Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ7
1.1 РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ7
1.2 ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА13
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА17
2.1 СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ17
2.2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ30
ПРИЛОЖЕНИЯ32
Выдержка из текста работы
Современное общество нуждается в гражданах с активной гражданской позицией, грамотных, обладающих развитой речью, имеющих богатый словарный запас. Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя — словесники прилагают большие усилия, однако грамотность продолжает оставаться низкой. Это связано, в первую очередь, с тем, что у обучающихся отсутствует мотивация к занятиям русским языком. Использование учителем однообразных форм и приемов работы на уроке, отсутствие системы в работе делают его скучным и непривлекательным для школьников.
При этом возникают противоречия между
ѕ потребностью общества в гражданах с богатым словарным запасом, способных ориентироваться в сложных ситуациях и несовершенством образовательной системы, которая должна готовить таких граждан;
ѕ необходимостью формирования у современных школьников культуры устной и письменной речи и отсутствием системы в работе учителя по решению этой проблемы.
В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.
Цель: организация работы со словарными словами на уроке русского языка для развития орфографической грамотности обучающихся.
Объект исследования: процесс развития орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: методы и приемы работы со словарными словами.
Гипотеза исследования: взаимодействие учителя и обучающихся на уроке будет способствовать развитию орфографической грамотности школьников, если:
ѕ будут изучены и отобраны эффективные приемы работы со словарными словами;
ѕ точно определено место работы со словарными словами на уроке;
ѕ разработана система эффективных приемов работы со словарными словами.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и для решения обозначенной проблемы сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты приемов работы со словарными словами на уроках русского языка.
2. Произвести отбор наиболее эффективных приемов работы со словарными словами на уроках.
3. Разработать систему по развитию орфографической грамотности обучающихся с использованием эффективных приемов работы со словарными словами.
Применимы следующие методы исследования: изучение и анализ использованной литературы, наблюдение и опытная педагогическая работа, беседа с учителем, анализ личной практической деятельности.
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 125» города Омска.
Глава I. Теоретические аспекты приемов работ со словарными словами на уроках русского языка
1.1 Основы развития словарной работы
Учебный предмет «Русский язык» в школе является не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим личность ребенка.
Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, многие считают слово, а также работу над словом. По сути дела затрагивается главная проблема содержания любого учебного курса. Такая сложная и многозначная ткань, как русский язык, в процессе его изучения всякий раз подвергается анализу, в ходе которого рассматриваются отдельные его части. Обучение не приведет к желаемому успеху, если за единицами ребенок не увидит элементов, если родной язык не предстанет перед ним в своем единстве и во всей полноте [9, с.48].
Научные установки психологии обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того, почему великий педагог на первое место ставит развитие «дара слова». Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому разграничению двух основных функций слова. Одной из них является указание на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно — это окно, стол — это стол).
Вторая, не менее важная функция — функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.
Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова — это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет ему более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово «чернильница» указывает не только на предмет, но и на то, что этот предмет имеет отношение к цвету (черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное значение (суффикс -ил-), является вместилищем чего-то (как сахарница). Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей. Например, слово «рыбак» вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т.д. [5, с.71].
Слово, как известно, обобщает. Когда говорят «книга», имеют в виду любой предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями в глубины русской филологии. Аналогичные наблюдения были сделаны в свое время В.И. Далем и отражены в «Словаре живого великорусского языка».
Если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова [22, с. 15].
Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь [19, с.83].
Однако, как показывает психолог-энциклопедист М.Т. Ярошевский, «истинное понятие рождается, когда признаки различных явлений группируются в общности не путем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических операций анализа, синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и от общего к частному». Эффектом таких операций служит обретение словом теперь уже нового значения, отличного от синкретов и комплексов. Возникает такое понятие, как «логически обобщенный умственный образ».
Работа над словом в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и мышления. Формирующаяся мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.
Словарная работа — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Словарная работа в каждом классе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.
Прежде всего, это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:
а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;
б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления6.
С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.
При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:
ѕ работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
ѕ содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей;
ѕ анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте;
Приемы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, проверяемых ударением, непроверяемых безударных гласных корня и др [19,с.43] .
Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. отводится наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударные гласные, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до выпускников средней школы [23, с.32].
У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, «являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы».
В пределах одного и того же языка различные диалекты его различаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.
