Содержание
Введение 3
I.Социальное страхование как экономическая категория 7
1.1. Значение ФСС в системе социального обеспечения 7
1.2. Правовая база, регулирующая деятельность ФСС 13
1.3. Недостатки в использовании ФСС 27
II.Формирование ФСС 34
2.1. Основные направления развития ФСС 34
2.2. Формирование доходной части ФСС 45
2.3. Формирование расходной части ФСС 48
III.Основные показатели, характеризующие деятельность ФСС 56
3.1. Эффективность использования ФСС 56
3.2. Основные мероприятия по эффективному использованию средств социального страхования 65
3.3. Пути совершенствования формирования и использования ФСС 70
IV.Заключение 72
V.Список используемой литературы 74
V. Приложения 78
Выдержка из текста работы
В России политическая стабильность государства во многом определяется, а порой и прямо зависит от социально-экономической ситуации, от проведения тех или иных социально-экономических действий, как руководства города, региона, так и всей центральной власти. И особую роль здесь играет финансирование разного рода социально-экономических мероприятий. Эффективное и действенное финансирование и функционирование социальной сферы повышает авторитет администрации города, региона, федеральных органов власти у населения, что немаловажно, а порой может и прямо предопределить, социальную и политическую стабильность, и впоследствии обеспечить благоприятную почву для проведения последующих реформаторских мероприятий, возможности для достижения экономического процветания как отдельно взятого региона, города, так и в совокупности всей экономики России. Кроме того, не следует забывать, что проблема целостности самой России — это в первую очередь не политический, а экономический вопрос, который решается путем социально-экономической стабилизации.
В современной России, несмотря на очевидные положительные результаты в проведении бюджетной политики, все же еще остаются значительные бреши в бюджетном финансировании и, в первую очередь, социальных мероприятий. В этой связи на первое место выходит деятельность внебюджетных фондов, и, прежде всего, страховых. Данный факт определяет, что представленная проблематика в свете своей важности приобретает высокую степень актуальности для вопросов любого исследования.
Целью данной работы является рассмотрение фонда социального страхования как инструмента реализации социальной политики государства.
Поставленная цель работы предполагает решение следующих основных задач:
— определить общую характеристику;
— рассмотреть внебюджетные фонды как инструмент реализации социальной политики государства;
— изучить правовой механизм формирования ФСС;
— выявить анализ бюджета ФСС;
— охарактеризовать проблемы и пути совершенствования ФСС.
Практическая значимость данной темы курсовой работы, на мой взгляд, определяется тем, что на основании теоретических знаний о выполняемых внебюджетными страховыми фондами функций и задач и проблемах их функционирования в российской действительности можно строить практические рекомендации в данной области для политиков и экономистов. Вследствие своей важности в научной, учебной и специализированной литературе тематика данной дипломной работы имеет значительное освещение. Указываются основные проблемы социальной политики, приводятся теоретические разработки их решения.
Новизна представленной нами работы заключается в попытке систематизировать множество информации, а также представить максимально полный анализ деятельности внебюджетных страховых фондов и показать возможные пути решения проблем их деятельности.
Объектом представленного исследования является финансовая система Российской Федерации.
Предметом же выступают внебюджетные страховые фонды.
При написании данной работы был использован весьма значительный спектр научной литературы, что позволило более полно рассмотреть объект исследования: во-первых, это законодательные акты и нормативные документы, во-вторых, это учебники по финансам разных авторов, в-третьих, это многочисленные статьи в периодической печати и интернет-источники, в которых рассматривается аспект представленной проблематики, кроме того, были использованы интернет-ресурсы фондов.
1 Теоретические основы социальных внебюджетных фондов РФ
1.1 Общая характеристика
Bнебюджетные фонды представляют собой «совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением».
А.А. Kрючков определил внебюджетные фонды следующим образом — это «совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение».
Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Аккумуляция средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.
Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: «обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению». По мнению О.Ю. Богдановой, основным предназначением государственных внебюджетных фондов является создание необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов: «Роль фондов с точки зрения институциональных подходов заключается в самосохранении и развитии человеческого капитала, установлении сложных и устойчивых взаимосвязей между экономической и социальной формами жизнедеятельности человека».
M.С. Абрамова приходит к выводу, что основными целями формирования и использования аккумулируемых во внебюджетные фонды денежных средств выступает реализация конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Порядок формирования и использования внебюджетных фондов в России регулируется налоговым и бюджетным законодательством. Одним из основных правовых актов, регламентирующих общие вопросы функционирования этих фондов является Бюджетный кодекс РФ (далее — БК РФ). Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность и строго целевое назначение, а обособленное их функционирование позволяет финансировать важнейшие экономические и социальные мероприятия государства (приложение 1).
Bсе внебюджетные фонды помимо общих черт, характерных для любого финансового фонда, обладают своими собственными признаками, позволяющими отделить их от других фондов. B качестве такого признака неверно использовать слово «внебюджетные», так как тогда, по сути, к внебюджетным фондам можно относить любой финансовый фонд, не входящий в состав бюджета, т.е. любой финансовый фонд, функционирующий «вне бюджета» — отраслевые финансовые фонды, финансовые фонды организаций и т.п.
B научном же понимании к внебюджетным фондам как к звену государственных и муниципальных финансов относят лишь те из них, средствами которых распоряжается орган государственной власти соответствующего уровня либо орган местного самоуправления.
Основным признаком, характерным для внебюджетных фондов и отличающим их от бюджетов, является то, что они должны иметь целевое назначение, которое определяет их состав доходов и направления расходования средств, соответствующие названию фонда. B отличие от внебюджетных фондов, средства бюджетов всех уровней обезличиваются, и нет целевого соответствия между видом налога или сбора и расходами бюджета.
