Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Личность в психологии5
1.1.Проблема человека и личности в психологии5
1.2.Концепции развития личности в зарубежной и отечественной психологии11
Глава 2. Основные этапы и законы формирования личности17
2.1. Сущность основных этапов формирования личности17
2.2. Основные законы формирования и развития личности23
Заключение26
Список литературы28
Выдержка из текста работы
Понятие «личность» употребляется с целью характеристики человека как общественного, социального существа. В Древней Греции оно обозначало маску, которую надевал актер в театре. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции, например личность судьи. Позднее под личностью стали подразумевать роль, которую играет тот или иной человек в обществе. В социологии, психологии и других общественных науках личность определяется как устойчивая система социально значимых черт (качеств), характеризующих индивида как продукт общественного развития и включения его в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Проблема личности является центральной среди всех проблем юридической психологии. В системе «человек — право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания и, в частности, правосознания. Применяемая на практике формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» — не синонимы и человек может не быть личностью (напр. — новорожденный), личность — это всегда человек, и личности нет ни у кого, кроме человека.
Данный вопрос очень актуален и в наше время, так как среди научных работников до сих пор ведутся споры, касающиеся формирования и развития личности. И в наше время обсуждаются вопросы возрастного критерия личности, о том как и за счёт чего формируется личность. Среди обывателей часто используется термин «личность», но многие даже не задумываются, что подразумевается под данным словом. Ответы на эти вопросы я постарался отобразить в данной курсовой работе.
Глава 1. Понятие личности
.1 Что такое личность?
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему миру и наделённый индивидуально-психологическими способностями.
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация — разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г. Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.
Личность как объект исторического процесса испытывает воздействие многих экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. В её свойствах наиболее полно раскрывается общественная сущность человека. В то же время личность обладает признаками индивидуальности, зависящими от биологических, врождённых качеств нервной системы и психики. К последним относятся типологические свойства высшей нервной деятельности и обусловленные ими особенности психических процессов и состояний. В рассматриваемом нами аспекте, по мнению И.Н. Сорокотягина, личность — это носитель психических свойств, присущих дееспособному члену общества, который осознаёт свою роль в нём. Таким образом, личность есть индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт, которые определяют присущее данному человеку мышление и поведение.
Чтобы узнать человека, нужно разобраться в том, что он успел сделать как член общества. Но ещё важнее понять, к чему и во имя чего он стремится, чего, по его мнению, он ещё не успел добиться и каким образом намерен достигнуть поставленной цели.
Психологическая структура личности образуется под воздействием следующих её четырёх подструктур, или сторон: а) социально обусловленных свойств личности; б) индивидуально приобретённого опыта (знаний, навыков, умений, привычек, уровня личной психологической культуры); в) индивидуальных особенностей отдельных психологических процессов (форм отражения); г) биологически обусловленных свойств личности (темперамента, инстинктов, свойств).
Понятие «социально обусловленные свойства личности» невозможно понять, не усвоив суть термина «направленность». Одни ученые считают направленность свойством личности и ставят её в один ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят её к системе доминирующих мотивов. На наш взгляд, направленность личности обусловлена интересами, склонностями, идеалами, убеждениями индивида, в которых выражается его мировоззрение. Направленность включает в себя потребностно — мотивационную сферу, систему отношений. Общая направленность личности включает в себя трёхуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений. Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).
Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений.
Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик. Направленность характеризуют качества и формы.
Как правило, качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень его идейности. Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вариантов: у одних он узкий, у других — широкий и т. д. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.
Формы направленности личности включают в себя влечение, т.е. смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие; желание — направленность, при которой человек осознаёт то, чего добивается; интерес — осознанная форма направленности на предмет, обусловленную стремлением к его познанию; мировоззрение — система взглядов, представлений и понятий о мире.
Даже самая интенсивная и устойчивая направленность личности может не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности — это актуализация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намерений. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности. Направленность личности всегда тесно связана с другими ее свойствами и состояниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них.
Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов определяются формами психического отражения — единства процессуального и содержательного в психике: памяти, эмоций, мышления, чувств и воли.
По мнению Ю.В. Чуфаровского: человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью — субъектом познания и активного преобразования действительности. Если рассматривать взрослого, нормального человека и новорожденного, дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки, то только первый из них может являться личностью, то есть социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития.
Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию.
Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство или неустойчивость, твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость и т. п. — все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности.
Таким образом, согласно В.Н. Мясищеву, связь содержания и формы означает переход к действию, реализуется в поведении. Когда идеи и принципы адекватно воплощаются в способе действия, в поступках — это и есть «оформление» содержания личности, причем такое, что слитность формы и содержания воспринимается как черта личности — цельность, последовательность, принципиальность. Воплощение идеи в образе действия есть в то же время соединение социального с индивидуальным: личность в поступке (индивидуальное) реализует идею, обусловленную общественными отношениями (социальное).
.2 Свойства личности и общество
Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.
Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.
Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.
.3 Девиантная личность
Предметом рассмотрения данного вопроса являются аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Отклоняющееся поведение личности, на наш взгляд, бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».
Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение. Далее мы будем использовать оба термина — «отклоняющееся», «девиантное» — в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.
Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе я рассматриваю отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.
Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данного время социальных норм.
Девиантное поведение и личность, его проявляющиеся, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций,в том числе уголовного наказания. Прежде всего, санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но,с другой стороны, они могут приводить к такому негативномуявлению, как стигматизация личности — навешивание на нееярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.
Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие, причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самимчеловеком или окружающими людьми.
Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то, что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креатуры, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот, же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.
Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.
Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. Другой распространенный пример: эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным.
Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствиемнестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).
Глава 2. Формирование и развитие личности
.1 Развитие личности и самовоспитание
Формирование и развитие личности — сложный и длительный процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Так, на первой стадии, охватывающей в основном дошкольный возраст, развитие личности всецело определяется ситуацией, ближайшим окружением. Внешние воздействия и подражание имеют решающее значение в формировании свойств личности ребенка. По мере накопления знаний и опыта внутреннее все более и более начинает определять характер поведения ребенка. Так, представление о хорошем и плохом в поведении начинает регулировать собственные поступки уже старшего дошкольника. С развитием и накоплением знаний в процессе обучения и воспитания внутреннее начинает доминировать над внешним в регуляции поведения. Подросток руководствуется определенными принципами и исходит из намеченных им перспектив жизни. У старшего школьника завершается процесс превращения знаний в убеждения, отчетливее вырисовывается идеал, поведение становится принципиальным.
Внутренняя обусловленность поведения не снимает значения и влияния внешней среды. Речь идет лишь о такой зрелости личности, когда она подходит к каждому вопросу с определенных сложившихся позиций, принципов, когда внешнее преломляется через внутреннее и соответственно оценивается и принимается или отвергается, когда совесть становится регулятором нравственного поведения.
И.М. Сеченов, говоря о закономерности развития, писал, что оно заключается в том, «…что человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство…». Таким образом, развитие личности под влиянием обстоятельств и воспитания приводит ко все большей ее автономии и самостоятельности.
Г.С. Костюк, развивая положение о внутренних закономерностях развития психики ребенка, показывает, как внешнее формирует внутреннее, как происходит переход «от низших уровней регуляции взаимодействия с окружающей средой к более высоким уровням, к высшим формам саморегуляции». Вполне понятно, что, чем самостоятельнее личность, тем более она творчески активна как в воздействиях на внешний мир, так и на самое себя, свой внутренний мир.
Таким образом, развитие под влиянием внешних сил, и в первую очередь воспитания, постепенно превращается в саморазвитие, основной силой которого является самовоспитание и самообразование.
Самовоспитание — закономерное явление развития личности. Самовоспитание в зависимости от общественного устройства имеет различную направленность, удельный вес и коэффициент полезного действия. В авторитарном обществе личная самодеятельность подавляется и сводится на нет, и, наоборот, в обществе, основанном на коллективных началах, роль и значение самовоспитания возрастают. При капитализме, где человек человеку волк, каждый стремится развить у себя такие свойства, которые обеспечивают ему возможность выстоять или победить в борьбе с ближним. Отсюда и руководства по самовоспитанию, например американские, содержат та кие советы, следуя которым человек смог бы успешно делать деньги, бизнес.
В социалистическом обществе самовоспитание направляется общественными мотивами — стать достойным уважения членом коллектива. Уважаемый же член коллектива — это человек, не слепо исполняющий требования других, а активный и инициативный деятель, коллективист по воспитанию и образу жизни. Самовоспитание людей в капиталистическом и социалистическом обществе по направленности отличается, что отражается и в теориях самовоспитания.