Таким образом, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. К сожалению, словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы, и повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.
словарный работа орфографический грамотность
1.2 Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка
Известно, что одной из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова», иными словами, правописание словарных слов, так как эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает, но среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? С ними, как уже упоминалось выше, необходимо регулярно проводить словарную работу.
В работе со словарными словами можно выделить три основных этапа: знакомство, заучивание, усвоение. Для повышения эффективности каждого из этих видов работы, существуют следующие приемы:
1 этап — знакомство со словарными словами
Слова для запоминания нужно каким-то способом группировать. Например, так:
Слова, в которых в «опасных» местах пишутся
А-А |
О-О |
|
АвАнгард кАбАла АрмАтура кАтАкомбы БАлАган кАтАклизм ВАндАл кАвАлерия ВАкАнсия мАкулАтура ДиАпАзон мАлАхит КАрАкатица нАвАждение КАрАвай нАфтАлин ТрАнспАрант пАрАдокс |
дОскОнально кОмпОновка кОрпОрация кОнглОмерат кОпОшиться нОвОкаин рОтОнда |
|
-А- |
-О- |
|
бАнальный кАвычки |
бОгема конверсия |
|
бАгровый пАмфлет |
бОйкот кОгорта |
|
вАтрушка пАритет |
бОрдюр кОрифей |
|
гАлактика пАром |
вОлынка кОлибри |
|
кАлач пАродия |
кОнфорка кОралл |
|
кАлитка кАнтата |
кОбура пОртьера |
|
кАморка стрАтегия |
кОчан пОрхать |
|
кАбала ярмАрка |
кОрдон спОнтанный |
|
-Е-И- |
-И-Е- |
|
вЕнтИлятор |
бИссЕктриса |
|
вЕстИбюль |
вИнЕгрет |
|
вЕрнИсаж |
дИлЕтант |
|
дЕлИкатес |
гИпотЕза |
|
пЕрИферия |
дИрЕктива |
|
пЕрИскоп |
дИссЕртация |
|
пЕрИпетии |
дИвЕрсант |
|
прЕзИдент |
ИнтЕллект |
|
сЕмИнар |
лИнолЕум |
|
фЕстИваль |
стИпЕндия |
|
-Е-Е- |
-И-И- |
|
вЕтЕран |
дИвИзия |
|
дЕзЕртир |
дИрИжабль |
|
мЕцЕнат |
дИвИденд |
|
прЕтЕндент |
дИрИжер |
|
прЕцЕдент |
дИскрИмИнация |
|
рЕпЕтиция |
ИждИвение |
|
рЕвЕранс |
ИнцИдент |
|
рЕфЕрендум |
лИквИдация |
|
тЕмпЕрамент |
нИгИлист |
|
фЕдЕрация |
прИвИлегия |
|
-Л- |
-лл- |
|
аЛюминий аЛогизм баЛанс баЛюстрада гаЛерея диЛер количество кристальный эЛегия |
артиЛЛерия интеЛЛигент аЛЛергия иЛЛюминация аЛЛигатор иЛЛюзия апеЛЛяция дистиЛЛированный баЛЛон кораЛЛ баЛЛ бюЛЛетень баЛЛаст коЛЛектив беллетристика капиЛЛяр интеЛЛект коЛЛаж бациЛЛа баЛЛада |
То же самое можно сделать и с другими согласными. Кроме того, есть целый ряд слов, в которых прибавляют ненужный гласный или согласный. Такие слова даются отдельно (с кратким пояснением).
2 этап — заучивание (домашнее задание)
Предлагаются для заучивания слова по группам. Например: задание №1 слова на -А-А-; -О-О-; задание №2 слова на -А-; -О- и т.д.
Когда учителя записывают на доске слова, то обязательно должны объяснять значение каждого слова. Учащимся нужно не только знать написание слов, но и их лексическое значение.
В качестве домашнего задания можно также предложить самим составить текст, используя как можно больше словарных слов. Например:
Закончите предложенный текст.
Однажды бывший импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла. [12, с.57].
3 этап — проверка усвоения.
Проверку можно проводить:
а) в виде словарного диктанта (при этом проверяется не только то, как ребята усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение). Например:
Словарный диктант № 1: Богема, багровый, ватрушка, кочан, кордон, порхать, кантата, ярмарка, пародия, спонтанный, корифей, колибри, каблук, кавычки, когорта, банальный, коралл, бойкот, волынка, кабала, галактика, памфлет, каморка, калитка, конфорка, конверсия, кобура, паритет, стратегия, портьера, паром, калач.
