Выдержка из текста работы
Важное место в становлении советского социалистического права, занимает правотворческая деятельность местных органов Советской власти. Многие законодательные акты центральных органов были изданы на основе обобщения нормативных материалов, принятых ранее на местах. Отдельные институты и отрасли советского права формировались под влиянием местной практики. Центральные органы Советской власти вели постоянную работу по ее обобщению.
Изучение революционного правотворчества народных масс в период коренной ломки общественных отношений и почти полного отсутствия общегосударственной их регламентации представляет значительный интерес. Именно поэтому в историко-правовой литературе революционному правотворчеству масс уделяется определенное внимание.1 Вместе с тем отдельные его аспекты не получили еще достаточно полного освещения, в частности, почти не исследованы в историко-правовом плане источники и организационно-правовые формы местного правотворчества.
После падения самодержавия в феврале 1917 г. Россия развивалась по пути парламентской республики, однако демократизация государственного управления, органов суда и общественной жизни в кризисных условиях войны и нарастающей хозяйственной разрухи вылилась в тотальный распад институтов власти. Ни Временное правительство первого состава, ни сменившие его последовательно три правительственные коалиции не смогли приостановить данный процесс. Это в свою очередь открывало путь к власти лево-радикальным социалистам, ставившим во главу угла усиление исполнительно-распорядительных и, главным образом, распределительных функций государства, сочетающиеся с резким возрастанием роли принуждения, не отграниченного от попытки массового государственного террора.
Таким образом, с началом Октябрьской революции, с принятием II съездом Советов рабочих и солдатских депутатов первых правовых актов, начинается советский период истории государства и права нашей Родины.
Как проходило становление советской власти и новой структуры государства? В чем противоречивость действий советской власти по переустройству общества? Для ответа на эти вопросы я проанализировала данную проблему, опубликованную в книге Исаева И.А. «Историю государства и права». Также я пользовалась и другими источниками, чтобы рассмотреть различные точки зрения на проблему деятельности государства и права в период становления советской власти.
Цель моей работы состоит в рассмотрении процесса становления Советской государственности и права, основанных на унификации представительных учреждений и исполнительных органов, формирование системы Советского права.
Правовое регулирование экономики
В декабре 1917г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий. Осенью 1917г. — весной 1918г. национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей. Управление национализированными предприятиями возлагалось на Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов. В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение права распоряжения). От крупных предприятий перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принимает положения, объявившие все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя на предприятии) человек национализированными. Сложился "главкизм". Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции.2
Весной 1918г. началось формирование рабочих продовольственных отрядов, направляемых из городов в деревню. В мае 1918 г. ВЦИК предоставил НК продовольствия чрезвычайные полномочия "по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлеб", вплоть до применения вооруженной силы. Комитеты бедноты, (Комбеды) проводили перераспределения земли между крестьянами, изымали "излишки хлеба". В ноябре 1918 г. СНК принял декрет "Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства". При ликвидации частной торговли Наркомпрод становился главным распределителем продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат. Все население получало продовольствие и товарные пайки в единых потребительских обществах (ЕПО). В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной Декретом ВЦИК в январе 1919г. Продразверстка оставляла необлагаемыми потребительскую норму и семенной фонд двора, все остальное в качестве "излишков" изымала по номинальным ценам, под расписку или безвозмездно.
Принципы системы, получившей наименование "военный коммунизм": максимальная централизация экономической политики (главкизм, продразверстка, трудовая повинность) сочетались с рядом мер социального характера: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помещения, воду, электричество, за пользование почтой, телеграфом, телефоном. Налоговое обложение распространялось на сохранившиеся в частном владении объекты. Процессы экспроприации частного капитала привели к сокращению числа различных налогов. В феврале 1921г. был подготовлен проект о полной отмене налогов. Программа построения социалистического общества включала также Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО).
Конституция 1918 г. — первый основной закон российской республики
Конституция РСФСР 1918 г. была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа".3
Эта декларация, состоявшая из 16 статей, представляла собой первый конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы нового социалистического государства. Проект декларации был написан В.И. Лениным.
Текст декларации состоит из 4-х разделов:
В 1-м разделе устанавливаются политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
2-й раздел определял основную задачу, декларируемую Советской властью — уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Далее подтверждалось отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ, национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное и полное разоружение имущих классов.
