместно с взрослыми в танцах, праздниках, некоторых ритуалах, торжествах и отдыхе. Указывая на игру как средство воспитания, Р. Алт замечает, что там, где ребенок может принимать участие в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, там он это делает. Там же, где этого нет, ребенок «врастает» в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. Таким образом, положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется прежде всего ранним включением детей в производительный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше включаются дети в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.
Воспитание- это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание- это не отдельный процесс, а определенная сторона взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которого человеком усваивается социальный опыт.
Одним из важнейших факторов воспитания является педагогическое общение. Однако в педагогическом общении нередко возникают противоречия, разногласия, конфликты.
Культура речи
Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности.
Речевое общение, позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через учителя, человека, владеющим ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Для ребенка речь является незаменимым средством общения, но так же играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения.
В современной литературе фигурирует немалое число определений термина «культура речи» (синоним — «речевая культура»). Для того, чтобы разобраться в этом понятии, стоит привести некоторые определения.
Культура речи — степень соответствия речи нормам литературного языка; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры.
Как видно из данного определения, речевая культура не ограничивается понятием правильности речи и не может быть сведена, по словам В. Г. Костомарова, к перечню запретов и догматического определения «правильно-неправильно». Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую речевую форму. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Понятие «культура речи» включает в себя владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, условиями и содержанием речи. Термин «культура речи» используется, с одной стороны, для обозначения конкретного явления социальной и языковой действительности, а с другой, для обозначения науки и учебной дисциплины, которая изучает данное явление.
Основные показатели культуры речи:
· словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
· словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);
· произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
· грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики);
· стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, логичность, точность, отсутствие стандартных, избитых выражений).
Культура речи содержит 3 составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Нормативный аспект культуры речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца.
Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
Это необходимый, но недостаточный регулятор, культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно-неправильно».
Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.
В младших классах ведущей речью становится общение со сверстниками и формируется
устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».
Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи входит в понятие общения. Поэтому, прежде всего, следует осмыслить, что такое общение, какова его роль в жизни человека, от чего зависит его эффективность. Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.
Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69% 6-7 летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше — 84%.
Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она — часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.
Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:
«Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души».[ Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянська школа, 1974 г.- 288с.]
Императивная речь
Когда мы обращаемся к человеку, т.е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить и т.п. Эта функция речи называется «заставить почувствовать», т.е. вызвать эмоции.
В первую очередь хочется вызвать ту эмоцию, которую человек испытывает сам. Это явление носит название конгруэнтности (математический термин, который означает подобие). Почувствовать конгруэнтную эмоцию — это значит почувствовать то же, что ощущает говорящий. В этой ситуации происходят сложные эмоциональные события, которые подчас вводят нас в состояние подопытных кроликов, так как в соответствии с известной психологической закономерностью людям свойственно обмениваться своим душевным состоянием. Эта закономерность универсальна. Почему, испытывая сильное чувство, нам хочется поделиться им с окружающими? Потому что сама по себе эмоция трудна, она представляет собой немалую нагрузку на центральную нервную систему. В тот момент, когда человек «разряжается», т.е. передает ее во внешний мир другим людям, напряжение спадает, и нервная система приходит в более уравновешенное состояние. Таким образом, у человека существует психофизиологическая потребность в разрядке. И это касается всех, а не только людей с определенным характером — открытых, откровенных. Нет, это заложено в человеческой природе. Другое дело, что у нас есть система жестких самоограничений, часто связанных с комплексами уязвимости и неполноценности, которые формируются с детского возраста, и людям бывает неловко выражать эмоции, которые они испытывают, реализовывать их во внешнем своем поведении и, таким образом, «заражать» этими эмоциями других людей. Наше сегодняшнее общество значительно менее откровенно и искренно по сравнению с западным, но отсутствие откровенности не национальная черта характера, а следствие исторического опыта унижения человеческого достоинства и человеческой личности. Когда вас унижают, вы, естественно, после этого боитесь обнажать свои эмоции перед другими людьми, несмотря на то, что генетически человеку это свойственно. Причем, надо сказать, что как существует потребность в том, чтобы эмоции демонстрировать, так и существует способность легко воспринимать чужие эмоции и на них отвечать аналогичными.