Задание к диктанту.
Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: «искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу» (стратегия).
Подчеркните пунктиром слово, значение которого «злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо» (памфлет).
Подчеркните одной чертой слово, значение которого «прекращение отношений с кем-либо в знак несогласия с чем-либо» (бойкот)
Подчеркните двумя чертами слово, значение которого «самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне» (спонтанный)
Подчеркните «точкой-тире» (-.-.-.) слово, имеющее значение «слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную, беспечную жизнь» (богема).
Словарный диктант № 2: алогизм, дилер, количество, бюллетень, балласт, галерея, коралл, баллада, коллега, коллежский, коллоквиум, интеллект, элегия, баллон, стеллаж, троллейбус, иллюзия, баланс, кристальный, апелляция, атолл, аллегория, бацилла, колледж, алюминий, беллетристика, коллектив, каллиграфия, коллаж.
Задание к диктанту.
Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: «обжалование решения суда в вышестоящей инстанции; обращение за поддержкой» (апелляция).
Подчеркните пунктиром слово, значение которого «наклеивание на какую-либо основу материалов разного цвета и фактуры для получения изображения» (коллаж).
Подчеркните одной чертой слово, значение которого «художественная повествовательная литература», «легкое чтиво» (беллетристика).
Подчеркните двумя чертами слово, значение которого «беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний» (коллоквиум).
Подчеркните «точкой-тире» слово, значение которого «равное соотношение между чем-либо; средства, находящиеся в распоряжении какого-либо предприятия» (баланс).
б) в виде тестовых заданий.
Тесты могут быть двух видов: можно проверять только усвоение правописания слов или еще и знание их лексического значения.
Тест № 1. Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв.
дил…ер
юрис…консульт
эл…егия
драм…а
дерма…тин
ил…юзия
конъюнктура
э..скорт
эм…грация
интриган… ка
искус…ный
деф…ект
Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква А.
б…икот
п…рхать
кат…клизм
п…ритет к…морка
досконально
нафт…лин
к…нфорка
сп…нтанный
б…рдюр
к…вычки
ярм…рка
Тест № 3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква И.
пер…петии
д…ликатес
л…нолеум
д…зертир
реп…тиция
инт…ллект
д…рижер
дир…жабль
мец…нат
10. д…версант
11. ижд…вение
12. прив…легия
Тест № 4. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка.
Спонтанный (ответ) — тщательно продуманный;
Индифферентный (человек) — безразличный;
Банальный (ответ) — обычный, заурядный;
Кашемир — тонкая шерстяная ткань;
Колоссальный — огромный, громадный;
Компоновать — складывать в тару, убирать;
Беллетристика — повествовательная литература, «легкое чтиво»;
Парадокс — неожиданность;
Памфлет — злободневная сатирическая статья;
10.Паритет — соглашение.
Таким образом, в качестве эффективных в методической литературе предлагаются следующие приемы работы со словарными словами: группирование, составление текста, словарные диктанты, проверяющие не только правописание, но и понимание значения используемых слов, тесты.
1.3 Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей»
Словарные слова учащиеся запоминают при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем [10, с.41]:
Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет. Например: рабочий
работа
сапоги
пальто
машина
завод
Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.
однажды
осина
орех
Однажды на осине вырос орех. (Буква О — широко раскрытые от удивления глаза).
хорошо
быстро
весело
скоро
Как кататься на велосипеде? Хорошо, быстро, весело, скоро. (Буква О — колеса велосипеда).
погода
дорога
город
овощи
горох
морковь
огурец
помидор
капуста
картофель
Стояла хорошая погода, мы ехали по дороге на огород сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры. (Семена у них круглые или овальные, они напоминают букву О. но есть на нашем огороде и «неправильные» овощи. Семена у них круглые, а пишем в словах букву А: капуста, картофель).
сорока
ворона
молоко
корова
город
мороз
воробей
Сорока — ворона кашку варила, кашку на молоке, на молоке от коровы. В городе был сильный мороз, прилетел голодный воробей и всю кашку съел.
деревня
ребята
ученик
дежурный
тетрадь
пенал
В деревне стоит школа. В 1 классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал.
