Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Организация городского пространства4
1.1.Основные формы организации городского пространства4
1.2. Историческое ядро города9
1.3. Центральная зона города10
1.4. Внешняя зона10
1.5. Пригородная зона10
Глава 2. Форма организации пространства российских городов11
2.1. Основные принципы организации пространства российских городов11
2.2. Формы организации пространства Москвы11
2.3. Формы организации пространства Новосибирска15
Глава 3. Совершенствование городского пространства18
Заключение20
Список использованных источников21
Выдержка из текста работы
Ночное освещение города в наши дни — неотъемлемый элемент функциональной организации среды обитания современного человека. Правильно спроектированное освещение площадей и улиц — это не только комфорт и безопасность людей в темное время суток, но и мощный инструмент в руках архитектора, позволяющий моделировать городское пространство. Ночное освещение является основным фактором, формирующим облик города в ночное время.
В мировой архитектурной практике светом владеют в совершенстве и его используют архитекторы в своем творчестве как полноценный инструмент. Исследуя психофизическое воздействие света на человека, разрабатываются концепции освещения, проводится большая работа по применению светового оборудования, спектр выбора которого огромен.
Образцами для подражания в создании ночного освещения являются крупнейшие мегаполисы и столицы: Нью-Йорк, Лондон, Рим, Барселона, Париж, Москва. Хочу предложить просмотреть наиболее интересные с нашей точки зрения примеры освещения некоторых названных столиц. Они активно используют самые различные виды ночного освещения (уличное, витринное, архитектурно-художественное), решая не только социальные проблемы городов, но и развивая туристический бизнес. В связи с наметившимся активным экономическим и культурным развитием Астрахани, где туризм призван сыграть немаловажную роль, мы видим определенные возможности в создании комплексного подхода к ночному освещению города.
Для реализации данного направления в первую очередь необходимо изучить и проанализировать ситуацию с ночным освещением г. Астрахань.
В данной реферативной работе я приведу результаты небольшого исследования по использованию таких видов ночного освещения, как освещение основных транспортных направлений, освещение набережных города, освещение административных зданий и памятников архитектуры.
Глава1. Освещение транспортных магистралей в г. Астрахань
Для системного анализа освещения Астрахани мы рассмотрим общие положения по вопросу освещения транспортных магистралей.
Приоритетное направление в организации освещения проезжих частей улиц — обеспечение безопасности на дороге. В данном случае светотехническими средствами решаются следующие задачи:
·достижение уровня освещенности, необходимого для достоверного и своевременного восприятия дорожной ситуации;
·обеспечение равномерности освещения;
·обеспечение допустимого уровня прямой и отраженной блескости;
·обеспечение необходимых спектральных характеристик источников света
·обозначение направления движения транспорта и пешеходов.
Помимо перечисленных общих принципов, в процессе организации системы освещения транспортных магистралей необходимо учитывать особенности различных дорожных ситуаций.
В том случае, когда осветительное устройство располагается на уровне глаз, необходимо избегать ослепления пешехода и водителя.
Учитывая увеличение числа любителей езды на велосипедах, самокатах и роликовых коньках в городах, важно, чтобы освещение позволяло отчетливо различать мельчайшие препятствия на дороге: незначительные дефекты в дорожном покрытии, камни, ветки, мусор — все то, что может привести к травме владельцев этих специфических транспортных средств. Следует помнить и то, что, по сравнению с водителями быстроходного транспорта, пешеходы перемещаются гораздо медленнее, что создает более благоприятные условия для адаптации зрения при резком изменении яркости и снижает вероятность аварийной ситуации.
И так приступим к анализу освещения основных магистралей в г. Астрахань.
Для отражения ситуации по данному вопросу в г. Астрахань, мною была разработана следующая схема:
На ней отражены основные внутригородские транспортные магистрали. И по степени освещенности были поделены на следующие условные категории:
Зеленные магистрали.
Эти транспортные пути города в полной мере отвечают вышеперечисленным требованиям. Имеют хорошую равномерную освещенность.
Желтые и оранжевые магистрали.
Данный вид магистралей имеет неравномерность освещения в большей или меньшей степени. Некоторые участки данных магистралей имеют изношенное светотехническое оборудование.