3-й раздел декларировал принципы советской внешней политики — борьба за мир, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов, полный разрыв с политикой развитых буржуазных государств, порабощающих трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время 1-й мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении, аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.
4-й раздел провозглашал устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивал принадлежность власти трудящемуся народу и его полномочным представителям — Советам, подчеркивалось, что Советская власть ограничивается, установлением коренных начал федерации советских республик, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных учреждениях.
Декларация заложила краеугольный камень основ конституционного строя РСФСР, магистральных направлений экономической и социальной политики. Выражая чаяния трудящихся, основные положения декларации, тем не менее, носили ярко выраженную классовую окраску, что существенно ограничивало ее демократический потенциал.
Из декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа — классовый характер перешел и в Конституцию РСФСР, принятую 10 июля V Всероссийским съездом Советов 1918 г.
Главной особенностью данной конституции было то, что она не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. В конституции проявилось стремление определить и закрепить географически и идеологически результаты революции, придать им характер цельного правового оформления, покончить с временным статусом "рабоче-крестьянского правительства" страны.4
Конституция законодательно закрепила переход основных средств производства в собственность государства и народа, формальное равноправие наций, федерацию, как форму наиболее приемлемую для многонационального государства.
В сфере публичного права Конституция устанавливала неравноправие различных социальных групп населения. Например, в ходе выборов в высшие органы власти 5 голосов крестьян приравнивались к 1 голосу рабочего, преимущества городских рабочих в сравнении с крестьянством подчеркивались в ходе многоступенчатых выборов (непосредственно населением избирались только городские и сельские Советы). По смыслу статей Конституции роль крестьянства определялась в качестве "меньшего брата" пролетариата, силы ведомой и направляемой последним. Участие иных социальных групп в выборах органов власти вообще исключалось, равное избирательное право отсутствовало.
Конституция 1918 г. законодательно закрепила сложившуюся систему Советов, подробно рассмотренную в 1 вопросе. Согласно Конституции высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и контролируемым органом между съездами — ВЦИК, который образовывал правительство Республики — СНК. Органами Советской власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов власти строилась на основе принципа демократического централизма, пришедшего из практики партийного строительства.
Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом, различия не функций, а места в иерархии.
Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа определялись в ст.49 совместно, без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд Советов согласно ст.51 имел лишь две функции, которыми не обладал ВЦИК: "установление, дополнение и изменение основных начал Конституции" и " ратификацию мирных договоров". Тем не менее, ст. 49 возлагала на ВЦИК право "утверждения, изменения и дополнения Конституции". Таким образом, из-за подобных формулировок возникал деликатный вопрос, какие же изменения Конституции считать основными? Таким образом, единственной четкой прерогативой Съезда Советов можно считать лишь ратификацию мирных договоров.
Подобная система высших органов власти позволяла с максимальным эффектом использовать на практике тактику партийного манипулирования, использовать государство по образному выражению К. Маркса как "работающую корпорацию в одно и то же время законодательствующей и исполняющей законы". Более того, В.И. Ленин считал взаимную сбалансированность различных ветвей власти вовсе необязательной в Советской республике, основанной лишь на "одной всеохватывающей силе — российском пролетариате и его партии".
Конституция не предусматривала реализацию принципов частного права, как и не предусматривала конституционно-правовых ограничений в деятельности государственных органов. Классово-ограниченный характер первой Российской Конституции не позволяет классифицировать государственное устройство ею закрепленное, как демократическое и правовое.
Итак, в условиях гражданской войны опыт очень раннего Советского законодательства вскрыл широкий разрыв между идеалистическими принципами, заложенными в Конституции, и суровой практической реальностью.
Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.
Развитие права
В декретах ВЦИК и СНК законодательно закреплялся новый вид собственности — социалистическая. Декрет "О Земле" отменял частную собственность на землю, леса, недра, воды. Декретом ВЦИК в марте 1919 г. Ранее 27 мая 1918 г. "Основной закон о лесах" объявил верховную собственность государства на лесные угодья. 20 июня 1918 г. СНК принял декрет о национализации нефтяной промышленности, а 28 июня — Декрет о национализации всей крупной промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и парковых мельниц. К объектам социалистической собственности были отнесены также средние предприятия, а также муниципальные коммунальные предприятия и жилой фонд городов.5
Источниками возникновения государственной социалистической собственности являлись национализация, конфискация, секвестр, реквизиция и бесхозяйственность имущества (на основании Декрета СНК от 13.11.20 г.). Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота и переходили в сферу действия административного права.