месяц
заяц
язык
земляника
Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.
класс
суббота
русский
В нашем классе в субботу русский язык.
отец
обед
молоток
топор
Наступило время обеда, отец отложил молоток, топор и пошел домой. (Голова человечка и часы, показывающие обеденное время, напоминают букву О.)
пассажир
аккуратно
аллея
расстояние
Пассажир аккуратно прошёл по аллее большое расстояние.
вчера
везде
беседа
интересный
путешествие
инженер
сегодня
телефон
прекрасный
семена
Вчера везде была беседа об интересном путешествии инженера, сегодня по телефону говорили о прекрасных семенах.
Для проверки знания словарных слов используют карточки, покрытые скотчем. На каждой карточке около 20 слов. Ученики фломастером зачеркивают ненужную букву, после проверки учитель стирает написанное фломастером, и карточка снова готова к использованию. На выполнение задания отводится одна минута [12, с.91].
Таким образом, словарные слова запоминаются легче при использовании мнемосистемы, то есть, слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.
Итак, повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка. В качестве основной причины низкой грамотности учеников авторы выделяют отсутствие у учителей системы работы со словарными словами.
Запоминание при помощи «мнемосистемы» как прием повышения орфографической грамотности является одним из самых эффективных при работе с детьми на уроках русского языка.
1.4 Этимологический анализ слова как прием работы со словарными словами
В области обучения русскому языку перед учителями стоят две задачи в их единстве: развитие орфографического навыка и развитие устной и письменной речи, то есть развитие умения толково излагать мысли. Одной из причин недостаточной грамотности школьников является разрыв между орфографическими занятиями и культурой речи детей. При обучении орфографии обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка.
Одним из средств решения этих задач является использование этимологического анализа слов на уроках. Этимология-раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в его структуре и значениях.
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине»,- писал К. Г. Паустовский. На каждом уроке русского языка необходимо приучать ребенка рассуждать, почему то или иное слово так называется, пишется, произносится; каких “родственников” имеет данное слово в прошлом и настоящем нашего языка.
Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы, прежде всего, в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения.
Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка.
Основу этимологических изысканий составляет сравнительно-исторический метод, который опирается на законы фонетических изменений, на закономерности и тенденции изменения морфологического, словообразовательного, синтаксического и лексического уровней языка. Анализируемое слово сопоставляется с потенциально родственными словами того же языка или родственных языков. Большую помощь при выяснении исторического значения слова может оказать диалектология, поскольку лексика говоров сохраняет обширный фонд архаичных по форме или значениям слов, которые являются исторически связующими звеньями между литературной лексикой и ее истоками.
С точки зрения этимологического анализа слова «неделя», «береза» и «медведь» — производные, поскольку имели в прошлом состоянии языка производящие основы: слово «неделя» было образовано от сочетания «не делать» и обозначало «день, свободный от работы»; существительное «береза» было суффиксальным производным от корня «бе-« (как и прилагательное «белый») и означало «дерево с корой белого цвета». Соответственно «медведь» рассматривалось как сложное слово, состоящее из двух коней: «мед» и «ед», т.е. медведь — это «зверь, который ест мед».
Восстановление первоначального значения слова всегда тесно связано с выяснением его исторической словообразовательной структуры. Прибегая к этимологическому анализу, учитель должен четко разграничивать современный и исторический состав слова. Например, существительные «сутки», «победа», «коньки» с точки зрения современного языка обладают нечленимой непроизводной основой, состоящей только из корня. Однако их исторический состав иной: «су-тк-и», «по-бед-а», «конь-к-и».
Приведем примеры использования этимологического анализа на уроках в работе по развитию орфографической грамотности обучающихся.
При знакомстве с новым словарным словом дается его лексическое значение (по толковому словарю) и объяснение его происхождения (по этимологическому словарю). В некоторых случаях написание гласных в корне, не проверяемых с точки зрения современного русского языка, можно проверить при знакомстве с этимологией слова.
АЛЬБОМ — книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.
Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. — альбум — «белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению», альбус — «белый».
Альбом — альбус = «белый».
АЛЛЕЯ — дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, дорожка в парке или саду.
Это слово заимствовано в XVIII веке из польского языка; восходит из французского алле — «проход, дорога», аллер — «идти».
Аллея — алле, аллер = «проход, идти».
