Выдержка из текста работы
Цель данной курсовой работы – анализ особенностей российского рынка труда. К основным задачам следует отнести изучение рынка труда и его структуры, а именно: особенности функционирования, структуру, виды и модели рынка труда; взаимосвязь заработной платы и предложения труда, а также экономическую сущность безработицы. Рынок труда нуждается в регулировании, особенно важны регулирование занятости и заработной платы. Также отдельное внимание следует уделить современному положению рынка труда России и Курганской области, будущему рынку труда.
Существует ли рынок труда в российской экономике? Однозначно ответить на этот вопрос пока нельзя. Нужно разобраться о каком рынке труда идет речь. Утвердительно можно лишь ответить, что идет процесс формирования рынка труда, если иметь в виду полнокровный рынок труда в масштабах всей экономики.
Совершенно ясно, что при тотальном огосударствлении экономики нет места самостоятельным товаропроизводителям, частным предпринимателям, а они-то и являются покупателями рабочей силы. Работники, занятые в огосударствленной экономике, не являются собственниками рабочей силы, т.е. не могут продавать ее. Стало быть, нет и продавца труда. Но если нет ни продавца, ни покупателя труда, то нет и рынка труда. С появлением покупателя и продавца рабочей силы появляется и рынок труда [7].
На российском рынке труда еще не действуют многие рыночные регуляторы сферы труда, присущие странам с развитой рыночной экономикой. Отсюда следует, что пока формируются полноценные рыночные механизмы, государство должно взять на себя роль регулирования занятости, увязывая ситуацию в сфере занятости и на рынке труда с макроэкономическими условиями функционирования народного хозяйства [10].
В написании теоретической части курсовой работы мне помогли учебники и учебные пособия М. Г. Колосницыной, П.Э. Шлендера, Н.А Волгина, Л. С. Чижовой, В. А. Павленкова, В. С. Буланова, М. Н. Чепурина и др., в которых отражена экономическая сущность рынка труда в целом, а также его составных частей. Для анализа современного положения на российском рынке труда я использовала журналы «Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей», «Человек и труд», в которых доступно и полно дается описание всех тенденций и изменений на рынке труда. При рассмотрении рынка труда Курганской области мне помогла газета «Курган и курганцы» и сайт http//www.fpko.кurgan.ru/.
Глава 1. Рынок труда и его структура
1.1 Понятие и особенности функционирования рынка труда
Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянина, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден был продавать свою способность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал название новому рынку.
Однако по поводу названия нового товара и названия нового рынка (а за ними скрывается их сущность) среди исследователей этих явлений возникли разногласия.
Выдающиеся английские экономисты, классики политической экономии А. Смит и Д. Риккардо считали, что товаром на рассматриваемом рынке является труд, что «труд имеет свою естественную и свою рыночную цену». Такого же мнения придерживаются в настоящее время представители неоклассического направления экономической мысли.
В XIX в. выдающийся немецкий экономист, философ и социолог К. Маркс довольно убедительно показал в работе «Капитал», что действительным товаром является не труд, а рабочая сила – способность к труду. Отсюда и рынок одни экономисты стали называть рынком труда, а другие – последователи учения К. Маркса – рынком рабочей силы [11].
Еще одна точка зрения заключается в том, что ее сторонники полагают, что рынок труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли – продажи выступают работодатель – покупатель труда и юридически свободный и юридически защищенный собственник – продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т. е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого состоит в физической неотделимости его от собственника. Указанная специфика отражается на характере объекта купли – продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени.
Степень развития рыночных отношений, активность государства в регулировании социально – трудовых отношений определяет динамику развития национального рынка труда в любой стране. Очевидно, что специфика развития конкретной страны накладывает отпечаток на процессы формирования рынка труда. Как экономическое явление он не возникает сам по себе, в силу наличия рыночных отношений в экономике и достижения определенного уровня развития этих отношений. Полноценный национальный рынок труда формируется под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны в целом, так и отдельных ее подсистем [12].
Итак, рынок труда – это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы. Центральным отношением, выражающим сущность данной совокупности, выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, т.е. на реальную заработную плату (номинальную зарплату с учетом цен на товары, представленные в жизненных средствах). Реализация этого отношения происходит на основе действия механизмов спроса – предложения товаров рабочей силы и жизненных средств. В этом процессе участвует государство. Оно устанавливает минимальную заработную плату и продолжительность рабочего дня, величину пособий по безработице некоторые другие параметры. Механизм реализации социально – трудовых отношений в целом выступает как государственно – рыночный. В результате достигается определенный баланс интересов трудящихся, работодателей и государства [11].
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. Ему свойственны следующие характеристики. Рынок труда – это, во–первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во–вторых, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в–третьих, с позиций предприятий, поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников, потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.
На рынке цена труда выступает в форме ставки – заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и лицом, нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества складывается в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Фактически цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.
Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей:
1) неотделимость права собственности на товар – труд – от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы ее носителя; в процессе купли – продажи труда возникают особые отношения;
2) значительная продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;
3) действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);
4) наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым относятся система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.;
5) высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков [12].
1.2 Структура рынка труда
Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. Она имеет общие элементы в разных странах, но вместе с тем могут быть и некоторые отличия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка осуществлять по разным критериям. Но, прежде всего, следует выявить структуру рынка труда, как такового, независимо от страновых и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам:
1)субъекты рынка;
2) юридические нормы, экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры;
3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена труда, конкуренция);
4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
5) инфраструктура рынка труда;
6) альтернативные виды деятельности.
К субъектам рынка труда относятся наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).
Наемные работники – самая многочисленная часть субъектов рынка труда. К ним относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду – рабочей силы. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу – заключить контракт, получить работу.
К работодателям относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек. Доля работодателей в составе работающего населения невелика, несколько превышает 10 %, статистика пока не дает точной величины этого слоя среди занятых. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.
Государство и органы местного самоуправления, как субъекты рыночных отношений выполняют разнообразные функции. В социально трудовой сфере можно отнести:
— функции создания условий для развития рыночных отношений, обеспечения полной занятости путем стимулирования сохранения и создания новых рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы;
— разработку законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка;
— защиту всех субъектов рынка труда;
— регулирование рынка труда;
— функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.
Государство в современной рыночной экономике выполняет активную роль, создавая условия его развития.
Второй компонент – юридические нормы и экономические программы. Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой.
Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и подпрограммы по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.
Третий компонент – рыночный механизм.
Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию. Взаимодействие указанных элементов получило название механизма спроса и предложения.