Согласно буржуазной теории самовоспитание рассматривается только как личностно значимый процесс. Источники, цели и средства самовоспитания она видит в самой личности. Отсюда и лозунг — «смотрите внутрь себя, развивайте единственное в своем роде я». Иными словами, самовоспитание рассматривается как процесс самоусовершенствования уединенной личности.
В действительности самовоспитание детерминируется обществом и служит определенным общественным интересам. Самовоспитание возникает на определенном этапе развития личности, будучи подготовлено внешними условиями, воспитанием и опытом жизни конкретного индивида. В процессе жизни индивид познает себя и других людей, учится соизмерять требования окружающих с собственными возможностями. В процессе воспитания закладываются нравственные основы личности, формируются моральные представления и понятия, убеждения, нравственные привычки и в конечном итоге нравственный идеал, регулирующий поведение в настоящем и определенный план жизни на будущее.
Таким образом, по мере развития личности самовоспитание начинает играть все большую роль, выступает отчетливее и эффективнее.
Итак, самовоспитание имеет место только при определенном уровне морально-психологической зрелости личности, обусловленной как обстоятельствами жизни, так и воспитанием.
.2 Формирование личности на определённых этапах развития человека
Личность формируется в конкретно-исторических условиях, в процессе воспитания и обучения. Основными движущими силами развития личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Сторонники биологического направления утверждают, что формирование личности определяется наследственностью, т. е. в человеке от природы заложено предрасположение к конкретному виду деятельности и к определенному комплексу мотивов, а также запрограммированы этапы психического развития и порядок их возникновения. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий на нее окружающей социальной среды.
.2.1 Ранний возраст
Предпосылки формирования личности заложены уже в раннем возрасте ребёнка, в котором происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения, но и овладение свойственных человеку форм поведения в обществе и, главное, тех внутренних черт, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Но внутренний мир ребёнка лишь начинает приобретать определённость и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут вложить в ребёнка своё отношение к людям, к вещам и передать ему свои способы поведения.
.2.2. Дошкольный возраст.
В процессе своего психического развития ребенок дошкольного возраста овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств.
Внутренняя позиция ребенка проявляет себя в весьма своеобразной форме. Это или эмоционально окрашенные образы, или ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая в упорстве, или другие частные психические достижения, которые вдруг доминируют над общими достижениями в процессе целостного психического развития. Эти ситуативные доминирования, возникнув и заявив о себе, быстро исчезают. Однако именно они окрашивают процесс развития личности ребенка неповторимым обаянием детских проявлений «самости» и «чувства личности».
.2.3 Младший школьный возраст
В возрасте семи-одиннадцати лет (младший школьный возраст) ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
.2.4 Отрочество
Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью — мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя — куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному Я.
.2.5 Юность
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей, стремление сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, а также к моральным ценностям.
Важнейшими процессами этого возраста является расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.
Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает — еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.
.2.6 Зрелый возраст
Если в юношеском возрасте образуется зрелость личности первой степени, которая характеризуется развитием высокого уровня способности к учению (старший школьник и студенческий возраст) и первыми шагами в научном и техническом творчестве, умениями вести общественную работу, то зрелый возраст (22-60 лет) достигает вершин в труде как в области науки и искусства, так и в практике (производство и управление).
В этом возрасте личность выступает общественным деятелем в полном смысле этих слов. Это государственный или партийный деятель, профсоюзный работник, наконец, деятель в области культуры. Это и организатор научных исследований, и отличный испытатель, это и новатор производства, и рядовые квалифицированные рабочие, и колхозники, создающие материальные ценности. Это художники и актеры, музыканты и литераторы, создающие духовные ценности. Одним словом, зрелое поколение составляет основу общества.
В этом возрасте окончательно определяются и углубляются нравственно-политические взгляды. Они становятся глубокими и довольно полными, а главное, проверенными жизнью.
Зрелый возраст располагает оптимальными субъективными условиями деятельности: максимальным развитием физических и умственных сил, основательностью знаний и навыков.