В этом заложена немалая коммуникативная опасность, поскольку эмоции вам навязываются помимо вашей воли (императивным способом); подчас они для вас нежеланны, и вы к ним не готовы.
Существует одна очень сильная эмоция — эмоция страха. В случае, если ребенка позорят перед родителями, эмоции стыда и страха комбинируются: страх перед наказанием, или страх, что выгонят из школы, или страх перед стыдом в присутствии людей используется вместо убеждения в основном по отношению к младшим школьникам.
Таким образом, положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется прежде всего ранним включением детей в производительный труд взрослых членов общества. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитания, образования, развитие интеллекта.
1.2 Психолого-педагогические особенности навыков общения младших школьников
Коммуникативная культура младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми.
Наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Следующая черта общения сверстников заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличается от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у младшего школьника наблюдается в 9 — 10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают:
— действенные умения;
— риторические умения;
— умение вести диалог;
— умение слышать и слушать и вести спор;
— умение вставать на точку зрения другого;
— умение работать сообща для достижения общей цели.
Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Специфическая особенность контактов младших школьников заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые младшие школьники придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: младшие школьники прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения младших школьников младшего школьного возраста.
И ещё одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из — за отсутствия ответной активности партнера. Для младшего школьника наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди младших школьников.
Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди младших школьников младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 10 к 15 годам. На протяжении младшего школьного возраста коммуникативная культура младших школьников друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:
· первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других младших школьников в жизни младшего школьника. Если к моменту своего возникновения и в течении от одного — двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших младших школьников эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других младших школьников, взрослому или одиночной игре;
· второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.
1.3 Игра как средство формирования навыков общения младших школьников 1 класса во внеклассной работе
коммуникативный педагогический школьник общение
Игра — одно из самых древних занятий людей. С появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.
В игры играют взрослые и дети. Считалось долгое время, что взрослые играют во взрослые игры, а дети — в детские. Детские игры организуются самими детьми или организуются для них взрослыми. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех, и горечи общего поражения. Как часто из-за отсутствия, прежде всего у взрослых, навыков игровой культуры сводятся на нет все начинания и инициативы ребят.
Игра имеет свои особенности. Главные из них следующие:
· Коллективный характер деятельности (включение в нее и непосредственных исполнителей, и зрителей, активно участвующих в игре);
· Актуальность содержания, позволяющая придать игре острый, наступательный характер;
· Педагогический подход к распределению ролей (поручение ролей не лидерам, «звездам», а ученикам, нуждающимся в коррекции своих недостатков);
· Игра не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать игру нельзя; игра — одноразовая по природе, зависит от творчества и импровизации участников;
· Игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка.
Игра — один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях социализации, обучения различными действиями с предметами, способами и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
Игра, этот важнейший компонент технологии воспитания детей, является полигоном для их социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.
В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.
В процессе формирования культуры общения младших школьников во внеучебное время, на наш взгляд можно использовать следующие виды игровой деятельности: режиссерская игра; образно-ролевая игра; сюжетно-ролевая игра; коммуникативная игра.
Одной из форм развития сверхсознания на ранних стадиях онтогенеза выступает режисерская игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий и постижения ребенком окружающего мира. Ребенок сам создает сюжет, сценарий, придумывает кем он будет, представляет мизансцены, т. е. пространство, где будет происходить действие, кто будет действовать, что будет происходить на «сцене», исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским текстом».
Образно-ролевая игра позволяет ребенку накапливать опыт ролевого поведения: он перевоплощается в кого-либо, примеряет свойства этого воображаемого на себя (он не только говорит, но и лает, и хрипит, и рычит и т. п.). Формула игры — увлечение «плюс» развлечение. При таком условии школьники избегают информационных перегрузок и осмысливают культуру речевого общения легко и свободно.