Четвертый компонент – безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — является обязательным для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высвобождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число увольняемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка. В XX в. сначала более развитые, а затем все большее число государств стали принимать законы о занятости населения, в которых предусматривается такая помощь, в том числе компенсации при увольнении, выплаты пособий по безработице, оказание материальной помощи.
Пятый компонент – рыночная инфраструктура – представляет собой совокупность институтов содействия занятости. Профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.
Наконец, шестой компонент – альтернативные виды деятельности. К ним можно отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и др. виды гибкой занятости [11].
1.3 Сегменты, виды и модели рынка труда
Под сегментацией рынка труда обычно понимают его разбивку на отдельные группы – сегменты – на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении работников. При этом происходит разбивка предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, объединяющие людей, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Выделение отличительных черт и свойств на рынке труда у групп продавцов (наемных работников) и групп покупателей (работодателей) способствует оптимизации контактов между ними, т.е. трудоустройству на взаимовыгодной основе.
Объектами сегментации на рынке труда выступают работодатели и наемные работники. Сегментация рынка с позиций работодателей позволяет оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться. Когда объектом сегментации выступают наемные работники, то формируется представление о тех группах, которые характеризуют их совокупность по количественным и качественным показателям.
С позиций качества рабочих мест рынок труда можно представить в виде двух основных сегментов: первичный рынок (квалифицированные рабочие места) и вторичный рынок (неквалифицированные рабочие места).
Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, профессиональные технологии, система управления и т.п. В данном сегменте сосредоточены рабочие места, требующие квалификационной подготовки не ниже определенного уровня – высшего или среднего специального образования. Эти рабочие места занимают административно-управленческие и инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации.
Вторичному рынку труда свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации.
Причинами разделения рынка труда на сегменты являются различия в уровнях: экономической эффективности производства; социальной эффективности труда и производства.
Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внутренний и внешний рынки.
Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначены цены рабочей силы и размещение последней определяются административными правилами и процедурами. Данный рынок характеризуется наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри него, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Внутренний рынок труда обеспечивается уже занятым в производстве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на внутреннем рынке труда проявляется присущая ему конкуренция в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.
Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров.
Современный рынок рабочей силы можно разделить на «открытый» и «скрытый». Открытый рынок рабочей силы может быть представлен как официально организованный и неофициальный.
Открытый рынок рабочей силы охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.
Официально организованный рынок труда включает рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в Государственной службе занятости, и ученические места в системе формального профобразования.
Неофициальный рынок труда представляет ту часть спроса на труд, учебные места для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не охвачены услугами государственных органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Границы неофициального рынка труда весьма гибки, подчинены стихийному изменению соотношения спроса и предложения рабочей силы.
Скрытый рынок рабочей силы образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу.
В каждой стране рынок труда формируется с учетом своей специфики и собственной экономики. Одни страны ориентированы на внешний рынок, другие – на внутренний рынок труда. Обычно тип национального рынка формируют система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, система заполнения вакантных рабочих мест, способы регулирования трудовых отношений и т.д. В этой связи выделяют следующие два типа рынка труда:
— рынок, ориентирующийся на географическое и профессиональное движение рабочей силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем движения работников между предприятиями (фирмами). Условно он назван внешним (общенациональным) рынком [12].
Этот тип рынка характеризуется открытостью, доступностью, конкурентностью для всех лиц наемного труда. Заполнение рабочих мест осуществляется путем набора основной массы рабочей силы, подготовленной вне пределов предприятия. Это означает, что последнее признает диплом, сертификат учебных заведений, находящихся вне их контроля. На самом же предприятии основной формой подготовки остается ученичество. Наем работников происходит индивидуально. Однако, на этот процесс оказывает влияние государство через законодательство. Работодатель должен учитывать законы «О занятости населения», «О минимальной заработной плате», «Об охране труда» и другие, относящиеся к социально-трудовым отношениям. Работник также исходит из этих законов. Величина заработной платы устанавливается путем переговоров, торга, согласования интересов сторон. В рамках такого рынка фирмы комплектуются кадрами со стороны, подбирают «готовых» работников нужной профессии и квалификации. К внешнему рынку труда относится модель рынка труда в США [11].
— рынок с ориентацией на внутрифирменное профессиональное движение работников. Условно такой тип рынка называют внутренним (внутрифирменным). Внутренний рынок труда характеризуется закрытостью, слабой конкурентностью. Подготовка кадров, формирование структуры по профессиям и квалификации происходят внутри фирмы в соответствии со структурой рабочих мест, перспективой развития предприятия. Наем основной массы работников осуществляется путем коллективных переговоров после окончания срока действия предыдущего договора. В результате согласования позиций, решения спорных вопросов заключается очередной коллективный договор. Он также учитывает предусматриваемые законодательством обязательные для исполнения нормы. Внутрифирменные рынки обособлены друг от друга. На них откладывает отпечаток характер производства и внутренний распорядок работы. поэтому кадры той или иной фирмы обладают незначительной конкурентоспособностью на внешнем рынке. Данный вид рынка решает две задачи: 1) обеспечение процесса передачи специфических знаний и внутрифирменного опыта от старых работников к новым; 2) предотвращение утечки накопленных знаний и опыта за пределы фирмы. Данный тип характерен для модели рынка труда Японии [12]/
1.4 Особенности формирования российского рынка труда
Главное отличие российского рынка труда – это наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят: монополию на многие товары и услуги, немалый дефицит некоторых товаров, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочей силы, отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и др.
Рынок труда в России в значительной степени разбалансирован:
— существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;
— ощущается острая нехватка работников и специалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;
— значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства;
— высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;
страна обособлена от мирового рынка труда рабочей силы [7].
Российский рынок труда находится в стадии становления, поэтому его модель не обрела еще четких характеристик. Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда и для этого имеются определенные предпосылки.
Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.
Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работы на одном месте. Это привязывало работников к предприятию. Наличие подобных льгот в настоящее время формирует российский внутренний рынок труда.
В Советском Союзе существовала государственная монополия, одним из важнейших проявлений которой было планомерное развитие всей экономики. Это означало централизованное финансирование строительства новых предприятий и жилья по всей стране, бесплатную (для учащихся) подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в государственных учебных заведениях и планомерное, централизованное распределение их по всем новостройкам. И как результат, шло массовое движение работников в новые регионы, на новые предприятия. В этом плане мобильность была высокой, но в ней преобладали организованные, планомерные начала со стимулированием заработной платы и представлением других льгот. Имело место и стихийное движение, особенно с новостроек, в старые обжитые районы, когда условия труда переставали удовлетворять людей, например, с Дальнего Востока в Европейскую часть бывшего СССР.
Реформы 90-х гг., разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения. В частности, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города столичного значения, в регионах имеют место значительные задержки выплаты заработной платы [9].