АГРОНОМ — специалист в области сельского хозяйства.
Заимствовано из французского языка в начале XIX века; восходит к греческому агро — «поле, пашня» и номос — «закон», буквально «полезаконник», человек, эти законы знающий,
Агроном — агро, номос = «знающий поле, землю».
Этимологическому анализу могут быть подвергнуты все слова лексической системы языка, словообразовательный анализ которых не дает ответа на то, каково их происхождение. Это и заимствованные слова, не являющиеся исконными в лексической системе русского языка, и собственно русские слова, которые деэтимологизировались и изменили свой морфемный состав.
Не требуют этимологического анализа лишь слова, о происхождении которых ясно говорит их словообразовательный анализ. Это чаще всего слова с «прозрачной» словообразовательной структурой, созданные по активно действующим в современном языке словообразовательным моделям (пришкольный, соавтор, артистка, львица, космонавтика и др.).
2.ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Программа эксперимента.
Эксперимент будет проходить в два этапа:
ѕ Констатирующий
ѕ Формирующий
2.1 Констатирующий этап
Программа констатирующего этапа.
На констатирующем этапе эксперимента будут использованы такие эмпирические методы исследования, как педагогическое наблюдение, беседа, метод изучении продуктов деятельности.
Педагогическое наблюдение.
1.Цель наблюдения: изучить эффективность приемов работы со словарными словами на уроках русского языка.
2.Объект: работа со словарными словами на уроках русского языка, 6 класса.
3.Испытуемые: учитель русского языка и литературы, учащиеся.
4.Вид наблюдения:
ѕ По типу связи с объектом изучения: непосредственное наблюдение,
ѕ По времени и пространству: узкоспециальное,
ѕ По условиям организации и проведения: наблюдение в естественных условиях.
5.Содержание:
ѕ Использование отдельных приемов работы со словарными словами;
ѕ Частота использования приемов работы со словарными словами;
ѕ Затруднения, возникающие у педагога и учащихся в процессе освоения учебного материала во время работы со словарными словами;
ѕ Решение учителем трудных ситуаций;
ѕ Системность в работе учителя с данными приемами.
6.Способ фиксирования результатов.
Протокол наблюдения
№ |
Класс |
Тема |
Приемы работы |
Деятельность учащихся |
Примечание |
|
1 |
6 |
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных |
Словарный диктант |
Написание словарного диктанта |
||
2 |
6 |
Н и НН в суффиксах имен прилагательных |
— |
— |
||
3 |
6 |
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- |
— |
— |
||
4 |
6 |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
— |
— |
||
5 |
6 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
Словарный диктант |
Написание словарного диктанта |
7.Способ обработки данных: качественный анализ.
8.Ожидаемый результат.
В ходе педагогического наблюдения предполагается выявить системность и эффективность работы со словарными словами на уроках русского языка.
Педагогическая беседа.
1.Цель: изучить возможности использования приемов работы со словарными словами на уроках русского языка.
2.Объект: приемы работы со словарными словами на уроках русского языка.
3.Испытуемый: учитель русского языка и литературы.
4.Вид беседы: неформализованная.
5.Содержание:
ѕ Используете ли Вы на уроках русского языка словарную работу?
ѕ Какие приемы работы со словарными словами Вы используете на уроках русского языка?
ѕ Какие приемы Вам кажутся целесообразными на уроках русского языка в среднем звене?
ѕ С какими трудностями Вы сталкивались, используя приемы работы со словарными словами?
ѕ Какие шаги Вы предпринимали для преодоления этих трудностей?
ѕ Какие приемы работы со словарными словами, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными при развитии орфографической грамотности обучающихся?
6.Способ фиксирования результатов:
Протокол беседы
ѕ Используете ли Вы на уроках русского языка словарную работу? |
Да |
|
ѕ Какие приемы работы со словарными словами Вы используете на уроках русского языка? |
Словарный диктат, тесты, работа с толковым словарем |
|
ѕ Какие приемы Вам кажутся целесообразными на уроках русского языка в среднем звене? |
Все выше перечисленные |
|
ѕ С какими трудностями Вы сталкивались, используя приемы работы со словарными словами? |
Обучающиеся плохо запоминают правописание словарных слов- плохая память, связанная с тем, что они мало читают |
|
Какие шаги Вы предпринимали для преодоления этих трудностей? |
Даю домашнее задание: выучить наизусть правописание словарных слов; составить предложения со словарными словами |
|
ѕ Какие приемы работы со словарными словами, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными при развитии орфографической грамотности обучающихся? |
Если приемы работы со словарными словами используются систематически, то эта работа будет эффективной. |
7.Способ обработки данных:
Качественный анализ полученной информации.