Коммуникативная игра представляет собой методический прием, используемый для тренировки навыков и умений общения. Данный вид игровой деятельности можно проводить в парной (диалог) и групповой (полилог) форме. Такие игры помогают найти контакты между детьми, сплотить группу. В основе коммуникативной игры лежит речевая ситуация. Коммуникативная игра состоит из нескольких частей: начало — установка учителя; оглашение правил игры; концовка — подведение итогов. Начало (слово учителя) задает направление общения и прогнозирует жанры спонтанной речи участников игры, их речевое поведение. В зависимости от сложности, ее описание (инструкция, правила игры) может повторяться один или два раза. Оно включает тему, цель, задачи, роль каждого участника, реквизит, систему оценок и подведения итогов, утверждает и проверяет себя как личность. Это естественная и очень важная потребность растущего человека. Человека понимают через общение.
В играх присутствуют самые разнообразные ситуации:
· Ситуации выбора игровой роли, способа участия в игре (один или в составе группы); выбора позиции в отношениях с другими участниками;
· Ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;
· Ситуации успеха и неуспеха;
· Другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.
Средства в достижении цели социального роста ребенка могут быть самые разнообразные, и прежде всего они должны отвечать его интересам и возрастным особенностям. Поэтому важнейшее значение в социальном развитии ребенка может иметь игра.
Для любого человека, который когда — либо работал педагогом, не стоит вопрос, играть или не играть с детьми. Без игр воспитательный процесс представить нельзя. Например, можно сказать, что жизнь детского объединения — это игра, а любая игра — это основа детской жизни.
Заслуживает внимание мнение С.А. Шмакова о том, что » все — таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на социализацию личности человека».
Автор называет их социальными. Наиболее ярко особенности этого типа игр С. А. Шмаков раскрывает в своих характеристиках сюжетно — ролевой игры. Ролевая игра имеет социализирующий эффект, поскольку она:
· Представляет собой форму моделирования ребенком прежде всего социальных отношений;
· Воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме;
· Выступает активной формой экспериментального поведения.
Социально ориентирующая игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, когда ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей.
Главный педагогический смысл этих игр — создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально ориентирующая игра имеет свои особенности. Так, в ней, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения — уже не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не торжественны и могут расходиться друг с другом.
При рассмотрении социально ориентирующих игр вновь обратимся к монографии С.А. Шмакова «Игры учащихся — феномен культуры». В данной работе излагается мысль о нескольких значениях ролевой игры. Остановимся на ряде положений.
Ролевая игра может представлять собой:
· Автономный вид деятельности;
· Форму неигровой деятельности учащихся;
· Составную часть, элемент в содержании и организации неигровой деятельности;
· Побудительное средство к неигровой деятельности.
Наиболее ярко ролевая игра в качестве автономного вида деятельности выступает в ситуационно — ролевой игре. Ситуационно — ролевая игра — это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно — практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации. Это соревнование регламентировано правилами игры.
Близкими по конструкции к ситуационно — ролевым играм могут быть признаны игры — эпопеи. В отличие от других игр игра — эпопея — это прежде всего форма организации жизнедеятельности временных летних объединений в условиях загородного детского центра.
Инновационная (продуктивная) игра — совместная деятельность, направленная на создание информационного продукта, содержащая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм инновационной игры предполагает следующие процедуры.
1. Общий сбор — старт (постановка проблемы, объяснение правил).
2. Работа по группам.
3. Промежуточный сбор (демонстрация состояния информационного продукта группами, его анализ и оценка, прогнозирование, проектирование дальнейшей совместной деятельности по совершенствованию информационного продукта).
4. Общий сбор — финиш (подведение итогов).
Инновационные игры нередко используются для совершенствования деятельности детских объединений различного масштаба — от школьного класса до Международной детской общественной федерации. В этом случае инновационные игры, с одной стороны, обогащают комплекс представлений о содержании и формах общественной деятельности детей, а с другой — могут способствовать развитию культуры диалога детей с детьми и детей со взрослыми, совершенствованию умения анализировать, прогнозировать и проектировать жизнь собственных объединений.