1.5 Заработная плата и предложение труда
Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.
Предложение рабочей силы – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования. Предложение труда обусловлено следующими факторами:
— численностью населения, прежде всего трудоспособного;
— средним количеством рабочих часов за определенное время (неделя, месяц, год);
— количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой [7].
В совокупности экономических факторов предложения рабочей силы одно из центральных мест занимает заработная плата.
Закон предложения – рыночный закон, напрямую и безоговорочно действующий применительно к товарным рынкам, точнее, рынкам товаров – вещей. На этих рынках цена безусловный регулятор спроса и предложения товаров, движения товарных потоков. Однако то, что верно применительно к рынкам товаров-вещей, совсем не верно по отношению к рынку труда. Функционирующий на этом рынке товар рабочая сила чрезвычайно специфичен, что обусловливает специфичность самого рынка. На рынке труда закон предложения действует не столь прямолинейно, как на остальных товарных рынках. Жесткой связи между движением цены товара и его предложением не существует. Повышение цены труда не обязательно сопровождается увеличением его предложения, точно также, как и понижение цены рабочей силы не влечет за собой автоматически сокращение численности занятых, т.е. уменьшения объема предлагаемого труда. Об этом свидетельствует и нежелание работников добровольно уходить с предприятия при понижении заработной платы, и предпочтение наемными работниками более низкой оплаты труда при гарантиях стабильной занятости.
На практике высокая заработная плата действует двояким образом: она может увеличивать предложение труда и сокращать его в зависимости от приоритета целей экономического поведения работника. В этом отношении возможны два основных целевых варианта.
Первый вариант – стремление получить максимум дохода. Данная установка увеличивает предложение труда, точнее, массу затрачиваемых трудовых усилий. Свободное время приносится в жертву этой цели, оно «замещается», например, сверхурочной работой, обеспечивающей увеличение дохода. Подобная ситуация именуется замещающим эффектом.
Второй вариант – стремление получить максимум свободного времени. Данная целевая установка имеет в своей основе высокий уровень оплаты труда, обеспечивающий материальный достаток и благополучие работника, что вызывает у него стремление иметь больше свободного времени и создает для этого реальные возможности. При такой ценности ориентации высокая заработная плата мощный стимул сокращения предложения труда. Этот процесс носит название «эффект дохода».
Высокая заработная плата, таким образом, может не только стимулировать предложение труда (рабочей силы), но и снижать его. Это обстоятельство имеет принципиальное значение: оно отвергает одностороннюю трактовку воздействия высокой заработной платы на формирование предложения рабочей силы, выраженную в формуле: «высокая заработная плата – высокое предложение рабочей силы».
При анализе взаимосвязи между уровнем заработной платы и динамикой предложения рабочей силы следует иметь в виду, что в рыночной экономике рост заработной платы ограничивается факторами объективного и субъективного характера, что существенно снижает эффект ее воздействия на рынок труда.
К числу таких факторов относится конкуренция. В качестве фактора расширения спроса на рабочую силу конкуренция выступает потому, что она побуждает предпринимателя увеличить размеры накопления капитала, осуществлять расширенное воспроизводство и, следовательно, вовлекать в производство дополнительную рабочую силу, повышая тем самым уровень занятости трудоспособного населения.
Но это лишь один аспект воздействия конкуренции на рынок труда. В действительности роль конкуренции носит двойственный характер. Конкуренция выступает не только как фактор расширения спроса на рабочую силу, но одновременно как фактор сокращения спроса на рабочую силу, ее высвобождения из сферы производства, а значит, увеличения предложения рабочей силы, роста безработицы. Конкуренция – фактор разнонаправленного действия. Обусловленные законом конкуренции тенденции – расширение спроса на рабочую силу и его сокращения, следовательно, увеличения ее предложения – действуют одновременно, параллельно и временами, в зависимости от складывающейся в экономике конъюнктуры, то одна, то другая из них оказывается в роли преобладающей тенденции.
Конкуренция выступает в роли мощного ограничителя роста заработной платы. Максимизация прибыли, как цель капиталистического предпринимательства, предполагает в качестве непременного условия снижение издержек производства, максимально возможную экономию на ресурсах, вовлекаемых в производство. Снижение издержек во имя повышения прибыльности производства – закон капиталистической рыночной экономики. Его действие многократно усиливается под влиянием внутриотраслевой конкуренции между хозяйствующими субъектами рынка – предприятиями, фирмами, компаниями.
Заработная плата, или цена специфического ресурса «труд»- основной элемент в структуре издержек производства. Из этого логически вытекает, что экономия на вовлекаемых в производство ресурсах осуществляется и за счет сокращения затрат на рабочую силу. Это- закон рыночной экономики. В свою очередь, снижение издержек производства за счет экономики на оплате труда — мощный фактор, противодействующий росту заработной платы. Следовательно, говорить о высокой заработной плате как факторе перманентного увеличения предложения рабочей силы можно лишь с большими оговорками.
В условиях рыночной экономики величина заработной платы не должна и не может выходить за рамки предельного продукта труда в его денежном выражении. Она не может превышать отметку, за которой начинается падение нормы и массы прибыли, возникает убыточность хозяйственной деятельности субъектов рынка. Снижение издержек производства, борьба с непроизводительными расходами, безусловно, позитивное явление, которое может быть поставлено в заслугу рынку. Но сокращение издержек производства является серьезной преградой роста заработной платы, что отражается соответствующим образом на динамике предложения рабочей силы.
Таким образом, необходимость сокращения издержек производства, объективно обусловленная самой целью частнокапиталистического предпринимательства – максимизацией прибыли, осуществляемой в условиях постоянной конкуренции, — приводит к двойственному результату. С одной стороны, экономия в расходах на рабочую силу (ресурс «труд») означает сдерживание роста заработной платы, ограничение провоцируемого этим ростом предложения труда. С другой стороны, снижение затрат на данный ресурс ради обеспечения надлежащей конкурентоспособности товаров и максимизации прибыли с неизбежностью ведет к ограничению предложения рабочих мест, увольнению работников, их высвобождению из сферы занятости и, следовательно, к увеличению предложения рабочей силы на рынке труда.
Подобная двойственность есть результат противоречий, объективно возникающих и постоянно проявляющихся в процессе взаимодействия рыночных законов, в частности, законов спроса и предложения на рынке труда. В соответствии с законом предложения, чем выше цена товара – рабочая сила, т.е. заработная плата, тем больше предложение данного товара. Но это явно противоречит закону спроса, в соответствии с которым, чем выше цена товара – рабочая сила, тем меньше спрос на данный товар. В рамках этого противоречия в рыночной экономике была, есть и будет существовать проблема предложения рабочей силы и спроса на нее, занятости и безработицы [9].