8.Ожидаемый результат:
В ходе беседы предлагается выявить разнообразие использованных приемов работы со словарными словами, системность этой работы и ее эффективность на уроках русского языка.
Метод изучения продуктов деятельности.
1.Цель: изучить степень использования приемов работы со словарными словами на уроках русского языка через анализ рабочих тетрадей.
2.Объект: использование приемов работы со словарными словами на уроках русского языка.
3.Испытуемые: обучающиеся 6 класса.
4.Содержание:
ѕ Наличие в тетрадях словарных слов, соединенных в группы;
ѕ Наличие в тетрадях текстов словарных диктантов;
ѕ Наличие толкования словарных слов;
ѕ Наличие этимологического анализа слов.
Проверка тетрадей обучающихся показала, что в них присутствуют некоторые виды работы со словарными словами: тексты словарных диктантов, предложения, в которые включены словарные слова, лексический анализ слов.
5.Способ обработки данных:
Качественный анализ данных.
6.Ожидаемый результат:
В ходе анализа рабочих тетрадей предполагается выявить степень разнообразия используемых приемов работы со словарными словами, системность в работе на уроках русского языка.
2.2 Формирующий этап
Конспекты уроков с использованием приемов работы со словарными словами
Тема:
Имя числительное.
Цели:
ѕ Формировать представление о понятии числа;
ѕ Формировать умения отличать имена числительные, характеризовать порядковые и количественные числительные, правильно строить словосочетания с числительными;
ѕ повторить правописание словарных слов.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Работа по теме урока:
Актуализация знаний.
ѕ Прочитайте слова, помещенные в столбики (слева- словарные слова, изученные ранее):
С…дой два
К…р…вы двадцать
К…льцо один
Ош…л…мить двадцать два
ѕ Составьте текст, используя все слова.
(пример:Два седых пастуха выгнали двадцать коров на луг щипать траву. У каждой в носу было по одному кольцу. Двадцать два школьника, которых водили в лес на экскурсию, были ошеломлены увиденной картиной.)
ѕ Проверьте значение слов из первого столбика по этимологическому словарю, определите их первоначальное значение (этимологический анализ).
ѕ Можно ли в этом значении их употребить в вашем тексте?
ѕ Назовите числительные
Работа с учебником. Беседа: (с.195-196)
ѕ Что вы узнали об имени числительном, прочитав лингвистический текст?
ѕ Дайте определение имени числительного.
ѕ На какие разряды делятся числительные? Приведите примеры из придуманного вами текста.
ѕ Как изменяются порядковые и количественные числительные?
Выполнение упражнения № 439.
Закрепление изученного материала.
ѕ Найдите в предложениях числительные и сходные с ними слова, относящиеся к другим частям речи.
Купил десяток яиц. Съел неполный десяток яиц. Вошел семнадцатилетний юноша. Город с трехмиллионным населением. В колоде игральных карт не оказалось шестерки и семерки треф. По двору бегали шестеро щенят.
Диктант.
ѕ Запишите, выделите имена числительные как члены предложения.
Сорок делится на четыре. Семью семь- сорок девять. Вышел пятый номер газеты. Это было в 1812 году.
Выполнение упражнения № 440 (самостоятельно).
3.Итоги урока.
4.Домашнее задание: упр. № 438.
Тема:
Определительные местоимения
Цели:
ѕ Сформировать понятие об определительных местоимениях;
ѕ Выработать умение находить определительные местоимения в тексте, употреблять их в речи;
ѕ Закрепить умение распознавать орфограммы на безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые).
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Изучение нового материала:
На доске записаны местоимения. Учащиеся должны определить разряд этих местоимений.
Я, тот, некоторый, этот, весь, себя, любой, никакой, сколько, нисколько, несколько, кто, никто, некто, твой, наш, их, ничей, некого, нечего, кто-то, что-нибудь, который, каков, она, их, мы, ваш, несколько, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.
ѕ Выпишите определительные местоимения. Это будет нетрудно сделать, если вы помните все остальные разряды.