Красные магистрали
Этот тип магистралей имеет самую низкую оценку освещенности. Так как на некоторых участках дорог освещение отсутствует вовсе, а там где оно есть не отвечает заявленным требованиям.
Проанализировав данную схему можно понять, что в Астрахани еще достаточно проблем с освещением основных магистралей. Еще немаловажной проблемой является несанкционированное размещение рекламных щитов с яркой подсветкой. Что может привести к увеличению ДТП на данных участках.
Для решения данных проблем предлагается разработать ряд мероприятий, направленных на улучшение, сложившейся на данный момент ситуации:
координировать работу проектировщика
транспортных сетей города
При разработке проектной документации производить необходимые расчеты освещенности
Регулярно проверять состояние осветительных приборов в процессе эксплуатации
Выделять дополнительные денежные ресурсы на
проведение профилактических мероприятий
Следить за несанкционированным размещением
рекламных щитов вдоль основных магистралей города.
При выполнении данных требований освещение основных магистралей г. Астрахань выйдет на более качественный уровень.
Следует отметить, что определенные шаги в данном направлении уже предприняты администрацией города.
Решить проблему освещения города в ночное время призвана городская целевая программа, которую утвердили в феврале 2008г. депутаты Гордумы. В настоящее время сети наружного освещения изношены, технология их управления и принципов работы устарела.
Принятая программа рассчитана на 2008-2012 годы. Впервые мэрией решено применить комплексный подход к решению этой важной проблемы. Через пять лет в Астрахани не должно остаться ни одной не освещенной улицы.
«Ежегодно из городского бюджета на капитальный ремонт городского освещения мы планируем выделять около 440 млн. рублей, — отметил мэр Астрахани Сергей Боженов. — Модернизацию сетей мы проводили с 2005 года, в основном реагируя на обращения жителей. В программе же ни один микрорайон, ни одна улица не останется без внимания».
Сети наружного освещения города построены более 40 лет назад и работают сверх нормативного срока более 20 лет, поэтому большую часть своего ресурса выработало. На 480 улицах до сих пор нет освещения. За пять лет из городского бюджета на программу будет выделено 2 млрд. 220 млн. рублей. Программа разбита на 4 важные подпрограммы — модернизация сетей Правобережья, модернизация сетей Левобережья, модернизация сетей школ и детских садов, модернизация сетей лечебных учреждений.
Нашли отражение и такие важные моменты как замена устаревших линий с оголенными проводами на безопасные и долговечные линии с изолированными проводами. Сами же светильники заменяются на современные, которые дают лучшую освещенность при меньшем потреблении электроэнергии (старые были мощностью 400 ВТ, новые 250 ВТ). Уже определены планы на 2008 год. Дорожные работы с перспективой реконструкции уличного освещения начаты по 12и улицам — Свердлова, Адмиралтейская, Академика Королева, Пирогова, Адм. Нахимова, С. Перовской, Савушкина, Анри Барбюса, Яблочкова, Белгородская, Набережная реки Волги, Боевая.
Так же МУП «Горсвет» приступил к монтажу системы дистанционного управления городских сетей, которая позволяет в автоматическом режиме анализировать техническое состояние сетей и определять адреса, где требуется вмешательство специалистов. Такие пункты уже установлены на улицах Маркина, Коммунистическая, Комсомольской набережной. В этом году пункты питания планируется заменить на улицах Ульянова, Украинская, Комарова, Бабаевского, поселке Войково.
Администрация Астрахани также ведет переговоры с инвесторами из Москвы и Чехии, которые готовы вкладывать деньги в освещение города.
освещение магистраль транспортный
Глава 2. Освещение жилых районов и пешеходных зон г. Астрахань
Для общего представления об освещении жилых районов, мы рассмотрим основы проектирования освещения в жилых районах.
В жилых районах, где наряду с пешеходными зонами имеется развитая транспортная сеть, наружное освещение в темное время суток должно выполнять следующие функции:
·обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов;
·обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов;
·беспрепятственная ориентация на местности;
·создание визуального и психологического комфорта и придание архитектурной среде дополнительных аспектов визуального восприятия.