1.6 Экономическая сущность безработицы
Безработица – это социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу [9].
В соответствии с положением Международной организации труда (МОТ) безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и последние четыре недели ищущий работу.
В зависимости от причин, вызвавших безработицу, она разделяется на фрикционную, структурную и циклическую [11].
Первый вид – фрикционная безработица. Она связана с поиском и ожиданием работы. Дело в том, что человеку, оставившему прежнее место работы или потерявшему его, не всегда просто устроиться на новое рабочее место, даже если оно существует. Отсутствие необходимой информации, отдаленность рабочего места от места проживания и многие другие факторы приводят к тому, что человек какое-то время подыскивает место работы, соответствующее определенным параметрам. В некоторых случаях люди вынуждены искать новое место работы. Например, в том случае, когда один из супругов переводится на работу в другую местность, и вся семья вынуждена переезжать в другой город или поселок. И второму супругу приходиться быть без работы до тех пор, пока он не найдет подходящее место. Фрикционная безработица, как правило, имеет добровольный и относительно кратковременный характер. Чаще всего фрикционная безработица затрагивает людей, имеющих неплохие профессиональные навыки, и эти люди обладают достаточно высокой степенью защиты от долгосрочного пребывания в рядах безработных.
Второй вид безработицы – это структурная безработица. Она возникает в связи с технологическими сдвигами в структуре совокупного спроса или совокупного предложения, когда изменяется сама структура спроса на рабочую силу. Люди, долгие годы считавшиеся профессионалами в той или иной сфере деятельности, вдруг оказываются ненужными, потому что производство требует новых квалификаций, новых специальностей. Так было с машинистами паровозов, когда железные дороги переходили на электрическую и тепловозную тягу. Как правило, структурная безработица проявляется в периоды внедрения результатов научно-технической революции в общественное производство. Структурная безработица имеет более продолжительный характер, чем фрикционная. И если фрикционная безработица может рассматриваться как безработица добровольная, то структурная безработица – безработица вынужденная. У людей, потерявших работу вследствие структурных изменений в общественном производстве, как правило, отсутствуют навыки, необходимые для новой профессиональной деятельности. Получение квалификации, которая бы соответствовала требованиям новых технологий, возможно только после прохождения определенного периода переподготовки, обучения.
Циклическая безработица порождается циклическими колебаниями экономической активности. Дело в том, что в период смены знака движения экономики с «плюса на минус», может произойти резкое сжатие производства в различных отраслях. Массовыми могут становиться банкротства предприятий различных сфер хозяйственной деятельности, и в этот период многие миллионы людей совершенно неожиданно и внезапно для них становятся безработными. Проблема усугубляется тем, что в условиях циклической безработицы людям не помогает ни переориентация, ни подготовка по какой-то новой квалификации. Не всегда спасает и перемена места жительства, потому что кризис может охватить всю национальную экономику и даже выйти на мировой уровень. Циклическая безработица опасна еще и тем, что она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП [5].
Иногда выделяется также технологическая безработица, обусловленная технологическими нововведениями, делающими экономически выгодным сокращение рабочих мест и вызывающими изменение структуры спроса на труд. Технологическая безработица сродни структурной безработице и может иметь место в отсутствие экономического роста либо недостаточных его темпов [9].
По характеру проявления различают также частичную занятость, или скрытую безработицу. Она особенно актуальна для рынка труда нашей страны. Контингент этой категории безработицы составляют наемные работники, вынужденно занятые неполное рабочее время, а также работающие с интенсивностью труда меньшей, чем прежняя, или расцениваемая в условиях стабильно растущей экономики как общественно нормальная.
Безработица измеряется не по отдельным ее видам, что в ряде случаев весьма проблематично, а в целом, как явление. Она измеряется показателем уровня (нормы) безработицы.
Уровень безработицы это отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения и выражается в процентах.
Он может рассчитываться по методу МОТ и в соответствии со специальными законодательными нормами государства.
Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В России подобную работу проводит Государственный комитет по статистике.
Иначе определяется уровень безработицы государственной службой занятости. В соответствии с российским законом о занятости безработными признаются граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу, готовы приступить к ней и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Таким образом подсчитывается численность официальных безработных [7].
К концу 2006 года численность официальных безработных составила 1742 тыс. человек, а уровень официальной безработицы – 3,1% экономически активного населения [8].
В настоящее время не существует устоявшейся методики подсчета уровня скрытой безработицы. Поэтому государственными органами он не исчисляется. Однако некоторые косвенные данные позволяют судить о величине этого вида безработицы [11].
Так, к концу 2006 года 0,9% работников крупных и средних предприятий работали неполное рабочее время по инициативе администрации; 1,5% работников этих предприятий побывали в вынужденных отпусках [8].
При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы. Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным да и не нужным в хозяйственной жизни. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Исходя из этого и определяется величина естественной нормы безработицы.
Естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.
При достижении такого уровня безработицы состояние рынка оценивается как сбалансированное, равновесное.
Сбалансированным рынок труда называется в том случае, если на нем количество вакантных рабочих мест приблизительно совпадает с количеством безработных [11].
Подобное состояние рынка труда не означает достижения профессионально-квалификационного соответствия вакантных рабочих мест желающим занять их, но свидетельствуют о количественном совпадении спроса и предложения по численности работников.
Безработица есть явление, производное от рыночных отношений, поэтому она тесно увязана с изменениями в других областях экономической динамики. Американский экономист А. Оукен установил, что уровень безработицы находится в определенной числовой зависимости с движением валового национального продукта (ВНП), а именно, прирост ВВП величиной в 2,7 % удерживает уровень безработицы неизменным; прирост ВВП на каждые дополнительные два процентных пункта снижает уровень безработицы на один процентный пункт; а каждое дополнительное сокращение ВВП, наоборот, повышает безработицу на один процентный пункт.
Помимо уровня безработица может измеряться и продолжительностью. Продолжительность безработицы – это период, отрезок времени, в течение которого претендент на работу ищет ее [9].
Безработица представляет собой сложное, многоаспектное явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве; не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
Безработица лишает человека возможности развивать свои профессиональные способности, получать заработную плату, что в результате ведет к обнищанию населения [7].
Глава 2. Формы регулирования рынка труда
2.1 Регулирование занятости и рынка труда
Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные); по источнику финансирования.
Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).
Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).
Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программ содействия занятости. В настоящее время можно выделить три уровня программ обеспечения занятости населения:
— федеральный;
— субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
— местный (на территории органа местного самоуправления).
