Выдержка из текста работы
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование возможностей влияния форм волонтерского движения на формирование ценностных ориентаций младших школьников 28
2.1 Задачи и методика опытно-экспериментальной работы 28
2.2 Психолого-педагогические возможности волонтерского движения в формировании ценностных ориентаций младших школьников 31
2.3 Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы 34
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение 44
Введение
Социально-экономические и политические особенности последних десятилетий развития российского общества привели к разрушению старой системы ценностей, при этом новые ценностные ориентиры появляются стихийно.
Идеологический кризис и ценностная неопределенность общества с одной стороны, и понимание того, что решить проблемы и способствовать прогрессивному развитию общества может только воспитанный человек, обладающий сформированной системой ценностных ориентаций, вновь актуализировало значимость проблемы формирования такой личности в процессе обучения.
На воспитательный потенциал содержания образования неоднократно указывали и указывают российские и зарубежные педагоги: Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Б.П. Есипов, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, И.Я Лернер, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и другие. Тем не менее, хотя принцип единства обучения, воспитания и развития поддерживается большинством педагогов, однако в реальной школьной практике онтпрактически не соблюдается: эти процессы развиваются параллельно.
Фактически приоритет в школьном образовании по прежнему занимает обучение, а положение воспитания не соответствует обозначенному в официальных документах Министерства образования и науки РФ. Поэтому проблема организации воспитывающего обучения является актуальной для соврменной науки.
Одной из форм воспитывающего обучения и средств формирования личности с системой ценностных ориентаций является волонтерское движение.
Добровольческая деятельность является признанной на самом высоком международном уровне. Международное добровольческое движение состоит из множества крупнейших организаций, таких как Армия спасения, Красный крест, Волонтеры ООН и других. Например, в IAVE (International Association for Volunteer Effort) – в международную ассоциацию добровольческих усилий – входит более 90 стран Европы, Азии, Африки, Австралии и обеих Америк. Эти крупные организации имеют своих представителей в большинстве стран мира, включая Россию.
В России добровольчество как социальное явление начало зарождаться с 80-х годов, хотя его исторические корни в различных формах под различными названиями глубоко уходят в давно устоявшиеся древние традиции взаимопомощи в различных культурах. Сегодня добровольчество в России при поддержке и интеграции с мировым добровольчеством, достаточно активно развивается на местном, региональном и федеральном уровнях.
Согласно ст.5 закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. №135 ФЗ «Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя». Иными словами, добровольчество основывается на добровольном, не требующим денежной оплаты труде, т.е. мотивом волонтерства являются не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Именно благодаря этому волонтерское движение обладает значительным потенциалом для развития ценностных ориентаций личности.
Волонтерское движение выступает как социально-ориентированная, добровольная, бескорыстная деятельность, содержащая в своей основе нравственные ценности, ценности альтруизма, коллективизма, любви к ближнему и признания прав человека.
В настоящее время большую роль в развитии волонтерской добровольческой деятельности играет школа. Среди учащихся возникают и развиваются различные волонтерские отряды, организации и движения. Однако в научной литературе нет единого мнения о сущностностных характеристиках добровольческого движения; не достаточно подробно обобщен отечественный и зарубежный опыт воспитательной деятельности в учебном заведении по организации волонтерского движения, реализации педагогических условий формирования ценностных ориентаций в процессе организации волонтерского движения.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования ценностных ориентаций уже в младшем школьном возрасте в процессе обучения и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике; между значительным потенциалом волонтерского движения в развитии ценностных ориентаций личности и неразработанностью проблемы организации волонтерского движения в начальной школе.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы работы: «Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе обучения».
Цель исследования — определить и эксперементально проверить влияние форм волонтерского движения на формирование ценностных ориентаций младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: влияние форм волонтерского движения на формирование ценностных ориентаций младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования ценностных ориентаций у младших школьников в условиях обучения возможно, если основой образовательной деятельности будут являться формы волонтерского движения и будут учтены следующие психолого-педагогические условия:
обеспечение аксиологичности образовательного процесса путем преодоления ценностной неопределенности учебно-воспитательного процесса, выделение системы ценностей – целей воспитания и ценностного наполнения содержания образования (в первую очередь, содержания обучения дисциплинам учебного плана);
предъявления ценностей учащимся через содержание обучения с использованием адекватных форм, методов и приемов обучения (этические рассказ и беседа, положительный пример и т.п.);
обеспечением аксиологичности деятельности учителя (эмоциональность педагога при трансляции ценностей, обоснование их значимости, воздействие на эмоционально-оценочную сферу школьников) и учащихся (целенаправленное осмысление ценностно окрашенной информации);
опора на личностно-ориентированный подход к образованию, преодоление противоречия между ценностями и личными смыслами учащихся путем предъявления воспитанникам определенных систем ценностей и создания условий для их свободного выбора;
учет педагогом индивидуальных траекторий аксиологического развития школьников и соответствующее планирование индивидуальной учебно-воспитательной работы;
опора на принцип активности личности, обусловливающий применение следующих форм, методов и приемов обучения и воспитания: ролевых игр, драматизации, диспутов, метода проектов, методов воздействия на экзистенциальную сферу личности, методов организации поведения и деятельности (создание воспитывающих ситуаций, воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту школьников).