В сфере гражданского права — действовала правовая регламентация кооперативной собственности, которая контролировалась государством через национализированный Народный банк. Кооперация в это время фактически являлась придатком органов Наркомпрода.
Частная и личная собственность постановлением СНК от 26.10.18 г. "Об аннулировании государственных процентных бумаг" ограничивалась верхним пределом в 10 тыс. рублей. Более того, государство ограничивало право распоряжения личным недвижимым имуществом. Так, постановлением Наркомюста от 06.09.18г. объявлялась незаконность купли-продажи строений в сельских местностях.
Усиление позиций государственного запретительного правового регулирования вызвала резкое свертывание гражданского оборота, вызывала широкое распространение подпольных сделок (например: аренду земли у сельских обществ или частных лиц). Имущественные отношения регулировались административно-правовыми методами. Национализация изъяла из оборота основные фонды предприятий. Система и плановых заданий ликвидировала отношения купли-продажи при снабжении предприятий и ставила их в область административного регулирования. Продразверстка ликвидировала договорные отношения.
Сосредоточение экономической деятельности в промышленности и транспорте в руках единого хозяйственного субъекта — государства, принудительная поставка с/х продукции из деревни обусловили слабое регулирование государством обязательственных отношений. Вместо них, в условиях централизации много чаще действовали административно-правовые отношения.
В сфере наследственного права Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918г. были установлены ограничения в наследовании родственниками имущества трудовой собственности — размер которой не должен был превышать 10 тыс. руб., излишки отходили государству. Наследование собственности не признанной трудовой по закону и по завещанию не производилось. Это имущество становилось собственностью государства. Нетрудоспособные родственники по прямой линии получали из доли наследства средства в рамках социального обеспечения.
Существенно было урезано авторское и изобретательское право. Государство на основании декрета ВЦИК от 26.11.18 г. имело право национализировать произведения любого автора и изобретателя. Отменялась частная собственность на произведения и изобретения. Передача прав по наследству отменялась.
Право изобретателя защищалось авторским свидетельством, но не давало права собственности на изобретения (Декрет СНК от 30.07.1919 г. "Об изобретениях").
Таким образом, в период гражданской войны в сфере права наблюдалось сужение сферы гражданского регулирования за счет роста административных правоотношений.
Трудовое право
Трудовое право регулировало отношения, возникающие на основе всеобщей трудовой повинности на всех производствах, за исключением крестьянских хозяйств.
Декретом СНК от 29.10.17 г. был установлен 8-ми часовой рабочий день, а для лиц моложе 18 лет — 6-ти часовой.
С 01.11.17г. устанавливалось социальное страхование рабочих и служащих.
09.12.1918 г. был издан кодекс законов о труде, закрепивший вслед за Конституцией всеобщую трудовую повинность, нормы условий труда и продолжительность рабочего времени. Однако в условиях войны нормы КЗОТа неизменно не выдерживались. Сверхурочные работы были повсеместным явлением, уход с работы по собственному желанию был затруднен.
Методом осуществления трудовой повинности были трудовые мобилизации, практиковалась милитаризация производства, рабочие переводились на положение военнослужащих. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом СНК от 14.11.19 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. В 1920 г. был принят декрет "О борьбе с прогулами", предусматривающий обязательное возмещение прогульщиком рабочего времени.6
Несмотря на то, что в РСФСР была впервые осуществлена кодификация трудового права, оно не распространялось на подавляющую часть населения страны — крестьянство. 16 сентября 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
На основании этого акта осуществлялась обязательная государственная регистрация актов гражданского состояния (рождение, смерть, изменение фамилии). В городах эту деятельность осуществляли отделы ЗАГС, в сельской местности — исполкомы сельсоветов.
Регистрация брака в сельской местности не носила обязательного характера. Брачные отношения идентифицировались по факту совместного проживания и ведения общего хозяйства. Кодекс регулировал имущественные и личные неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, устанавливал порядок оформления опекунства, усыновления, лишения родительских прав.