Каждая программа в общем виде состоит из четырех блоков: аналитического, программно-целевого, ресурсно-обеспечивающего, организационно-координирующего.
Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.
Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.
Наряду с государственными органами власти в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.
Аналогичные трех- и двухсторонние комиссии создаются в субъектах РФ, на отдельных территориях страны, что позволяет регулировать рынок труда на всех уровнях.
Для проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем. Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.
Служба занятости федерального уровня входит в состав Министерства труда и социального развития РФ (Минтруд России). Структура органов службы занятости населения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований включает комитеты, центры и бюро занятости.
Такая вертикальная система органов государственной службы занятости позволяет обеспечивать обслуживание населения по единой методологии практически в каждом городе и районе Российской Федерации.
К основным функциям службы занятости населения можно отнести:
— анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
— разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
— учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
— организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
— обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;
— осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;
— осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использование предприятиями законодательства о занятости.
Служба занятости взаимодействует с предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.
Расходы служб занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям:
1) на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;
2) на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;
3) на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы;
4) на развитие службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).
Ораны государственной службы занятости ведут учет обратившихся к ним гражданам по поводу устройства на работу, установления статуса безработных, выплаты пособий и материальной помощи, направления на обучение, выдачи рекомендаций по трудоустройству. Материалы учета формируются и накапливаются по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам по каждому органу службы занятости, по территориям, субъектам РФ и в целом России.
Информация регистрируемой безработицы оформляется в статистические отчеты региональных органов служб занятости по формам 1-Т и 2-Т (трудоустройство).
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
— продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;
— помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
— формирование групп из работников тех специальностей, которые пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.
Эффективность системы мер государственного воздействия на занятость и рынок труда зависит от активного проведения политики занятости, улучшения функционирования рынка труда и создания эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры, действующих в соответствии с рынком, а также практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях развивающегося производства [4].
2.2 Регулирование заработной платы в Российской Федерации
Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения изменений в ее уровнях, динамике, условиях и организации посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателями и работниками. Регулирование заработной платы осуществляется во всех моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде. В Российской Федерации заработную плату получают свыше 60 млн. работников наемного труда.
Объективная необходимость регулирования заработной платы обусловливается:
— изменением объема жизненных средств (предметов потребления и услуг) и их стоимостного (денежного содержания, направляемых на оплату труда наемных работников, вызванным изменением результатов экономической деятельности;
— необходимостью перераспределения средств, направляемых в обществе на оплату труда, в пользу тех или иных групп работающих;
— приведением денежного выражения заработной платы в соответствие с ее реальной покупательной способностью в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
— формированием более эффективного механизма связи между размерами заработной платы работников и фактическими результатами труда (промежуточными и конечными, личными и коллективными);
— необходимостью устранения недостатков, вызванных неполным отражением в условиях оплаты ее экономического содержания.
Модель регулирования заработной платы с 2006 г. (год принятия ТК РФ в третьей редакции) предполагает, что оно непосредственно реализуется руководителями организаций через локальные нормативные акты. Воздействие органов государственного управления (федерального, субъектов Федерации и муниципального) осуществляется косвенно, через установление определенных гарантий в сфере оплаты труда, носящих характер минимальных требований к работодателю. С 2006 г. в организациях бюджетного сектора экономики системы оплаты труда (в том числе тарифные) определяются на уровне организации ее руководителем в локальном нормативном акте.
Принятый в России порядок регулирования заработной платы соответствует ее сущности в российской модели общественного жизнеустройства как остаточной доли в доходе собственника, распределяемой руководителем организаций в соответствии с количеством, качеством и результатами труда работника. В практике организаций заработной платы эту остаточную долю принято обозначать как фонд заработной платы (ФЗП) хозяйствующего субъекта. Руководствуясь исключительно размерами выделенного на оплату труда работников ФЗП, работодатель устанавливает параметры системы оплаты труда (тарифные ставки, компенсационные и стимулирующие выплаты).
Размеры средней заработной платы работников в пределах одной отрасли в диапазоне максимальных и минимальных значений могут различаться в 15-20 раз. Такие различия недопустимы с точки зрения выполнения заработной платой своей воспроизводственной функции. Максимальные и минимальные размеры средней заработной платы между видами деятельности различаются в 6-7 раз, а между территориями – в 7-8 раз.
Уровень заработной платы в России находится на уровне примерно 10% средней заработной платы западноевропейских работников, 35-40% — работников стран Центральной Европы, входящих в ЕС, и около 60% — работников бывших прибалтийских республик [13].
Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – вид государственной гарантии, который представляет собой требование общества к собственникам организаций относительно нижнего уровня оплаты труда неквалифицированного работника, отработавшего полностью законодательно установленный фонд рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда). Согласно российскому законодательству данное требование, единое для всей страны, не подлежит дифференциации ни по видам деятельности, ни по территориям, ни по профессиям. Это означает, что собственник любой организации, где бы она ни находилась (в труднодоступных и неблагоприятных территориях Севера или в курортных зонах Юга), к какому бы виду деятельности ни относилась (высокодоходное производство и продажа, например, алмазов или низкодоходное сельское хозяйство) и к какой бы форме собственности ни принадлежала (государственная, частная, акционерная, смешанная), обязан оплачивать труд неквалифицированного работника на уровне МЗП. Тот факт, что многие собственники организаций оплачивают труд неквалифицированных работников выше, не означает, что они никогда таким правом не воспользуются, в том числе и для целей введения «серых» форм оплаты труда, позволяющих уменьшить размеры налоговых выплат.
Следует подчеркнуть, что устанавливаемая в стране величина МЗП никак не обоснована с точки зрения интересов наемных работников и работодателей. Изначально являясь продуктом трансформационных преобразований советской МЗП, она по своим параметрам определяется спонтанными корректировками, осуществляемыми органами госвласти для смягчения влияния инфляции и т. п.
В российской модели организации заработной платы все нормы оплаты устанавливаются на уровне организации: собственник формирует ФЗП, определяя в локальном акте системы тарифных ставок (окладов), премий доплат, надбавок и т.д. Корректируя вошедшую в российскую экономическую систему из советской модели экономики величину минимальной тарифной ставки под названием «минимальная заработная плата», государство на самом деле обязывает собственников организаций устанавливать не ниже скорректированного уровня только тарифную ставку 1-го разряда. Такого регулирования МЗП, какое имеет место в рыночных экономиках, в России, по существу, нет. Для подавляющего числа собственников организаций корректировка государством величины МПЗ не играет никакой роли, особенно, если они не прибегают к «серым» схемам оплаты труда.