Таким образом, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. Игра, это важнейший компонент технологии воспитания детей. Испытания, которые возникают в процессе игры, ими осваиваются и, возникают способы решения в процессе межличностных отношений.
Выводы по первой главе
Таким образом, положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется прежде всего ранним включением детей в производительный труд взрослых членов общества. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитания, образования, развитие интеллекта.
Поэтому, при воспитании коммуникативной культуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.
Следовательно, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. Игра, это важнейший компонент технологии воспитания детей. Испытания, которые возникают в процессе игры, ими осваиваются и, возникают способы решения в процессе межличностных отношений.
Глава II. Работа учителя начальной школы по формированию культуры общения на внеклассных занятиях в 1-ом классе
Для реализации практической части нашего исследования мы определили базой общеобразовательную школу № 434 Восточного округа города Москвы в 1 «А» классе у учителя Кирилловой Н.Н.
Наша практическая часть состоит из 3 частей: дидактическая, основная, завершающая.
Задачи нашего практического исследования были следующие:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определить структурные компоненты культуры общения, критерии и показатели их сформированности; воспитательный потенциал игры
— описать принципы и особенности воспитания коммуникативной культуры у первоклассников
— выявить игры, способствующие формированию культуры общения мл.шк.
— разработать игровые формы работы по воспитанию у детей культуры общения.
1. Дидактическая часть
В 1 «б» классе присутствует 25 человек. Из них 10 девочек и 15 мальчиков. Из всего класса самыми активными являются Ибрагимов Тимур, Попенко Лиза. Чекрыгина Настя, Чужикова Рита. Самой спокойной девочкой является Шлаева Сабина. В классе присутствуют 7 детей не русских, знающие плохо русский язык. Большинство детей плохо воспринимают речь. Мальчик Тимофей занимается с тьютором. Класс активный, шумный, диссциплина плохая.
Для того, чтобы узнать межличностные отношения в классе мы провели социометрическое исследование 1 «Б» класса с использованием методики Ж. Морено «Социометрия». Исследование проходило следующим образом: детям были даны чистые листочки, где они должны были назвать 3-х человек из класса, кого бы они позвали к себе на День Рождение.
Результаты социометрии:
Ф.И. ученика |
Уровень популярности в классе |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Далила |
5 чел. |
|||
Кирилл |
3 чел. |
|||
Фарид |
2 чел. |
|||
Тимур |
2 чел. |
|||
Никита |
5 чел. |
|||
Кожевников Никита |
3 чел. |
|||
Егор |
3 чел. |
|||
Сергей |
4 чел. |
|||
Лиза |
6 чел. |
|||
Рита |
5 чел. |
|||
Настя |
2 чел. |
|||
По данной таблице мы видим, самых активных детей, имеющие авторитетное отношение со стороны других детей 5 человек. Авторитетное отношение заключается в следующем:
— плохое поведение на уроках, переменах;
— частое рукоприкладство по отношению к спокойным и таким же активным детям;
— частые замечания учителя.
У спокойных детей присутствует страх в общении с ними, они обходят их стороной (Водопьянов Иван, Тимофей, Фарид, Фаеза, Нино, Сабина)
Проведенное наблюдение показало:
— первоклассники ещё не представляют собой организованного коллектива;
— отношения между детьми строятся преимущественно через учителя;
— плохая дисциплина в классе;
— сплоченности в классе отсутствует.
Из-за отсутствия сплоченности в классе, межличностное общение детей разделено.
— в классе присутствует разделение общения между девочками и мальчиками.
Таким образом, принимая во внимание все указанные обстоятельства, учитель формирует определённую систему межличностных и деловых отношений в классе. У учителя повышенный тон в разговоре с детьми, грубые выражения. Учитель ведет авторитарную учебную деятельность.