ѕ Определительные местоимения служат средством уточнения того предмета, о котором идет речь, они придают ему значение выделения или обобщения.
ѕ Знакомство с материалом учебника.
4.Закрепление изученного материала:
Работа с таблицей:
ѕ Распишите слова по столбикам: в первый- местоимение, во второй- употребляемое с ними словарное слово, в третий- все остальные слова.
местоимение |
Слово с непроверяемой гласной в корне |
Остальные слова |
|
Такой барсучий, твой карандаш, наша берлога, с некоторых пор, он возник, другой человек, сколько стоит, в некотором дворце, который час.
ѕ Какое слово может быть отнесено и в первый, и во второй столбик? (который)
ѕ Составить текст, используя определительные местоимения и слова, написанные на доске: район, собака, событие, фонарь, фонтан.
ѕ Что объединяет все эти слова? (они словарные)
ѕ Проверьте по толковому словарю, в правильном ли значении вы их употребили.
5.Итоги урока
6.Домашнее задание: упр.№ 445.
Заключение
На основании изученной теоретической и методической литературы можно сделать следующие выводы.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. К сожалению, словарная работа на уроках русского языка носит эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы, и повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.
В качестве наиболее эффективных в методической литературе предлагаются следующие приемы работы со словарными словами: группирование, составление связного текста, словарные диктанты, проверяющие не только правописание, но и понимание значения используемых слов, тесты, этимологический анализ слова, а также запоминание при помощи мнемосистемы связей. Главное, чтобы эта работа велась систематически, с учетом уровня учебных возможностей учащихся и их возрастных особенностей.
подобная словарная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся, повышает интерес к русскому языку, развивает зоркое внимание к слову, развивает речь учащихся, повышает их словарный запас.
Таким образом, гипотеза о том, что систематическая целенаправленная работа со словарными словами способствует повышению грамотности учеников, получила подтверждение в ходе данного исследования.
Список литературы
Агашкова, Н.Г. Основа речевого развития школьника. — М: Дрофа, 2007.
Азанова Г.И. Организация словарной работы.-/Русский язык в школе.- №5.- 2003/.
Аномович, Е.А. Русский язык в старших классах. — М.: Просвещение, 2005
Бавыкина Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977.
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф. Методика преподавания русского языка / Под ред. Баранова М. Т. М.: Просвещение, 1990.
Баринова Я. И другие. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. — М.: Просвещение, 1994.
Барановская И.А. Лексические игры. Словарная работа на уроках русского языка в 5-6 классах.-/1 Сентября. Русский язык/.- № 6.- 2003.
Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку.- М.: ВАКО, 2009.
Богоявленский, Д.Н. Усвоение орфографии. — М.: Просвещение, 2007.
Власенков, А.И. Развивающее обучение русскому языку. — М.: Просвещение, 2006.
Жиркин, Н.И. Развитие речи. — М.: Дрофа, 2006.
Иванова М.К. Словарная работа на уроках русского языка — один из путей повышения языковой культуры учащихся.-/ Педагогический вестник ЕАО» /.-№ 2.- 2007 .
Карпюк, Г.В. Словарные слова. — М.: Просвещение, 2006.
Карупе, А.Я. Обучение детей в школе. — СПб.: Питер, 2005.
Костомаров, В.Г. Русский язык в школе. — М.: Дрофа, 2008.
Под ред. Т.А. Ладыженской. Методика развития речи на уроках русского языка / — М., 1980.
Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся. — М.: Просвещение, 2007.
Ю.Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в школе. — М.: Дрофа, 2006.
Н.Львов, М.Р. Методики русского языка. — СПб.: Питер, 2006.
Малова Л.М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма.- /1 Сентября. Русский язык/.- № 10.- 2006.
Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1997.
Панов, Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. — М.: Дрофа, 2005.
Политова, Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. — М.: Школа, 2006.
Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка в средней школе. — М.: Дрофа, 2007.
Ситникова Л.Н. Дидактический материал по русскому языку. 6 класс.- Волгоград: Учитель, 2002.
Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе // Учебник. М., 1980.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Руководитель проекта Островский С. Л., книга 1. М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка.-М.: АСТ-ПРЕСС.
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.-М.: Просвещение, 1971.
Яковлева В.И. Слово о словарном слове. — М., 1989.
Размещено на