Однако для бюджетного сектора экономики, финансируемого за счет государственных средств и использующего Единую тарифную сетку, корректировка величины МЗП абсолютно необходима. Зная бюджетные ассигнования на оплату труда, коэффициенты ЕТС и распределение работников бюджетной сферы по разрядам, легко получить размер ставки 1-го разряда, назвав ее минимальной заработной платой. Таким образом, корректируя ее величину, государство приводит оплату труда работников бюджетного сектора экономики в соответствие со своими возможностями. Проделав такую операцию для себя и в своих интересах, государство косвенно обязывает осуществить кое-какие корректировки и во внебюджетном секторе, особенно в организациях с низким уровнем заработной платы и высокой долей тарифной оплаты. Если учесть, что объем федерального бюджета на протяжении длительного времени был достаточно малым, нетрудно понять, что и величины скорректированных минимальных заработных плат также были низкими, как и все ставки ЕТС и, соответственно, заработная плата бюджетников.
Вопрос о дифференциации МПЗ по другим признакам должен основываться на прагматизме, а не на абстрактных теоретических представлениях, было бы целесообразно территориальные МПЗ дифференцировать следующим образом: труд сельскохозяйственный и несельскохозяйственный; труд в бюджетном секторе экономики и во внебюджетном. Необходимость устранения имеющихся перекосов в заработной плате по этим видам труда предопределяет и потребность в регулировании МПЗ территориальными органами государственного управления [14].
Глава 3. Рынок труда в современной переходной российской экономике
3.1Современный российский рынок труда
Рост экономики России привел к увеличению в стране численности занятого населения.
С одной стороны, увеличили спрос на рабочую силу такие отрасли, как торговля и общественное питание, финансы, кредит, страхование, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. Наибольший прирост занятости наблюдался в управлении, в связи и на транспорте. С другой стороны, инвестиционный кризис предопределил падение спроса на рабочую силу в строительстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д.
С 2000 г. по 2005 г. наблюдался устойчивый рост занятости в экономике: за этот период численность занятых увеличилась на 5,1%. В целом вектор изменений в уровне занятости на протяжении всего пореформенного периода следует за динамикой ВВП (коэффициент корреляции между ними – 0,85).
В 1991-2000 гг. промышленность была лидером по темпам сокращения численности работников, что стало реакцией на экономический спад. Подъем 2000-2004 гг. хотя и не привел к увеличению количества занятых в промышленности, но снизил темпы и масштабы оттока рабочей силы. То, что этот сектор смог расширить объемы производства даже при сокращающейся численности занятых, свидетельствует о наличии в нем значительного объема избыточной рабочей силы.
Сокращение занятых наблюдалось в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные отрасли работников приобретали. Сохранились тенденции их перераспределения в пользу секторов, производящих услуги. По сравнению с 2000 г. в торговле и общественном питании уровень занятости в 2004 г. составил 121,3%; в сфере финансов, кредита и страхования – 125,9%, в управлении – 109,8% (что во многом связано с проводимой административной реформой и повышением окладов госслужащих). Доля занятых в отраслях управления и финансов увеличилась с 2000 г. по 2004 г. 0,3%, составив 4,8% всех занятых, в оптовой и розничной торговле – соответственно 2,6% и 17,2%.
Анализ структуры занятости в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) свидетельствует о существенном «сбросе» рабочей силы в сельском хозяйстве. В промышленности сокращение в первую очередь происходило в обрабатывающих и в значительно меньшей степени в добывающих отраслях.
Наибольшее увеличение занятости в 2000-2005 гг. отмечалось в группе руководителей в органах власти и управления (рост на 81,6% по отношению к уровню 2000 г.), а также среди неквалифицированных работников сферы обслуживания (на 61,2%) и высококвалифицированных специалистов (на 36,7%). И наоборот, наибольшее сокращение занятости наблюдалось в когорте неквалифицированных работников в сельском и лесном хозяйстве – до 52,1%, в промышленности, строительстве, на транспорте – до 55,3%, в ЖКХ –до 57,3% к уровню 2000 г. При этом значительно выросла занятость в частном секторе и в организациях с участием иностранного капитала.
С 2000 г. по 2005 г. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы – с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.
Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.
Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов.
В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения в статистически учет данных по Чеченской Республике, где уровень безработицы в силу объективных обстоятельств был достаточно высок.
Что касается сокращения общего уровня безработицы, то этот процесс происходил на фоне экономического роста и, как следствие, роста занятости. Подобные тенденции были связаны скорее с общеэкономической ситуацией и ростом ВВП, нежели с деятельностью государственных органов, курирующих проблему безработицы.
Последние преобразования службы занятости, вступившие в силу с января 2007 г., внушают как осторожный оптимизм, так и некоторое опасение. С одной стороны, у региональных властей появилась реальная возможность сосредоточить в своих руках практически весь набор инструментов социальной политики, включая потенциал организационных и кадровых ресурсов службы занятости, а также гармонизировать региональную систему социальной помощи населению и борьбу с безработицей. С другой – в дотационных регионах, постоянно сталкивающихся с проблемой недофинансирования, эффективность функционирования службы занятости может снизиться. Кроме того, надо учитывать и обострение в ряде регионов проблем, связанных с дефицитом трудовых ресурсов. Отсюда интерес к дополнительным мерам по привлечению рабочей силы из соседних регионов и стран, где имеется ее избыток.
Таким образом, в 2000-2005 гг. на рынке труда наблюдалось оживление, проявившееся в повышении экономической активности населения и его занятости. Во многом это объясняется экономическим ростом, однако влияние последнего не следует преувеличивать. Изменения в сфере занятости не столько следуют за траекторией экономического роста, сколько развиваются по своей «внутренней» логике: в 90-х годах рынок труда весьма слабо реагировал на глубокий и затяжной спад производства, на нынешний экономический рост он тоже реагирует медленно [6].
3.2 Рынок труда Курганской области
Экономическая активность населения и уровень безработицы зависят от экономического развития региона.
Анализ востребованности работников по профессиям в Курганской области в 2006 г. показал, что спрос на рабочие профессии по-прежнему актуален: потребность в рабочих от общего количества вакансий составила 88,7%. Повышенным спросом у работодателей пользуются водители, токари, фрезеровщики и слесари всех категорий. Также достаточно проблематично найти хорошего сварщика, электрика или сантехника, поскольку люди старшего возраста уходят на пенсию, а для молодежи эти профессии малопривлекательны.
Не ослабевает потребность на рынке труда и в малоквалифицированных работниках: грузчик, сторож, дворник, подсобные рабочие, уборщицы, лепщицы пельменей. Низкая заработная плата и тяжелые условия труда оставляют эти вакансии незаполненными.