2.Основная часть
Средства культуры общения состоит из 3-х блоков:
1. Информационный блок общения
2. Интерактивный блок общения
3. Перцептивный блок общения
Для проведения нашей практической части мы использовали игровые упражнения, т.к. игровые упражнения, можем назвать их тренингами, являются частью игр.
1. Информационный блок общения
Цель первого игрового блока заключается в знакомстве участников с основными приемами по обмену информацией, в формировании умения ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо проблем.
Приведенные упражнения развивают логическую память (т.е. умение использовать специальные приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контраста и ассоциацией), помогают обрести высокую скорость переработки информации, тренируют гибкость усвоения информации.
УПР. 1.
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.
Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях (шишка, камешек и пр. )
ЗАДАНИЕ: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, каждая новая » визитная карточка » кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Например:
1-ый участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.
2-ой участник: Меня зовут Аня, мне 9 лет, я люблю оладьи.
3-ий участник: Меня зовут Лена, мне 9 лет, я не люблю оладьи, зато мне нравиться танцевать…И т.д.
УПР. 2.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ К ИМЕНИ
Участники игры образуют «сидячий круг. Ведущий начинает. Говорит свое имя «Татьяна» и, придумывает к нему прилагательное «терпеливая». И так по цепочки. Каждый следующий человек называет предыдущие имена и называет свое.
Б) Интерактивный блок общения
( игры на взаимодействие)
Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры.
В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников:
· Содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов);
· Противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия);
· Бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).
Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий.
Игры интерактивного блока отличаются от предыдущих, прежде всего, тем, что развитие групповой активности основано на определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться.
ИГРА.1
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
Начните игры данного блока с простой и достаточно интерактивной игры. Вам понадобится мяч. Игра проходит в два этапа.
I ЭТАП. Участники образуют круг. Ведущий бросает мяч и называет имя того, кто ловит подачу. Затем этот участник также называет имя игрока и бросает ему мяч. ( Важно, чтобы мяч обязательно пролетал через внутригрупповое пространство! ) Так до тех пор, пока имя каждого не будет названо. Последний человек называет имя ведущего, и круг замыкается. А теперь повторите эту процедуру и уточните, все ли игроки запомнили, от кого пришел к ним мяч , и к кому был отправлен?
II ЭТАП. Мяч отправляется вновь по кругу в той же последовательности. Однако, когда 3-4 игрока уже назвали своего адресата, ведущий достает другой мяч ( игрушку ) и отправляет ее по тому же кругу ( при этом первый мяч должен дойти до конца своего пути, т.е. до ведущего ). И так поочередно в путь отправляются все 5-6 мячей или игрушек .
В какой-то момент в воздух одновременно взлетают яркие цветные мячи, зайцы, и все это сопровождается именами тех, кто стоит в кругу.
ОБСУДИТЬ: трудно ли было следить за «связующими нитями»? Что отвлекало? Что вызывало опасение? Пришло ли чувство уверенности, если » да «, то с чем оно было связано? и т.д.
ИГРА. 2
ИМПУЛЬС («цепная реакция»)
Участники образуют круг, держась за руки. Ведущий быстро, несильно, но ощутимо сжимает руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего соседа и т.д. Пожатие переходит от одного к другому, пока не вернется к ведущему. Повторяется та же процедура, но в другую сторону.
Задание усложняется : при передаче импульса вправо, игрок озвучивает свое участие междометием » Эх ! «, а влево- » Ух ! » , Если импульсы справа и слева » встречаются » на каком-либо игроке, то он восклицает » Хо -Хо! » и автоматически пожатием рук отправляет импульсы обратно по кругу.
ОБСУЖДЕНИЕ: трудно ли следить за импульсом? Легко ли озвучивать свое участие? Как чувствует себя человек, на котором замкнулись импульсы с обеих сторон? Что мы ощущаем, если сбиваемся? и т.д.
В) Перцептивный блок общения
( восприятие и взаимопонимание)
Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.
В данный блок включены игры, предоставленные Эндрю Флюгельманом и Лаурой С. Франк. Сборник игр «Приключения в классной комнате», выпущенный под их редакцией, пользуется большой популярностью в различных областях США.