Ориентация в жилой зоне подразумевает возможность хорошо различать здания, инженерно-технические сооружения, направления движения и другие составляющие окружающей обстановки. Столь же важна правильная организация световых акцентов, оптимизирующих восприятие различной графической информации: транспарантов, вывесок с названиями улиц, нумерацией домов и т. д.
В темное время суток повышается вероятность противоправных действий. Следовательно, при организации освещения жилых районов необходимо учитывать криминогенную ситуацию. Ночное освещение должно обеспечивать возможность различать лица приближающихся людей на расстоянии, позволяющем избежать нежелательного контакта или принять меры необходимой самообороны. Исследования психологов показали, что человек ощущает себя достаточно уверенно, если расстояние до объекта, являющегося потенциальным источником агрессии — не менее 4 метров. Статистические исследования европейских компаний-производителей светотехнической продукции выявили интересную закономерность: с увеличением уровня освещенности в городских районах отмечается спад мелких уличных преступлений. Важное место здесь занимает охранное освещение. Вне зависимости от функционального назначения, наружное освещение должно быть комфортным и не допускать ослепление наблюдателя. Во всех случаях необходимо принимать меры, исключающие попадание направленного света в окна жилых домов и квартир. Это может привести к нежелательному влиянию наружного освещения на световую обстановку в помещениях. Поэтому следует избегать установки светильника вблизи жилого здания. При невозможности выполнения этого условия нужно применять экранирующие устройства или приборы с направленным распределением светового потока. Немаловажный фактор, определяющий комфортность световой среды — окрашенность светового потока. Поэтому при выборе осветительного прибора следует обращать внимание на тип используемых ламп, который определяет их цветовую температуру и спектральные характеристики.
Для жилых и пешеходных зон сейчас имеется значительный выбор светильников различного устройства и характера светораспределения. При естественном дневном освещении важнейшим качеством является дизайн прибора и варианты его сочетаемости с окружающей архитектурной ситуацией. Значительные возможности предоставляет проектировщикам принцип открытой установки светильников в современных общественных центрах. При таком способе размещения осветительного оборудования, оно может быть осмыслено как значимая архитектурная доминанта, активно организующая предметно-пространственную среду.
С наступлением темноты преобладающими становятся светотехнические параметры светильника: размеры и светораспределение. Именно эти показатели определяют количество и схему расположения приборов на освещаемой территории. В жилых зонах пользуются четырьмя способами установки приборов: на вертикальных опорах или подвесах, на фасадах зданий, на несущих тросах, а также непосредственно на земле.
Самый распространенный способ размещения осветительного оборудования в жилых зонах — установка на вертикальных стойках, когда светильник венчает опору или подвешен к ней на кронштейне. Высота установок колеблется от 3 до 8 метров. Обычно такие светильники используются для освещения пешеходных дорожек и примыкающего к ним пространства.
Останавливаясь на разговоре об Астрахани, следует отметить:
С градостроительной точки зрения Астрахань представляет собой исторический (административный)центр, окруженный жилой застройкой средней этажности. Немалый процент жилой застройки представлен частным сектором.
Исходя из этих факторов, следует отметить, что многие жилые районы города остаются без должного ночного освещения.
Это районы: военный городок, район правобережной больницы,
пос. Казачий, и многие др.
Отсутствие необходимого освещения жилых районов города может привести в ухудшению криминогенной обстановки, повышенной травмоопастности, вандализма.
Оснащая жилые районы дополнительным освещением не нужно забывать о эстетической составляющей. Все осветительные приборы должны быть в единой стилистике с окружающей застройкой.
Немаловажную роль для городского пространства Астрахани играют набережные и , входящие в них рекреационные зоны.
В Астрахани широко распространенно освещение пешеходных и транспортных мостов декоративной прожекторной подсветкой.
Дополняет образ набережных спроектированные архитекторами, специально для нашего города, фонари, имеющие гармоничные пропорции и богатое декоративное убранство.