Среди специалистов с высшим и средним профессиональным образованием более востребованы инженерно-технические работники. Также пользуются спросом менеджеры по торговле, торговые представители, агенты по продажам и рекламе, страховые агенты и риэлтеры.
На конец декабря 2006 года среди вакансий, заявленных в Центр занятости, преобладали вакансии с заработной платой от 2500 до 6000 рублей, которые составили 47% от общего количества поданных вакансий. Доля вакансий с зарплатой от 5000 до 10000 рублей составила 35,5%, с зарплатой свыше 10000 рублей – около 20%. Самая высокая заработная плата – свыше 15000 рублей предлагалась в строительстве и транспорте [2].
Рынок труда работает по своим специфическим законам. Безработица в условиях рыночной экономики – явление объективное.
Численность безработных на рынке труда г. Кургана сокращается. Из 185,5 тысячи экономически активного населения численность безработных составляет 9,3 тысячи человек, из них в государственной службе занятости на 1 июня 2007 года зарегистрировано 3,3 тысячи человек.
Уровень безработицы на общем рынке труда Кургана в 2006 году сократился с 6 до 5 процентов от экономически активного населения; уровень регистрируемой безработицы – с 1,7% до 1,5%.
С января по май 2007 года на учет в службе занятости поставлено 6015 занятых и незанятых человек, ищущих работу. Это на 3 процента больше, нежели в 2006 году. В то же время число вакантных рабочих мест возросло почти на 19%. Если в начале года на десять вакансий претендовало 13 незанятых граждан, то в июне 2007 только семь. Таким образом, напряженность на рынке труда снизилась в два раза.
Создается впечатление, что проблема безработицы полностью решена. К сожалению, такой вывод не отражает истинного положения дел. Сегодня на рынке труда не хватает как квалифицированных кадров, так и хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Значительную потребность в кадрах испытывают предприятия обрабатывающих производств и строительные организации, а также предприятия оптовой и розничной торговли.
Заводским цехам крупных и мелких промышленных предприятий города катастрофически не хватает квалифицированных рабочих. На рынке труда трудно найти не занятых трудовой деятельностью станочников: шлифовальщиков, штамповщиков, токарей и др. Не менее остро стоит проблема с рабочими кадрами в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях: каменщики, бетонщики, столяры и др. Ощутим недостаток в квалифицированных электриках, сварщиках, слесарях и др. Их число в среднем в два-три раза превосходит предложение рабочей силы на рынке труда.
На предприятиях города постоянно не удовлетворен спрос на инженеров с высшим уровнем квалификации, особенно востребованы инженеры-программисты, инженеры-конструкторы, инженеры электроники, инженеры-строители. Учреждения среднего и начального профессионального образования, а также школы испытывают нехватку в преподавателях.
Предприятия в области здравоохранения и в сфере обслуживания практически полностью укомплектованы специалистами среднего уровня квалификации. На одну вакансию специалиста средней квалификации инженерных направлений, медицинских работников и работников, которые занимаются подготовкой информации, оформлением документации и учетом, претендует от четырех до пяти незанятых граждан. Конкурс на одну вакансию бухгалтера, экономиста и юриста со средним профессиональным образованием колеблется от 3 до 7 человек.
На рынке труда более востребована мужская рабочая сила, тогда как в составе обратившихся в службу занятости количество женщин составляет 60%. В составе безработных их доля еще выше.
Среди граждан, обратившихся в службу занятости с целью поиска работы, увеличилась доля тех, кто уже имеет опыт трудовой деятельности. Это явление характеризует возросший уровень интенсивности движения кадров. Так. Более 40 процентов обратившихся граждан уволились с последнего места работы по собственному желанию. При этом сами работодатели заинтересованы в опытных, с соответствующим уровнем образования работниках. Среди тех, кто пришел в службу занятости, около четверти граждан ищут работу впервые, причем их доля в составе обратившихся растет. Приходится констатировать, что современная молодежь, выбирая профессию, не стремится приобрести актуальные рабочие профессии. Главная причина подобной тенденции – непрестижность подобных профессий. Среди тех, кто впервые ищет работу, каждый пятый – выпускник профессионального учебного заведения, а выпускник с рабочей профессией – лишь каждый двадцатый.
В среднем безработный гражданин ищет работу примерно 4,2 месяца (в 2006 году эта цифра составляла 3,9 месяца). Причина этому – увеличение «стажа» пребывания без работы отдельных категорий граждан: женщин, инвалидов, длительно неработающих.
Положение на курганском рынке труда осложняется еще и тем, что сегодня сохраняется значительная дифференциация по уровню оплаты труда. Соотношение между минимальной и максимальной средней заработной платой (по данным Курганстата) по г. Кургану в январе – феврале составило 5,4 раза. Социальная же поддержка безработных в виде минимального пособия по безработице, определенного Федеральным законом в размере 828 рублей, в 3,9 раза ниже прожиточного минимума по Курганской области. А ведь минимальное пособие по безработице получают более 60 процентов безработных [3].
В Курганской области установленный прожиточный минимум на четвертый квартал 2007 года составил 3509 рублей на душу населения, что на 10% ниже федерального показателя. Для трудоспособного населения он равен 3927 рублям, прибавка 138 руб., для пенсионеров 2716 руб., прибавка 108 руб., для детей 3370 руб., рост 142 рубля. В целом прожиточный минимум в четвертом квартале увеличился на 3,9% и отразил рост цен на товары и услуги. Прожиточный минимум – это черта бедности. Если у человека в месяц для поддержания жизненных сил приходится меньше указанных сумм, значит, он находится за ее чертой. По данным статистики 19,9% зауральцев имеют такие низкие доходы.
Темой многолетних переговоров является требование профсоюзов по установлению минимального размера труда и пенсий на уровне прожиточного минимума. В настоящее время идет подготовка областного соглашения о поэтапном установлении в Курганской области минимального размера оплаты труда равного прожиточному минимуму. Профсоюзы предлагают изменить сам подход к формированию потребительской корзины, на которую можно было бы жить, а не выживать [15].
3.3 Будущий рынок труда
Услуги — это то, что людям и компании нужно. Сегодня, когда говорят об услугах, то имеют в виду не обслуживающий персонал, а виды работ, которые непосредственно не являются производственными, но без которых любое производство бессмысленно. Профессии этой сферы связаны с выполнением и формированием объективных общественных потребностей (общественные связи, маркетинг и т.д.), с консультированием (юриспруденция, финансы, экология и т. д.), с обеспечением жизнедеятельности людей ( спорт и отдых, питание и т.п.), с образованием и здравоохранением и т.д. Все больше происходит замена производственных профессий робототехникой, компьютерами и т.п., а сервисные профессии становятся более « человеческими». Во всем мире наблюдается трансформация «производственного общества» в «сервисное».