.2.7 Пожилой возраст
Незаметно для себя, а нередко и для окружающих, личность переходит в период жизни, называемый пожилым, который имеет границы в пределах 61-74 лет. Существенных изменений в морально-психологических особенностях личности, особенно в первом пятилетии, не наблюдается. На том же уровне в основном сохраняются творческие способности личности. Они умножаются на большее мастерство. Сохраняется чувство нового и способность творить; широкое распространение получает совмещенное творчество — рабочий, он же и актер; врач, инженер и художник (живописец, музыкант, актер). Чувство эрудиции и опытность пожилого человека определяют его тенденцию к менторскому тону по отношению к молодежи. Право быть учителем и наставником отвечает действительным возможностям личности данного возраста.
Некоторое ослабление сил и возможностей наблюдается к началу второй половины пожилого возраста; имеет место ослабление образной памяти при достаточном объеме внимания, зрения, физической силы (сдает сердце). Иногда наблюдается в этом возрасте малоосознанное чувство зависти к молодости и стремление к соревнованию с ней как в труде, так и в развлечениях в процессе отдыха.
.2.8 Старческий возраст
Старческий возраст (75-90 лет), как принято считать с древнейших времен, — возраст мудрости. И это действительно так. Личность проходит большую школу социальной жизни, труда, общественной деятельности. На протяжении длительного времени жизни она смогла испытать себя во всех отношениях, изучить других, обогатить себя теоретическими и практическими знаниями, сформировать умение подходить разумно к различным проблемам жизни, быть неторопливой в решениях, взвешивая все «за» и «против».
Личность в старости отличается определенностью и твердостью убеждений, взглядов на жизнь.
Личность в старческом возрасте сохраняет работоспособность, хотя нервно-психическая, как и физическая утомляемость у неё очень повышена. Это противоречие снимается благодаря организованности и методичности в деятельности. Личность в старческом возрасте достигает решения задач при меньшей затрате физических и нервно-химических сил благодаря совершенным умениям и навыкам.
Заключение
Итак, личность — устойчивая система социальных качеств, характеризующих индивида, как продукт общественного развития и включения его в систему общественных отношений посредством активной предметно-познавательной деятельности и общения. Личность и общество очень сильно взаимосвязаны между собой, друг без друга они существовать не могут. Личности играют огромную роль в развитии общества, но и вне общества индивид не сможет гармонично развиваться, не сможет проявить свои моральные качества, стремление к познанию, к изменению реальной действительности.
В процессе формирования и развития личности огромную роль играет самовоспитание, особенно в обществах, основанных на коллективных началах. Самовоспитание закладывает нравственные основы личности, моральные представления, убеждения, привычки, нравственный идеал.
Личность развивается и формируется на всём протяжении жизни: то раннего возраста до старости. В полной мере личность может проявлять свои качества в возрасте, не ранее 25 лет. Именно в это время складываются моральные качества индивида. Его мировоззрение становится более устойчивым, полным. Он, наконец, начинает осознавать свою сущность, своё место в обществе и цели в жизни.
Стоит ещё упомянуть о людях с редкими, уникальными, блистательными способностями, о личностях с большой буквы, которых называют незаурядными. Они не только влияют на развитие общества, они создают в истории яркие события, в их руках находятся многие человеческие жизни. Недаром память о них вечна, их будут помнить всегда.
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. — избранные психологические труды, В 2 т. М., Т.2.
.Васильев В.П. — учебник, юридическая психология, М. 2011г.
.Выготский Л.С. — проблемы возрастной периодизации детского развития//Вопр. Психологии, 1972 №2.
.Еникеев М.И. — юридическая психология, М. 1997г.
.Клейберг Ю.А. — психология девиантного поведения, М., 2001
.Ковалёв А.Г. — психология личности, М. 1989г.
.Куликов Л.В. — хрестоматия, психология личности в трудах отечественных психологов, С-П. 2000 г.
.Лазурский А.Ф. — классификация личностей, М., 1982г.
.Майерс Д. — социальная психология, 1996
.Мухина В.С. — учебник, возрастная психология, М. 1997г.
.Петровский А.В. — психология развивающейся личности, М.,1989
.Романов В.В. — юридическая психология, М., 1998г.
.Сорокотягин И.Н. — учебник, психология юриспруденции, С-П. 2006г.
.Чуфаровский Ю.В. — учебник, юридическая психология, М.1998г.