Уголовное право — являлось одним из ведущих инструментов осуществления Советской властью классовой политики, подавления и физического истребления противников нового строя и бездействующих лиц, осуществлять задачи защиты создавшегося общественного и государственного строя РСФСР.7
Главной особенностью создавшегося советского уголовного права являлось понятие классовой природы преступления. Уголовное право заботилось не столько об интересах и безопасности личности, сколько об охране основ существовавшего социального порядка. Вследствие этого в уголовном праве доминировали виды ответственности за государственно-политические преступления, трактовавшиеся как действия или бездействие, направленное на ослабление мощи Советской власти, на подрыв завоеваний революции. Данные деяния квалифицировались как контрреволюционные и наказывались с повышенной суровостью.
Основными источниками уголовного права были первые декреты Советской власти и понятие революционной законности, которым В.И. Ленин призывал руководствоваться судей.
К источникам уголовного права так же относились8:
- Инструкция НКЮ от 19.12.1917 г. о революционном трибунале;
- постановление СНК о Красном терроре, вышедшее в августе 1918 г.;
- Декреты "О суде";
- руководящие начало по уголовному праву от 12.12.1919 г.
Нормы дореволюционного Уголовного Уложения использовались в тех случаях, когда они не противоречили нормам "революционной законности".
В соответствии с вышеизложенными актами квалифицировались виды преступлений. Деяния, направленные против существовавшего строя и порядка управления классифицировались как контрреволюционные. К ним относились — заговоры и мятежи, антисоветские выступления в печати, присвоение иными организациями функций Советской власти, измена Родине — вступление в контрреволюционные войска, шпионаж, диверсия, вредительство, теракты, саботаж. В соответствии с Декретом СНК "О Красном терроре" за одну лишь принадлежность к контрреволюционной организации или организации, объявленной в качестве таковой, виновные подлежали расстрелу.
Особо опасными преступлениями признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Предусматривалась ответственность и за должностные преступления — взяточничество, волокиту и прочее.
Из воинских преступлений наиболее тяжким видом признавалась измена военных специалистов. Уголовная ответственность предусматривалась и в случаях хищения или промотания военного имущества, мародерство, дезертирство и прочее.
Применялись в качестве санкции различные виды наказания — от денежного штрафа, высылки и общественного порицания, до объявления врагом народа, лишения свободы и высшей меры наказания. В ходе Красного террора судебная практика использовала все более суровые наказания, а практика внесудебных репрессий — главным образом расстрел.
Начало кодификации Советского уголовного законодательства было положено в Инструкции НКЮ от 12.12.19г. "О руководящих началах уголовного права РСФСР". Этот акт содержал нормы общей части уголовного права, и впоследствии явился основой Общей части Уголовного кодекса, принятого в 1922 году.9
В водной части давалась характеристика и основные принципы Советского уголовного права. В III-м разделе давались определения преступления и наказания. Само преступление классифицировалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемых законом. Данная трактовка давала весьма широкое понятие преступлению.
VI раздел инструкции был посвящен видам наказаний, которых предусматривалось 16 видов, начиная с расстрела и объявления вне закона и заканчивая "внушением" и общественным порицанием. Из лексикона времен Великой Французской революции в Уголовную практику РСФСР перешел и прочно в ней обосновался термин "враг народа". Классификация лица в данном качестве автоматически влекла за применение самых жестких мер наказания.
Впоследствии руководящие начала по уголовному праву без изменений были приняты на Украине, Белоруссии и в Закавказье.
В целом в Уголовном праве господствовали принципы этатизма, превалирования государственных интересов над личными, общественной собственности над частной и личной.
Становление советского процессуального права было связано с созданием советских судебных органов.
Обвиняемый имел право защиты, как в суде, так и на стадии предварительного следствия, однако на практике часто это право не осуществлялось, особенно в порядке внесудебных установлений.
Суд кассационной инстанции имел право отменить решение нижестоящего суда не только вследствие существенного нарушения процессуального порядка, но и в том случае, если считал, что обсуждаемое решение явно несправедливо. Такой же порядок действовал и в сфере уголовного порядка в отношении приговора нижестоящего суда.10 Тем не менее, законодательство продолжало носить одноклассовый характер и служило в первую очередь политическим целям Советского государства.
Итак, после Октябрьской революции развитие права было подчинено цели закрепления и углубления отношений, основанных на государственной собственности основных средств производства, на праве государства обратить в свою собственность любое имущество свыше установленного им предела.
