Содержание
Содержание
Введение..3
1. Система обязательного медицинского страхования…4
1.1 Характерные черты обязательного медицинского страхования……….4
1.2 Договор и полис обязательного медицинского страхования9
2. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации……15
2.1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования………15
2.2 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования….20
2.3. Фонды обязательного медицинского страхования в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации…24
Заключение…..31
Список литературы34
Выдержка из текста работы
Важным элементом социальной защиты граждан является право граждан на бесплатную медицинскую помощь, которая предоставляется в рамках утвержденной Правительством РФ Программы государственных гарантий.
В России существует единая система обязательного медицинского страхования, которая является составной частью государственного социального страхования. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи, обеспечение финансирования профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи за счет специально накапливаемых средств для этих целей.
Все граждане РФ имеют равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предусматриваемой за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в объеме, качестве и на условиях, соответствующих базовой и территориальным программам ОМС, в соответствии с Федеральным законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ».
Цель организации обязательного медицинского страхования (ОМС) состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за их счет медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленной основе и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС можно рассматривать с двух точек зрения:
• составляющая часть системы государственной социальной защиты (наряду с пенсионным, социальным и другими формами страхования);
• финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетному ассигнованию денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.
Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.
По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.
В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.
Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Фонд обязательного медицинского страхования играет здесь особую роль.
Очевидно, что сегодня особенно актуальной является детальное исследование проблем развития ФОМС в Российской Федерации. Важно рассмотреть исторические особенности развития фонда, его современное состояние, структуру доходов и расходов, зарубежный опыт в данной сфере и перспективы развития ОМС в России, что и станет целью данной работы.
Глава 1. Сущность и значение фондов обязательного медицинского страхования
1.1 Понятие обязательного медицинского страхование (ОМС), его сущность и значение
Как известно, Россия в последние годы десятилетие переживает настоящий реформаторский бум: в той или иной степени успешно реформируются многие сферы деятельности — судебная реформа, военная реформа, реформа системы пенсионного обеспечения. Здравоохранение не стало исключением. Самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошёл переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права………………
Заключение
Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Он был учрежден в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в действие в полном объеме с 1 января 1993 г. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ.
Финансовые средства Федерального фонда ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Министерства здравоохранения РФ. В соответствии с ним граждане России бесплатно пользуются, например, услугами скорой и неотложной помощи при плановой госпитализации.
Для всех плательщиков ЕСН, как работодателей, так и неработодателей, установлена единая базовая ставка в размере 3,6% в части суммы, зачисляемой в ФОМС, из них 0,2% перечисляются в Федеральный ФОМС; 3,4% — в территориальные ФОМС. Исключение составляют налогоплательщики — товаропроизводители и родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяющие ставку 2,6% (0,1% — в Федеральный ФОМС и 2,5% — в территориальные ФОМС).
Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется путем предоставления денежных средств Федерального ФОМС бюджету территориального фонда на безвозмездной и безвозвратной основе (субвенции) на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае отсутствия на счете Федерального ФОМС достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования для предоставления субвенций привлекаются ресурсы нормированного страхового запаса Фонда. Принятие решения о предоставлении территориальному ФОМС субвенции осуществляется Комиссией Федерального ФОМС при условии соблюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность территориального фонда.
Налогоплательщики имеют право на ряд социальных налоговых вычетов. Перечни лекарственных средств, медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, суммы оплаты которых за счет средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утверждены Правительством РФ.
Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Существенной проблемой для всех внебюджетных фондов является отсутствие эффективного контроля за поступлением и расходованием средств фондов. Одной из причин этого, особенно для Пенсионного фонда, является существенное запаздывание при их утверждении.
В целом, система обязательного медицинского страхования в России нуждается в дальнейшем развитии и реформировании. Здесь важно оптимизировать нормативно-правовую базу функционирования системы ОМС. Важно использовать зарубежный опыт организации обязательного медицинского страхования. В то же время, очевидно, что необходимо параллельно с ОМС активно развивать систему добровольного медицинского страхования (ДМС) населения России, которая значительно отстает от зарубежных аналогов.
Литература:
1. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. № 4807-1
2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год»
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 N 189-ФЗ
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ
6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ
7. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.98 г. № 126-ФЗ
8. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. № 2118-1
9. Александров И.М., Бюджетная система Российской Федерации. М., 2006
10. Амбарцумова В.А., Артюхович Д.В., Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации, Ставрополь., 2003
11. Бабич А.М., Павлова М.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 2005
12. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ, М., 2002
13. Горегляд В.П. Перспективы и тенденции развития бюджетной системы Российской Федерации. М.., 2002
14. Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. — М.., 2002
15. Дадашев А. З., Финансовая система России, М., 1997
16. Нешитой А.С., Бюджетная система Российской Федерации. М., 2005
17. Погорелецкий А. И., Экономика зарубежных стран, М., 2000
18. Россия в мировой экономике, М., 2003
19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. Л.А. Дробозиной, М., 2003
20. Основы рыночной экономики, толковый словарь, М., 2002
21. Родионова В.М. Современный этап реформирования бюджетной системы России // Вестник ФА, № 7 2003 г.
22. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. 2002. N 4.
23. www.budgetrf.ru