Несомненно, миллионы людей по – прежнему будут работать в сфере производства, но их все равно меньше, чем сейчас, а главное – они будут лучше подготовлены.
На рынке труда России выделяют тринадцать наиболее значимых профессий.
Профессии, связанные со сферой управления (менеджмент).
Сегодня Россия испытывает острую необходимость в развитии индустрии услуг. А ее формирование кардинально меняет природу администрирования. Инициативные, талантливые и образованные профессионалы придут в сферу государственного и частного администрирования.
Профессии, связанные с внедрением компьютерной техники.
В нашей стране интенсивно идет процесс компьютеризации. Прогнозируется увеличение количества компьютеров в ближайшие 10 лет минимум в 3, а число специалистов, их обслуживающих, — в 5 раз. Консалтинг в этой сфере (консультирование компаний, подготовка специалистов, разработка программ, создание сетей и т. п. ) станет самым распространенным бизнесом.
Строительные профессии.
Прежде всего строительство получает развитие в сфере бизнеса: офисы, деловые центры, гостиницы и т. д. Общеизвестно, что такое строительство – выгодная форма вложения капитала. Оно захватывает и частный сектор: строительство жилья, дач, гаражей и т. д.
Развертывание строительных работ требует новых технологий, современных архитектурных форм, соблюдения экологических норм и т. д. Рынок строительства соприкасается с сотней других профессий. Для многих молодых людей этот рынок может стать реальной перспективой.
Консультирование.
Консультирование – это наиболее быстрорастущий рынок в России. Несмотря на различные названия профессий (юрист, эксперт по налогам и финансам, агент по недвижимости, психолог и т.д.), цель у таких специалистов одна – помочь компании продвинуть товары и услуги или помочь отдельным гражданам реализовать их возможности. При достаточно жесткой конкуренции на этом рынке успеха добиваются широко образованные, профессионально подготовленные и персонально ориентированные консультанты.
Профессии в области образования .
Рынок образования требует принципиальной переориентации на современные международные технологии, соответствующие стандартам рынка труда. Вложение в образование – вложение в будущее и поэтому такое инвестирование очень эффективно в современном бизнесе.
Профессии, связанные с сервисом семьи.
Семья все в большей степени становится привлекательной для бизнеса в сфере обслуживания: гувернер, семейный врач, горничная и т.п.
Профессии в области здравоохранения.
Одним из самых перспективных рынков сегодня является рынок здравоохранения. Традиционные поликлиники постепенно уступают место профессиональным медицинским центрам, предлагающим широкий спектр оздоровительных услуг. На рынке здравоохранения развиваются следующие тенденции:
— увеличение спроса частнопрактикующих врачей, предлагающих лучшее обслуживание за умеренные цены;
— расширение профилактики болезней, привлечение новых форм терапии;
— усиление роли физиотерапии, акцент не столько на лучшее медицинское оборудование, сколько на активизацию физических возможностей человека;
— активное развитие нетрадиционных форм медицины.
Профессии в области информации и связи.
Ни один сектор экономики не рос так быстро, как информация и системы связи. Именно здесь возникает основной резерв рабочих мест. Конкуренция на данном рынке приводит к более интересной и демократичной форме подачи информации. Появляются принципиально новые типы информации, формы ее подачи. Еще несколько лет назад производство программ было индивидуальным авторским делом – сегодня это целая индустрия, включающая десятки самых различных специальностей. Данный рынок находится в постоянном обновлении.
Профессии, связанные с банковским делом.
Развитие рынка денег в России происходит неравномерно. Нет стабильности в работе частных банков. Однако в банковском деле активно пошел процесс внедрения новых технологий, в том числе компьютеризации. Растет число сервисных услуг в этой сфере. В дальнейшем, когда финансовый рынок станет частью глобального рынка, количество сервисных услуг, их качество, профессионализм специалистов резко возрастут.
Профессии в сфере производства.
Меньшее количество людей будет производить больше продукции – такова перспектива этого рынка. Россия представляет собой гигантский рынок для автоматизации. Механизация же приведет к новому рынку рабочих мест.
Профессии в области исследований науки и техники.
Экономический опыт развитых стран показывает, что по крайней мере 1,5% валового продукта страна должна выделять на исследования в области науки и техники. Общеизвестно, что без качественно новых технологий экономика не может развиваться. Будущее поле деятельности исследователей – реальные экономика, рынок товаров и услуг. По мнению экспертов, наиболее перспективными отраслями науки в ближайшем будущем могут стать: микро- и макротехнологии, сверхпроводимость и генная инженерия.
Профессии, связанные с туристическим сервисом.
Индустрия отдыха и путешествий в России сформировалась одной из первых. Ожидается, что в России в 2010 г. до 8 млн. чел. будут работать на данном рынке.
Профессии в области торговли.
Широкое распространение сегодня получают большие супермаркеты с самыми различными продуктами и формами обслуживания. Новой является электронная форма торговли с использованием телекоммуникационных сетей. Во всяком случае – это один из самых обширных рынков труда, открывающий для молодых людей широкие возможности трудоустройства [1].
Список используемой литературы
- Власов, В.И. Будущий рынок труда / В.И. Власов // Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей. — 2005. — №5. – с. 74-77.
- Вставай, поднимайся, рабочий народ // Курган и курганцы. – 2007, 20 янв. – с. 2.
- Жуматий, Е. Проблема безработицы актуальна и сегодня / Е. Жуматий // Курган и курганцы. – 2007, 9 июня. – с. 5.
- Колосницына, М. Г. Экономика труда: учеб. пособие / М.Г. Колосницына. – М: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 240 с.
- Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006. – 832 с.
- Малеева, Т. политика на рынке труда на этапе экономического роста / Т. Малеева // Человек и труд. – 2008. — №1. – с. 18-25.
- Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник / В.А. Павленков. – М: Изд-во МГУ, 2004. – 368 с.
- Российский статистический ежегодник, 2007 / Росстат. – М, 2007. – 826 с.
- Рынок труда: учебник / под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М: Экзамен, 2000. – 448 с.
- Чижова, Л.С. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Л.С. Чижова. – М: Наука, 1998. – 254 с.
- Экономика труда / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М: Экзамен, 2002. – 736 с.
- Экономика труда: учебник / под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. М: Юристъ, 2003. – 592 с.
- Яковлев, Р. О регулировании заработной платы в РФ / Р. Яковлев // Человек и труд. – 2007. — №11. – с. 57-60.
- Яковлев, Р. О регулировании заработной платы в РФ / Р. Яковлев // Человек и труд. – 2007. — №12. – с. 70-73.
- http//www.fpko.kurgan.ru/