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.
2. Выделить психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения.
3. Раскрыть роль волонтерского движения в развитии ценностных ориентаций младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий и программы волонтерского движения в развитии ценностных ориентаций младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база и этапы исследования: исследования проходили на базе МОУ СОШ №32 г. Челябинска. Участие в эксперементе принимало 56 человек (3а и 3б классы – по 28 человек). Исследование проходило в 3 этапа:
I этап (сентябрь – ноябрь 2011г.) — анализ состояния проблемы в теории и практике начального общего образования, изучение психолого-педагогической литературы, определение основных понятий исследования.
II этап (ноябрь – декабрь 2011г.) — проведение опытно-экспериментального исследования влияния форм волонтерского движения на формирование ценностных ориентаций младших школьников.
III этап (январь – апрель 2012г.) — систематизация и обобщение результатов проведенной работы, формулировка выводов, оформление работы.
Практическая значимость исследования: разработана программа волонтерского движения, направленная на формирование ценностных ориентаций младших школьников.
Структура и содержание исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава I. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе обучения
1.1 Научно-методологический подход к решению проблемы формирования ценностных ориентаций у младших школьников
Ценности и ценностные ориентации личности всегда привлекали к себе внимание ученых из разных областей науки. Аксиология (от греч. axios — ценность и logos – слово, понятие), или теория ценностей, — одно из сравнительно недавних направлений философских исследований, начало которому положили труды немецких философов второй половины XIX — начала XX века, принадлежавших к Баденской школе неокантианства Р. Лотце, В. Виндельбанду и Г. Риккерту [26].
Понятие ценностной ориентации шире понятия ценности, так как подразумевает под собой структурную связь или отношение ценности и ценностно-ориентированного субъекта.
Ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. В этой связи примечательна точка зрения М. Рокича. Он определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования……….
Библиографический список
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. — 1984. — Т.5. — №5. — С.63-70.
2. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С.Артюхова // Педагогика. – 1999. — №4. — С.117 – 121.
3. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А.Асташова // Педагогика. – 2002. — №8. — С.8-13.
4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1993.- 1629 с.
5. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В.Бондаревская // Педагогика. – 1995. — №4, С.29-36.
6. Будинайте, Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. — 1993. — Т.14. — №5. — С.99-105.
7. Выжлецов, Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. — 1996 — №1. — С.86-99.
8. Дементий, Л.И. Формирование ценностей и карьерных ориентаций у будущих специалистов в учебно-профессиональной деятельности / Л.И. Дементий // Психология в вузе. — 2008. — № 3. — С. 26-37.
9. Емельянова, И.Н. Ценности современного общества в содержании университетского образования / И.Н. Емельянова // Высшее образование сегодня: Реформы. Нововведения. Опыт. — 2007. — № 1. — С. 14-18.
10. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. — М., 1986. — 222 c.
11. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А.Кирилова // Вопросы психологии. – 2000. — №4. — С.29-37.
12. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография / А.В. Кирьякова. — Оренбург, 1996. — 190 с.
13. Коган, Н.Н. Жизненные ценности как основа жизнедеятельности и поведения личности / Н.Н. Коган // Высшее образование сегодня: Реформы. Нововведения. Опыт. — 2008. — № 9. — С. 44-48.
14. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. — M., 1992. — 17 с.
15. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. — №4. – С.16-24.
16. Личность. Ценности. Изменяющийся мир / Под ред. Ю.Н.Кулюткина. — С.Пб.: ИОВ РАО, 1998.- 75 с.
17. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М., 1982. — С.108-118.
18. Равкин, З.И. Развитие образование в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) / З.И.Равкин // Педагогика. – 1995. — №5. — С.87-90.
19. Серебрякова, Т.А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности / Т.А.Серебрякова // Наука и школа. — 2006.- №3. — С.50-54.
20. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи / Вал. Луков, В. Гневашева, Н. Захаров, Вл. Луков и др. // Alma Mater. — 2008. — № 2. — С. 46-56.
21. Ульянова, И.В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном пространстве / И.В. Ульянова // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 10. — С. 29-34.
22. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл; общ. ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
23. Фрейд, З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т.2 / З. Фрейд. — Тбилиси., 1991. — 425 с.
24. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М., 1994. — 447 с.
25. Ядов, В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением // Личность и ее ценностные ориентации: Информационный бюллетень. – 1970. — №40.
26. Яницкий, М.С. К проблеме аксиологической типологии личности / М.С. Яницкий // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1. — СПб, 1997. — С.391-398.