ИГРА.1
КАРУСЕЛЬ.
Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это правильно, но при этом часто забываем о том, что не менее важно умение принимать комплименты. В » карусели » можно поучиться и тому, и другому.
ЗАДАНИЕ: группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг ( спиной друг к другу ). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.
Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону- оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова- добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете вессь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Что оказалось сложнее- придумывать комплименты или отвечать на них.
Таким образом, можно сделать вывод, что в 1 «Б» классе, где мы использовали кроме традиционной беседы и другие приёмы эмпирического метода обучения, такие как наблюдение и характеристика с помощью социометрического исследования, сформированность культуры общения повысилась.
Выводы по второй главе
Анализ внеклассных занятий показал, что у большинства учащихся в 1 «Б» классе речевые умения сформированы не очень хорошо, они не могут дать полный ответ на вопрос, плохо выражают свою точку зрения, присутствует страх в высказываниях.
На дидактическом этапе нашего исследования нам удалось решить следующие задачи:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определить структурные компоненты культуры общения, критерии и показатели их сформированности; воспитательный потенциал игры
— описать принципы и особенности воспитания коммуникативной культуры у первоклассников
— выявить упражнения, способствующие формированию культуры общения младших школьников.
Проведенное нами исследование показало:
· первоклассники ещё не представляют собой организованного коллектива;
· отношения между детьми строятся преимущественно через учителя;
· уровень благополучия, сплоченности в классе отсутствует;
· в классе присутствует разделение общения между девочками и мальчиками.
В практической части нам удалось создать детям условия для полноценного общения. Сплоченность класса увеличилась. Класс 1 «Б» стал более дружным. Во время проведения игровых упражнений у детей снизился страх самостоятельного высказывания, активизировалась готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации, закрепилось чувство радости от совместной работы.
Заключение
Тема, взятая нами для исследования актуальна, т.к. исследование обусловлено противоречием между недостаточностью разработок теоретико-методологических основ воспитания коммуникативной культуры младших школьников и значимостью коммуникативной культуры в развитии младших школьников в современной начальной школе.
В современной технологии существует такая проблема как «Игра как средство формировании навыков общения младших школьников 1 класса во внеклассной работе» на то, что может указывать выводы ученых и наша практическая часть.
Цель была достигнута, т.к. мы подробно определили воспитательный потенциал игры в формировании навыков общения младших школьников.
Изучив литературу по взятой теме, мы увидели, что решение осмысление данной проблемы уделялось много времени по анализу методов исследования, что помогло нам увидеть те нерешенные вопросы подробно, а также повысило нам теоретический уровень.
Рассмотрев базовые понятия темы, изучив теоретические основы, мы увидели, что существуют различные точки зрения, технологические подходы, что помогло нам более точно провести практическую работу.
В результате практической работы применены различные методы исследования. Мы пришли к выводу, что формирование навыков общения младших школьников будет более эффективно осуществляться в игре т.к. т.к. дети только перешли из детского сада, где игра является актуальным видом деятельности детей данного возраста, поэтому, осмысление информации лучше осуществляется посредством игры, а значит, наша гипотеза доказана.
Следовательно, цели и задачи, поставленные нами в начале работы полностью достигнуты и решены.
Понятийный аппарат
Воспитание- это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.
Игра — эпопея — это прежде всего форма организации жизнедеятельности временных летних объединений в условиях загородного детского центра.
Инновационная (продуктивная) игра — совместная деятельность, направленная на создание информационного продукта, содержащая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов.
Культура речи — включает в себя владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, условиями и содержанием речи.
Коммуникативная игра представляет собой методический прием, используемый для тренировки навыков и умений общения.
Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании.
Образно-ролевая игра позволяет ребенку накапливать опыт ролевого поведения: он перевоплощается в кого-либо, примеряет свойства этого воображаемого на себя (он не только говорит, но и лает, и хрипит, и рычит и т. п.).
Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности.
Речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры.
Социально ориентирующая игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все.