Основу советского права составили нормативные акты, регулировавшие имущественные и личные неимущественные отношения. Упорядоченной кодификации законодательства в период гражданской войны не было.
Создание правоохранительных и репрессивных органов
Ноябрьский 1917 г. Декрет СНК — Декрет о суде N1 упразднил все дореволюционные судебные органы, прокуратуру, адвокатуру, институт судебных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды, состоящие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными советами. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично. Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Если вышестоящий суд установил неправильность проведенного следствия, нарушения процессуальных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного, дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания. В феврале 1918г. ВЦИК принял новый Декрет о суде N 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Из-за борьбы с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверия к старым юристам осенью 1918г. были ликвидированы окружные суды. В июле 1918г. СНК принял Декрет о суде N 3, далее расширявший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассматривали советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москве создавался Кассационный суд. В конце ноября 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде. Учреждалась единая форма суда -народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах. Члены коллегий были должностными лицами. Декрет о суде N 1 учреждал параллельно с местными судами особые суды "для борьбы контрреволюционных сил" — революционные трибуналы. Декрет о революционных трибуналах был принят СНК в мае 1918г., предписывал сохранение ревтрибуналов только в крупных центрах и их упразднение в иных местах. Кассационный отдел при ВЦИК рассматривал жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов (июнь 1918г). Положение о ревтрибуналах 1919г. закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы. Ускоренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии — все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам11.
К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. 7 декабря 1917г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской Чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. С марта 1918г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиции и конфискаций. "Положение о ВЧК и местных ЧК", утверждено ВЦИК в октябре 1918г. Члены ЧК назначались и отзывались исполкомами местных советов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК. В армии и флоте в конце 1918г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1918г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК. По окончании следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918г. до февраля 1919г., известный как период "красного террора". В феврале 1919г. право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам. На них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919г. при ВЧК создается Особый Революционный Трибунал. В мае 1920г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК. Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Местные управления милиции находились в двойном подчинении НКВД и местных исполкомов советов. При Главном управлении милиции создавалось Центральное управление уголовного розыска. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. В период гражданской войны для "изоляции враждебных элементов" создавались лагеря принудительных работ НКВД и ВЧК.
Итак, слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычаями.
Заключение
Стремительные перемены, которые были многочисленны, часто взаимно противоречивы и неожиданны, не позволяют дать нам окончательную и объективную оценку.
Конечно, перестройка всей системы права не могла быть моментальной, и в 1917-1918 гг. наряду с законами Советского государства действовали нормы старого права, которые постепенно теряли свою силу по мере становления нового законодательства.
После Октябрьской революции развитие права было подчинено цели закрепления и углубления отношений, основанных на государственной собственности основных средств производства, на праве государства обратить в свою собственность любое имущество свыше установленного им предела.
Вплоть до окончания гражданской войны Советское государство действовало в ситуации чрезвычайного положения. Ни целостной системы правовых норм, ни системы правоохранительных органов создано еще не было. При отсутствии установленных правовых норм практические вопросы решались или, исходя из старых норм, или опираясь на “революционное правосознание”, источником которого было классовое сознание (или даже “классовое чутье”). На деле это часто означало принятие решений под давлением обстоятельств, исходя из “революционной целесообразности”. В целом господствовал здравый смысл и общие культурные нормы, но все стороны многомерного конфликта, который разразился в России, многократно прибегали к крайним мерам и страшным эксцессам, свойственным всякой революции и гражданской войне.
Конституция закрепила важнейшие мероприятия Советского государства в области экономики: национализацию банков и земли; введение рабочего контроля как первого шага к национализации заводов и транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции. Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР.
Конституция наметила программные задачи на переходный период от капитализма к коммунизму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма.
Определенно можно сказать лишь одно: все, что происходит сегодня в сфере государственных и правовых преобразований, выросло на нашей исторической, традиционной почве. Государственно-правовое развитие России проделало долгий, трудный и прерывистый путь, придя в сегодняшнее состояние. Но разумеется, что и это не конечный пункт нашей истории. Сегодня мы лишь на одном из ее этапов.
История российского государства и права — только часть нашей Истории, она развивалась и развивается в контексте других, не менее сложных процессов — религиозной, политической, экономической, культурной истории. Поэтому и эта работа — фрагмент целого цикла исследований, трудов, учебных курсов, посвященных различным аспектам тысячелетней истории России.