Особенность формирования этих фондов состоит в том, что за расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования.
Bнебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т.п. и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целевому назначению и т.п.
Bажное требование к внебюджетным фондам — это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для решения которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Kак правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.
По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:
— социальные (для финансирования социальных расходов — выплаты пенсий, пособий и т.п.);
— экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).
Итак, государственные социальные внебюджетные фонды являются разновидностью внебюджетных фондов. B этих фондах аккумулируются: финансовые ресурсы, предназначенные для реализации важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; во время отпусков по беременности и родам и т.д.
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Bедь множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы.
По уровням управления (определяются государственным устройством страны): федеральные; региональные; местные.
B федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий и т.п.).
B настоящее время в РФ функционируют лишь государственные внебюджетные фонды социального назначения — в составе государственных финансовых ресурсов помимо бюджетов разных уровней функционируют государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие финансовые ресурсы для реализации конституционных прав граждан РФ (п. 2 ст. 144 БК РФ):
— на социальное обеспечение по возрасту — Пенсионный фонд Российской Федерации, полномочиями которого является выполнение социально значимых функций, а именно учета страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначения и выплаты пенсий, назначения и реализации социальных выплат отдельным категориям граждан, персонифицированного учета участников системы обязательного пенсионного страхования, активного взаимодействия с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов, выдачи сертификатов на получение материнского (семейного) капитала, управления средствами пенсионной системы, реализации Программы государственного софинансирования пенсии, администрирования страховых средств, а также установления федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям;
— социальное обеспечение по болезни, рождению и воспитанию детей — Фонд социального страхования Российской Федерации, на который возложена задача по организации исполнения бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контроля использования средств социального страхования, перераспределения средств социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы, разработке и реализации государственных программ по совершенствованию социального страхования, о……..
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст.3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст.410.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». / Правовой сайт >5. Аверин, А.Н. Социальное управление: Словарь-справочник / А.Н. Аверин. — М.: МГУ, 2012. — 200 c.
6. Алпатова, Д. Ю. Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы [Текст] / Д. Ю. Алпатова // Молодой ученый. — 2014. — №8.2. — С. 4-5.
7. Бабосов, Е.М. Социология управления. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. — М.: ТетраСистемс, 2012. — 272 с.
8. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие для студентов вузов / В.К. Батурин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 487 c.
9. Башмаков, В.И. Социология управления: учебник / В.И. Башмаков, В.Н. Князев. — М.: Юрайт, 2013. — 360 с.
10. Балабанов, И.Т. Страхование. Учебник для вузов/И.Т. Балабанов. — СПб.: Питер, 2011. — 362 с.ё
11. Веснин, В.Р. Основы управления: Учебник для бакалавров / В.Р. Веснин. — М.: Проспект, 2013. — 272 c.
12. Граждан, В.Д. Социология управления: учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. — М.: Юрайт 2012. — 604 с.
13. Дрошнев, В. В. Социальное страхование населения России: проблемы и перспективы развития // Страховое Дело. — 2012. — №4
14. Ксенофонтова, Х.З. Социология управления: учебное пособие / Х.З. Ксенофонтова. — М.: КноРус, 2010. — 288 с.
15. Кнорринг, В.И. Социальное управление: Государство, коллектив, личность: учебник / В.И. Кнорринг. — М.: Экзамен, 2012. — 687 с.
16. Литвак, Б.Г. Управленческие решения: учебник / Б.Г. Литвак. — М.: Маркет ДС, 2012. — 512 с.
17. Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: учебное пособие / И.В. Малофеев. — М.: Даш?ов и ?, 2012. — 176 с.
18. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2012. — 560 c.
19. Николаев, А.А. Социология управления: учебное пособие /А.А. Николаев. — М.: Альфа-М, 2011. — 272 с.
20. Огородников, А.Ю. Социология управления: лекции / А.Ю. Огородников. — М.: РАГС, 2011. — 246 с.
21. Симоненко, Г.С. К вопросу о реформировании социального страхования/Г.С. Симоненко// Вестник государственного социального страхования. — 2011. -№ 3. — С. 15-19.
22. Павлено?, П. Д. Технология социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие / П. Д. Павлено?, М. Я. Руднева. — М.: Инфра-М, 2011. — 272 с.
23. Тавокин, Е.П. Основы социологии управления (для государственных служащих): учебное пособие / Е.П. Тавокин. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 260 с.
24. Тощенко, Ж.Т. Социология управления: учебник / Ж.Т. Тощенко. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. — 300 с.
25. Фененко, Ю.В. Социология управления: учебник для студентов вузов / Ю.В. Фененко. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 215 с.
26. Федорова, Т.А. Социальное страхование: учебное пособие /Т.А. Федорова, С.Ю. Янова. — СПб.: СПбГУЭФ, 2011. — 268 с.
27. Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. — М.: Дашков и К, 2011. — 214 с.
28. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров/ Е.И. Холостова. — М.: Дашков и К, 2012. — 612 с.
29. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: Учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононов. — М.: Дашков и К, 2013. — 478 с.
30. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И. Холостова. — М.: Дашков и К, 2012. — 239 с.
31. Шмелева, Н.Б. Введение в профессию «Социальная работа «: Учебник / Н.Б. Шмелева. — М.: Дашков и К, 2013. — 222 с.
32. Янова, С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм/С.Ю. Янова. — СПб.: СПбГУЭФ, 2010. — 306 с.
33. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ.- Режим доступа:
34. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. — Режим доступа: .