Ситуационно — ролевая игра — это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно — практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации.
«Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души».[ Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянська школа, 1974 г.- 288с.]
Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
Библиография
1. Выготский, С.Л. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
2. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002
3. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [текст] — СПБ.: Питер, 2009.-576с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»).
4. Колесников, И. П. Введенская, Л. А. Культура речи [текст] — Ростов и/Д: Феникс, 2001.-448с.: ил.- (Серия «Учебники, учебные пособия»).
5. Куприянов, Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. Пособие. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 216 с. — (Воспитание и доп. Образование детей)
6. Никитин, Б. П. Развивающие игры [электронный ресурс] Koob.ru
7. Разумный, В. А. Игра — искусство или искусство — игра?/парадокс амбивалентности [текст]. Факультативный курс. Компьютерный набор
8. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянська школа, 1974 г.- 288с.
10. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа,1993.- 144 с.
11. Эльконин, Д. Б. Психология игры. [электронный ресурс] Koob.ru
Приложение
1.Информативный блок общения
Упр. 1.
Давайте знакомиться.
Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях (шишка, камешек и пр.)
Задание: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, каждая новая » визитная карточка » кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Например:
1-ый участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.
2-ой участник: Меня зовут Аня, мне 9 лет, я люблю оладьи.
3-ий участник: Меня зовут Лена, мне 9 лет, я не люблю оладьи, зато мне нравиться танцевать…И т.д.
В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленить основную информацию, » примерить» ее, включаться в процесс кругового общения.
1 «б» класс посадили в круг, где они находятся друг перед другом. Этим действием мы постарались избавить у детей чувство стиснения, закрытости.
Самым активным ребенком, является Чекрыгина Настя. Она с легкостью начинала и продолжала упражнение. Зная девочку раньше, мы и начали игру с нее, для того, чтобы остальные дети поняли правила упражнения. Упражнение длилось долго. Сабина, Рустам, Нино, Навруз отвечали долго и медленно. Большинство детей к этому времени уставали сидеть и ждать. Была проведена физическая минутка. Пока ребята отвечали, мы дали задание остальным. Придумать, что можно сказать такого необычного о себе, чего нет у других. Упражнение выполнили.
В конце проведения упражнения Сабина сама поднимала руку для ответа. Комиссаров Иван, Ибрагимов Тимур помогали иногда отвечать. Это уже означает, что у нас получается сплотить ребят. В этом упражнении дети вступают в процесс общения, учатся слушать других. Упражнение раскрепостило ребят друг перед другом.
Упр. 2.
Прилагательное к имени.
Перед тем как провести это упражнение, ребятам был заданы вопросы: «Ребята, кто помогает своим родителям по хозяйству? «, «Как вас дома называют родители?» дети отвечали «Помогаем! Меня мама называет трудолюбивой, меня умницей, меня послушной и т.д.» После этого, начали объяснять правила. Ребята, а сейчас ваша задача состоит в том, чтобы представиться «назвать имя» и сказать какой вы по характеру, по дому,как вас мама называет дома.
В упражнение, можно увидеть по названным прилагательным обстановку в семье, отношение родителей к ребенку, в какой семье ростет ребенок, какие родители.
В итоге, у нас все дети называли только хорошие прилагательные. Детям было интересно слушать друг друга
2. Перцептивный блок общения
Игра.1
Карусель.
Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это правильно, но при этом часто забываем о том, что не менее важно умение принимать комплименты. В » карусели » можно поучиться и тому, и другому.
Задание: группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг ( спиной друг к другу ). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.
Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону- оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова- добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете весь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.
Эту игру было интересно проводить. Дети стесняясь, говорили друг другу комплименты. Те дети, которые их слышали, им было приятно. С их лиц не сходили улыбки и смех. Нино постоянно повторяла комплименты за соседом, Иван. К. поправлял ее, говорил: «Так уже говорили, не повторяйся» В игре происходила смена информации, был короткий диалог, дети были вежливыми по отношению друг к другу.
Остальные игровые упражнения мы не проводили.
Размещено на