2.1Архитектурное освещение
Трудно переоценить значение освещения в процессе восприятия и оценки эстетических качеств архитектуры. В течение светового дня визуальная структура здания определяется направлением прямого солнечного или рассеянного света. Результатом становится непрерывная игра света и тени, подчеркивающая пластическую динамику объемов архитектурного сооружения. Будучи продуктом тщательного анализа естественных световых явлений и глубокого понимания замысла архитектора, грамотно спроектированная система освещения позволяет выявить наиболее значимые элементы постройки для расстановки правильных световых акцентов. Вместе с тем, освещение архитектурных объектов в ночное время увеличивает продолжительность их экспонирования, позволяя даже в условиях ограниченной видимости воспринимать архитектурную ткань города. Таким образом, искусственный свет активно формирует новую эстетически значимую компоненту визуальной структуры городской среды. Примером объемного декоративного освещения архитектурного объекта может служить подсветка Храма Христа Спасителя в столице. В данном случае использована мачтовая схема размещения осветительных приборов. Основой подсветки Храма стали четыре прожекторные батареи, расположенные вокруг по сторонам света. Оборудование было предоставлено фирмой Siteco (светотехнический департамент концерна Siemens).
При разработке вечернего светового образа объекта возможны два принципиально разных направления творческого поиска: подобие его "дневному" образу или создание специфического ночного, декоративно-театрализованного "контробраза", не имеющего прямых зрительных аналогов в условиях природного освещения и обладающего собственными выразительными качествами.
Для памятников архитектуры, истории, культуры и монументального искусства, зрительные стереотипы которых уже сложились в сознании, более естественен первый путь. Примером может служить архитектурное освещение Московского Кремля, монастырей, православных церквей.
Для современных сооружений творчески продуктивен второй (Новый Андреевский мост. Бизнес-центр на Красной Пресне).
Благодаря архитектурному освещению столицы, которое успешно осуществляется в рамках генеральной схемы светового оформления города, утвержденной Постановлением Правительства Москвы 02.08.94 г. №644, вечером зрительно восстанавливается характерный "колючий" силуэт старой Москвы освещением кремлевских сооружений и "сталинских" высотных зданий, возрождаемых монастырей и храмов с ажурным рисунком их завершений, шатров и шпилей, куполов и гребней, когда-то господствующих в видовых панорамах на фоне древнего неба, а ныне потерявшихся в массе застроек. Реализация концептуальных архитектурных идей сопровождается творческой разработкой и внедрением новых приемов и средств освещения. На смену ранее господствовавшему приему одноцветового заливающего света пришли комбинации различных приемов освещения, позволяющие более эффектно выявить архитектурную форму, акцентировать внимание на главных элементах композиции и пластически выразительных деталях, достичь художественной образности даже на современных геометризированных зданиях
Примерами могут служить освещенные здания цирка на проспекте Вернадского, основных спортсооружений в Лужниках и Дворца молодежи на Комсомольском проспекте.
Однако есть и другая причина, в силу которой декоративному наружному свету следует уделять повышенное внимание. Сегодня внешнее искусственное освещение является неотъемлемой частью информативно-имиджевой системы общественных объектов, деятельность которых ориентирована на вечерние и ночные часы. Будучи мощным выразительным средством рекламы и светового дизайна, наружное освещение развлекательных заведений или торговых центров имеет очевидную коммерческую направленность. В такой ситуации важно соблюсти разумную достаточность и подходить к оценке возможностей декоративного света с позиции эстетически оправданной функции. Это особенно актуально там, где доминирует историческая застройка
Заключение
В заключении отметим, что во-первых, ночное освещение в г. Астрахань находится на стадии развития, которая отвечает современным технологическим и эстетическим требованиям; во-вторых, ночное освещение получает наибольшее распространение в общепризнанных культурных центрах города; в-третьих, в ходе исследования мы обратили внимание, что пока не определена общая концепция для развития ночного освещения г. Астрахань.
Список литературы
1Периодическое издание «Архитектура и строительство», № 1, 2004
Периодическое издание «Технологии строительства», №1(12), 2001
Ресурсы интернета (www.stroi-baza.ru)
Периодическое издание «Light Design», август 2008
СНиП 2.07.01-89. Градостроительство
6Roger Narboni. Lighting the Landscape. Basel-Berlin-Boston: Birkhauser, 2004
Периодическое издание «iLLUMINATOR», №5 (19), 2005
Периодическое издание «Потребитель», № 19,2004
9Концепция развития национальных отраслей экономики России <http://www.kvest.com/book.asp?tvr_code=%27255723%27>, Астрахань, 92 с. 2008
Астрахань историческая, Татар. Издат., 2005