Список используемой литературы.
- Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004.
- Абрамов А.В. и др. История России. Кн. 2 и 3. М., 1993.
- Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М., 1996.
- Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957.
- Попова А.В. Курс лекций: "История государства и права России"
- История государства и права СССР, ч.2 / Под ред. О.И. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. М., 1971.
- Конституция Российской федерации. М., 1995.
Актуальность избранной проблематики определяется возросшим интересом у исследователей к проблемам, связанным с историей советского государства на раннем этапе его существования. В начале XXI в. в России произошло изменение структуры и корректировка функций ряда государственных учреждений. Некоторые меры в этом направлении предпринимаются властью и сейчас. Данный процесс заставил ученых обратиться к истории создания и функционирования институтов государственной власти в Советском Союзе, в числе которых были органы народного и государственного контроля.
Проблема взаимоотношений государства и общества, которая сама по себе, несомненно, не является новой и ведет свою историю с момента появления первых государственных образований, на данный момент в России весьма актуальна. Это связано с происходящими в последнее время существенными изменениями в политической жизни страны, которые вызвали в адрес центральной власти и лично Президента РФ шквал критики. Суть обвинений заключается в том, что, по мнению некоторых политиков и общественных деятелей, Россия вновь становится на путь создания авторитарного государства. В данной связи изучение истории органов государственного контроля приобретает безусловную актуальность, поскольку, исследуя эту проблему, представляется возможным проследить последствия привлечения широких народных масс к государственной работе. Фактически, речь идет об изучении взаимодействия государства и общества в условиях становления новой политической системы.
Следует также отметить, что идеи контроля в современной российской науке и обществе в целом не потеряли актуальности и значимости. Роль государства в экономической жизни России всегда была достаточно велика. Поэтому от правильной организации деятельности контрольных органов напрямую зависит успех экономических преобразований, начатых в РФ еще в
4
1990-е гг. Следует отметить, что эта важнейшая задача до сих пор остается нерешенной.
Историография исследования достаточно обширна, поскольку формировалась в течение более чем восьмидесяти лет. Отметим, что история органов государственного контроля в РСФСР и СССР привлекала внимание многих исследователей. Причины этого коренятся, прежде всего, в том, что архивные материалы по данной проблематике даже в советское время оставались сравнительно доступными для ученых. Этого нельзя сказать о документах силовых структур, ВЧК-ОГПУ-НКВД, Прокуратуры и т.д. Изучая процесс становления и функционирования органов госконтроля, некоторые советские историки пытались восполнить тот недостаток в источниках, котор.чй имел место, когда дело касалось изучения истории Советского Союза в целом и силовых структур и правоохранительных органов в частности.
С целью придания анализу историографии проблемы большей системности, представляется необходимым условно разделить ее на три периода. Первый хронологически ограничивается 1920-серединой 1950 гг. Решения XX съезда КПСС и начавшийся период «оттепели» во многом изменили ситуацию в исторической науке, позволив ученым скорректировать трактовку некоторых проблем отечественной истории. Изучаемый вопрос не был исключением.
В 1920-1940-х гг. были опубликованы первые работы, посвященные деятельности органов советского контроля. Они носили в основном описательный характер (информация о деятельности отдельных структур РКИ, воспоминания о работе в органах контроля, статьи, выпущенные к юбилейным датам). Литература этого времени предназначалась для широкого круга читателей, поэтому уровень теоретических обобщений в трудах этого периода был не высок. Отметим, что публикации 1920-х гг. отражали официальную позицию партии по изучаемому вопросу.
1 Грингауз Ш. С. К вопросу об уголовном праве и правотворчестве масс в 1917 и 1918 гг. — «Советское государство и право»,. 1940, № 3
2 Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М., 1996.
3 Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996.
4 Попова А.В. Курс лекций: "История государства и права России"
5 Попова А.В. Курс лекций: "История государства и права России"
6 Абрамов А.В. и др. История России. Кн. 2 и 3. М., 1993.
7 Словарь-справочник по праву / Составитель А.Ф. Никитина. М., 1995.
8 История государства и права СССР, ч.2 / Под ред. О.И. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. М., 1971.
9 Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М., 1996.
10 Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957.
11 Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004.